СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологическая карта урока изобразительного искусства "Набросок фигуры человека с натуры " 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунки являются средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Методологическая карта урока изобразительного искусства "Набросок фигуры человека с натуры " 7 класс»

ГБОУ Гимназия № 1583 имени К.А.Керимова









Методологическая карта урока

«Изобразительного искусства»



Тема: «Набросок фигуры человека с натуры»

7 класс

















Выполнила учитель Пономарева Елена Геннадьевна



Москва 2016 год







Методологическая карта урока



7 КЛАСС

Методический сценарий урока

Набросок фигуры человека с натуры



№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Ступень обучения и класс

Основная школа, 7 класс

Тема урока:

Тип урока: комбинированный

Жанр: урок-конкурс

Набросок фигуры человека с натуры

Цель и задачи урока

Цель: формирование умений делать наброски фигуры человека с натуры

Задачи:

Практический аспект:

- извлечение необходимой информации визуального характера;

- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;

- развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения практических творческих задач;

- развитие навыка работы в больших группах

Образовательный аспект:

- способствовать расширению знаний учащихся о наброске как виде рисунка;

-овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками;

- развитие метапредметных навыков;

- развитие умений аналитического характера;

Развивающий аспект:

- развитие у учащихся творческих способностей, в процессе работы над набросками.

Воспитательный аспект:

- развитие личностно значимой, познавательной мотивации учащихся,

- воспитание умения ценить прекрасное.


Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;


- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.



– формирование осознанного и ответственного отношения к проблемам современного искусства; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера





Метапредметные:

- формирование умений работать по плану, сверяясь с целью (изучить особенности и виды набросков)

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной, творческой деятельности;


- формирование умений выделять общее и существенное;


– формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства;

- формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность (делать наброски ), умение организовать место занятий;

- формирование стремлений к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



Предметные:

- формирование умений выполнять наброски фигуры человека с натуры

– формирование и развитие коммуникативных умений во время анализа произведений искусства;



Необходимые ресурсы, материалы: интерактивная доска, проектор, ноутбук, дидактические материалы; презентация «Наброски фигуры человека в движении»

Источники информации: книги и сайты в Internet, с материалами «Наброски фигуры человека»

Длительность урока

Урок (45 минут)

Место проведения урока

ГБОУ Гимназия № 1583.им. К.А.Керимова, 7 класс «С»



































Ход урока























































































Ход урока





































































































Ход урока

1.Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

- Прежде чем мы подумаем и назовем тему нашего урока, я хочу рассказать вам китайскую притчу.

- Однажды к знаменитому китайскому художнику пришли заказчики. Они хотели заказать картину с изображением птицы. Но птица должна быть как живая. Художник ответил, что берется выполнить заказ, но ему потребуется три года. Заказчики согласились с требованием мастера.

Прошло три года. Заказчики явились к художнику и стали просить показать им картину. Тогда мастер принес рисовую бумагу и цветную тушь и нарисовал за полчаса картину, на которой была изображена птица, как живая. Заказчики были в недоумении и спросили художника, зачем же они ждали три года, когда он нарисовал картину за полчаса?

Вопрос к ученикам, что ответил им китайский художник? (0тветы учеников: надо много тренироваться и другие…)

- Теперь скажите, что вам труднее всего рисовать. Многие ответят: Человека. Человека в движении.

3. Актуализация знаний

Что для этого нужно делать, чтобы научиться? ( Ответы учеников)

Учитель.

- Да. Надо много трудиться. Знать основные законы изображения. Знать пропорции человеческой фигуры. (Учитель просит назвать основные пропорции фигуры). Рисовать человека в разных позах, делать много быстрых зарисовок.

Быстрые зарисовки называются набросками

4. Коллективное обсуждение темы и цели урока

- Теперь называем тему урока: «Набросок фигуры человека с натуры»

- Какая цель нашего урока? (Ответы учеников)

- Да. Научиться делать наброски.

5.Развитие умений извлекать информацию из визуального ряда

Учитель вместе с учениками смотрит презентацию и обсуждает следующие вопросы:

- что такое набросок, его определение;

Учитель.

- Теперь нам надо дать определение, что такое набросок.

Мы уже выяснили, что набросок – это быстрый рисунок, но для полного определения надо ответить на следующие вопросы:

Вам представлены три наброска :

А. Матисс «Женщина с распущенными волосами»;

П.Сезанн «Игрок в карты»;

Ю.Челюкова «Девушка»

- Назовите, к каким видам изобразительного искусства относятся эти наброски? (Ответы учеников)

- Какой вывод мы можем сделать? Набросок - это только графическое произведение, или он может быть живописным, или скульптурным? (Ответы учеников)

- Как вы думаете, набросок может быть выполнен только с натуры? А по памяти или воображению?

Вам представлены три наброска, подумаете, какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

И.Репин «Вера Алексеевна Репина»;

В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»

В.Суриков. «Пугачев»

(Ответы учеников)

- Как вы думаете, а для чего надо делать наброски? (Ответы учеников: тренироваться, чтобы быстро схватить движение фигуры и др.)

