Методическая система
«Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике»
Учитель: Лука Юлия Сергеевна
Место апробации: МКОУ «Алферовская ООШ» Сафоновского района Смоленской области
Период становления системы: с 2015 года
Моя методическая система представляет совокупность взаимосвязанных компонентов:
Рисунок 8
Методическая система
Концепция МС
Принципы
обучения
Формы организации обучения
Цели и задачи
Особенности содержания
Методы обучения
Средства обучения
Результаты обучения
Концепция МС
Изменение ценностных ориентиров и приоритетных задач школьного образования на современном этапе требует соответствующей переориентации методической системы обучения в направлении усиления развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной функции.
Хотя знания являются фундаментом развития личности в целом, но для ее воспитания важен и сам процесс формирования необходимой системы знаний. Качество процесса обучения - необходимое условие всестороннего развития личности школьника.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Мои функции:
Организация образовательного процесса с целью достижения учащимися стандартов образования, эффективно сочетающих обязательную и дополнительную подготовку.
Организация дополнительного образования, позволяющего продолжить получение образования на соответствующих факультативах и кружках.
Формирование личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности.
Формирование умений оценки явлений и процессов окружающей жизни, самооценки, собственных убеждений и поступков.
Моя миссия заключается в создании условий для выявления и развития способностей каждого ученика, в формировании духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.
Особенности моей методической системы обусловлены тремя факторами. Во-первых, синтезом индивидуальных особенностей развития и уровнем моей профессиональной компетентности, задачами, поставленными перед российскими педагогами Концепцией модернизации российского образования. Во-вторых, психолого-педагогическими особенностями учащихся, с которыми я непосредственно работаю (мыслящие, активные, целеустремлённые, деятельные, с хорошим уровнем сформированности ЗУНов). В-третьих, спецификой преподаваемого предмета.
Ведущая педагогическая идея – формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике призвано обеспечить готовность обучающихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Я отмечаю следующие характерные черты опыта творческой деятельности:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
видение новой структуры объекта и его новой функции;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности для выработки нового;
нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Цель
Создание на уроках математики и во внеурочной деятельности условий для формирования опыта творческой деятельности учащихся.
Задачи
1. Отбор методов обучения, основанных на деятельном подходе для управления процессом формирования не столько знаний и умений учащихся, сколько развитием мышления и формированием их опыта творческой деятельности.
2. Разработка и применение приемов формирования опыта творческой деятельности учащихся, способствующих развитию личности ученика, его творческих способностей.
3. Создание мотивационных условий для творческой деятельности обучающихся в процессе обучения математике.
Принципы
Система работы основана на следующих принципах:
Особенности содержания
В соответствии с учебным планом МКОУ «Овечкинская СОШ Завьяловского района» математика изучается на базовом уровне по учебникам А.Г.Мордковича в 5-9 классах и на профильном уровне по учебникам А.Г. Мордковича в 10 и 11 классах.
Для формирования опыта творческой деятельности учащихся в дополнении к учебникам разработаны творческие задания для самостоятельной работы при изучении нового материала, обобщения и систематизации.
Для организации учебной деятельности по выстраиванию новых знаний разработаны уроки в технологии мастерской по темам «Площадь параллелограмма», «Способы решения квадратных уравнений», «Теорема Пифагора», «Площадь трапеции», «Способы решения иррациональных уравнений».
Для реализации управляемого самообучения вводится технология модульного обучения-разработаны модули по темам: «Площади фигур» (8 класс), «Последовательности» (9 класс), «Логарифмы» (11 класс), «Квадратные уравнения» (8 класс), «Многочлены» (7 класс) и др.; разработаны приемы работы с учебником.
Методы обучения
Основным способом организации урочной и внеурочной деятельности учащихся являются следующие методы:
1. Коммуникативные методы обучения:
· Дискуссия
· Диалог
· Полемика
· Жужжащие группы
· Снежный ком
· Метод проектов
· Презентации
2. Проблемное изложение изучаемого материала
3. Имитационно-ролевой метод обучения
4. Исследовательский метод
5. Частично-поисковый, или эвристический метод
6. Метод эмпатии (вживания)
7. Метод образного видения
Средства
Средствами формирования опыта творческой деятельности учащихся являются творческие, поисковые и проблемные задания. Для развития творческого мышления учащихся, формирования опыта их творческой деятельности эффективным средством являются и занимательные задания. Мною разработаны занимательные задания для: устной работы, повторения учебного материала, осознания, осмысления нового учебного материала, формирования алгоритма действий, умений, творческой самостоятельной работы.
Формы организации обучения учащихся
Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике осуществляется через разные виды и формы организации учебной деятельности (мастерские, написание проектов, учебное исследование), через проблемные задания и проблемные задачи. Наряду с традиционными формами обучения используются и следующие формы организации учебного процесса: уроки с изменёнными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации, уроки, основанные на оригинальной организации, уроки по аналогии с организованными событиями, уроки с известными формами и методами деятельности.
Проводятся следующие нестандартные уроки:
1. уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, математический бой, КВН, дидактическая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина…;
2. уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж, …;
3. уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать!»…;
4. уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, регламентированная дискуссия, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал…;
5. уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки…;
6. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, учебный совет, суд…;
7. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок- сюрприз, урок -путешествие …;
8. использование на уроках нетрадиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут «счастливый случай», «звездный час», «кто хочет стать отличником?», «пан или пропал»..
Эффективность методической системы и результаты
Результаты деятельности учителя:
разработана система уроков по математике, реализующая современные образовательные технологии;
внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;
внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем;
выстроена внеурочная деятельность с учётом современных образовательных технологий.
Результаты деятельности учащихся:
положительная динамика умений;
динамика уровня сформированности учебных действий;
повышение учебной мотивации;
положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях;
готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде.
Моя методическая система «Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике» позволяет учащимся достигнуть основных уровней компетентности:
- Общекультурную компетентность – овладение познавательного, креативного опыта, навыков самообразования.
- Методологическую компетентность - овладение теорией и методами изучения математики, развитие творческих способностей и включение в исследовательскую деятельность; понимание ценностных оснований знания.
- Допрофессиональную компетентность – овладение системой базовых знаний и умений, подготовка к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности в математическом направлении.
Конечным результатом деятельности выступает «Модель моего выпускника», способного к реализации своего творческого потенциала в исследовательской деятельности и самоутверждению в культурном социуме.
Мой выпускник:
обладает достаточным объемом математических знаний, умений и навыков;
умеет ориентироваться в потоке информации;
социально адаптирован к жизни в современном обществе;
имеет хорошее физическое и психическое здоровье.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Моя методическая система «Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике»:
прошла период становления и апробации в рамках опытно-экспериментальной работы;
имеются ряд публикаций, отражающие отдельные элементы данной системы или систему, в целом;
ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через Интернет: через работу в профессиональных педагогических сообществах, на школьном сайте