СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки к конкурсу "Самый классный классный"(в рамках номинации "Классный руководитель-социальный организатор")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит описание модели воспитания "3D - Дом Добрых Дел".Обобщение опыта работы классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки к конкурсу "Самый классный классный"(в рамках номинации "Классный руководитель-социальный организатор")»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кундюковская средняя школа

муниципального образования «Цильнинский район»

Ульяновской области



«3D – Дом Добрых Дел»

Обобщение опыта работы классного руководителя

в рамках номинации:

«классный руководитель – социальный организатор»



2017г.

Классное руководство – это не обязанность,

это бесконечное творчество!»

1.Как я пришла к целям и задачам реализуемого мной воспитательного процесса? Цели и задачи воспитания.

В сложное время выпало нам быть наставниками молодого поколения. Вообще странная это профессия – классный руководитель. Одна из самых нужных в современном обществе, и, пожалуй, единственная предполагающая кроме знаний ещё и огромную любовь. И не только от себя, но и к себе. Классный руководитель - это не профессия; для меня - это состояние души.

Моя воспитательная позиция состоит в том, что необходимо создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правильно ориентироваться в сегодняшнем мире. Для этого нужно развить в ребёнке волю, вкус к жизни, доброту к людям, чуткость к чужим проблемам, умение отличить истину ото лжи.

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую мы с ребятами назвали

«3D – Дом Добрых Дел».

Цель воспитательного процесса модели «3D-Дом Добрых Дел» - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Одним из важнейших факторов модернизации России является духовно-нравственное развитие личности гражданина. В числе важнейших проблем на первое место встают вопросы духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Как научить ребёнка любить Родину, национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос я задала себе, когда впервые стала классным руководителем. Этот вопрос не раз задавал себе каждый взрослый. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, находим образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Очень важно оградить детей, подрастающее поколение от пустоты души, бездуховности.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе воспитания. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру являются важнейшими задачами учебного и воспитательного процесса. Воспитывая социализированную личность, я, как классный руководитель, забочусь о её нравственности, мироощущении и мировоззрении, пытаюсь сделать её успешной в любых ситуациях жизни.

Являясь классным руководителем 7 класса, я осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса. За время работы в школе я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к воспитанию учащихся, поэтому нравственное воспитание осуществляется мною как процесс организации социально- значимой деятельности.

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Существенно изменяется и роль классного руководителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл реализации модели «3D-Дом Добрых Дел» заключается в создании условий для формирования у ребят опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века, а, значит, и наш ученик:

  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам.

  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами.

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе.

  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества.

Исходя из качеств, присущих человеку 21 века, ставлю перед собой цель воспитательного процесса: способствовать социализации личности школьника в окружающем социуме, в современном обществе.

В соответствии с целью ставлю следующие задачи воспитания, которые являются основными направлениями работы, основой для отбора содержания, выбора методов и форм работы:

  • Развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение общества;

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

  • развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшеклассниками для решении общих проблем;

  • создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического развития и самовыражения личности школьника;

  • воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

  • воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

  • воспитывать бережное отношение к здоровью, природе;

  • формировать патриотизм и гражданскую солидарность;

Отличительная особенность модели воспитания «3D – Дом Добрых Дел» заключается в том, что для ее реализации задействована окружающая социальная среда. Воспитательный процесс строится через совместные мероприятия со школьным музеем, храмом, библиотекой, Сельским Домом культуры, с общественными организациями района и области, с другими классными коллективами.

2. Что я использую, чтобы достичь поставленные цели и задачи? Направления, способы, приемы, оригинальные идеи и находки.

Как воспитывать сегодня? Организуя воспитательную работу в своем классе, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими ребятами:

  1. Не воспитывай в плохом настроении (спокойствие, только спокойствие);

  2. Определи, что хочешь для ребенка; узнай, что он думает по этому поводу;

  3. Предоставь возможную самостоятельность;

  4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;

  5. Не пропусти первый успех ребенка.

Основные направления деятельности классного руководителя.




Основные направления

деятельности классного руководителя






Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое



Интеллектуальное






Трудовое

Семья

Здоровье и спорт





Психологическое и социальное сопровождение






В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся, которые я определила для себя и моего классного коллектива, выбираю наиболее эффективные формы работы:

  • индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем);

  • групповые (творческие группы, встреча друзей);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования).

