СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков для начинающих преподавателей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи начинающим преподавателям, не имеющим опыта или имеющим минимальный опыт в подготовке и проведению различных типов уроков.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков для начинающих преподавателей»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




Подготовила:

Преподаватель высшей

категории

ПЦК экономических и

юридических дисциплин

И.Г.Соколова

2016-2017 уч. г.


Пояснительная записка


Психолого-педагогические аспекты совершенствования содержания урока, проблемы психологического взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой курглых столов и научно-практических конференций. Однако повседневная педагогическая практика убедительно доказывает, что урок еще не исчерпал всех своих возможностей.

В нынешних условиях современный урок – это прежде всего уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.

Учитель создает условия успешной познавательной деятельности. Однако любой педагогический процесс немыслим без технологической основы. Таким образом, любой современный урок – это основная форма организации учебных занятий, спроектированный, просчитанный по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей каждой группы и каждого студента в отдельности.

Вооружившись определенными теоретическими знаниями, своим видением образовательного пространства, учитель создает проект урока, в котором обозначены цели, задачи урока, решено, как спланировать этапы урока. Конструирование урока предполагает четкую и последовательную структуру применения приемов и тщательной проработки всех этапов их воплощения.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи начинающим преподавателям, не имеющим опыта или имеющим минимальный опыт в подготовке и проведению различных типов уроков.





КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ

Примерная современная типология уроков:


- урок усвоения новых знаний;

- урок усвоения навыков и умений;

- урок комплексного применения знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.


Урок усвоения новых знаний - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.


Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.


Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.


Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.








ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

проекта урока


  1. Тема

  2. Цели урока (программные задачи)

    1. Воспитательные (см. далее)

    2. Развивающие (см. далее)

    3. Обучающие (знания, общие учебные умения и инавыки)

  3. Наглядность (учебно-методическое обеспечение, дидактический, демонстрационный материал)

  4. Структура занятия (распространение элементов урока во времени)

  5. Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Опрос. Актуализация имеющихся знаний.

  3. Работа по новой теме.

1. Объяснение

Дробление задания


2. Понимание


Творческие задания

3. Применение знаний

Аналогичные задания


4. Обобщение



5. Анализ



6. Синтез




  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Общечеловеческие ценности

Для формирования черты характера «идеал»

Для подавления черты характера «антиидеал»

ТРУД

Трудолюбие, прилежность, дисциплинированность, ответственность, надежнгость, организованность, целеустремленность, настойчивость, исполнительность, работоспособность, профессиональная гордость, уважение к мастерству

Ленность, безответственность, необязательность, беспечность, пассивность, нерешительность

КРАСОТА

Способность понимать гармонию и красоту, восприимчивость к прекрасному в жизни, восхизение красовтой

Принятие и восхищение дисгармонией мира, безразличие, равнодушие к безобразному

ЧЕЛОВЕК

Оптимизм, организованность, самодисциплина, самообразование, самосовершенствование, самокритичность, забота о психическом и физическом здоровье

Пессимизм, беспечность, слабохарактерность, растерянность, тупоумие, безразличие, необъективность, неряшливость, равнодушие к своему здоровью

ЗНАНИЕ

Сообразительность, любознательность, старательность, настойчивость, инициативность, саморазвитие, оригинальность мышления, увлеченность, осведеомленность, познавательский интерес

Тугоумие, нерешительность, пассивность, банальность мышления, глупость, рассеянность, легкомыслие, безразличие

КУЛЬТУРА

Деликатность, чуткость, вежливость, воспитанность, щедрость, тактичность, опрятность, отзывчивость, образованность, интеллигентность, доброжелательность, гостеприимство, искренность, терпеливость

Грубость. скупость, жадность, бестакность, неряшливость. Равнодушие, лицемерие, злобность, лживость, несдержанность

ОТЕЧЕСТВО

Патриотизм, чувство долга, активность, порядочность, благородство, смелость, отвага, скромность, свободолюбие, практичность, деловитость, ответственность, демократичность, гордость, достоинство, мужество

Подлость, предательство, трусость, хвастливость, зазнайство, тщеславие, раболепство, робость, тиранство, беспечность

СЕМЬЯ

Честность, щедрость, хозяйственность, искренность, коллективизм, гостеприимство, доброжелательность, заботливость

Скупость, жадность, лицемерие, хитрость, эгоизм, агрессивность, грубость, неряшливость


РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Мотивацион

ная сфера

Эмоциональная сфера

Волевая сфера

Коммуникатив

ные способности

Осознание обучения в колледже как способа достижения взрослости. Интерес к умственной задаче. Формирование мотивации к умственному и физическому труду

Положительное эмоциональное отношение к труду, учению. Уверенность в своих силах, возможностях.

