СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по Олимпиаде школьников на 2017-2018 учебный год

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по Олимпиаде школьников на 2017-2018 учебный год»

Утверждены на заседании Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

Москва, 2017

  1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    1. ВВЕДЕНИЕ


      Общая характеристика школьного этапа

    2. Общая характеристика муниципального этапа

    3. Структура и содержание олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов

    4. Рекомендации по составлению теоретико-методического задания и примеры заданий

    5. Рекомендации по составлению практических заданий и примеры заданий

  2. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

    1. Методика оценки качества выполнения теоретико-методического задания

    2. Методика оценки качества выполнения практических заданий

    3. Подведение итогов олимпиады

  3. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ, СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО­ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

  4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ...

Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно­методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по физической культуре с целью оказания помощи предметно-методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в субъектах Российской Федерации.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по физической культуре, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, перечень рекомендуемых источников информации для их подготовки, описание необходимого материально-технического обеспечения, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий.

Центральная предметно-методическая комиссия по физической культуре выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу ппсИ01@таП.ги в центральную предметно­методическую комиссию по физической культуре.

Методические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2017-2018 учебном году утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по физической культуре.

  1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    1. Общая характеристика школьного этапа

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 5-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.03.2015) (далее - Порядок).

Участниками школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» могут быть на добровольной основе все учащиеся 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

Сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года. Срок окончания школьного этапа олимпиады - не позднее 1 ноября.

Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.

Школьный этап олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится по заданиям, составленным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня ...» (п. 28 Порядка). Настоящие рекомендации адресованы муниципальной предметно-методической комиссии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий школьного этапа.

    1. Общая характеристика муниципального этапа

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных региональными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 7-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.03.2015) (далее - Порядок).

Муниципальный этап олимпиады проводится по разработанным региональными предметно-методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 7-11 классов. Настоящие рекомендации адресованы региональной предметно-методической комиссии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий муниципального этапа.

Муниципальный этап олимпиады проводится организатором - органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, ежегодно в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Срок окончания муниципального этапа - не позднее 25 декабря.

В муниципальном этапе олимпиады по физической культуре принимают индивидуальное участие:

  • участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады;

  • победители и призеры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (п. 46 Порядка).

Победители и призеры муниципального этапа олимпиады предыдущего года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение(п. 47 Порядка).

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, муниципальный этап олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления.

Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девушек и юношей.

    1. Структура и содержание олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов

Олимпиадные задания разрабатываются отдельно для юношей и девушек в трех возрастных группах обучающихся:

  1. группа - 5-6 класс (школьный этап).

  2. группа - 7-8 класс (школьный и муниципальный).

  3. группа - 9-11 класс (школьный и муниципальный).

В этих же группах определяются победители и призеры в соответствии с квотами, определенными организатором школьного и муниципального этапов олимпиады.

Конкурсные испытания олимпиады состоят из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.

На школьном этапе олимпиады рекомендуется включать два - четыре практических задания, а на муниципальном - не менее двух практических заданий по выбору организатора соответствующего этапа олимпиады.

Содержание теоретико-методической и практической частей заданий школьного и муниципального этапов олимпиады должны соответствовать требованиям к уровню знаний и умений обучающихся соответствующих классов и выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура» углубленного уровня.

Теоретико-методическая часть испытания заключается в ответах и решении предложенных заданий.

Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол, футбол и другие), легкая атлетика, прикладная физическая культура. Организаторы могут включить в олимпиадные задания испытание по виду спорта из вариативной (региональной) части школьной программы.

Предметно-методические комиссии соответствующего этапа олимпиады должны разработать регламент каждого практического испытания по виду спорта, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, требования к материально-техническим условиям выполнения задания и технике безопасности оценка выполнения и др.

При формировании заданий школьного и муниципального этапов олимпиады рекомендуется учитывать: возрастные особенности обучающихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся; рост объема времени в сочетании с увеличением числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады; отражение в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубину их

6

рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий; проверки соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий; сочетание различных видов заданий; представление заданий через различные источники информации; опору на межпредметные связи в части заданий.

Для подготовки отдельных заданий (заданий повышенной сложности) могут быть использованы учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий - ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады.

В содержании олимпиадных заданий должны найти отражение нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету; творческий характер соревнований; общая культура участников, их эрудированность.

Содержание тестовых заданий должно соответствовать таким критериям:

  • задания должны быть разнообразными по форме и содержанию.

  • сложность задания должна исходить из уровня теоретических знаний, установленного программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы;

  • оригинальная формулировка задания или оригинальная идея его решения для конкретного состава участников олимпиады;

  • в тексте условия задания не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предмета. В случае их употребления они должны быть определены или конкретизированы;

  • задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

  • задания не должны требовать для своего решения специальных знаний;

  • задания должны быть разумной сложности и трудоемкости;

  • форма заданий должна способствовать уменьшению времени, потраченному на выполнение каждого из них участником;

  • в заданиях выбора для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область учебного предмета «Физическая культура».

Для каждой новой Олимпиады следует разрабатывать оригинальные, новые по содержанию испытания, также в число конкурсных заданий рекомендуется включать отдельные вопросы предыдущей Олимпиады, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.

