СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика оценки и контроля знаний на уроках биологии 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО СЛЕД

содержание

Введение                                                                                                              

Цели контроля знаний и умений учащихся                                                 

Функции контроля знаний и умений учащихся.                                           

Формы контроля знаний и умений учащихся                                                

Требования, предъявляемые к контролю и оценке знаний                         

Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся              

Особенности организации текущего, периодического и  итогового контроля результатов учебной  деятельности                                                                                                  

Контрольные мероприятия при изучении тем по биологии и химии

Заключение                                                                                                          

литература                                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Методика оценки и контроля знаний на уроках биологии 9 класса»

содержание

Введение

Цели контроля знаний и умений учащихся

Функции контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся

Требования, предъявляемые к контролю и оценке знаний

Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся

Особенности организации текущего, периодического и итогового контроля результатов учебной деятельности

Контрольные мероприятия при изучении тем по биологии и химии

Заключение

литература



































Введение

Систематическое проведение контроля, оценки и учета знаний учащихся существенно активизируют учебно-воспитательный процесс, повышающий качество преподавания биологии. Вот почему контроль и оценка знаний - неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. От объективности, полноты, точности и обоснованности полученных результатов всего процесса обучения зависит эффективность работы учителя и школы в целом. Лишь на основе подведения и анализа итогов контроля и оценки знаний учителю представляется реальная и конструктивная возможность - корректировать, регулировать и, что особенно важно, прогнозировать весь комплекс учебной деятельности школьника, выбирать наиболее рациональные методические приемы и средства оптимального воздействия на него. При этом не следует забывать о том, что контроль и оценка знаний учащихся служит и объективным показателем результативности педагогической деятельности учителя. Профессиональные, отшлифованные до совершенства навыки контроля и оценки знаний являются одним из важнейших компонентов педагогического мастерства учителя, который пронизывает все этапы учебно-воспитательной деятельности и органично связан со всеми формами организации процесса обучения и применяемыми методами.

Методическая наука и особенно изучение, анализ и обобщение передового опыта учителей-новаторов показали, что контроль и оценка знаний учащихся занимают особое, ключевое место в профессионализме каждого учителя. Поэтому в процессе подготовки будущих учителей особое внимание необходимо обращать на формирование у них самых передовых, наиболее перспективных форм и методов контроля и оценки знаний, не игнорируя при этом традиционные, временем и практикой отобранные и проверенные. У высокопрофессионального, доброжелательного учителя обычно нет понятия о плохой дисциплине, о карающем мече - двойке, ибо на уроках такого учителя царит радость общения, радость интересной, увлекательной работы. И если на уроке нет дисциплины, учащиеся скучают и бездельничают, а учитель весь урок призывает их к порядку, то в этом виноват учитель, не сумевший методически правильно построить урок, заинтересовать учащихся.





Цели контроля знаний и умений учащихся

учитель должен знать чему научил,

учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащайся, следовательно, все происходящее, на уроках включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, можно сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

  • получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

  • научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.


Функции контроля знаний и умений учащихся.


Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели.

Контролирующая: функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Исходя из принципа классификации уроков по их местоположению в теме, соотношение функций контроля схематически может выглядеть следующим образом. На вводных уроках доминирующими должны быть образовательно-воспитательные функции. На уроках текущих (уроках по изучению нового материала) лидирующая роль должна быть отведена образовательно-воспитательным, развивающим и организационно-мотивационным. Приоритетными на уроках заключительных (контрольно-оценочных), несомненно, будут две родственные функции контроля: контрольная и оценочная. Следует подчеркнуть, что контролирующе-оценочная (или контролирующе-учетная) и обучающая функции контроля знаний, постоянно и органично контактируя друг с другом, тесно связаны между собой. Такое взаимодействие и взаимообусловленность указанных функций контроля знаний конкретно может проявляться в том, что учитель в процессе текущей поурочной устного контроля знаний не только проверяет, оценивает и корректирует полученные знания, но и учит учащихся самостоятельно добывать знания, формировать и закреплять умения. Параллельно учитель также может, а точнее, должен выявить те разделы пройденного материала, которые труднее и хуже усваиваются. В противном случае учащиеся, получив слабые опорные знания или не получив их вовсе, не в состоянии глубоко и осознанно изучать новый материал.