  • тренинги (индивидуальные, групповые).

В своей деятельности я использую следующие технологии:

  • - педагогика сотрудничества;

  • – проектная технология (выделяю ее в качестве ключевой);

  • - игровые технологии;

  • Шоу-технологии;

  • – КТД.

Высокие требования к современному ученику и классному руководителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником»1

Для классного руководителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На классном часу он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для классных руководителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между «классной мамой» и учеником.

В чем положительные особенности проектной технологии?

  • Это – конструктивистский подход к воспитанию.

  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.

  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.

  • В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию2.

  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.

  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми, с обществом. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, – те, что востребованы сегодня работодателями: –способность работать с другими, –принимать продуманные решения, –проявлять инициативу, –решать комплексные проблемы.

А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

Метод проектов:

в основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат:







Внешний результат

Внутренний результат













Становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности



Можно увидеть, осмыслить, применить в практике







Особенности методической системы

Социализация личности включает в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства (мы - граждане): понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам (мы и наша родина): любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду (мы и труд): добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностей (мы и природа): забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям (я и социум): коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе (сокровища нашего я): высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность, здоровый образ жизни.

Каждое из направлений я реализую в воспитательной работе с классом. Этот процесс осуществляется в форме тематических классных часов, проектных работ, коллективных творческих дел, социально-значимых акций, туристских походов (совместно сродителями), подготовке к внеклассным мероприятиям с младшими классам, подготовке к внутришкольным мероприятиям; флешмобов (смартмобов).

Основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры, является русская литература. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество. Так как я являюсь учителем русского языка, литературы, это позволяет решать мне задачи воспитания многопланово. Как это получается, освещено в разделе «результаты».

Воспитывая детей, я всё чаще замечаю, что они воспитывают меня. В моей работе классного наставника преобладают методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие мне и воспитанникам быть партнерами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, "мозговой штурм", самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.

Для привлечения детей к общественно-полезной работе можно провести игру «Поручение от Домового». Каждое полугодие ребята будут меняться поручениями по своему желанию.

ПОРУЧЕНИЯ




ДИСЦИПЛИНЧИК


Ответственный за дисциплину


ОФОРМЛЯЙКА


Оформление класса, стенгазет

СОЧИНЯЙКА


Помощник редактора

БИБЛИОША


Подготовка презентаций книг к уроку, помощь библиотекарю

СПОРТИК


Ответственный за игры на перемене, организацию спортивных мероприятий


ЦВЕТИК


Уход за комнатными растениями


ЧИСТЮЛЯ


Ответственный за чистоту рук перед приемом пищи, уборку в классе, внешний вид учащихся.

Каждый человек из класса получит поручение, в процессе выполнения которого, он станет строителем классного коллектива.

Наш класс ведёт поисковую, исследовательскую работу. Помимо тематических классных часов я организую встречи с интересными людьми: ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской кампаний (локальных войн), медиками , фермерами, ветеранами труда, представителями правоохранительных органов. В ходе таких встреч реализуются гражданско- патриотическое, духовное воспитание, воспитание чувства ответственности, привитие навыков здорового образа жизни.

3.Какие проблемы возникают в реализации данной модели воспитания? Каковы пути решения этих проблем?

Одной из проблем, с которой я столкнулась при реализации модели воспитательной деятельности, это деление подростков по интересам, навыкам или просто по дружбе на время создания проекта, социально-значимых мероприятий. Раньше процесс реализации годового плана проходил от мероприятия к мероприятию. Ребята знали, какое планируется мероприятие, участвовали,выбирая только интересующие их. В ходе этого коллектив раздробился на небольшие группы, одни выходили в судейскую бригаду, другие принимали участие в 7 социальных акциях и проектах. В результате этого деления, навыки и умения детей развивались только в одном направлении и не получали полного объема воспитательного воздействия, что препятствовало достижению поставленных целей. Более тщательное погружение всех участников в процесс создания проектов позволило перекрестно выполнять ребятам мероприятий как внутриклассной, так и социально-значимой деятельности. Это расширило их кругозор, погрузило их в совершенно новые виды деятельности. Подросток, открывая в себе новые возможности и интересы, оказываясь в разных ролях, понимает все многообразие сфер профессиональной деятельности. Это не только способствует профессиональному самоопределнию и социализации подростка в обществе, но и в будущем может способствовать процессам трудовой адаптации.

