СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет в живописи" 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портрет - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека,его духовный мир.

По характеру изображения живописные портреты делятся на две основные группы:  парадные и камерные портреты. 

Просмотр содержимого документа
«Методологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет в живописи" 6 класс»

ГБОУ Гимназия № 1583 имени К.А.Керимова















Методологическая карта урока



в 6 классе

по изобразительному искусству

автор УМК Л.А.Неменская

Тема урока: «Портрет в живописи»





Учитель Пономарева Е.Г.





























Методологическая карта урока



6 КЛАСС

Методический сценарий урока

«Портрет в живописи»

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Ступень обучения и класс

Основная школа, 6 класс

Тема урока:

Тип урока: урок изучения нового материала

Жанр: урок-конкурс

« Портрет в живописи»

Цель и задачи урока

Цель: формирование знаний о парадных и камерных портретах в живописи

Задачи:

Практический аспект:

- извлечение необходимой информации визуального характера;

- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;

- развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения практических творческих задач;

- развитие навыка работы в больших группах

Образовательный аспект:

- способствовать расширению знаний учащихся о видах портретов в живописи;

- познакомить обучающихся с великими художниками – портретистами;

- развивать умения анализировать произведения живописи;

- научить применять полученные знания о видах портрета на практике

Развивающий аспект:

- совершенствовать навыки умения выступать и отстаивать свою точку зрения при анализе произведения живописи;

- развивать умение объяснять особенности видов портретов в живописи

Воспитательный аспект:

- развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,

- воспитывать общую культуру и умение ценить прекрасное;

- вовлечь в активную практическую деятельность

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

Смогут овладеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя


Смогут обсуждать и анализировать произведения искусства



Смогут осознанно и ответственно относиться к проблемам искусства; будут готовы и способны вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Смогут развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера







Метапредметные:

Смогут работать по плану, сверяясь с целью

Смогут самостоятельно определять цели своего обучения в процессе образовательной, творческой деятельности

Приобретут умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации видов портретов.


Продемонстрируют стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Овладеют основами самоконтроля

Научатся работать в группах. Обмениваться мнениями, излагать свое мнение в диалоге

Предметные:

Смогут понимать различия между парадными и камерными портретами в живописи

Смогут извлекать необходимую информацию из визуального ряда

Будут сформированы коммуникативные умения во время анализа произведений искусства;


Необходимые ресурсы, материалы: интерактивная доска, проектор, ноутбук, дидактические материалы; презентация «Портрет в живописи»

Источники информации: книги по изобразительному искусству и сайты в Internet, с материалами об истории и видах портрета.

Длительность урока

Урок (45 минут)

Место проведения урока

ГБОУ Гимназия № 1583.им. К.А.Керимова, 6 класс «С»

Ход урока

































Ход урока























































































Ход урока





































































































Ход урока

1.Организационный блок

Мотивация учебной деятельности

Учитель.

- Прежде чем мы подумаем и назовем тему нашего урока, прочтите стихи на слайде презентации

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

- Теперь подумайте и скажите, о каком жанре живописи написал поэт и почему?

Ответы учеников.

Коллективное обсуждение темы и цели урока

- Да, правильно. Это жанр портрета. Портрет человека, особенно портрет в живописи раскрывает его душу, его характер.

Давайте дадим определение

Портрет (фр. portrait – изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

- Теперь попробуем назвать тему нашего урока. Тема нашего урока: «Портрет в живописи»

По характеру изображения живописные портреты делятся на два основных вида: парадные и камерные портреты

- На следующем слайде вашему вниманию представлено много различных живописных портретов. Как вы считаете без определенных знаний, вы сейчас сможете определить какие портреты парадные, а какие камерные?

Ответы учеников.

- Теперь подумайте и скажите, какая цель нашего урока.

Ответы учеников.

Учитель.

- Да, формирование знаний о парадных и камерных портретах в живописи.



3. Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний

Учитель вместе с учениками смотрит презентацию. Учитель рассказывает о парадном портрете.

  • Парадный портрет, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)

  • Конный

  • В образе полководца (военный)

  • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

  • Такие портреты выставлялись в приёмном зале на всеобщее обозрение.



Учитель.

- Вам не знакомо слово атрибут. Найдем в словаре, что это слово обозначает.

Ученики зачитывают значение слова атрибут.

Атрибут - отличительная принадлежность, 

знак, предмет для отличия, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо, чего-либо.

Учитель

- Теперь попробуйте объяснить, как вы это понимаете.

Ответы учеников.

Учитель.

- Перед вами «Коронационный портрет Екатерины II». Художник Стефано Торелли

Учитель привлекает внимание учеников к атрибутам парадного портрета и к атрибутам власти императрицы.

- Самым важным, с идейной точки зрения, был коронационный портрет, на котором художник запечатлевал императора в день вступления на престол. Здесь были все атрибуты власти – корона, мантия, держава и скипетр.

Учитель рассказывает об особенностях парадного портрета на примере «Портрета императрицы Екатерины II c аллегорическими фигурами крепости и истины» художника Иогана Лампи.

 Колонна и драпировка — традиционные атрибуты парадного портрета. Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя.

В портрете может быть изображена скульптура, скульптурный бюст — он становится атрибутом, с которым модель может вести незримый диалог. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними»

Полупарадный портрет отвечает всем основным требованиям парадного портрета, но представляет особу в поясном исполнении, а не во весь рост.