Контролирующе-оценочная функция контроля знаний является мощным стимулом, эффективнейшим методическим приемом мотивации, обеспечивающим прилежание, тягу и потребность в учении. Но эта функция, обеспечивающая главный итог учебно-воспитательного процесса - его качество, в полной мере раскрывается только при систематическим и глубоком контроле знаний. Там, где контроль знаний носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко падает в сравнении с тем, где контроль постоянен и систематичен. Это и понятно, ибо регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает

организовать наилучшим образом свое время.

Воспитательные функции контроля знаний органично связаны с образовательными. Будучи сориентированными на воспитание гармонически развитого гражданина нашего общества, они, в отличие от других функций контроля и оценки знаний, характеризуются гораздо большим спектром своего проявления и применения в школьной практике. Так, вопреки критике острой и бескомпромиссной по поводу либерализации оценок, их пагубно-развращающего действия на формирование личности, учителя-новаторы нередко и весьма эффективно используют завышенную оценку как разновидность оценки поддерживающей, вдохновляющей, щадящей. Будучи оказанной тактично и своевременно слабому и недостаточно успевающему, но прилежному трудолюбивому ученику, подобная поддержка и доверие в виде немного завышенной оценки, как правило, могут поистине давать результаты, равноценные чуду. Опытный и гуманный учитель, напротив, умышленно и адресовано занижая оценку, может заставить работать разленившегося способного ученика. Таким образом, в воспитательных целях можно и нужно за примерно одинаковые результаты контроля и оценки знании ставить разным ученикам разные оценки. Например, способный, но ленивый ученик не работает в классе и дома, отвечает на 3,5 балла. Ему в данной ситуации полезнее поставить "3".

А слабому ученику, которому с трудом дается предмет, но который много работает и дома, и в классе, и ответил тоже на 3,5 балла, можно и нужно поставить "4". Это будет логично и справедливо. Такой дифференцированный подход в оценке знаний для способного лодыря будет кнутом, а для трудолюбивого, но менее, способного -пряником. В обоих случаях каждая из поставленных оценок будет стимулом в учебе. Другими словами, вредно и пагубно захваливать одаренного лентяя, еще вреднее и пагубнее глумиться над ординарным, но прилежным трудолюбивым учеником.

Организационно-мотивационная функция контроля знаний, как правило, реализуется и проявляется путем организации и проведения постоянной системы учета знаний по предмету в течение всего учебного года. Приоритетным вариантом здесь зарекомендовала себя в школьной практике зачетная система. Учебный материал дисциплины (курса) распределяется на зачетные разделы, по которым каждый ученик должен своевременно отчитаться и получить оценки. Зная об обязательной отчетности, учащиеся гораздо регулярнее посещают занятия, напряженнее и целеустремленнее работают.

Формы контроля знаний и умений учащихся.


Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся которые я представлю в своей работе:

- биологический диктант

-тестовое задание

-краткая самостоятельная работа

-письменная проверочная работа

-лабораторная работа

-устный зачет по изученной теме.

Виды контроля

Формы контроля

1. Текущий контроль

1) Биологический диктант

2) Тестовые задания

3) Кратковременная самостоятельная работа

2. Итоговый контроль

1) Письменная проверочная работа

2) Лабораторная работа

3) Тестовые задания

4) Устный зачет по теме

В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта. Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

Биологический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

-буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин.

-определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов;

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся.

Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при, изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний.

Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов по биологии, можно сделать вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся". Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос. Отмечается один из основных недостатков этого метода, тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях, причем на это должен отводиться еще один контрольный урок.

Кратковременная самостоятельная работа. Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать биологические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

Письменная проверочная работа - наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно проверочные работы по биологии проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Содержание проверочных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные. Таким образом, составленная проверочная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: по теме, а также различные умения по применению биологических знаний при решении творческих задач. Количество вариантов в такой работе является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки проверочной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой, стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении проверочной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

Лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и биологическим явлениям. Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в средних классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как биологический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность биологического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников. Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

1. на зачет отводится не более 2 уроков;

2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале

изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.