    1. Рекомендации по составлению теоретико-методического задания

и примеры заданий

В содержание теоретико-методического испытания необходимо включать максимально разнообразную тематику вопросов по следующим разделам: «Культурно-исторические основы физической культуры и спорта», «Специфическая направленность физического воспитания», «Основы теории и методики обучения двигательным действиям», «Основы теории и методики воспитания физических качеств», «Формы организации занятий в физическом воспитании», «Методика решения частных задач физического воспитания», «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания», «Правила соревнований».

Испытания теоретико-методической части школьного этапа олимпиады должны содержать различные типы заданий:

  1. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Б. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение.

  1. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие»).

Г. Задания процессуального или алгоритмического толка.

Д. Задание в форме, предполагающей перечисление известных фактов, характеристик и тому подобного.

Е. Задания с графическими изображениями двигательных действий.

Ж. Задание-кроссворд.

Примеры теоретико-методических заданий различных типов

  1. . Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Этот тип вопросов может составлять около 70-90 процентов от общего числа заданий.

Например:

Основным документом, регламентирующим олимпийское движение, является ...

а. положение о проведении Олимпийских игр

б. правила Олимпийских игр

в. Олимпийская Хартия

г. Положение о международном Олимпийском комитете (МОК)

Правильный ответ: в.

Различают три группы способов лыжных ходов: Отметьте все позиции.

а. попеременные

б. одновременные

в. комбинированные

г. прямолинейные Правильные ответы: а; б.

Б)Задания в открытой форме, в которых правильный ответ надо дописать (в открытой форме). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий. Например:

Завершите определение, вписав соответствующее слово, число в бланк ответов. Спортивный инвентарь, предназначенный для передвижения по льду называется...

Правильный ответ: коньки.

Группа лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, объединенных принадлежностью к одному спортивному коллективу, обозначается как...

Правильный ответ: команда.

  1. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие»). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

Например:

Сопоставьте имена Олимпийских чемпионов на Играх XXXI Олимпиады с видами спорта, в которых они достигли успехов, вписав цифры в соответствующие поля бланка ответов.

Виды спорта

ФИО олимпийских чемпионов

1

Плавание

А

Яна Кудрявцева

2

Бокс

Б

Власов Роман

3

Греко-римская борьба

В

Денис Аблязин

4

Спортивная гимнастика

Г

Евгений Тищенко

5

Художественная гимнастика

Д

Юлия Ефимова


1

2

3

4

5

Д

Г

Б

В

А


Правильный ответ

Г) Задания процессуального или алгоритмического толка. Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

Например:

Установите последовательность решения задач в обучении технике физических упражнений...

1 . Закрепление

  1. Ознакомление

  2. Разучивание

  3. Совершенствование

а. 1, 2, 3, 4 б. 2, 3, 1, 4

в. 2, 3, 4, 1 г. 4, 3, 2, 1

Правильный ответ: б.

Д) Задания, связанные с перечислениями. Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

Например:

Перечислите объективные показатели, которые Вы используете для самоконтроля физического состояния. Ответ запишите в бланк ответов без сокращения слов.

Правильный ответ: длина тела (рост), масса тела (вес), жизненная емкость легких, артериальное давление, частота сердечных сокращений (пульс), частота дыхания, динамометрия.

Е) Задания с графическими изображениями двигательных действий (пиктограммы). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

Например:

Чтобы запомнить и впоследствии самостоятельно выполнять различные физические упражнения необходимо научиться правильно их записывать в форме пиктограмм. Запишите графически следующие исходные положения:

Описание

Изображение

Основная стойка


Стойка руки в стороны


Стойка руки на поясе, ноги врозь


Стойка на коленях


Сед


Сед ноги врозь



Ж). Задание-кроссворд.

Решите кроссворд на тему «Терминология гимнастических упражнений», записав ответы-слова в бланке ответов.

По горизонтали

По вертикали

1.

Положение занимающегося на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата

2.

Движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги

3.

Вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полёта

4.

Дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре

6.

Переход из упора в вис или более низкий упор

5.

Сед с предельно разведенными ногами (с касанием опорой всей длиной той или другой ноги)

5



6

2

1

4

3

По горизонтали 1. вис

3. переворот 6. спад


По вертикали 2. выпад

  1. мост

  2. шпагат


Правильные ответы:




Примерами для составления заданий могут служить теоретико-методические задания региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет.

Количество и типы заданий школьного и муниципального этапов олимпиады

Участникам школьного и муниципального этапов олимпиады по предмету «Физическая культура» Центральная предметно-методическая комиссия считает целесообразным предложить следующее количество заданий в тестовой форме (см. в таблице 1).

Участники (класс) /этап

Типы и количество заданий

Количество

заданий

Время на выполнение заданий

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



5-6

школьный

15-18

2-3

1

-

-

-

-

15-20

45 минут

7-8

школьный

16-18

3-4

1

1

1

-

-

20-25

7-8

муниципальный

18-20

4-5

1

1

1

1

1

25-30

9-11

школьный

16-20

4-5

2-3

1-2

1-2

1

1

25-30

9-11

муниципальный

18-22

5-7

2-3

1-2

1-2

1

1

30-35

Таблица 1



  1. Рекомендации по составлению практических заданий и примеры заданий

Практические задания школьного и муниципального этапов олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» должны состоять из набора технических приемов, характерных выбранному методической комиссией виду спорта, по которому проводится испытание.

