МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Предмет: Основы изобразительной грамоты и рисование (первый год обучения)
Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид: Репродуктивная, самостоятельная творческая деятельность.
Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. "Следы невиданных зверей"
Цель: развитие образных представлений и формирование чувства графического стиля, осознания изобразительных возможностей линии как графического средства, создание творческой композиции "Следы невиданных зверей"
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;
- научить составлять композиции из различных линий и пятен.
Развивающие:
- Развивать навыки линейного рисования;
- развивать зрительное восприятие и аналитическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус.
Материалы и оборудование: картинки с изображением следов животных, листы бумаги, фломастеры, гелевые ручки, карандаши (техника по выбору детей).
Ход урока:
1. Организационный этап.
Подготовка к занятию, организация рабочего места.
Мотивация учебной деятельности.
2. Вводное слово преподавателя.
А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо»? (Алберт Камю)
А на уроке рисования может произойти чудо?
Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.
При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.
3. Ведение в тему урока
- Сегодня мы познакомимся с чудесными свойствами линии, пятна, и отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном
- Вспомним, что графика – один из видов изобразительного искусства. (Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”).
Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира.
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира.
Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.
Точка
«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать... (преподаватель рисует на доске одну жирную точку)
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет...
Линия
«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику».
Преподаватель рисует на доске разные линии.
«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название..
Пятно
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".
У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.
По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.
Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.
А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.
4. Постановка художественной задачи. Практическое задание.
Предлагаю детям отправиться в путешествие в лес и посмотреть, как звери подготовились к зиме. Звучит детская песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь».
Зверя по следам любого
Узнавать умею я.
И жирафа, и корову…
И жука, и воробья…
Чьи-то следы петляют
Около лесных дорог.
Это по лесу гуляют
Нособраз и дикорог…
Нет!
Не то…
Постойте…
Что-то…
Не другой ли зверь ходил?
А !
Это след от крокомота!
Или это – бигидил?
Нет!
Конечно, да!
Конечно.
Будь уверен, не гадай.
По поляне ходит снежной
Попукан и пелигай
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И жукофа, и ворову…
И, конечно, коробья!
- В лесу много следов. Давайте пойдем по этим следам и посмотрим, к кому они нас приведут (Идем).
- Ой, кто это там прячется за елкой? (Ответы учащихся).
- Да это зайчик.
- У него шубка зимой белая. В такой шубке лиса его не увидит. На белом снегу зимой он будет не заметен. А летом у него шубка …(серая).
- Зимой все зайцы меняют цвет шубки на белый. И им легче спрятаться от лисы и волка.
- Давайте пойдем дальше. (Обращаем внимание на другие следы).
- Какие большие следы! Кто это может быть? (ответы и предположения детей).
- Идем тихо, не спеша. Посмотрим, кто там спрятался? (Раздается храп медведя).
- Ребята, да это медведь лег в зимнюю спячку. Все медведи поздней осенью ложатся в берлоге спать до весны. Так и проспит мишка всю зиму. Давайте не будем его будить и пойдем дальше.
- Смотрите, ребятки, а тут еще следы есть, совсем маленькие. Кто же здесь пробежал?
Утром на лесной дорожке
-Топ-топ-топ -топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках старый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
- На этой полянке живет ежик, только где же он? Давайте его поищем? (дети ищут и находят)
-Ежик спит под листиками.
- Ежик, как и медведь, зимой спит. Давайте не будем его будить и тихонечко на него посмотрим.
- Вот и обошли мы весь лес, а теперь пора нам домой.
Физминутка:
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Мы пришли к себе домой.
Ребята, кого мы повстречали в нашем путешествии?
- Что нам помогало найти животных? (Следы).
- Ребята, а что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу)
След получается потому, что под тяжестью птицы или животного ломаются лучики холодных снежинок.
- Ребята, как вы думаете, могут ли следы рассказать нам что-нибудь о птице? (варианты учащихся)
- Опытные охотники и лесники умеют читать следы животных и птиц, читая их, они узнают много нового. Вот, например, по следу можно узнать направление движения птицы, быстро ли она передвигалась, делала ли остановки, а может её кто-то спугнул и она взлетела на дерево. А иногда бывает так, что птичка нашла корм и прилетела с ним в другое место и съела его на снегу, если мы найдем такое место, то узнаем, что кушала птичка на обед.
- Тема нашего урока "Следы невиданных зверей". Представьте, что вы художник-следопыт. Вы обнаружили следы невиданных зверей на своем участке. А какие это были следы расскажут нам ваши работы.
5. Самостоятельная работа учащихся. На листе бумаги фломастерами (маркерами) дети рисуют следы невиданных зверей.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
В конце урока организуется выставка работ учащихся "Следы невиданных зверей". Учащиеся сочиняют истории и рассказывают о том, что они изобразили.
- Что такое "графика"?
- С помощью каких графических средств создана ваша композиция?