5. Также дисциплинирует учащихся наличие специальных зачетных книжек.


Требования, предъявляемые к контролю и оценке знаний


Контроль и оценка знаний и поныне остается в числе сложнейших и наименее разработанных проблем школьной практики, методической и педагогической науки. Это служит предметом и поводом для бурных дискуссий среди практиков и теоретиков, дискуссий, порождающих различные, чаще диаметрально противоположные мнения, суждения, точки зрения, концепции. Предлагается комплекс мер и подходов по оптимальному разрешению проблемы, но, как принято говорить, воз и поныне там. В связи с этим приходится констатировать, что некоторые учителя продолжают использовать контроль и оценку знаний не по их прямому назначению, а в качестве дамоклова карающего меча, панацеи от всех бед. Такие учителя с чистой совестью и с чувством исполненного долга щедро одаривают учащихся двойками и колами лишь за то, что те забыли принести лыжи или спортивные тапочки на урок физкультуры, забыли пенал с карандашами и ручкой и т.п.

По проблеме требований, предъявляемых к контролю и оценке знаний, к настоящему времени накопилось немало данных, полученных в результате специальных методических и психолого-педагогических исследований, а также полученных в процессе школьной и вузовской практики обучения. С этой точки зрения заслуживают внимания результаты эксперимента, опубликованные в № 1 журнала "Биология в школе" за 1991 г. Сущность данного исследования сводится к тому, что группе учителей был предложен для контроля и оценки знаний ответ одного и того же ученика. Одни учителя прослушивали его ответ, записанный на магнитофонной пленке, другие читали этот же ответ. Результаты эксперимента оказались весьма впечатляющими. Лишь половина учителей, участвовавших в исследовании, оценили ответы школьника одинаково. В оценках же второй половины учителей в данном эксперименте зафиксированы весьма существенные, прямо-таки контрастные расхождения, достигающие 2-3 баллов. Одной из основных причин разной оценки ответа одного и того же ученика разными учителями является разное понимание учителями значимости ошибок. Например, нарушение последовательности в характеристике морфо-анатомических структур клетки 20% учителей отнесли к недочетам, а вот две остальные и примерно равные по численности группы учителей - 38% - к ординарным (обычным) ошибкам, 42% к грубым ошибкам. Или небрежное оформление письменной работы тоже 20% учителей (т.е. каждый пятый) отнесли к недочетам, 78% -к ошибке и остальные 2% - к грубой ошибке. И грамотность выполнения биологических диктантов, написания тезисов, конспектов, рефератов также разными учителями оценивалась неоднозначно. Так, одни учителя на орфографические ошибки не обращали внимания, другие снижали за них отметку на 1-2 балла.

Оценка знаний в большой степени варьируется и зависит от характера допускаемых ошибок. Допускаемые учащимися ошибки применительно к биологии следует подразделять на существенные и несущественные.

Существенные ошибки ведут к искажению смысла содержания и показывают, что данный уровень учебного материала не освоен. Например, на 4 достаточном (продуктивном) уровне предполагается применение знаний в знакомой ситуации, высокая степень осмысления материала, конструирование собственных знаний при ответах на вопросы причинно-следственного характера. Полный, исчерпывающий ответ на вопросы подобного рода с 1–2 несущественными ошибками оценивается в 8 баллов. Если в ответе допускается более 2 несущественных ошибок, то отметка снижается на один балл. Задание того или иного уровня считается невыполненным при наличии существенных ошибок.

Несущественные ошибки (оговорки, описки, исправления, неправильные элементарные математические вычисления, незначительные упущения, некоторые нарушения орфографического режима) для данного уровня учебных достижений не ведут к искажению смысла содержания. Не влияют на получаемую отметку 1–2 несущественные ошибки. При наличии 3 несущественных ошибок отметка снижается на 10%.