Примерный набор элементов для составления задания по разделу «Г имнастика» (девушки)

Испытания девушек и юношей по разделу «Гимнастика» проводятся в виде выполнения акробатического упражнения. В таблице 2 и 3 представлен примерный набор элементов, из которых составляется комбинация.

Элементы

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

Равновесие на одной, другую согнуть вперед

+



Равновесие на одной ноге («Ласточка»)


+

+

Таблица 2




Сед углом, руки в стороны


+

+

Стойка на лопатках

+

+

+

Стойка на лопатках без помощи рук


+

+

Стойка на голове и руках



+

Мост из положения лежа - поворот направо (налево) кругом в упор присев

+

+

+

Кувырок вперед

+

+

+

Кувырок вперед прыжком


+

+

Кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь


+

+

Кувырок назад

+

+

+

Кувырок назад согнувшись ноги врозь


+

+

Прыжок вверх ноги врозь

+

+

+

Прыжок вверх с поворотом на 180°

+

+

+

Прыжок вверх с поворотом на 360°


+

+

Прыжок со сменой согнутых ног вперед

+

+

+

Прыжок со сменой прямых ног вперед


+

+

Переворот в сторону («колесо»)


+

+


Таблица 3

Примерный набор элементов для составления задания по разделу «Г имнастика» (юноши)

Элементы

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс

Равновесие на одной, другую согнуть вперед

+



Равновесие на одной ноге («ласточка»)


+

+

Сед углом, руки в стороны


+

+

Стойка на лопатках

+

+

+

Стойка на лопатках без помощи рук


+

+

Стойка на голове и руках


+

+

Кувырок вперед

+

+

+

Кувырок вперед прыжком


+

+

Кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь


+

+

Кувырок назад

+

+

+

Кувырок назад согнувшись в стойку ноги врозь


+

+

Прыжок вверх ноги врозь

+

+

+

Прыжок вверх с поворотом на 180°

+

+

+

Прыжок вверх с поворотом на 360°


+

+

Прыжок со сменой согнутых ног вперед

+

+

+

Прыжок со сменой прямых ног вперед


+

+

Переворот в сторону («колесо»)


+

+


Муниципальная предметно-методическая комиссия определяет «стоимость» каждого элемента. Общая суммарная «стоимость» всех акробатических элементов составляет максимально возможную окончательную оценку.

Юноши 7-8 класс


Связки акробатических элементов

Баллы

1.

Наклон прогнувшись, обозначить, стойка на голове и руках, держать

1,0

2.

Опуститься силой в упор лежа - упор присев

0,5

3.

Кувырок назад - перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать

0,5 + 0,5

4.

Перекат вперед согнувшись в сед углом, руки в стороны, держать

1,0

5.

Сед с наклоном вперед, обозначить - кувырок назад в упор присев - встать в стойку руки вверх

1,0

6.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать, приставить ногу

1,0

7.

Шаг вперед и прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при смене ног не ниже 90°)

0,5

8.

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны - поворот направо (налево) спиной к направлению движения

1,0

9.

Кувырок вперед прыжком- прыжок вверх ноги врозь

1,0 + 0,5

10.

Кувырок вперёд - прыжок вверх с поворотом на 360°

0,5+1,0


Девушки 7-8 класс

связки

Связки акробатических элементов

Баллы

И.п. - основная стойка

1.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать

1,0

2.

Шагом вперёд выпад и кувырок вперед в упор присев скрестно - поворот кругом в упоре присев

1,0

3.

Перекат назад в стойку на лопатках, держать

0,5

4.

Перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать

0,5

5.

Кувырок назад в упор присев, встать в стойку руки вверх

0,5

6.

Отставляя правую на шаг в строну, наклоном назад мост, держать - поворот кругом в упор присев-

1,0 + 0,5

7.

Кувырок вперед - прыжок вверх с поворотом на 180°

0,5 + 1,0

8.

Шагом одной, прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при смене ног не ниже 90°)

0,5

9.

Шагом одной, прыжок со сменой прямых ног вперед

0,5

10.

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь

1,0

11.

Приставляя ногу повернуться в сторону движения - кувырок вперед прыжком - прыжок вверх ноги врозь

1,0 + 0,5

Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным



вариантом, учитывая требования к технике и стилю исполнения отдельных элементов.

При выставлении оценки за исполнение, каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки

за ошибки в технике, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.

14

Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.

Максимально возможная окончательная оценка - 10,0 баллов.

Испытание по разделу «Спортивные игры» может состоять из испытаний по отдельным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол, флорбол и т.д.), а также носить комплексный характер.