В ходе работы, я так я так же столкнулась с проблемой недостаточного уровня у ребят основных компьютерных навыков, а так же неумение передавать информацию другим, это отрицательно сказывалось на проектирование социально-значимых акций, судействе во время проведения массовых мероприятий. Вследствие чего, в данную модель была включена форма «Практические занятия», которая позволила углубить знания и умения подростков, обучить их новым навыкам, которые нужны им не только в процессе реализации мероприятий, но и пригодятся в повседневной жизни. Отдельные группы детей в процессе практических занятий получили возможность больше общаться между собой. Сформировался коллектив с положительным микроклиматом, появилась возможность не только организовывать мероприятия, но и принимать участие в школьных и районных мероприятиях.

4. Полученные результаты реализации модели воспитания.

В модели воспитательной деятельности «3D -Дом Добрых Дел» особое внимание уделяю полученным результатам. Ребята учатся сами анализировать своё участие в деятельности коллектива. Подготовив отчет о созданном проекте, он обращает внимание на свои возможности: какая деятельность ему наиболее интересна, с какой он без особых проблем справился, что он мог бы сделать лучше? Публикации отчетов на сайте школы-еще одна из форм представления результатов. Положительный результат оценивается вручением значков, дипломов и грамот, таких как «Юный судья», «Юный краевед», «Юный фотограф», «Юный оператор», «Юный проектировщик».Ребята накапливают свои достижения в портфолио. Портфолио ребенка как результат его деятельности, помогает определиться с его будущей профессией; выбрать ССУЗ или ВУЗ. Выйдя на рынок труда, у него меньше проблем при составлении резюме, в нем он может отразить наиболее значимый опыт.

Социализация учащихся неразрывно связана с гражданско-патриотическим, экологическим воспитанием. По данным направлениям также можно отследить результативность работы учителя. Класс активно принимает участие в различных конкурсах. Так, в 2015-2016учебном году 6 класс принимал активное участие в уборке территории у памятника воину-освободителю. Учащиеся принимали активное участие в акции «Покормите птиц зимой!».В первом полугодии года 6 класс занял второе место в конкурсе классных уголков, третье место в конкурсе новогодних газет, третье место в конкурсе «А ну- ка, парни!».

В 2016 году мы посетили выставку 3D картин Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А.Гончарова «Музей фото иллюзий», экскурсия перетекла в проект «Юный фотограф». Учащиеся на данный момент принимают участие в акции «Посылка солдату - земляку».

В основе классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни. Мною создана видеотека. Фильмы помогают ребятам ответить на многие  волнующие их вопросы, увидеть свои недостатки и достоинства. Дети раскрывают в себе лучшие качества и понимают, что можно и нужно быть честнее, добрее и милосерднее.

Например, после просмотра фильма «Щенок» дети пытаются ответить на вопрос: «Почему раньше Алёша смеялся над мальчиком, живущим в соседнем дворе, а потом решил подарить ему самое ценное - единственного друга, любимого щенка?» Беседа о сострадании и милосердии, которое проявил герой, простой мальчишка, нисколько не отличавшийся от других, заставляет ребят задуматься и вспомнить моменты, когда они проявили эти качества, рассказать о своих  чувствах. Итогом работы является написание мини-сочинения «Подвиг в моей жизни» на русском или английском языке. Дети знакомятся со сверстниками и  размещают свои рассказы на международном сайте Magical Moments.

Серия таких мероприятий помогает расширить границы обычного классного часа. Это уже сотрудничество, обмен мнениями по волнующим нас вопросам.  Посмотрев фильм «Реальная сказка», мы вышли на сайт обсуждения фильма, познакомились с рецензией, комментариями детей и взрослых и выразили своё мнение. Некоторые ребята  рассказали о своих впечатлениях и в других социальных сетях

Помимо виртуального путешествия мы ведём и исследовательскую работу нашего села, его истории. Побывав на экскурсии в Ульяновском краеведческом музее, дети заинтересовались выставкой, посвященной победе в Великой Отечественной войне: героями-земляками, их историей жизни. Затем дети сами решили подготовить проект о своих родственниках-участниках ВОВ, Чеченской и Афганских войн. Результатом проекта стала защита агитлиста с презентацией, затем флешмоб в родном селе.