Из обширного комплекса методических и психолого-педагогических требований, предъявляемых к контролю и оценке знаний, наиболее распространенными и актуальными являются следующие:

1) Контроль и оценка знаний всегда должны быть объективными и требовательными. Поэтому при оценивании знаний недопустимо поступать по принципу: слабому ученику рука не поднимается ставить высокую оценку, а сильному лодырю - низкую"

2) Виды, формы и методы контроля и оценки знаний по возможности следует чаще разнообразить. Шаблон и единообразие контроля и оценки знаний недопустимы, ибо они тормозят все стороны учебно-воспитательного процесса, резко снижая интерес учащихся к изучаемому предмету.

3) Антипедагогично, а потому противопоказано использовать контроль и оценку знаний в качестве наказания за плохое поведение, плохое прилежание. Некорректно и бестактно использовать негативную оценку в качестве аргумента по отношению к ученику, пытающемуся отстаивать свою точку зрения, даже если она ошибочна.

4) Не рекомендуется "читать нравоучения", наставления, нотации при выставлении отрицательных оценок. Это закрывает перспективу хорошо подготовиться и успешно отчитаться за изучаемый материал, значительно подрывает веру в успех, резко снижает интерес и к предмету, и к учителю.

5) Контроль и оценка знаний могут принести наибольший успех, резко повысить заинтересованность в учебе при непременном условии, если они проводятся всесторонне, охватывая ключевые разделы учебной программы.


Критерии и показатели оценки учебных достижений учащихся


Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств. Объективность выставляемых учащимся отметок определяется критериями, которые условно делятся на группы:

1) предметно-содержательные (полнота, обобщенность, системность, правильность, осмысленность биологических знаний);

2) содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, интеллектуальные, общеучебные, исследовательские умения изучения природы и др.);

3) индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и др.

При оценивании учебных достижений учащихся по биологии следует учитывать:

1. Владение биологическими знаниями. Подлежат оценке объем усвоенных биологических знаний, их точность, структурированность, обобщенность, самостоятельность в их изложении, которые демонстрируются в ответах описательного характера;

2. Владение понятийным аппаратом. Оценивается уровень усвоения биологических терминов, понятий, закономерностей, законов, теорий, развитие биологического мышления на основе ведущих идей и принципов, что диагностируется при ответах на вопросы, решении задач;

3. Владение методами исследования природы. Показателями для оценки могут быть сформированность навыков самостоятельного исследования и владение методами изучения природы. Оцениваются эти умения при выполнении экспериментов, заданий практического характера.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка - это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, спекулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи.

Окончательными являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.


Оценка уровней учебных достижений учащихся


Уровни учебных достижений учащихся

Уровни усвоения учебного материала

Баллы

1

Низкий (рецептивный)

Узнавание

1–2

2

Удовлетворительный

(рецептивно-репродуктивный)

Неосознанное воспроизведение

3–4

3

Средний (репродуктивно-продуктивный)

Воспроизведение на уровне понимания

5–6

4

Достаточный (продуктивный)

Применение знаний в знакомой ситуации

7–8

5

Высокий (продуктивный, творческий)

Применение знаний

в незнакомой ситуации

9–10




Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Расширение шкалы оценки учебно-познавательной деятельности до 10 баллов обусловлено настоятельной необходимостью в объективном, гуманном и более точном оценивании учебных достижений учащихся, особенно в условиях разноуровневого обучения, а также в усилении стимулирующей функции оценки, учете индивидуальных и личностных качеств обучающихся.


Уровни учебных достижений

Баллы

Показатели оценки


0

Отсутствие ответа или отказ от ответа по неуважительной причине.

1. Низкий

(рецептивный)

1

Узнавание объекта изучения на биологических таблицах, рисунках в тексте.

2

Различение отдельных биологических фактов, явлений и объектов.

2.Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)

3

Неполное воспроизведение программного биологического учебного материала на уровне памяти без осмысления связей между его элементами; наличие устраняемых с помощью учителя ошибок; выполнение стереотипных практических заданий с ошибками.

4

Освоение программного биологического учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправляемых при дополнительных (наводящих) вопросах ошибок; затруднения в применении общеучебных и биологических умений; выполнение стереотипных заданий по образцу (описание, наблюдение за биологическими объектами, работа с определительными рисунками и карточками).