Пример программы испытания по баскетболу Юноши и девушки 7-8 класс

Участник находится за лицевой линией на линии старта лицом к фишке № 1 без мяча. По сигналу судьи игрок берет мяч №1, выполняет ведение правой рукой вдоль лицевой линии, обводит фишку №1 справа, переводит мяч в левую руку и выполняет ведение вдоль трехсекундной зоны и дуги зоны штрафного броска, перед фишкой №2 переводит мяч в правую руку и обводит ее справа, далее двигается к фишке №3, последовательно обводит фишки №3-7 змейкой (расстояние между фишками - 2,0 м), дальней рукой от фишки, начиная обводку с фишки № 3 с правой стороны. Обведя фишку №7 справа, участник ведет мяч к центральному кругу и обводит его с левой стороны, выполняя ведение дальней рукой от круга. Выполнив ведение мяча вокруг центрального круга, участник двигается к фишке №8, обводит ее с правой стороны правой рукой, далее кратчайшим путем ведет мяч ко второму щиту и выполняет бросок в кольцо, используя двушажную технику (при непопадании участнику дается одна попытка для повторного выполнения броска любым способом). Выполнив бросок мяча №1, участник двигается к мячу №2, взяв мяч, выполняет штрафной бросок. Далее участник двигается к мячу №3, берет его и выполняет ведение левой рукой вдоль трехсекундной зоны и дуги зоны штрафного броска, двигаясь к фишке №9, обводит фишку №9 и фишку №10 с правой стороны правой рукой, затем ведет мяч к центральному кругу, обводит его с левой стороны левой рукой. Выполнив ведение вокруг центрального круга участник двигается к фишке №1, обводит ее с правой стороны правой рукой, кратчайшим путем ведет мяч к первому щиту и выполняет бросок мяча в кольцо, используя двушажную технику (в случае непопадания в корзину участнику дается одна дополнительная попытка для попадания в кольцо любым способом). Выполнив бросок, участник направляется к мячу №4, находящемуся на линии штрафного броска, взяв мяч, выполняет штрафной бросок. Остановка секундомера осуществляется после выполнения броска в момент касания мяча №4 площадки. Время, затраченное участником на выполнение упражнения, определяется с точностью до 0,01 сек.

Оценка исполнения. Фиксируется время преодоления дистанции и точность бросков. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска № 4.

Общая оценка испытания складывается из времени выполнения упражнения плюс штрафное время.

Штрафное время:

-непопадание мяча в кольцо - плюс 5 сек;

  • невыполнение дополнительного броска (в случае непопадания) - плюс 10 сек;

  • обводка фишки центрального круга не с той стороны, перешагивание через фишку, нахождение мяча с одной стороны фишки, а участника с другой - плюс 5 сек. за каждое нарушение;

  • нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется по 1 секунде за каждое нарушение;

  • выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения испытания), перемещение не указанным способом - плюс 5 сек;

  • выполнение первого броска в кольцо мячами № 1 и № 3 неуказанным способом (двушажная техника) - плюс 5 сек.

Оборудование: Четыре баскетбольных мяча, 10 фишек-ориентиров.

Схема испытания по баскетболу



Пример комплексного испытания: баскетбол, футбол Юноши и девушки 7-8 класс Схема комплексного испытания: баскетбол, футбол



Участник находится на линии штрафного броска баскетбольной площадки. По сигналу конкурсант первым мячом выполняет штрафной бросок. Затем разворачивается и выполняет бег к противоположной штрафной линии приставными шагами правым боком до центра площадки, после центра - левым боком. Выполняет штрафной бросок вторым мячом и бежит к третьему мячу, который находится на лицевой линии.

Участник берет мяч и левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру №1, правой рукой к фишке ориентиру № 2, левой рукой к фишке-ориентиру №3, правой рукой к фишке ориентиру № 4, левой рукой к фишке-ориентиру №5, таким образом, ведение осуществляется дальней рукой от фишки ориентира. После прохождения фишки-ориентира № 5 ведет мяч к щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.

Затем двигается к футбольному мячу №4, находящемуся за лицевой линии баскетбольной площадки (ближней от участника). Далее, участник выполняет ведение мяча к фишке №6 и обводит ее с правой стороны, фишку №7 обводит с левой стороны, фишку №8 - с правой стороны, фишку №9 - с левой стороны, двигается к фишке №10 и обводит ее с правой стороны в зону штрафного броска баскетбольной площадки, из которой выполняет удар по воротам. Выполнив удар по воротам, участник движется к линии финиша.

Время выполнения упражнения останавливается, когда участник пересечет линию финиша.

Оценка испытаний. Общая оценка испытания складывается из времени выполнения упражнения с учетом штрафного времени.

Штрафное время:

Баскетбол:

  • невыполнение задания + 90 сек.;

  • непопадание мяча в кольцо + 5 сек.;

  • невыполнение броска + 10 сек. ;

  • выполнение броска в кольцо неуказанным способом (двушажная техника) + 5 сек.;

  • обводка фишки не с той стороны, перешагивание через фишку, нахождение мяча с одной стороны фишки, а участника с другой + 5 сек. ;

  • нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) + 2 сек. ;

  • выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения конкурсными испытания) + 5 сек.

Футбол:

  • невыполнение задания + 60 сек;

  • непопадание мяча в ворота + 10 сек;

  • невыполнение удара + 15 сек;

  • удар мяча по воротам с нарушением указанной зоны + 5 сек;

  • обводка фишки не с той стороны, перешагивание через фишку, нахождение мяча с одной стороны фишки, а участника с другой + 2 сек.

Если участник уходит с площадки, не окончив упражнение, он снимается с конкурсного испытания.