Таким образом, анализируя поступки, наблюдая за ходом истории и жизни людей родного края, являющихся положительным примером, дети получают прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

В курсе «Жизнь замечательных людей» мы проводим семинары не только о героях войны, писателях и музыкантах, но и о великих Святых, используем электронные презентации, фильмы, заочные экскурсии по Святым местам. Имена Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Николая Угодника ребятам знакомы, их житие и подвиги восхищают, помогают верить в добро и справедливость. Диспут об отношении к странным в современном отношении людям, «не от мира сего», заставляет задуматься каждого ребёнка о смысле жизни, о том, что нужно стремиться быть лучше, добрее, любить всех. Я считаю это самым ценным, когда ребёнок не боится признать своих ошибок, а с радостью сообщает, что он открыл для себя новый путь жизни, своего поведения в обществе.  

Составление «Шкатулки добрых дел» и заповедей нашего класса, сценки и рассказы о Святых для учеников 6-7 классов ещё больше сближает детей, воспитывает культуру общения и сотрудничества.

Классный коллектив все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Ребята моего класса - это дети, которым хорошо вместе и на уроках, и в свободное время. Общение происходит и летом, и в каникулы. В каникулы мы выезжаем за пределы села. А летом ребята ходят в походы, работают в школьном лагере вожатыми.

Каждый год мы осуществляем совместные поездки детей и родителей в  музеи, экскурсии в другие города (Казань, Чебоксары);

  • организация помощи родителей во внеклассных мероприятиях: «Мы за здоровый образ жизни»,  

  • проекты:«История моей семьи», «Секреты здорового питания»; «Здоровы ли мы?»;«Взгляд в будущее»; Кинофестиваль «Наш класс»; «Формула профессии»,

  • трудовые десанты, субботники, акции;

  • экскурсии на предприятия с привлечением родителей, их рассказы о профессии и образовании;

  • семейные проекты;

        В классном коллективе хорошо развито самоуправление. Творческая группа, спортивный сектор, хозяйственный сектор. Ребята участвовали в антинаркотической акции «Молодёжь выбирает здоровье», «Слёзы Беслана», «Зелёная планета», написали сценарий и провели новогодние праздники, участвовали в волонтёрском движении и выступали с проектом «Мы за спорт, мы против наркотиков».  

В школьном конкурсе «Умники и умницы», посвящённом 250-летию Н.М.Карамзина, команда заняла I место.  Учащиеся участвуют в конкурсе «Лучший урок письма» и каждый год есть призёры или победители. Участие в научно-практических конференциях также привлекает ребят к деятельности.   Результативностью работы  являются призовые места в районных конкурсах и соревнованиях.

Тихонова Елена – неоднократный призер конкурса по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру».Отличница учебы.

Янтушкин Андрей, Альмеев Владимир – серебряные призёры муниципального тура игры в баскетбол спортивной команды «Салют».

Учащиеся 100% посещают внеурочные занятия, секции по различным предметам.

Мой 7 - это  класс моего становления как классного руководителя. Вот уже второй год мы вместе. Ни в одном фильме, ни в одном романе вы не увидите и не прочитаете о такой любви, на которую способны мои ребята. Если бы вы знали, как трогательно наблюдать за ними: за какое-то мгновение из просто мальчишек появились маленькие, но уже настоящие мужчины, а из девчонок – женственные, стройные кокетки. С каждым днем они становятся старше, узнают что-то новое, интересное, стараются прожить день достойно.

Считаю, что воспитательная модель «3D – Дом Добрых Дел», сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях.

Лев Гумилев отмечал русскую национальную черту характера – желание русского человека чувствовать себя частью большого целого. Для меня цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.

Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.

Приложения

Приложение 1.

Формы  социализации личности.

Работая над аспектами социализации личности в школе, я изучила работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа) и выяснила, что важнейшие педагогические принципы, которым я следую в своей работе, близки Вальдорфской школе:

- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;

- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями, общественными организациями.