3. Средний (репродуктивно-продуктивный)

5

Осознанное, последовательное воспроизведение основной части программного учебного биологического материала с несущественными ошибками и неточностями; наличие несущественных ошибок при решении биологических задач и выполнении лабораторных работ.

6

Полное воспроизведение программного биологического учебного материала; решение типовых теоретических и экспериментальных биологических задач с использованием алгоритма.

4. Достаточный (продуктивный)

7

Владение программным биологическим учебным материалом разной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на конструирование знаний, поиск и объяснение биологических закономерностей.

8

Владение программным биологическим учебным материалом высокой степени сложности и оперирование им в знакомой ситуации; применение его для выполнения комбинированных заданий; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования.

5. Высокий

(продуктивный, творческий)

9

Свободное оперирование программным биологическим учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; наличие несущественных ошибок, недочетов, некоторых затруднений в применении знаний, высокий уровень эрудиции и самостоятельности.

10

Свободное оперирование программным биологическим учебным материалом различной степени сложности на уровне теоретических понятий и обобщений; межпредметная осознанность материала, понимание его мировоззренческого характера; умение осознанно и оперативно переносить и трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартной ситуации; выполнение творческих биологических заданий на проектирование, моделирование, исследование; владение приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов (проблема – задача, гипотеза – отбор объекта и метода – проведение эксперимента – отбор, обработка и интерпретация данных – оформление и предъявление результатов); владение системным подходом к анализу биологических объектов и явлений.


Особенности организации текущего, периодического
и итогового контроля результатов учебной
деятельности учащихся


Выделяют три основных вида контроля результатов учебной деятельности учащихся: текущий (поурочный, тематический), периодический (четвертной, триместровый, полугодовой) и итоговый (годовой).

Тематический контроль является основным и должен быть построен на основе поуровневого подхода. Отметка за результаты учебной деятельности выставляется по наивысшему освоенному уровню в проверочной работе при последовательном выполнении заданий (без пропусков). Ввиду недостатка учебного времени проводить 45-минутные контрольные работы по биологии нецелесообразно. Проверочные работы на предмет усвоения учебного материала одной темы следует проводить на последнем уроке темы продолжительностью 20–25 минут.

Отметка за четверть выводится как преобладающая по результатам тематического контроля данной четверти или триместра. При необходимости учитель может учитывать результаты текущего контроля или проводить итоговую четвертную проверочную работу.

Отметка за год выставляется на основе анализа результатов учебных достижений с учетом отметок за четверти.

Использование 10-балльной шкалы при тематическом контроле учебных достижений учащихся по биологии предполагает несколько вариантов составления заданий.

Для контроля результатов учебной деятельности после прохождения темы составляются задания разного уровня. В этом случае можно предлагать учащимся задания на выбор или использовать тест на обученность, который может быть развернутым и содержать 5 заданий на все виды учебной деятельности (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомой и незнакомой ситуациях). Возможен вариант построения свернутого теста, включающего три задания: на воспроизведение, конструирование и перенос знаний.

В порядке тематического контроля ученикам может быть предложено дать развернутый (устный или письменный) описательный ответ по вопросам темы, решить задачи (задания). Во всех случаях предполагается оценка максимального уровня усвоения материала.

Контрольные мероприятия при изучении тем


«Общий обзор строения организма человека. Нервная система».


Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.

Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для каждого класса форму.

Цели учителя при проведении теста:

1) подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые

биологические знания и умение отвечают предъявляемым требованиям;

2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся

биологические знания, указанные в образовательной цели; научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию.

Содержание теста:

Вариант 1

  1. Структурно-функциональной единицей нервной системы является:

а) нейрон; б) нейрит;

в) дендрит; г) нефрон;

д) нейроглия.

  1. Место контакта нейронов называется:

а) синапс;

б) рецептор;

в) синаптическая щель;

г) медиатор.

  1. По функциям различают нейроны:

а) смешанные; б) чувствительные;

в) двигательные; г) вставочные;

д) а + г; е) б + в + г.