Пример программы испытания по прикладной физической культуре

«Полоса препятствий»

Юноши, девушки — 7-8 класс

ЗАДАНИЕ 1.

«Подтягивание из виса на высокой перекладине/ сгибание-разгибание рук в упоре лежа»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: высокая перекладина (турник).

ЗАДАНИЕ: Юноши выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине; девушки - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: уровень развития силы. Фиксируется количество правильно

выполненных подтягиваний юноши - 6 раз, девушки - 8 раз.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис, хватом ладонями «от себя», кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок «пересек» верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис до исходного положения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.

Ошибки:

  • подтягивание рывками или с махом ног (туловища);

  • подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

  • отсутствие фиксации исходного положения;

  • разновременное сгибание рук.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45°, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы», высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и продолжить выполнение задания.

Ошибки:

  • касание пола коленками, бедрами, тазом;

  • нарушение прямой линии «плечи-туловище-ноги»;

  • отсутствие фиксации исходного положения;

  • поочередное сгибание рук;

  • отсутствие касания грудью пола (платформы);

  • разведение локтей относительно туловища более чем на 45°.

ШТРАФ:

1. Невыполнение задания (юноши - 8 раз, девушки - 6 раз) + 60 сек.

ЗАДАНИЕ 2.

«Прыжок в длину с места»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: линия старта - линия отталкивания; зоны приземления с контрольной разметкой.

ЗАДАНИЕ: выполнить прыжок в длину с места толчком двумя ногами, приземлившись в диапазоне: юноши - 185 - 200 см; девушки - 160 - 175 см.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: дальность приземления.

ШТРАФ:

  1. Приземление ближе указанных линий - + 5 сек.

  2. Невыполнение задания - +30 сек.

  3. Касание или заступ за ограничительные линий любой частью тела - +5 сек.

БОНУС: Приземление дальше юноши -200 см, девушки - 175 см - минус 10 сек.

ЗАДАНИЕ 3.

«Акробатика»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: дорожка из гимнастических матов.

ЗАДАНИЕ: выполнить максимально быстро подряд 2 кувырка вперёд. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Кувырки необходимо выполнять по прямой линии.

  2. Кувырки необходимо выполнять без неоправданных пауз и потери темпа.

ШТРАФ:

  1. Невыполнение задания - +30 сек.

  2. Невыполнение одного из кувырков оценивается штрафом (каждый кувырок) - + 15 сек.

  3. Выход за пределы дорожки из гимнастических матов - + 5 сек.

ЗАДАНИЕ 4.

«Бег по бревну»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: гимнастическое бревно (гимнастическая скамейка) высотой 50 см и длиной 3-4 м с размеченными линиями, дорожка из гимнастических матов;

ЗАДАНИЕ: максимально быстро пробежать по гимнастическому бревну (гимнастической

20

скамейке).

ОЦЕНИВАЕТСЯ: способность сохранять динамическое равновесие в условиях

ограниченной опоры.

Указания к выполнению: Движение по бревну начинается в зоне на ближайшем к участнику конце бревна и заканчивается заступом за отметку, находящуюся на дальнем конце бревна.

ШТРАФ:

  1. Начало движения по бревну после первой отметки - +5 сек;

  2. Окончание движения по бревну до второй отметки - +5 сек;

  3. Падение с бревна (касание пола внутри области перпендикулярных плоскостей начала и конца бревна, каждое падение) - + 5 сек;

  4. Невыполнение задания - +30 сек.

ЗАДАНИЕ 5.

«Прыжки через скакалку»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: квадрат 1,5 х 1,5 м на жёсткой поверхности, размеченный маркировочной лентой; гимнастическая скакалка.

ЗАДАНИЕ: выполнить 5 прыжков, вращая скакалку вперёд, и 5 прыжков, вращая скакалку

назад.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: навык выполнения прыжков в короткую скакалку и уровень развития двигательно-координационных способностей.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. В случае остановки вращения скакалки участник должен продолжить выполнение задания, доведя общее количество правильно выполненных прыжков до 5-и.

  2. Выполнив 5 прыжков с вращением скакалки вперёд, участник должен остановиться и начать прыжки, вращая скакалку назад. По выбору участника выполнение задания можно начать с прыжков, вращая скакалку назад.

  3. После выполнения задания участник должен положить скакалку в маркированный квадрат.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ:

  1. Участник не выполнил один или несколько прыжков - +5 сек. (за каждый прыжок)

  2. Участник не оставил скакалку в квадрате - + 5сек.

  3. Невыполнение задания - + 30 сек.

ЗАДАНИЕ 6.

«Метание мяча в цель»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: - линия штрафного броска баскетбольной площадки; баскетбольный щит.

ЗАДАНИЕ: поочередное метание двух теннисных мячей правой рукой и двух теннисных мячей левой рукой в цель (баскетбольный щит) от линии штрафного броска ОЦЕНИВАЕТСЯ: точность попадания мячей.

ШТРАФ:

  1. Непопадание в баскетбольный щит - +5 сек. (за каждое).

  2. Заступ за линию броска - + 5 сек. (за каждое).

  3. Невыполнение задания - +30 сек.

ЗАДАНИЕ 7.