«Портрет А.М. Голицына» работы Д.Г. Левицкого – пример полупарадного портрета эпохи Просвещения. Князь изображен в обстановке рабочего кабинета, в парадном мундире с орденом и орденской лентой. Жестом руки он указывает на деловые бумаги на столе. Тут же – скульптурный бюст императрицы Екатерины II.

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (1735-1822) — русский художник-живописец, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.

Учитель.

- Перед вами «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»  русского художника Дмитрия Левицкого

Как вы думаете, по каким признакам мы можем считать, что данный портрет является парадным? Какие атрибуты парадного портрета вы видите?

Ответы учащихся. Ученики дополняют друг друга.

Учитель помогает и дополняет.

«Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» — пример парадного барочного полотна с колонной, драпировкой, ступенькой и бесконечным пространством фона. Статуя богини Правосудия является отражением собственно фигуры императрицы, правящей правосудно.

Учитель.

- Перед вами два портрета:

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» художника Георга Преннера

и «Конный портрет Екатерины II». художника В. Эриксена По каким признакам мы можем судить, что это парадные портреты?

Ответы учеников. Учитель помогает и дополняет.

Учитель.

- Теперь поговорим об особенностях камерного портрета

Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Камерные портреты были противоположностью парадных: здесь натурщик изображался в непринуждённой позе, погружённый в свои мысли и занятия. Такого вида произведения искусства предназначались для украшения стен небольших комнат, подальше от чужих глаз.

В России XVIII в. Особое место занимал камерный интимный портрет. Особенно пронизаны лиризмом и духовностью произведения, в центре которых женщина с ее сложным духовным миром. Одно из первых мест в это время занимает творчество Федора Степановича Рокотова

Перед вами «Портрет. Струйской» (1772) Ф.С. Рокотова. Попробуйте дать описание этому женскому портрету.

Описания учеников.

Учитель дополняет.

- А теперь послушайте стихотворение поэта Николая Заболоцкого, обращенное к ее портрету:

(Читает ученица 6 класса.)

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.



Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза

1956 Н.А.Заболоцкий .

Учитель.

- Перед вами портрет М.И.Лопухиной (1797г.)художника В.Л.Боровиковского (1757 - 1825)

Владимир Лукич Боровиковский приумножил славу русских портретистов. Боровиковский создал прекрасную галерею женских образов. Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной.(1797г.)

Попробуйте описать этот портрет.

Описания учеников. Учитель дополняет

Учитель

- А теперь послушайте стихотворение поэта Якова Полонского, обращенного к этому портрету:

(Читает ученица 6 класса)



Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Учитель:

-А теперь портрет – загадка!

- Перед вами «Портрет П.А.Демидова», московского богача мецената, кисти художника Д.Г. Левицкого. Как вы считаете этот портрет парадный или камерный? Приведите доказательства к вашему ответу.

Разгорается дискуссия.

В конце дискуссии учитель разъясняет.

- 1773 г. Д.Г. Левицкий написал по официальному заказу портрет П.А.Демидова, московского богача-мецената, жертвовавшего крупные суммы на московский Воспитательный дом и Московский университет. Этот человек имел репутацию чудака, благотворителя и любителя садоводства и был явно неординарной личностью в своей среде. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. Пародия на парадный портрет. На фоне пейзажного задника с изображением Воспитательного дома и преувеличенно мощных колонн стоит возле простого рабочего стола, непринужденно облокотившись на большую лейку, пожилой барин. Он одет по-домашнему и несколько небрежно: камзол полурасстегнут, халат распахнут, шейный платок повязан кое-как‚ на голове колпак. Демидова окружают предметы его любимого занятия: луковицы цветов, ботанические трактаты, растения в больших горшках, на которые направлен указующий жест его правой руки. Эти подробности говорят о личных склонностях представленного человека, чертах его частной жизни

6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Контроль усвоения.

Предлагается самостоятельная работа : из представленных на слайдах репродукций портретов выбрать парадные, полупарадные и камерные портреты.

Игра – конкурс: «Знатоки»

На конкурс отводится время 10 минут.

Класс делится на три большие группы. Команда 1, команда 2 и команда 3.Деление на группы происходит при помощи жребия. Каждый участник вытаскивает № своей группы.

7.Развитие умений аргументированного высказывания

Каждой команде выдается бланк с названиями портретов . Если портрет выбран правильно -1 бал, если нет -0 баллов

Каждая группа выбирает командира, который записывает общее решение команды в бланк. После окончания конкурса на экране появляется слайд с правильными ответами. Каждая команда подсчитывает баллы. Командир зачитывает количество баллов, набранное его командой.

Командиры команд и члены команд могут рассказать о своих трудностях при выборе портретов .

8.Рефлексия.

После окончания конкурса, ученикам предлагается оценить собственную учебную деятельность на уроке.

Учащимся предлагается продолжить предложения:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился…

- у меня получилось…

- я смог…

- я попробую…

- меня удивило…

- мне захотелось…

9. Домашнее задание:

На слайде два портрета А.С.Пушкина.

Портрет художника Ореста Кипренского и портрет художника В.А. Тропинина. Как вы считаете, какой из этих портретов камерный, а какой парадный или полупарадный? Приведите доказательства. Подумайте и дайте описание.

Портреты можно найти в Интернете.























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!