  1. По расположению отделов (анатомически) нервную систему делят на:

а) центральную и автономную;

б) периферическую и соматическую;

в) центральную и периферическую;

г) автономную и соматическую.

  1. Функционально (по физиологическому действию) нервную систему делят на:

а) соматическую и автономную;

б) автономную и периферическую;

в) центральную и соматическую;

г) центральную и периферическую.

  1. Рефлекс — это:

а) любая реакция организма на раздражение;

б) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с участием нервной системы;

в) ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется при участии ферментов;

г) таксис.

  1. Эфферентный нейрон — это нейрон:

а) двигательный;

б) чувствительный;

в) вставочный;

г) афферентный.

  1. Наименьшее количество нейронов, которое включает рефлекторная дуга:

а) 1;

в) 3;

б) 2;

г) 4.

  1. Периферическая нервная система включает:

а) нервные узлы и спинной мозг;

б) нервные узлы и нервные окончания;

в) нервы, нервные окончания и головной мозг;

г) спинномозговые и черепные нервы;

д) б + г;

е) а + в.

  1. Афферентный нейрон передает возбуждение от:

а) рецептора в центральную нервную систему;

б) рецептора к рабочему органу;

в) рабочего органа в центральную нервную систему;

г) вставочного нейрона к двигательному.


Вариант 2

  1. Нейрон состоит из:

а)дендритов, аксонов, тела; б)тела, дендритов, аксона;

в)тела, узлов, аксона; г)рецептора, аксона, дендритов.

  1. Отросток нервной клетки, покрытый оболочками и проводящий нервный импульс, — это:

а) нервное волокно; б) нерв;

в) синапс; г) нейрон.

  1. Миелинизированные нервные волокна в отличие от немиелинизированных имеют:

а) оболочку; б) нет оболочки;

в) большую скорость проведения; г) меньшую скорость проведения;
Д) а + в; е)б + г;

  1. Центральная нервная система включает:

а) головной мозг и черепные нервы; б) головной и спинной мозг;

в) спинной мозг и узлы; г) большие полушария и спинной мозг.

  1. Путь, по которому нервные импульсы идут от рецеп­тора к рабочему органу, называется:

а) рефлекторная цепь; б) проводящая система;

в) нейронная сеть; г) рефлекторная дуга.

  1. Рефлекторная дуга включает звенья:

а) рецепторы и центральную нервную систему;

б) афферентный и эфферентный нейроны;

в) рабочий орган;

г) только рецепторы и рабочий орган;

д) а + б + в.

  1. Афферентный нейрон — это нейрон:

а)центробежный; б)вставочный;

в)чувствительный; г)двигательный.

  1. Интернейрон — это нейрон, который передает возбуж­дение:

а)от чувствительного нейрона двигательному;

б)от рецептора в центральную нервную систему;

в)к рабочему органу;

  1. Эфферентный нейрон передает возбуждение от:

а)центральной нервной системы к рабочему органу;

б)вставочного нейрона к рецептору;

в)афферентного нейрона к интернейрону;

г)рецептора к эффектору.

  1. Рефлекторная дуга коленного рефлекса включает:

а) два нейрона; в) один синапс;

д) много синапсов; б) три нейрона;

г) два синапса; е) а + в;


ответы:

в.1

1а 2а 3е 4в 5а 6б 7а 8б 9 д 10 а

в.2

1б 2а 3д 4б 5г 6д 7в 8а 9а 10 е

Пример поурочного контроля

«Регуляция функций в организме. Гомеостаз»

ВАРИАНТ 1

  1. Особенности гуморальной регуляции?

  2. Термин «гомеостаз» ввел в науку….

  3. Саморягуляция- это….

  4. Механизм осуществления гомеостаза?

  5. Физиологические функции в организме классифицируются на…

  6. Гомеостаз- это….

  7. Нейрогормоны- это..

  8. Свойства гомеостаза:

  9. На каких механизмах основывается нейрогуморальная регуляция?

  10. Типы гомеостаза:….

ВАРИАНТ 2

  1. Гомеостаз- это…

  2. Особенности нервной регуляции:..