«Перенос набивных мячей»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: три набивных мяча весом девушки (1 кг), юноши (2 кг), обруч на расстоянии 5 м от линии начала выполнения задания

ЗАДАНИЕ: перенести поочередно 3 набивных мяча в обруч, расположенный на расстоянии

5 м.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: скорость и точность выполнения задания ШТРАФ:

  1. Бросок мяча в обруч (необходимо положить на пол) - + 5 сек.

  2. Нахождение мяча вне обруча - + 5 сек. (за каждый мяч);

  1. Невыполнение задания - + 30 сек.

ЗАДАНИЕ 8. «Бег змейкой»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 4 стойки высотой 135 см. Расстояние между стойками: ширина до 5 м, длина - 1 м.

ЗАДАНИЕ: выполнить последовательное оббегание стоек в следующем порядке: стойка № 1 с правой стороны, стойку № 2 с левой стороны, стойку № 3 с правой и т.д. оббегая последнюю стойку с левой стороны.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: быстрота и уровень развития двигательно-координационных

способностей

ШТРАФ:

  1. Оббегание стоек с неуказанной стороны + 3 сек. за каждое.

  2. Касание стоек - + 5 сек. за каждое касание.

  3. Невыполнение задания - + 30 сек.

Бег по прямой к финишу Остановка секундомера осуществляется в момент касания рукой набивного мяча, лежащего на линии финиша.

Схема испытания «Полоса препятствий»



Примерами заданий могут служить практические задания региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет.

  1. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

    1. Методика оценки качества выполнения теоретико-методического задания

Правильное решение задания в закрытой форме с выбором одного правильного ответа оценивается в 1 балл, неправильное - 0 баллов. Правильное решение всего задания с выбором нескольких правильных ответов оценивается в 1 балл, при этом каждый правильный ответ оценивается в 0,25 балла, а каждый неправильный - минус 0,25 балла.

Правильное решение задания в открытой форме, в которых правильный ответ надо дописать, оценивается в 2 балла.

В заданиях на соответствие двух столбцов каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, а каждый неправильный - минус 1 балл.

Правильное решение задания процессуального или алгоритмического толка оценивается в 1 балл, неправильное решение - 0 баллов.

Полноценное выполнение задания, связанные с перечислениями или описаниями, оценивается в 3 балла, при этом каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла (квалифицированная оценка).

Полноценное выполнение задания, связанные с графическими изображениями физических упражнений, оценивается в 3 балла, при этом каждое верное изображение оценивается в 0,5 балла. Рекомендуется включать в задание не более 6-ти физических упражнений.

Полноценное выполнение задания-кроссворда оценивается в 12 баллов, при этом каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный ответ- 0 баллов.

Максимальное количества баллов, которое возможно набрать участнику в теоретико­методическом задании формируется из суммы максимально возможных баллов по каждому типу заданий в тестовой форме. Например, в теоретико-методическом задании было 10 заданий в закрытой форме, 5 заданий - в открытой форме, 3 задания - на соответствие (по 4 в каждом), 2 задания - на перечисление, 1 задание на графическое изображение и 1 задание -кроссворд Максимально возможный балл, который может получить участник олимпиады составит:

  1. балл х 10 = 10 баллов (в закрытой форме);

  2. балла х 5 = 10 баллов (в открытой форме);

4 балла х 3 = 12 баллов (задания на соответствие);

  1. балла х 2 = 6 баллов (задание на перечисления);

3 балла х 1 = 3 балла (задание на графическое изображение);

24

2 балла х 6 = 12 баллов (задание-кроссворд).

Итого: (10 + 10 + 12 + 6 + 3 + 12) = 53 балла

Данный показатель будет необходим для выведения «зачетного» балла каждому участнику олимпиады в теоретико-методическом задании.

    1. Методика оценки качества выполнения практических заданий

Оценка качества выполнения практического задания по гимнастике (акробатика) складывается из оценок за технику исполнения элементов и сложности самих элементов при условии всех требований к конкурсному испытанию.

Требования к спортивной форме: Девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами». Раздельные купальники запрещены. Юноши могут быть одеты в гимнастические майки, ширина лямок которых не должна превышать 5 см, трико или спортивные шорты, не закрывающие колен. Футболки и майки не должны быть одеты поверх шорт, трико или «лосин». Упражнение может выполняться в носках, гимнастических тапочках («чешках») или босиком. Использование украшений и часов не допускается. Нарушение требований к спортивной форме наказывается сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки участника.

Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный характер.

В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается и участник получает 0,0 баллов.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, то оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента или соединения, включающего данный элемент.

Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, динамично, слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд.

Общая стоимость всех выполненных элементов и соединений составляет максимально возможную оценку за трудность упражнения, равную 10,0 баллам. При выставлении оценки за исполнение, каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки за ошибки в технике, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.

Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.

Максимально возможная окончательная оценка - 10,0 баллов.

Если участник не сумел полностью выполнить упражнение, и трудность выполненной части оказалась менее 6,0 баллов, упражнение считается не выполненным и участник получает 0,0 баллов.