Чтобы личность комфортно чувствовала себя в обществе, необходимо гармоничное её развитие, отсюда предъявляю к себе требования, которые:

  • направлены на развитие личности ребёнка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение целостной системой знаний об окружающем мире;

  • сопряжены с интересами и ценностными установками классного сообщества;

Стараюсь, чтобы ориентиры были:

  • конкретными, чётко и ясно сформулированными;

  • трудными, но реально достижимыми;

  • гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке;

  • диагностичными.

В общении с детьми я руководствуюсь своеобразным кодексом, включающим такие правила:

  • Никогда не кричать на детей.

  • Никогда не использовать откровения детей им во вред.

  • Никогда не забывать хвалить детей за дело.

  • Уметь прощать.

  • Уметь помочь.

  • Придумывать всё с ними, а не за них.

  • Любить детей!

Приложение 2.

Самоуправление

Уровни ученического самоуправления воспитательной модели

«3D-Дом Добрых Дел»

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений.

Уровень коллектива образовательного учреждения – школьный совет. В школьный совет избираются наиболее активные учащиеся 5 - 11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет.

Приложение 3.

Работа с классным коллективом.

На большом листе рисуется веселый человек – своего рода символ класса, а потом к этому изображению подписываются необходимые данные или подрисовываются недостающие детали.

Примерный перечень вопросов для составления подобного портрета:

  • Каков рост нашего класса?

  • Каков его вес?

  • Сколько нам лет, месяцев, недель и дней?

  • Сколько у нас глаз, ртов, ушей, носов?

  • Сколько у нас родных братьев и сестер?

  • Какие у нас домашние животные?

  • Чем мы увлекаемся?

Данная импровизированная игра предполагает, что в итоге рождается не только рисованный, цифровой портрет, но и психологический портрет класса.

Анкета.

Дорогие ребята, готовы ли вы выполнить поручения и какие качества вам помогут.

Качества личности

Оценка

Активность, инициативность – умение действовать энергично, выдвигать предложения


Общительность, контактность – готовность к умению работать с другими, помочь другим


Ответственность – обязательность, добросовестность, надежность при выполнении поручения


Настойчивость – проявление воли, умение доводить дело до конца


Работоспособность – выносливость, способность долгое время не уставать


Самостоятельность – умение самому действовать, брать на себя ответственность


Организованность – умение подчинить себя работе



Анкета.

  1. Какие способности и качества личности позволяет развить тебе участие в общешкольных мероприятиях (можно выбрать 3 ответа):

    • Расширять знания об окружающем мире.

    • Повысить самооценку.

    • Стать более самостоятельным.

    • Почувствовать себя более спокойным и уверенным.

    • Анализировать свои и чужие поступки.

    • Изготовлять что-либо своими руками.

    • Исполнять стихи, песни, роли перед зрителями.

    • Придумать и организовывать со своими сверстниками различные игры, развлечения.

    • Сопереживать окружающим.

    • Уметь слушать и слышать других.

2. Что заставляет тебя участвовать в общешкольных мероприятиях?

  • Нравится в школе делать что-то помимо уроков.

  • Хочется не подвести одноклассников.

  • Люблю заслуживать похвалу, одобрение.

  • Хочу сблизиться с одноклассниками.

  • Хочу поиграть.

«Калейдоскоп уроков»

Заранее продумать последовательность фрагментов. В каждом фрагменте дать задание, в котором каждый учащийся смог бы отличиться. За это выдается награда. Здесь следует позаботиться о том, чтобы как можно больше отличившихся детей оказалось в классе, так как каждому приятно получить приз уже в первые дни учебного года. Завершить всё экспромтом. Класс поделить на мини группы (или индивидуально – по желанию) и предложить за 5 минут сочинить поздравления с началом учебного года. Эти поздравления дети оформят на листах и вывесят на доске. Это «шаг» к тому, чтобы и сам кабинет стал «своим», и дети услышали много добрых слов в свой адрес.

Чтобы наладить контакт между ребятами, установить благоприятный психологический климат, необходимо провести «час творчества» - «Мы составляем автопортрет». На большом листе рисуется веселый человек – своего рода символ класса, а потом к этому изображению подписываются необходимые данные или подрисовываются недостающие детали.

Примерный перечень вопросов для составления подобного портрета:

  • Каков рост нашего класса?

  • Каков его вес?

  • Сколько нам лет, месяцев, недель и дней?

  • Сколько у нас глаз, ртов, ушей, носов?

  • Сколько у нас родных братьев и сестер?

