2. | «Деятельность объединений «Четыре искусства», АХРР и ОСТ». | Сформировать представления об искусстве 20-х годов, когда появились объединения, стремившиеся не только продолжить развитие традиций реализма, но и создать современный язык на основе синтеза традиций классической культуры и формальных поисков авангарда. Кратко охарактеризовать сложившуюся историческую и социальную обстановку; познакомить с трудным положением художников в первые годы советской власти, с необходимостью доказывать нужность своего творчества новому государству рабочих и крестьян; с поиском образов, созвучных эпохе перемен. Рассказать о продолжении традиций реализма в обществе «Четыре искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР); о новаторстве Общества станковистов (ОСТ), которых привлекал язык плаката и «монтажа», приема, взятого из кинематографа. Визуальный ряд: Д. С. Моор «Красный подарок белому пану», плакат (1921). В. Н. Дени «Капитал», плакат (1919). Е.М. Чепцов «Заседание сельской ячейки» (1924). А. Рылов «В голубом просторе» (1918). М. Б. Греков «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934). Г. Г. Ряжский «Автопортрет» (1928). Касаткин «Делегатка» (1927), «Вузовка» (1926). А. А. Дейнека «Оборона Петрограда» (1928). К. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934 - 1935), «Портрет Ахматовой» (1922). П. П. Кончаловский «Портрет Наталии Петровны Кончаловской, дочери художника» (1925). И. Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», «Хлебы. Снедь московская» (1924). |
3. | «Искусство России 30-х годов XX века». | Сформировать представление об искусстве 30-х годов. Картины историко-революционной тематики в творчестве Б. В. Иогансона: «На старом уральском заводе», «Допрос коммунистов»; отражение жизни советского народа в творчестве А. А. Дейнеки, А. А. Пластова, К. Н. Истомина; тема спорта в творчестве А. А. Дейнеки, А. Н. Самохвалова. Рассказать о расцвете портретной живописи. Создание М. В. Нестеровым галереи портретов советской интеллигенции. Портретные работы П. Д. Корина. Познакомить с развитием пейзажной живописи. Городской пейзаж Ю.И. Пименова, пейзажи В. К. Былыницкого-Бирули, Н. П. Крымова. Натюрморт в творчестве И. И. Машкова, П.П. Кончаловского. Рассказать о ведущем значении реалистической книжной иллюстрации. В. А. Фаворский, Е.А. Кибрик. Расцвет монументальной скульптуры. Скульптурная группа В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1937). Портретные работы В. И. Мухиной, С. Д. Лебедевой. Строительство Московского метрополитена. |
4. | «Архитектура России советского периода». | Особая примета советской культуры – социалистический реализм. Социальная польза произведения признавалась куда более важной и значимой, чем его художественные достоинства. Мавзолей на Красной площади – архитектор Алексей Щусев. Заманчивые картины коммунистического завтра: дерзкие проекты городов будущего; мастерские Н. Докучаева и Н. Ладовского. В. Татлин: модель памятника III Коммунистическому Интернационалу. Красная столица: снос архитектурных памятников прошлого; архитектура конструктивизма, использование металлоарматуры и железобетонного каркаса.. Строительство выдержанных в упрощенных стереометрических формах жилых комплексов и общественных зданий. Центральный телеграф на Тверской; редакция, издательство и типография газеты «Известия»; стадион «Динамо». Постройки К.С. Мельникова (1890-1974): дом в Кривоарбатском переулке и др. Подземные станции-дворцы Московского метрополитена: «Кропоткинская», «Новослободская», «Комсомольская»-кольцевая, станционный зал «Аэропорта», «Маяковская» и др. Освещение метро.Архитекторы, художники, скульпторы, дизайнеры московского метро. Станции и переходы метрополитена как архитектурно-художественный ансамбль, несущий определенную идеологическую нагрузку. Новый парадный центр Москвы. Перепроектирование Красной площади. П.Д. Барановский (1892-1984). Идея строительства Дворца Советов; Б.М. Иофан, В. Щуко и В. Гельфрейх. Сталинские небоскребы – башня Министерства иностранных дел на Смоленской площади, здания на Котельнической набережной и на кудринской площади, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», пирамида МГУ на Воробьевых горах, высотка у Красных ворот. Зодчий-новатор из Франции Ле Корбюзье (он же Ш.Э. Жаннере), исполненный энтузиазма превратить Москву в гигантский «город-сад»; административное здание Центросоюза. |