Оценка качества выполнения практического задания по спортивным играм, прикладной физической подготовке и физическим упражнениям, отражающим национальные и региональные особенности складывается из времени, затраченного участником олимпиады на выполнение всего конкурсного испытания и штрафного времени (за нарушения техники выполнения отдельных приемов). Результаты всех участников ранжируются по возрастающей: лучшее показанное время - 1 место, худшее - последнее. Участнику, показавшему лучшее время, начисляются максимально возможные «зачетные» баллы (их устанавливают организаторы соответствующих этапов олимпиады); остальным - меньше на процент, соответствующий разнице с лучшим показанным временем. Формула, по которой рассчитываются «зачетные» баллы по практическим заданиям будет представлена ниже.

Оценка качества выполнения практического задания по легкой атлетике по показанному времени каждым участником на соответствующей дистанции и их ранжировании по возрастающей. Участник, показавший лучшее время, начисляются максимально возможные «зачетные» баллы (их устанавливают организаторы соответствующих этапов олимпиады); остальные - меньше на процент, соответствующий разнице с лучшим показанным временем.

    1. Подведение итогов олимпиады

В общем зачете школьного и муниципального этапов олимпиады определяются победители и призеры. Итоги подводятся отдельно среди юношей и девушек по группам: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы.

Для определения победителей и призеров олимпиады, а также общего рейтинга участников олимпиады, рекомендуем использовать 100-бальную систему оценки результатов участниками олимпиады. То есть, максимально возможное количество баллов, которое может набрать участник за оба тура олимпиады, составляет 100 баллов. Организаторы соответствующих этапов олимпиады должны установить удельный вес (или «зачетный» балл) каждого конкурсного испытания. Примерное распределение «зачетных баллов» в зависимости от количества испытаний представлено в таблице 4.

Таблица 4

Примерное распределение «зачетных баллов» в зависимости от количества испытаний

Количество

испытаний

Теоретико­

методическое

(баллы)

Практические

Общая

сумма

(баллы)

испытание №1 (баллы)

испытание №2 (баллы)

испытание №3 (баллы)


3

20

40

40

-

100

4

20

30

30

20

100


Например, если школьный или муниципальный этап состоит из теоретико-методического и двух практических испытаний, рекомендуется установить следующие «зачетные» баллы: за теоретико-методическое задание - 20 баллов, за каждое практическое задание - по 40 баллов. Если количество практических испытаний увеличено до 3, то за теоретико-методическое испытание - 20 баллов, за практическое испытание №1 - 30 баллов, за практическое испытание №2 - 30 баллов, за практическое испытание №3 - 20 баллов.

Итоги каждого испытания оцениваются по формулам:

К*Ы

Х'

м

к *м ,где

= (2)

ЛГ

Х{- «зачетный» балл 1 -го участника;

К - максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по регламенту);

N1 - результат 1 участника в конкретном задании;

М - максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Зачетные баллы по теоретико-методическому заданию и гимнастике (акробатике) рассчитываются по формуле (1).

Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 33 балла (N1=33) из 47 максимально возможных (М=53).

Организатор школьного этапа установил максимально возможный «зачетный» балл по данному заданию в 20 баллов (К=20). Подставляем в формулу (1) значения ЭД,К, и М и получаем «зачетный» балл: Х;= 20*33/53 =12,45 балла.

Обращаем Ваше внимание, что максимальное количество «зачетных» баллов за теоретико-методический конкурс (20) может получить участник, набравший

максимальный результат в данном конкурсе (в данном примере 53 баллов). Участник, показавший лучший результат, но НЕ набравший в теоретико-методическом конкурсе максимальное количество баллов НЕ МОЖЕТ получить максимальный зачетный балл — 20.

Аналогичным образом рассчитываем «зачетные» баллы по гимнастике: N1=8,8, М=10,00 и К=40. Получаем: Х;= 40*8,8/10 =35,2 балла.

Таким образом, максимальное количество «зачетных» баллов (в данном примере — 40) может получить участник, который в испытаниях по гимнастике выполнил упражнение на 10 баллов.

Участник, показавший лучший результат, но НЕ набравший в испытаниях по гимнастике максимальное количество баллов — 10, НЕ МОЖЕТ получить максимальный «зачетный» балл (в данном примере — 40).

Расчет «зачетных» баллов участника по легкой атлетике или баскетболу производится по формуле (2), так как лучший результат в этих испытаниях в абсолютном значении меньше результата любого другого участника. Например, при N1=53,7 сек (личный результат участника), М=44,1 сек (наилучший результат из показанных в испытании) и К=40 (установлен предметной комиссией) получаем: 40*44,1/53,7=32,84 балла. Для определения лучших участников в каждом конкурсном испытании результаты ранжируются.

Личное место участника в общем зачете определяется по сумме «зачетных» баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.

Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем. В случае равных результатов у нескольких участников, победителями признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. При определении призеров участники, набравшие равное количество баллов, ранжируются в алфавитном порядке.

Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной муниципальным оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ, СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

При формировании комплектов заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников муниципальным и региональным предметно­методическим комиссиям рекомендуется учесть, что комплект материалов олимпиадных заданий состоит из:

  • текстов олимпиадных заданий;

  • пустых бланков ответов на задания теоретического тура (матриц);

  • ответов на задания теоретического тура;

  • методики проверки решений заданий, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде;

  • описания системы оценивания решений заданий;

  • методических рекомендаций по разбору предложенных олимпиадных заданий.