  • Какие у нас домашние животные?

  • Чем мы увлекаемся?

Данная импровизированная игра предполагает, что в итоге рождается не только рисованный, цифровой портрет, но и психологический портрет класса.

«Я и МЫ. Ваше поручение»

Объяснить, что такое коллектив, как строится работа любого коллектива, как будет выглядеть орган самоуправления в нашем классе. Каждый человек представляет собой личность, у каждого есть своя фамилия, а вместе они – целый класс. А какой он, наш класс?

Поручение. Что это такое?

Надо сделать так, чтобы дети сами дали ответ на этот вопрос. Они обычно рассуждают так: это когда вас просят что-то сделать.

Поручение может быть индивидуальным, если оно исходит от какого-либо лица. А может быть общественным, если исходит от группы.

Коллектив – это живой организм. Он, как человек, развивается, становится умелым, мудрым. Без коллектива человеку трудно выжить. Групповое поручение отличается тем, что задание дается группе ребят с учетом ее интересов. Такие поручения помогают ребятам сдружиться. Исполнительские поручения – это временные поручения. Они конкретны, рассчитаны на выполнение в заданный срок и быстрые результаты.

Творческие поручения требуют выдумки, инициативы.

Выборные поручения предполагают избрание на постоянные посты в классе.

Памятка для выполнения поручений.

Чтобы дети больше поняли значимость своего поручения, я раздаю ученикам памятку

«Есть ли у вас поручение».

  1. Получили задание – разберитесь в нем, убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения.

  2. Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе.

  3. Приступайте к делу сразу же, не откладывая на завтра.

  4. Выполняйте поручение в срок.

  5. Старайтесь выполнить поручение творчески.

Приложение 4.

Работа с родителями.

Именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в процесс воспитания. С чего все начинается?

Прежде всего, с себя как классного руководителя.

Перед встречей обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:

  • не беседуй с родителями второпях, на бегу

  • умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  • то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

  • готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

  2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

  3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

  2. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

  3. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей.

Считаю, что хороший результат в работе с семьей даст такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика поможет сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи».

В диагностических целях можно использовать для родителей и различные тесты. К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»

Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:

  • Школа для меня – это…

  • Класс, в котором я учусь, - это …

  • Учителя для меня – это люди, которые ….

  • Мои одноклассники – это…

Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, - это…

  • Класс, в котором учится мой ребенок, - это…

  • Одноклассники моего ребенка – это…

Вопросы для проведения проективной диагностики

Вопросы для учащихся:

  • Я радуюсь, когда…

  • Я огорчаюсь, когда…

  • Я злюсь, когда…

Вопросы родителям:

    • Я радуюсь, когда мой ребенок…

    • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

    • Я злюсь, когда мой ребенок…

Приложение 5

Сценарий воспитательного мероприятия

«Я в мире людей, или живи в согласии с другими» (час мудрости)

Цель: развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу; умения работать в социуме.

Упражнение «Приветствие»

Ребятам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение заряжает группу положительной энергией.

Классный руководитель: Помните, ребята, на одном из наших мероприятий, у вас было домашнее задание – нарисовать коллаж: себя в виде растения или животного? Прекрасно, я приглашаю вас на выставку. Вот перед вами стенд с вашими работами, попытайтесь угадать принадлежность рисунков. Что ты чувствовал, когда рисовал? Почему ты именно так изобразил себя? Ты доволен своим портретом? Почему все рисунки разные?

Упражнение «Клубочек»

Я: Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Легко ли вам говорить приятные вещи другим детям? Кто-то вам сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Я, предлагаю вам, сейчас по очереди обратится друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Настя, рядом со мной…» первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг.

Упражнение «Доброе животное». Я предлагаю представить, что весь класс превратился в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагаю всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. (Дышим). А теперь, предлагаю послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад и т. д. очень важно делать одновременно.

Анализ упражнения.

  • Все ли придерживались обозначенных правил?

  • Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был?

Упражнение «Давайте жить дружно»

Инструкция. Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде педагога стоящие в паре игроки (не договариваясь) одновременно выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если два пальца, то пожимают друг другу  руки, а если три пальца, то обнимаются. Когда количество пальцев в  паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.

Рефлексия. Обмен впечатлениями проводится по кругу с передачей друг другу горящей свечи.

