СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Афанасьевич Булгаков История создания романа «Мастер и Маргарита». Нечистая сила в романе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Михаил Афанасьевич Булгаков История создания романа «Мастер и Маргарита». Нечистая сила в романе.»

Добрый день, уважаемые студенты!

Все задания необходимо выполнять и отправлять мне, Сиденко Наталье Вячеславовне, на вацап ( 89614471137) или электронную почту: natali0906s@bk.ru

Внимательно изучите алгоритм выполнения заданий

модуля

Этапы

урока

Ход урока

Методические указания

Модуль 1

Организационный




Цель: учись готовить рабочее место. Это поможет тебе быстро включиться в деловой ритм, не отвлекаться на уроке, экономно расходовать время.

Береги каждую минуту!


Включи компьютер, проверь

e-mail Подготовь учебник, тетрадь, ручку, карандаш.

Модуль 2

Проверка выполнения задания

Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения студентами задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.

А. Самоконтроль.

1. Сверь выполненное задание с записью , высланной на электронную почту

2. Исправь ошибки, если они есть.

3. Оцени свою работу.

В. Отправить выполненную работу по электронной почте преподавателю


Вывод: Коррекция пробелов ЗУН учащегося с вовлечением самого студента «само» (Какие ошибки допущены. Почему?)




Преподаватель отправляет студентам работу на сайте



Студент отправляет преподавателю выполненную работу по e-mail или вацап

Литература урок 82-83

Внимательно изучите лекционный материал, если что-то не понятно звоните или пишите, затем выполните упражнения и отправьте мне

ТЕМА: Михаил Афанасьевич Булгаков
История создания романа «Мастер и Маргарита». Нечистая сила в романе.

Ро­ман «Мас­тер и Мар­га­рита», на­зывав­шийся пер­во­начально «Чер­ный маг», за­тем «Ко­пыто ин­же­нера», Бул­га­ков за­думал и на­чал пи­сать, по-ви­димо­му, зи­мой 1928—1929 го­дов. За три не­дели до смер­ти, в фев­ра­ле 1940 го­да, он дик­то­вал же­не пос­ледние встав­ки в ро­ман, став­ший глав­ной кни­гой его жиз­ни. «Мас­тер и Мар­га­рита» соз­да­вал­ся бо­лее де­сяти лет. Ми­ха­ил Афа­насьевич на­дол­го ос­тавлял его и вновь об­ра­щал­ся к на­писан­но­му, ис­прав­лял и пе­реде­лывал. Это был для не­го ро­ман-за­веща­ние, сре­дото­чие все­го са­мого важ­но­го в жиз­ни.

Ро­ман «Мас­тер и Мар­га­рита» сос­то­ит из двух час­тей, ко­торые объеди­нены по прин­ци­пу «ро­ман в ро­мане». Они на­ходят­ся в слож­ных от­но­шени­ях со­пос­тавле­ния, но в це­лом соз­да­ют ху­дожес­твен­ное прос­транс­тво, ко­торое поз­во­ля­ет го­ворить о «Мас­те­ре и Мар­га­рите» как о ро­мане фи­лософ­ском, в ко­тором речь идет о проб­ле­мах не только и не столько со­ци­альных, сколько об об­ще­чело­вечес­ких. Ро­ман, на­писан­ный Мас­те­ром о Пон­тии Пи­лате, за­нима­ет зна­чительно меньше мес­та, чем ро­ман о сов­ре­мен­ной ав­то­ру Мос­кве, но при этом он оп­ре­деля­ет со­дер­жа­ние все­го про­из­ве­дения.

«Ро­ман в ро­мане». Не­обыч­на ком­по­зиция ро­мана «Мас­тер и Мар­га­рита» — ро­ман о Пон­тии Пи­лате, «ро­ман в ро­мане», вво­дит­ся в текст не од­ним кус­ком, а «рас­сы­па­ет­ся» по тек­сту, и че­тыре его час­ти вклю­чены в по­вес­тво­вание раз­ны­ми спо­соба­ми. Это рас­сказ Во­лан­да на Пат­ри­ар­ших пру­дах, ко­торый выс­лу­шива­ют Бер­ли­оз и Иван Без­домный; сон Ива­на Без­домно­го; гла­вы из ру­копи­си Мас­те­ра, ко­торые чи­та­ет Мар­га­рита. Кро­ме то­го, пер­со­нажи раз­ных час­тей пе­ресе­ка­ют­ся в зак­лю­чительных гла­вах: Ле­вий Мат­вей по­сеща­ет Во­лан­да, что­бы поп­ро­сить за Мас­те­ра; Мас­тер, Мар­га­рита, Во­ланд и дру­гие встре­ча­ют­ся с Пон­ти­ем Пи­латом.

Хо­тя ро­ман Мас­те­ра наз­ван ро­маном о Пон­тии Пи­лате, его глав­ный ге­рой — И­ешуа Га-Ноц­ри. Имен­но этот че­ловек зас­та­вил про­кура­тора И­удеи Пон­тия Пи­лата из­ме­нить свою жизнь. И­ешуа — че­ловек па­радок­сальный, ко­торый ут­вер­жда­ет, что «злых лю­дей нет на све­те». У не­го есть все ос­но­вания не­нави­деть лю­дей, пре­да­ющих его, как И­уда, или му­ча­ющих, как кен­ту­ри­он Марк, но он в них ве­рит.

