СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. Задание 25 - часть II. ЕГЭ. Русский язык - 2016

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет разобраться в структуре сочинения. Содержит пошаговую инструкцию написания. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Задание 25 - часть II. ЕГЭ. Русский язык - 2016»

Методические рекомендации для написания сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку

К1 Формулируем проблему

Как это сделать

Что необходимо учесть

Подсказки

Примеры


1 шаг: нумеруем абзацы;

2 шаг: делим текст на смысловые части;

3 шаг: читаем каждую смысловую часть, ставим к ней вопрос (вопросы)

4 шаг: формулируем все вопросы ко всем частям;

5 шаг: выбираем один из них или – это и будет ваша проблема.

ПОМНИ! Вся работа будет подчинена только ОДНОЙ проблеме. Это очень важно.


Смысловая часть – это общая микротема. Одна смысловая часть (микротема) может быть равна одному абзацу, а может включать в себя несколько абзацев

НАПРИМЕР:

I часть - 1-й абзац

II часть - 2-й абзац

III – 3-й – 9-й абзацы

IV - 10-й абзац

Способы формулировки проблемы

  • В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения).

  • Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема чего?

  • Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящён текст писателя NN.

  • Автор данного текста рассматривает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества.

К2 Комментарий

Для этого определяем тему каждой части и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор.

Комментарий – это не пересказ, не обильное цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы



Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).


ПОМНИ СТРУКТУРУ КОММЕНТАРИЯ!

Зачин

Раскрывая проблему, автор... Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п.

Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

Концовка (вывод)

Автор через события показал проблему, раскрыл её сущность



Автор (что делает?)

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

  • Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме?

  • Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?

  • Какие поступки совершает герой и как его это характеризует?

  • Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

  • Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

    Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

ПРИМЕР

    Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу,

Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

КАК ВВЕСТИ ДВА ПРИМЕРА ИЗ ТЕКСТА?

  • Проблему автор раскрывает на примере

  • Чтобы мы поняли, насколько важна поднятая проблема, автор…


К3 Формулируем авторскую позицию

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.


Позиция автора - это ответ на поставленный вопрос (то, что хотел сказать читателям автор, говоря о проблеме)


ВАЖНО!

Позицию автора следует формулировать кратко, лаконично

Авторская позиция может быть выражена ПРЯМО (в текстах научного и публицистического стилей) или КОСВЕННО (в текстах художественного и иногда публицистического стилей).

     В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний.



К 4 Формулировка собственного мнения по проблеме


Нужно обязательно пояснить в нескольких предложениях ПОЧЕМУ согласен с мнением автора. Это ОЧЕНЬ важно.

Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… 

2) Я согласен с автором текста в том, что…(далее идёт формулировка важного тезиса).

3) Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса).

4) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… 


К4.1.

Необходимо привести в пример два аргумента

Помни! Обязательно!

Необходимы примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);


и

Надо помнить, что при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать А НЕ ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ поступки героев в соответствии с поднятой проблемой ), с помощью которой создаётся доказательная база.

ВАЖНО!

  Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части С эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.

  • В доказательство справедливости всего сказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN(указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…

  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман/повесть/рассказ/пьесу NN(указывается автор и даётся название произведения). В этом произведении…


К4.2.


Можно использовать следующие типы аргументов:

  • примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

  • поучительные события из жизни выдающихся личностей;

  • ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;

  • цитата из авторитетного источника;

  • выводы науки и статистические данные;

  • события из жизни страны, общества,                                 обсуждаемые в средствах массовой информации, актуальные проблемы современности;

  • пословицы их пояснение



  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что…

  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость/важность…(далее идут примеры-аргументы).

  • Это мини-вывод в конце второго аргумента

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является ее доказательством)».


Вывод


Без заключения сочинение будет выглядеть незавершённым, вы можете потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому надо потратить силы на его создание. Заключение должно быть органично связано с основной проблемой, быть небольшим по объёму


  • Таким образом, автор поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает …

  • Мне показались интересными мысли автора о том, …..







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!