Сценарий флешмоба по пропаганде здорового образа жизни.

«Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!»

Цели:  - воспитание у обучающихся сознательного отношения к укреплению своего здоровья, -формирование навыков общения в процессе подготовки мероприятия, -развитие их творческой активности, -эмоциональное воздействие на зрителей.

Подготовительный этап: 1. Объявляется конкурс  листовок  на тему: «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Алкоголю и куренью – Нет, Нет, Нет!», «Спорт – это жизнь!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорту, здоровому образу жизни – да, да, да!», "Вини себя за вид болезненный и хмурый, не занимаешься, ты видно физкультурой".

2. Разрабатывается сценарий выступления агитбригады (проводится на общешкольном родительском собрании, любом спортивном мероприятии школьного, районного уровней)

3. Подготовка небольшой презентации по данной теме.

4. Для успешного проведения выступлений учителю необходимо подготовить ведущих и активную группу школьников (распределение обязанностей). Участниками выступления агитбригады могут быть родители учащихся.

5. Место проведения: двор школы (спортивный зал, актовый зал)

Время проведения:  15 минут  

Оборудование: -листовки на тему: «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!», -круги (по 40 штук) зеленого и красного цвета.

Представление учеников: Вас приветствует агитбригада «ЗОЖ»  7 класса МОУ Кундюковской СШ.  

Я – Алена, люблю на коньках кататься.

Я – Настя, люблю танцами заниматься.

Я – Владимир, плавать обожаю!

А я – Макс, с удовольствием голы забиваю.

Я – Андрей,  два года секцию каратэ посещаю.

А я - Валентина, гимнасткой стать мечтаю.

НАШ ДЕВИЗ: Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!

1 ученик: Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

 2 ученик: Стресс, волнения, заботы
Ваши сокращают годы.
Кстати, нынче говорят,
Что полезен шоколад.
Кушайте, успокаивайтесь, 
На позитив настраивайтесь.

 3ученик: Вас скрутил радикулит,
Сколиоз у вас, артрит!
Ведь сидите целый день,
Лишний раз подняться лень!

Больше двигайтесь, ходите,

Не ленитесь, не сидите!

4 ученик: Хотите легкие иметь,

Как у космонавта?

Перестаньте –ка курить-

Сейчас же, а не завтра!

 Показ презентации. Пока идет показ презентации,  вручает  зрителям листовки, которые нарисовали дети.

Ученица 5 проводит соц.опрос.

Задается вопрос: «Есть ли у Вас вредные привычки?»

Если ответ «ДА», то берут красный круг, если ответ «НЕТ», то круг зеленого цвета. По оставшемуся количеству кругов можно подсчитать количество людей, как с вредными, так и без вредных привычек.

Итог: все поднимаются, ученики показывают движения танца (хлопки, прыжки), все двигаются под музыку (делаем зарядку).

Приложение 6.

Сценарий родительского собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?» (совместно с ребятами)

Цель: развитие представлений о мире профессий, формирование навыков выделения положительных и отрицательных сторон профессий; социализации личности ребенка.

Вступительное слово педагога – психолога. В нашей школе был разработан и стартовал творческий проект «Азбука профессий». В рамках реализации проекта запланированы и проводятся мероприятия, которые  предполагают поиск путей и создание условий для личностного роста учащихся,  знакомство  с профессиями разных  направлений, т.о. социализации учащихся.

  1. Знакомство родителей с результатами анкетирования «Профессия моих родителей»

Ребятам было предложено ответить на два вопроса:

1. Можешь ли ты назвать профессию твоих родителей?

2. Можешь ли ты назвать, в чем заключается работа твоих родителей?

 Анкетирование показало, что (89%) учащихся могут назвать профессии своих родителей, но (63%) учащихся не могут сказать, в чем заключается их работа.  Есть два способа выбирать профессию. Первый способ — метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию.

Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

Есть еще третий путь — путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение.

2. Выступление ребят. Знакомят с современными профессиями. Выступление детей песни о разных профессиях: попурри.

3. Слайды с ответами детей о профессиях, видеозапись (интервьюирование)

4. Экспресс - тест «Как я ориентируюсь в мире новых профессий?»

В мире появляется много новых профессий. Давайте проверим себя,  знаете ли вы некоторые из них. Только один ответ наиболее точно описывает профессию. Постарайтесь выбрать именно его.