5. | «Советский кинематограф». | Классик мирового кинематографа С.М. Эйзенштейн (1898-1948): студии Пролеткульта, влияние Мейерхольда. Театральная революция. Приход Эйзенштейна в кинематограф: мастер, умело сочетающий на экране монументальность массовых сцен с достоверностью бытового материала. Шедевр «Броненосец «Потемкин»» (1925). Монтаж. Фильмы «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» 91943-1944), «Бежин луг» (1937). Фильмы Г.В. Александрова (1903-1983). Первая отечественная музыкальная кинокомедия «Веселые ребята» (1934).; фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». Новая жизнь литературных произведений в кинематографе. Первые звуковые фильмы для детей – «Белеет парус одинокий» по роману В.П. Катаева, «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта» по романам Жюля Верна. Первый в России мультипликационный фильм создан по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (1913) режиссером, художником, кинооператором В.А.Старевичем (1882-1965). Киносказочники А.А.Роу (1906-1973) и А.Л.Птушко (1900-1973). Фильмы Роу «По щучьему веленью» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), «Конек-горбунок» (1941), «Кащей Бессмертный» (1945), «Новые похождения Кота в Сапогах» (1958), «Марья-искусница» (1960), «Королевство кривых зеркал» (1965), «Морозко» (1965), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Золотые рога» (1973) и др. Первый в истории кино полнометражный кукольный фильм Птушко «Новый Гулливер» (1935), кинокартины «Золотой ключик» (1939), «Каменный цветок» (1946), «Илья Муромец» (1958), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Руслан и Людмила» (1973).ё Многогранный талант В.М.Шукшина (1929-1974): кинорежиссер, актер, прозаик. Романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», кинокартины «»Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1974), «Живет такой парень», исполненные жизненной правды. А.А.Тарковский (1932-1986). Дети как значимые фигуры почти всех его фильмов. «Каток и скрипка» (1961), «Иваново детство» (1962), «Андрей Рублев» (1971), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980), «Ностальгия» (1938), «Жертвоприношение» (1986). Каждый из них – шедевр, в каждом – неповторимый художественный язык и выстраданная философия. |
6. | «Искусство России в период Великой Отечественной войны». | Сформировать представление об искусстве периода Великой Отечественной войны. Раскрыть образ героического советского народа в искусстве; гуманизм советского искусства; утверждение стойкости и несгибаемого мужества советского человека. Большая мобилизующая роль плаката и политической карикатуры. Плакаты И. М. Тоидзе, В. Б. Корецкого. «Окна ТАСС». Работы Кукрыниксов. Графические серии Д. А. Шмаринова и А. Ф. Пахомова. Отражение массового героизма народа в живописи. А. А. Дейнека «Оборона Севастополя». А. А. Пластов «Фашист пролетел», С. В. Герасимов «Мать партизана». Патриотическая роль исторической живописи. П. Д. Корин - триптих «Александр Невский». Военный пейзаж в творчестве А. А. Дейнеки и Г. Г. Нисского. Скульптурные портреты героев войны в творчестве В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича. Образы народных героев в творчестве М. Г. Манизера: «Народные мстители», «Зоя». |
7. | «Искусство России конца 40-х начала 80-х годов ХХ века». | Сформировать представление о развитии видов и жанров советского искусства с конца 40-х - до начала 80-х годов; выявить наиболее значительные произведения. Основная тематика советского искусства на примере работ наиболее ярких художников эпохи. Обращение к темам прошедшей войны. Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. Отражение труда советских людей. Портрет как создание образа современника; развитие жанра исторического портрета в творчестве С. П. Викторова. Определяющая роль эпического пейзажа. Натюрморт в творчестве В.Ф. Стожарова. Создание образа героя в монументальной и портретной скульптуре. Художники 60-х годов, представители «сурового стиля». |