Учитель.

- Да, надо иметь твердую руку и верный глаз.

- Теперь мы можем дать определение, что такое набросок.

Набросок - это небольшое  графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы живописца. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу.
Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиямиштрихами схватить лишь самое существенное.

- какими графическими материалами можно делать наброски;

Учитель.

- Перед вами наброски современных художников. Попробуйте определить, какими материалами сделаны эти наброски. (Ответы учеников).

Материалы, применяемые при набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандашитушь , сангинапастель, однотонная акварельуголь (древесный и прессованный), мел(на тонированной бумаге, картоне).

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером и тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В перьевом наброске, как и в карандашном, особенно хороша линия.

На слайде вы видите наброски французских художников. Линейный набросок художника А.Манне и изящные наброски с малым количеством тона О.Ренуара

- как делали и использовали наброски великие художники;

Учитель.

- Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графикиживописи, скульптурыдекоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Вот, что пишет великий художник итальянского Возрождения Леонардо да Винчи в своем трактате: «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы»

Перед вами картина знаменитого русского художника Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти. На картине фанатичная ревнительница «старой веры» изображена в момент увоза ее в ссылку.

Художник сделал огромное количество набросков и этюдов к этой картине.

На следующем слайде размещены наброски к этой картине.

- Найдите на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова» персонажей, к которым были сделаны эти наброски? (Ответы учеников)

- Вы правы. Это наброски  к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и девушкам с правой стороны картины. Мы видим, что они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.

Особый интерес представляет изучение набросков  русского художника В. Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет:

«Не только у Репина, но и дома, и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что ни попадается».

Эта привычка сохранилась у Серова до конца жизни.

Он первым из русских художников возвел рисунок карандашом из статуса "простого наброска" в ранг самостоятельного произведения искусства.

На этом слайде «Портрет княгини О. Орловой»

В. Серова и набросок к нему.

- Как вы думаете, с какой целью В.Серов в начале работы над портретом сделал набросок с княгини О.Орловой? (Ответы учеников)

- Вы правы. Серов искал композицию портрета, выразительную позу, интересный поворот головы. Все это должно было помочь художнику раскрыть внутренний мир гордой аристократки княгини О.Орловой.

На следующем слайде вы видите наброски нашего великого поэта А.С. Пушкина

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин делал наброски на полях своих произведений? (Ответы учеников)

- Да, вы правы. На полях рукописей Пушкин делал наброски персонажей своих произведений, образы которых подсказывало ему его воображение. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность поэта, рождают замысел будущего произведения.

Учитель.

- Чем чаще будете делать наброски, тем увереннее будете чувствовать себя за работой. Тем более, что в картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если подсматривать их с натуры.

На этом слайде вам представлены наброски. Скажите, что главное в этих набросках? (Ответы учеников)

- Правильно. Это движение.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагается самостоятельная работа: сделать набросок фигуры с натуры

Игра – конкурс: «Выразительный набросок»

На конкурс отводится время 10 минут.

Класс делится на две большие группы. Группа мальчиков - «Товарищество мальчиков» и группа девочек - «Товарищество девочек». Мальчики из своей группы выбирают модель для рисования. Девочки из своей группы.

Учитель предварительно дает рекомендации работать по плану:

  • Внимательно изучите фигуру.

  • В первую очередь определите пропорции

( во взрослом человеке отношение головы к фигуре 1/8; 1/7,5 )

  • Определите общие рамки, изображаемой фигуры.

  • Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).

  • Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.

  • Затем оденьте фигуру.



Критерии оценки конкурса:

- выразительность движения;

- правильные пропорции фигуры;

- эмоциональная выразительность

7.Развитие умений аргументированного высказывания

После выполнения набросков из команды девочек выбирается судья, которая отбирает 5 лучших набросков мальчиков. А из команды мальчиков выбирается судья, который отбирает 5 лучших работ девочек. Отобранные наброски вывешиваются на доску.

Каждый судья должен дать оценку работам. Почему та или иная работа претендует на самый выразительный набросок. Члены команд могут высказывать свое мнение. По итогам конкурса выбираются самые выразительные наброски, и делается вывод, какая из команд победила.

8.Рефлексия.

После окончания конкурса, ученикам предлагается оценить собственную учебную деятельность на уроке.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали о набросках, их особенностях и видах?

  • Полезно ли вам было узнать о том, какое значение придавали наброскам великие художники?

  • Интересно ли вам было участвовать в конкурсе «Выразительный набросок»?

  • Какие трудности вы испытали, участвуя в этом конкурсе?

  • Можно ли за один урок научиться делать наброски фигуры человека с натуры очень хорошо?

9. Домашнее задание

  • Выполнить набросок с члена семьи в домашней обстановке, используя карандаши или восковые мелки.

В заключение урока я хочу закончить притчу. Что же ответил китайский художник заказчикам. Он сказал:

- Для того, чтобы нарисовать птицу за полчаса, как живую, мне понадобилось три года упорного труда.

Желаю вам много и упорно трудиться, чтобы научиться хорошо делать наброски фигуры человека!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!