Нравс­твен­ная про­поведь И­ешуа — глав­ная фи­лософ­ская идея ро­мана. И­ешуа выс­ту­па­ет в ро­ли бе­зуп­речно­го мо­рально­го об­разца. Нес­лу­чайно М.А.Бул­га­ков при­бега­ет к об­ра­зам Свя­щен­но­го Пи­сания. Он об­ра­ща­ет­ся к ти­пам, ко­торые ста­ли об­разца­ми пре­да­тельства (И­уда), прес­тупно­го ма­лоду­шия (Пон­тий Пи­лат) и, ко­неч­но, че­лове­колю­бия (И­ешуа Га-Ноц­ри). На­рочи­тая сни­жен­ность име­ни И­ешуа по срав­не­нию с бла­гоз­вучным биб­лейским И­ису­сом не слу­чайна. Это об­раз не бо­га, а че­лове­ка, дос­тигше­го вер­ши­ны.

И­ешуа по­гиба­ет, по­тому что его про­поведь не мо­жет найти от­ра­жение в жиз­ни, че­лове­чес­тво к ней не го­тово. Од­на­ко стол­кно­вение с бро­дячим фи­лосо­фом про­из­ве­ло пе­рево­рот в ду­ше Пон­тия Пи­лата. Жес­то­кость это­го че­лове­ка об­ще­из­вес­тна, жизнь ему про­тив­на, но пос­то­ян­но му­ча­ющая его миг­рень яв­ля­ет­ся по­каза­телем то­го, что в глу­бине ду­ши он по­нима­ет не­совер­шенс­тво сво­ей жиз­ни. Встре­ча с И­ешуа при­водит его к по­нима­нию вер­ности про­пове­ди фи­лосо­фа, но жиз­ненные ус­ло­вия ока­зыва­ют­ся сильнее. Мо­жет быть, ав­тор наз­вал про­из­ве­дение «ро­маном о Пон­тии Пи­лате» по­тому, что жизнь это­го че­лове­ка — при­мер ком­про­мис­са с со­вестью, ко­торый ста­новит­ся са­мым страш­ным на­каза­ни­ем.

Во­об­ще М.А.Бул­га­ков пос­то­ян­но под­черки­ва­ет, что ко­му мно­го да­но, с то­го мно­го и спро­сит­ся. И­уда со­вер­ша­ет свое пре­да­тельство не­осоз­нанно, по­это­му и на­каза­ние его ме­нее му­чительно, чем на­каза­ние Пон­тия Пи­лата.

Н.Н.Ге. Что есть истина? (1890)

Ро­ман о Мас­те­ре. Мос­ков­ские гла­вы ро­мана на пер­вый взгляд сов­сем о дру­гом, не­жели гла­вы ер­ша­ла­им­ские. Но у И­ешуа Га-Ноц­ри есть «двойник» в мос­ков­ских гла­вах — Мас­тер. Он по­яв­ля­ет­ся только в три­над­ца­той гла­ве и вов­се не ста­новит­ся цен­тральным ге­ро­ем ро­мана, но этот об­раз очень зна­чим для ав­то­ра. Сло­во «Мас­тер» по­яв­ля­ет­ся в ре­чи са­мого ге­роя и за­меня­ет со­бой сло­во «пи­сатель», по­тому что сло­во «пи­сатель» ском­про­мети­рова­но чле­нами МАС­СО­ЛИТа. Мас­тер — это в пер­вую оче­редь че­ловек, уме­ющий де­лать что-ли­бо пре­вос­ходно.

В прос­транс­тве ро­мана Мас­тер су­щес­тву­ет обо­соб­ленно. Сце­ны, свя­зан­ные с ним, на­писа­ны да­же дру­гим язы­ком по срав­не­нию со сце­нами о мос­ков­ских обы­вате­лях. Мар­га­рита лю­бит его, по­тому что это осо­бен­ный че­ловек, спо­соб­ный де­лать то, че­го не мо­гут де­лать дру­гие. Но Мас­тер ока­зыва­ет­ся слаб, не спо­собен про­тивос­то­ять на­тис­ку ок­ру­жа­юще­го ми­ра. В от­ли­чие от И­ешуа Га-Ноц­ри он не го­тов бо­роться до кон­ца, хо­чет от­ка­заться от сво­их прин­ци­пов, от твор­чес­тва. За Мас­те­ром нет ви­ны, по­это­му его те­ма в ро­мане — это не те­ма ис­купле­ния, но он «не зас­лу­жил све­та, он зас­лу­жил по­кой».