Комплект материалов олимпиадных заданий рекомендуется передать в оргкомитет соответствующего этапа не позднее, чем за 7 дней до начала испытаний.

Предметно-методические комиссии с учетом типа олимпиадных заданий, разработанных для школьного этапа и муниципального этапов олимпиады, формируют требования к форме представления результатов решений заданий участников, которые заблаговременно доводятся до сведения участников и должны быть отражены в Памятке участнику, подготавливаемой для жюри соответствующего этапа.

Теоретико-методическое испытание проводиться в аудитории, оснащенной столами и стульями. При проведении теоретико-методического задания все учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов. Для кодирования работ члены жюри должны быть обеспечены авторучкой и ножницами.

Для обеспечения качественного проведения практического тура школьного и муниципального этапов олимпиады необходимо материально-техническое оборудование и инвентарь, соответствующие программе конкурсных испытаний:

  • дорожка из гимнастических матов или гимнастический настил для вольных упражнений не менее 12 метров в длину и 1,5 метра в ширину (для выполнения конкурсного испытания по акробатике). Вокруг дорожки или настила должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,0 метра, полностью свободная от посторонних предметов;

  • площадка со специальной разметкой для игры в футбол или флорбол (для проведения конкурсного испытания по футболу или флорболу). Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов, хоккейные ворота, клюшки и мячи для игры в флорбол, необходимое количество футбольных мячей, фишек-ориентиров, стоек, одни футбольные ворота с сеткой размером 3 х 2 м;

  • площадка со специальной разметкой для игры в баскетбол или волейбол. Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов, баскетбольные щиты с кольцами или волейбольные стойки с натянутой волейбольной сеткой, необходимое количество баскетбольных (волейбольных) мячей, фишек- ориентиров, стоек;

  • легкоатлетический стадион или манеж с беговой дорожкой 200 м (для проведения конкурсного испытания по легкой атлетике) или «полоса препятствий» (для проведения конкурсного испытания по прикладной физической культуре);

  • компьютер (ноутбук) с программным обеспечением 'Мтёот ХР или 'Мтёот 7 РгоГе88Юпа1 (с программным приложением МюгазойОШсе 2003-2010;

  • контрольно-измерительные приспособления (рулетка 15 м; секундомеры; калькуляторы);

  • звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура;

- микрофон.

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ

  1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие - 2­е изд. / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2009.

  2. Бутин, И.М. Физическая культура: 9-11 классы: учебное пособие для учащихся

общеобразовательных учебных заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  1. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году ; под общ ред.

Н.Н. Чеснокова. - М.: АПКиППРО, 2006.

  1. Гимнастика на Всероссийских олимпиадах школьников по физической культуре: методическое пособие ; под общ.ред. Н.Н. Чеснокова. - М.: Физическая культура, 2010.

  2. Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Виленский. - М.

: Русское слово, 2012.

  1. Земсков Е.А. Гимнастика: типология уроков физической культуры в школе. Учебное пособие. / Е.А. Земсков. - М.: Физическая культура, 2008

  2. Красников, А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта: учебное пособие / А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2010.

  3. Лагутин, А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. - М.: Физическая культура, 2010.

  4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2003.

  5. Лях В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/В. И.

Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. — 7-е изд. — М .: Просвещение, 2012.

  1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. - М. : Просвещение, 2012.

  2. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2012.

  3. Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7-9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. - М. : Дрофа,

2012.

  1. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура»; под ред. А. Т. Паршикова. - М. : Просвещение, 2000.

  2. Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб.пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. -25-еизд., перераб. и дополн. - М. : Советский спорт, 2014.

  3. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - Волгоград : Учитель, 2013.

  4. Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова. - М. : Просвещение, 2011.

  5. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ.ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М. :СпортАкадемПресс, 2003.

  6. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ.ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. - М. :СпортАкадемПресс, 2003.

  7. Физическая культура. 9-11 классы: организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. - Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Чесноков, Н.Н. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта. / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

  9. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М.: Физическая культура, 2005.

  10. Чесноков, Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта: Учебник для высших учебных заведений / Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин - М.: Физическая культура, 2011

  11. Чесноков, Н.Н. Теоретико-методические задания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. - М.: Физическая культура, 2014.

  12. Чесноков, Н.Н. Практические испытания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. - М.: Физическая культура, 2014.

Интернет-источники:

  1. Ьйр;//о1ушр.аркрго.ги.

  1. ^^^.5сЬоо1рге55.ги Журнал «Физическая культура в школе».

  2. ЬйрУ/айаарЪ.ги/айеа/ёеГаиЙ/Шеа/Фе 1ааГ апй-ёорта а1Ые1еа аиЫе.рёГ Руководство для

спортсменов по антидопинговой программе ИААФ Июнь, 2013 г.

  1. Ьйр://^^^.ш5аёа.ш/Твой олимпийский учебник. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — М. : Советский спорт, 2014. — 224 с. — Режим доступа: ЬНр://е.1апЬоо1

  2. Ьйр://еНЬгагу.щ/ёеГаи11;х.а5р/ Научная электронная библиотека еКЕВКАКУКЦ".

  3. ЬйрУ/ПЬ.ароПеёи.ги/ Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!