  3. Понятие «внутренняя среда организма» ввел…

  4. Факторы, нарушающие гомеостаз….

  5. Приведите пример вегетативных физиологических функций в организме.

  6. Регуляция- это…

  7. Биологически активные вещества, принимающие участие в гуморальной регуляции, выделяются в….

  8. Приведите примеры гомеостаза в организме

  9. Регуляция функций в организме осуществляется механизмами?

  10. Вещества, осуществляющие гуморальная регуляцию:…..

Пример лабораторной работы при проверке усвоения знаний.

Тема: Ткани, системы органов

Цель работы: изучить типы тканей и системы органов чел. организма

Материалы и оборудование: микроскоп, микропрепараты срезов тканей.

Содержание работы:

1. Кратко охарактеризуйте системы органов человека

Название системы органов

Органы, входящие в систему

Ткани, из которых построена система

Функции системы органов

Пищеварительная




кровеносная




Дыхательная




Выделительная




Нервная




Костная




Мышечная




Половая




2.Запишите основные функции и место расположения тканей тела человека

Тип ткани

рис

Основные функции

Место расположения

эпителиальная




соединительная




мышечная




нервная




Заключение

Кроме того, контроль и оценка знаний как неотъемлемый блок полноценного учебно-воспитательного процесса на современном этапе обязателен еще и потому, что он прежде всего служит на протяжении длительного и тернистого образовательного пути своеобразным, весьма проверенным и надежным ориентиром, путеводной звездой. Вот тому доказательства:

1) Контроль и оценка знаний ориентируют их в результатах и своего труда, и труда своих товарищей, помогают им глубже познать друг друга и себя, вернее и критичнее оценить свои силы и возможности, свои успехи и недоработки.

2) Контроль и оценка знаний - это живые и наиболее эффективные формы повторения и закрепления учебного материала. Проверять, не повторяя, и повторять, не проверяя, одинаково невозможно. При правильном контроле знания не только контролируются и уточняются, но и повторяются, совершенствуются, анализируются, обобщаются и, наконец, систематизируются.

3) Своевременно и систематически проводимый контроль дисциплинирует учащихся, повышает у них чувство ответственности за учебу. Такова уж психология учащихся. Они могут старательно и систематически учиться лишь в том случае, если знают, что их работу проверяют, оценивают, замечают прилежание и рост. Вместе с тем, эпизодичность контроля и тем более отсутствие ее дезорганизуют учащихся.

4) Контроль и оценка знаний способствуют выработке у учащихся привычки и устойчивых навыков к самопроверке и самооценке своих действий.

5) Систематичность контроля и оценки знаний подчеркивает важность и актуальность проверяемого учебного материала,

6) Контроль и оценка знаний - не только волнующий момент в жизни учащихся, но и момент, порождающий так необходимый всплеск эмоций, прямо или опосредованно возбуждающих и стимулирующих мыслительную деятельность, но это и постоянный двигатель, мощная мотивация самостоятельной познавательности учащихся.


Цели контроля учащихся

1. подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

2. получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания,

указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по разлитию изучения темы (цикла знаний).

Формы контроля учащихся

1. биологический диктант

2. тестовое задание

3. краткая самостоятельная работа

4. письменная проверочная работа

5. лабораторная работа

6. устный зачет по изученной теме

Место различных форм контроля в процессе обучения

Текущий контроль:

1. Биологический диктант

2. Тестовые задания

3. Кратковременная самостоятельная работа

Итоговый контроль:

1. Письменная проверочная работа

2. Лабораторная работа

3. Тестовые задания

4. Устный зачет по теме












































литература


  1. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся: http://referats.net.ua/ru/get/14692.

  2. Виды и методы контроля знаний учащихся: http://www.neuch.ru/referat/c15_p1.html.

  3. Контроль и оценка знаний обучаемый в системе управления качеством образования: http://www.mirrabot.com/my/50.

  4. Работа методических объединений. http://www.specialschool.ru/methodic/

  5. Методика преподавания биологии: http://egfak.narod.ru/Index.html

21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!