Методический бюллетень
Правила оценочной безопасности
( апрель 2011года)
1. Любая работа должна быть оценена.
Особенно в такой связи нуждаются маленькие ученики. При этом:
- поощрение является значительно более эффективным стимулятором учебной деятельности, чем наказание.
- даже наказание лучше, чем безразличие, полное отсутствие оценки.
2. Выставлению отметки должна предшествовать обязательная оценка.
Очевидная задача подобного развернутого комментария состоит в том, чтобы объяснить ученику его ошибки и недостатки, подчеркнуть его успехи. Однако скрытый смысл такой предварительной оценки – добиться согласия ученика с выставленной отметкой. Иначе говоря, необходимо, чтобы ученик приобретал навык оценивания своих достижений. При этом следует обращать внимание не только на результат его деятельности, но и на ее процесс.
3. Важно использовать более разнообразный словарь оценочных суждений.
Традиционно вербальные оценки, которыми оперирует учитель, располагаются на двух шкалах: «правильно – неправильно» и «хорошо – плохо». На самом деле таких шкал в русском языке огромное множество: удивительно, необычно, оригинально, просто, ясно, неожиданно, остроумно и т.д.
4. Негативную оценку следует начинать с указания.
Успехи есть всегда - другой вопрос, существует ли такая оптимистическая установка у самого учителя. Переживание ребенком ситуации успеха (пусть даже маленького и скромного) является необходимым условием для поддержания его интереса к учебной деятельности и формированию внутренней мотивации учения. В случае негативной оценки следует характеризовать только то, как ребенок сделал задание и ни в коем случае не касаться его личности. Например: «Ты в этом слове пропустил…» вместо «Ты невнимательный». Или: «Ты еще в этом недостаточно разобрался» вместо «Ты не можешь понять» и т.п. Подходят для подобных случаев и обороты, в которых даже при низкой оценке учитель демонстрирует ребенку свою веру в его возможности: «Я этого не ожидала», «Я надеялась, что ты больше постараешься», «Думаю, что завтра ты справишься лучше».
5. Следует корректировать ожидания родителей относительно возможных отметок.
С первых дней учебы ребенка нужно:
- ознакомить родителей с существующей объективной шкалой балльного оценивания и своими требованиями;
- уточнить, что постоянно и по всем предметам получать только высокие отметки невозможно. Для этого хорош следующий прием. Попросите родителей припомнить, как они учились в школе, одинаково ли хорошо им «давались» все предметы, все ли безошибочно у них получалось и т.п. Безусловно, это вернет пап и мам «на землю». Напрашивается простой и обоснованный вывод: если сами не были образцово – показательными, суперуспешными учениками, то не надо такие требования предъявлять к своему малышу;
- объяснить, что хорошие отметки нужно «зарабатывать», т.е. много трудиться и стараться;
- ориентировать родителей на ценностное и уважительное отношение к ребенку вне зависимости от получаемых отметок, подчеркивать, что вы как учитель хорошо относитесь к каждому ребенку априори, без учета того, получается у него, условно говоря, «считать в уме» или нет.
Если родители будут пользоваться той же оценочной шкалой, что и педагог, они станут его союзниками и помощниками.
6. Ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке.
Оптимальной при выставлении отметок является такая норма в оценке, когда точкой отсчета становится не усредненный стандарт учебных достижений и не достижения одноклассников, а успехи конкретного школьника, специфика его развития, особенности его учебной деятельности.
Важно стараться создать доброжелательную атмосферу вне зависимости от содержания оценки и выставляемой отметки. Даже получив низкую отметку, ученик может уйти с урока окрыленный вашей поддержкой. Такое возможно, если педагог будет помнить о существовании механизма «материализации мыслей», который емко сформулировал Гете: «Когда мы воспринимаем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; но когда мы воспринимаем человека таким, каким он должен быть, мы продвигаем его к тому, чем он может быть». Именно позитивная оценка «на перспективу», высказанная педагогом как одним из наиболее важных в жизни ребенка взрослых, и может стать таким двигателем для маленького ученика.
Мы имеем дело с живыми детьми, которых надо не только учить уму - разуму, но и не разучивать быть добрыми и великодушными.