Умение довести начатое дело до конца. Развитие дисциплинированности. Формирование привычки к регулярному труду.

Активность в общении со сверстниками. Позитивность в межличностных отношениях.

Потребность к самостоятельной творческой деятельности.

Развитие чувства прекрасного. Эмоциональная реакция на различные моменты жизни.

Умение работать одному и в группе. Умение сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. Самостоятельность и активность в новых условиях.

Умение обращаться с вопросом к учителю. Речь как средство коммуникации.

Формирование личных мотивов, желание соответствовать статусу студента.

Удовлетворен

ность от успешно выполненного задания. Умение понимать свои чувства.

Развитие самостоятельности. Формирование умения самоконтроля. Способность работать без посторонней помощи.

Уважительное отношение к учителю и соблюдение необходимой дистанции с ним.

Сознательная потребность в знаниях, желание самосовршенствоваться.

Радость от приобретения новых знаний. Удовлетворение потребности в похвале, одобрении и любви.

Способность преодолевать нежелание выполнять трудные задачи. Самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею и достигать результатов.

Умение прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя. Ответственность за поведение и поступки перед окружащиями.

Желание получить одобрение, оценку и поддержку авторитетных взрослых.

Развитие умения понимать эмоциональное состояние людей. Умение управлять совбственными эмоциями.

Умение оказывать сопротивление к реализации безнравственных идей. Способность к реализации собственной деятельности. Преодоление негативных черт характера.

Умение слышать собеседника. Умение участвовать в коллективной работе. Терпение в общении.

Формирование общественных мотивов (быть полезным)

Умение сдерживать бурное, резкое выражение чувств.

Развитие настойчивости, организованности, инициативности. Умение работать в ситуациях помех, препятствий.

Умение понимать интонацию собеседника. Попытка позитивного решения конфликта.

Желание участвовать в решении сложных проблем.

Избирательное, эффективное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам.

Самостоятельность и инициативность в решении трудных проблем.

Умение высказать свои мысли не стесняясь. Модели поведения и общения в различных жизненных ситуациях.

Формирование мотивации к мирному сосуществова

нию с окружающим миром

Способность управлять своими чувствами. Подчинение чувств мышлению.

Умение самостоятельно решать творческие задания.

Отзывчивость в отношении со сверстниками. Жалание участвовать в различных ролевых отношениях.






ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:


1.Начало подготовки к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


2.Определение целей урока.

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.


3.Планирование учебного материала

  • Подбор литературы по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

  • Подбор учебных заданий, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

  • Упорядочение учебных заданий в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·      задания, способствующие закреплению материала учеником.


4. Продумывание "изюминки" урока

  • Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.


5.Группировка отобранного учебного материала

  • Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

  • Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.


6. Планирование контроля за деятельностью учащихся на уроке

для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.


7.Подготовка оборудование для урока.

  • Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Обдумывание задания на дом:

  • его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовка конспекта урока

Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;

  • содержательную;

  • аналитическую.

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока, в которой должны быть отражены следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

  2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

  3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

  4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

  5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

  6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?

  7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

  8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?

  9. Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?



НОУ СПО «Пятигорский колледж экономики и управления»


П Р О Т О К О Л

посещения занятия


Дата посещения «_____» ________________ 200_ г. Группа _________________


Дисциплина, группа

Преподаватель (кто ведет занятие)

Тема занятия:


Задачи занятия (укажите имеющиеся): обучающие -

познавательные -

воспитательные -

мотивационные -

развивающие -

Тип занятия


Вид занятия

(лекция, семинар)

Оборудование, программное обеспечение, оформление


Ход занятия

Количество человек в группе (по списку)

Количество присутствующих

Количество опоздавших

Наличие плана занятия

Замечания по ходу занятия:

Организационный момент -

Опрос студентов (сколько человек опрошено)

Состояние дисциплины студентов во время занятия

Ход занятия



Подведение итогов занятия

Домашнее задание на следующее занятие


Рекомендации, пожелания:



Резюме:


Подпись посетившего ____________________\_________________________(Ф.И.О.)\



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!