Добрый день, уважаемые студенты!
Все задания необходимо выполнять и отправлять мне, Сиденко Наталье Вячеславовне, на вацап ( 89614471137) или электронную почту: natali0906s@bk.ru
Внимательно изучите алгоритм выполнения заданий
№ модуля | Этапы урока | Ход урока | Методические указания |
Модуль 1 | Организационный | Цель: учись готовить рабочее место. Это поможет тебе быстро включиться в деловой ритм, не отвлекаться на уроке, экономно расходовать время. Береги каждую минуту! | Включи компьютер, проверь e-mail Подготовь учебник, тетрадь, ручку, карандаш. |
Модуль 2 | Проверка выполнения задания | Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения студентами задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН. А. Самоконтроль. 1. Сверь выполненное задание с записью , высланной на электронную почту 2. Исправь ошибки, если они есть. 3. Оцени свою работу. В. Отправить выполненную работу по электронной почте преподавателю Вывод: Коррекция пробелов ЗУН учащегося с вовлечением самого студента «само» (Какие ошибки допущены. Почему?) | Преподаватель отправляет студентам работу на сайте Студент отправляет преподавателю выполненную работу по e-mail или вацап |
Литература урок 82-83
Внимательно изучите лекционный материал, если что-то не понятно звоните или пишите, затем выполните упражнения и отправьте мне
ТЕМА: Михаил Афанасьевич Булгаков
История создания романа «Мастер и Маргарита». Нечистая сила в романе.
Роман «Мастер и Маргарита», называвшийся первоначально «Черный маг», затем «Копыто инженера», Булгаков задумал и начал писать, по-видимому, зимой 1928—1929 годов. За три недели до смерти, в феврале 1940 года, он диктовал жене последние вставки в роман, ставший главной книгой его жизни. «Мастер и Маргарита» создавался более десяти лет. Михаил Афанасьевич надолго оставлял его и вновь обращался к написанному, исправлял и переделывал. Это был для него роман-завещание, средоточие всего самого важного в жизни.
Роман «Мастер и Маргарита» состоит из двух частей, которые объединены по принципу «роман в романе». Они находятся в сложных отношениях сопоставления, но в целом создают художественное пространство, которое позволяет говорить о «Мастере и Маргарите» как о романе философском, в котором речь идет о проблемах не только и не столько социальных, сколько об общечеловеческих. Роман, написанный Мастером о Понтии Пилате, занимает значительно меньше места, чем роман о современной автору Москве, но при этом он определяет содержание всего произведения.
«Роман в романе». Необычна композиция романа «Мастер и Маргарита» — роман о Понтии Пилате, «роман в романе», вводится в текст не одним куском, а «рассыпается» по тексту, и четыре его части включены в повествование разными способами. Это рассказ Воланда на Патриарших прудах, который выслушивают Берлиоз и Иван Бездомный; сон Ивана Бездомного; главы из рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Кроме того, персонажи разных частей пересекаются в заключительных главах: Левий Матвей посещает Воланда, чтобы попросить за Мастера; Мастер, Маргарита, Воланд и другие встречаются с Понтием Пилатом.
Хотя роман Мастера назван романом о Понтии Пилате, его главный герой — Иешуа Га-Ноцри. Именно этот человек заставил прокуратора Иудеи Понтия Пилата изменить свою жизнь. Иешуа — человек парадоксальный, который утверждает, что «злых людей нет на свете». У него есть все основания ненавидеть людей, предающих его, как Иуда, или мучающих, как кентурион Марк, но он в них верит.
Нравственная проповедь Иешуа — главная философская идея романа. Иешуа выступает в роли безупречного морального образца. Неслучайно М.А.Булгаков прибегает к образам Священного Писания. Он обращается к типам, которые стали образцами предательства (Иуда), преступного малодушия (Понтий Пилат) и, конечно, человеколюбия (Иешуа Га-Ноцри). Нарочитая сниженность имени Иешуа по сравнению с благозвучным библейским Иисусом не случайна. Это образ не бога, а человека, достигшего вершины.
Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражение в жизни, человечество к ней не готово. Однако столкновение с бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата. Жестокость этого человека общеизвестна, жизнь ему противна, но постоянно мучающая его мигрень является показателем того, что в глубине души он понимает несовершенство своей жизни. Встреча с Иешуа приводит его к пониманию верности проповеди философа, но жизненные условия оказываются сильнее. Может быть, автор назвал произведение «романом о Понтии Пилате» потому, что жизнь этого человека — пример компромисса с совестью, который становится самым страшным наказанием.
Вообще М.А.Булгаков постоянно подчеркивает, что кому много дано, с того много и спросится. Иуда совершает свое предательство неосознанно, поэтому и наказание его менее мучительно, чем наказание Понтия Пилата.
Н.Н.Ге. Что есть истина? (1890)
Роман о Мастере. Московские главы романа на первый взгляд совсем о другом, нежели главы ершалаимские. Но у Иешуа Га-Ноцри есть «двойник» в московских главах — Мастер. Он появляется только в тринадцатой главе и вовсе не становится центральным героем романа, но этот образ очень значим для автора. Слово «Мастер» появляется в речи самого героя и заменяет собой слово «писатель», потому что слово «писатель» скомпрометировано членами МАССОЛИТа. Мастер — это в первую очередь человек, умеющий делать что-либо превосходно.
В пространстве романа Мастер существует обособленно. Сцены, связанные с ним, написаны даже другим языком по сравнению со сценами о московских обывателях. Маргарита любит его, потому что это особенный человек, способный делать то, чего не могут делать другие. Но Мастер оказывается слаб, не способен противостоять натиску окружающего мира. В отличие от Иешуа Га-Ноцри он не готов бороться до конца, хочет отказаться от своих принципов, от творчества. За Мастером нет вины, поэтому его тема в романе — это не тема искупления, но он «не заслужил света, он заслужил покой».
Воланд и его свита. Московские главы романа связаны прежде всего с образом Воланда, посетившего Москву со своего рода ревизией. Почти все сцены, связанные с описанием жизни Москвы, представляют собой столкновение свиты Воланда с обитателями столицы. Все эти эпизоды строятся по одной модели: встреча — испытание — разоблачение — наказание. Но это наказание не является окончательным, после исчезновения Воланда все его жертвы возвращаются к привычному образу жизни, хотя и сохраняют на всю жизнь ужас в глубине души. Смертью в романе наказаны только Берлиоз и барон Майгель, потому что их роль в мире зла намного значительнее, чем роль других персонажей. Эти люди сознательно формируют общественную жизнь, хотя и понимают всю абсурдность происходящего. Более всего ответственны те, кто является идеологами.
Воланд пытается прояснить для себя, верно ли то, что в советской России появился «новый человек», т.е. люди изменились внутренне. Собственно, именно это и интересует его в столкновениях с московскими жителями. Итоговый эксперимент Воланд проводит во время сеанса черной магии в театре Варьете. Публика ждет от него фокусов и развлечений. Об обещанном разоблачении черной магии все забывают, но разоблачение все же происходит — москвичи разоблачают сами себя.
Воланд говорит о москвичах: «Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Воланд у Булгакова не играет традиционной для образа сатаны роли искусителя человеческих душ. Он наказывает лишь за то, что заслуживает наказания, и способен на бескорыстное участие в судьбе Мастера и Маргариты.
Домашнее задание письменно читаем роман и отвечаем на вопросы.
Проанализируйте любой из эпизодов столкновения Воланда и его свиты с обитателями Москвы. Определите в эпизоде традиционные части: встреча — испытание — разоблачение — наказание. За что наказан герой? Адекватно ли наказание вине?
М.А.Булгаков называл себя «мистическим писателем». Какие чудеса совершаются в романе «темной силой», свитой Воланда и им самим? Кого карают приближенные Воланда? За что? Перечислите пороки людей, наказанные Воландом.
Мастер в романе «не заслужил света, он заслужил покой». Какие поступки он совершает? Почему он «не заслужил света»? Докажите свою точку зрения.
Исследовательские задания
Проведите исследование по одной из тем:
«Иисус Христос и Иешуа Га-Ноцри»;
«Отражение в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” общественно-культурной ситуации конца 1920-х годов».
Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, подготовьте заочную экскурсию в один из музеев М.А.Булгакова (Булгаковский дом в Москве, музей в «нехорошей квартире», музей М.А.Булгакова в Киеве).