Во­ланд и его сви­та. Мос­ков­ские гла­вы ро­мана свя­заны преж­де все­го с об­ра­зом Во­лан­да, по­сетив­ше­го Мос­кву со сво­его ро­да ре­визи­ей. Поч­ти все сце­ны, свя­зан­ные с опи­сани­ем жиз­ни Мос­квы, пред­став­ля­ют со­бой стол­кно­вение сви­ты Во­лан­да с оби­тате­лями сто­лицы. Все эти эпи­зоды стро­ят­ся по од­ной мо­дели: встре­ча — ис­пы­тание — ра­зоб­ла­чение — на­каза­ние. Но это на­каза­ние не яв­ля­ет­ся окон­ча­тельным, пос­ле ис­чезно­вения Во­лан­да все его жер­твы воз­вра­ща­ют­ся к при­выч­но­му об­ра­зу жиз­ни, хо­тя и сох­ра­ня­ют на всю жизнь ужас в глу­бине ду­ши. Смертью в ро­мане на­каза­ны только Бер­ли­оз и ба­рон Майгель, по­тому что их роль в ми­ре зла нам­но­го зна­чительнее, чем роль дру­гих пер­со­нажей. Эти лю­ди соз­на­тельно фор­ми­ру­ют об­щес­твен­ную жизнь, хо­тя и по­нима­ют всю аб­сур­дность про­ис­хо­дяще­го. Бо­лее все­го от­ветс­твен­ны те, кто яв­ля­ет­ся иде­оло­гами.

Во­ланд пы­та­ет­ся про­яс­нить для се­бя, вер­но ли то, что в со­вет­ской Рос­сии по­явил­ся «но­вый че­ловек», т.е. лю­ди из­ме­нились внут­ренне. Собс­твен­но, имен­но это и ин­те­ресу­ет его в стол­кно­вени­ях с мос­ков­ски­ми жи­теля­ми. Ито­говый эк­спе­римент Во­ланд про­водит во вре­мя се­ан­са чер­ной ма­гии в те­ат­ре Варьете. Пуб­ли­ка ждет от не­го фо­кусов и раз­вле­чений. Об обе­щан­ном ра­зоб­ла­чении чер­ной ма­гии все за­быва­ют, но ра­зоб­ла­чение все же про­ис­хо­дит — мос­кви­чи ра­зоб­ла­ча­ют са­ми се­бя.

Во­ланд го­ворит о мос­кви­чах: «Ну что же… они — лю­ди как лю­ди. Лю­бят деньги, но ведь это всег­да бы­ло… Че­лове­чес­тво лю­бит деньги, из че­го бы те ни бы­ли сде­ланы, из бу­маги ли, из брон­зы или зо­лота. Ну, лег­ко­мыс­ленны… ну, что ж… и ми­лосер­дие иног­да сту­чит­ся в их сер­дца… обык­но­вен­ные лю­ди… в об­щем, на­поми­на­ют преж­них… квар­тирный воп­рос только ис­портил их…»

Во­ланд у Бул­га­кова не иг­ра­ет тра­дици­он­ной для об­ра­за са­таны ро­ли ис­ку­сите­ля че­лове­чес­ких душ. Он на­казы­ва­ет лишь за то, что зас­лу­жива­ет на­каза­ния, и спо­собен на бес­ко­рыс­тное учас­тие в судьбе Мас­те­ра и Мар­га­риты.

Домашнее задание письменно читаем роман и отвечаем на вопросы.

  1. Про­ана­лизи­руйте лю­бой из эпи­зодов стол­кно­вения Во­лан­да и его сви­ты с оби­тате­лями Мос­квы. Оп­ре­дели­те в эпи­зоде тра­дици­он­ные час­ти: встре­ча — ис­пы­тание — ра­зоб­ла­чение — на­каза­ние. За что на­казан ге­рой? Адек­ватно ли на­каза­ние ви­не?

  2. М.А.Бул­га­ков на­зывал се­бя «мис­ти­чес­ким пи­сате­лем». Ка­кие чу­деса со­вер­ша­ют­ся в ро­мане «тем­ной си­лой», сви­той Во­лан­да и им са­мим? Ко­го ка­ра­ют приб­ли­жен­ные Во­лан­да? За что? Пе­речис­ли­те по­роки лю­дей, на­казан­ные Во­лан­дом.

  3. Мас­тер в ро­мане «не зас­лу­жил све­та, он зас­лу­жил по­кой». Ка­кие пос­тупки он со­вер­ша­ет? По­чему он «не зас­лу­жил све­та»? До­кажи­те свою точ­ку зре­ния.

Исследовательские задания

  1. Про­веди­те ис­сле­дова­ние по од­ной из тем:

  • «И­исус Хрис­тос и И­ешуа Га-Ноц­ри»;

  • «От­ра­жение в ро­мане М.А.Бул­га­кова “Мас­тер и Мар­га­рита” об­щес­твен­но-культур­ной си­ту­ации кон­ца 1920-х го­дов».

  1. Ис­пользуя до­пол­ни­тельную ли­тера­туру и ма­тери­алы Ин­терне­та, под­го­товьте за­оч­ную эк­скур­сию в один из му­зе­ев М.А.Бул­га­кова (Бул­га­ков­ский дом в Мос­кве, му­зей в «не­хоро­шей квар­ти­ре», му­зей М.А.Бул­га­кова в Ки­еве).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!