  1. Логист:

  •       а) тот, кто занимается логикой;

  •       б) специалист по организации транспортировки продукции;

  •       в) организатор конференций и научных саммитов.

  1. Вебмастер:

  •        а) тот, кто работает на компьютере;

  •        б) разработчик программ;

  •        в) разработчик проектов сайтов.

3.     Маркетолог:

  •        а) тот, кто работает на рынке ценных бумаг;

  •        б) специалист по изучению рынка;

  •        в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

4.  Фандрайзер:

  •         а) тот, кто ищет деньги и возможности для организаций;

  •         б) фанат, которого нанимает «звезда»;

  •         в) специалист, изучающий пути развития предприятия.

Правильные ответы:

Логист- специалист по организации транспортировки продукции. Профессия пользуется большим спросом, для её получения необходимо базовое экономическое образование.

Вебмастер- разработчик проектов сайтов. Спрос на профессию  со временем упадёт, так как пик приходится на настоящий момент, но вебмастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям.

Маркетолог- специалист по изучению рынка. Профессия требует экономического образования, специализации с 3-4 курса ВУЗа. Спрос на профессию постоянно высокий. Наиболее желательное образование- экономическое, инженерно- техническое. Фандрайзер- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций. Курсы по фандрайзенгу проходят при крупных научных центрах. Спрос на профессию постоянно высок, требует целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция.

5. Игры с родителями. Упражнение разминка «Самая – самая»

Самая денежная профессия. Самая красная профессия. Самая сладкая профессия. Самая волосатая профессия. Самая детская профессия. Самая смешная профессия. Самая горячая профессия. Самая умная профессия. Самая модная профессия. Самая добрая профессия. Самая опасная профессия.

Ситуация 1. Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо, и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему не очень-то хочется идти в армию…

Нужно привести аргументы «за» и «против». Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь.

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.

Упражнения «Деловые качества»

Ведущий предлагает участникам познакомиться с биографией знаменитых людей. Участники делятся на группы, по числу групп раздаются карточки  с жизнеописанием знаменитых людей. Карточки разрезаны на части и участники должны по отдельным фрагментам составить портреты людей. Ведущий выстраивает рейтинг личностных качеств.

Татьяна Тарасова. Родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Оба ее родителя профессионально занимались спортом: мама – Нина Григорьевна – была учителем физкультуры, а у отца – Анатолия Владимировича – была всемирная слава «отца русского хоккея», он тренировал легендарную хоккейную команду ЦСКА.
Анатолий Тарасов хотел сына, но в семье родились дочки – Таня и Галя. С самого детства Татьяна ощущала на себе жесткое влияние отца, не признающего ничего иного, кроме побед. С 5 лет она занимается фигурным катанием, при этом тренеры отмечают в девочке артистические, нежели спортивные задатки. В 19 лет, выступая в паре с Георгием Проскуриным, она побеждает на всемирной Универсиаде. Но годом позже Таня получает тяжелую травму, которая ставит крест на ее карьере.
Татьяна мечтает о карьере балетмейстера и поступлении на театральный, но по настоянию отца идет учиться в Институт физкультуры, который заканчивает в 1969 году. В 25 лет получает Заслуженного тренера, а в 28 становится самым молодым в стране Заслуженным тренером Советского Союза. Результаты работы впечатляют: в общей сложности ее подопечными завоевано более 30 золотых (из них 6 - олимпийских), 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на престижных соревнованиях страны и мира. В списке лучших учеников Тарасовой: Оксана Грищук и Евгений Платoв, Ирина Рoднина и Вячеслав Зайцев, Наталья Бестемьянoва и Андрей Букин,японская фигуристка Маo Асада.
В 2006 году начинается работа на телевидении, на Первом Канале: в качестве председателя жюри Тарасова принимает участие в проекте «Ледниковый период». Является членом Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

6. Подведение итогов:

 Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Сегодня каждый из вас показал свои способности, но я  думаю, что вы и дальше будете интересоваться миром профессий, не отставайте от научно- технического прогресса. И тогда успех найдет вас, и вы уверенно распахнете нужную для вас  дверь в этот удивительный мир- мир профессий!

1 Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.//Учитель-№4. 2000 г. - с.52-55.

2 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С., Социологический словарь. Экономика, 2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!