СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование". Предназначена для учащихся первого года обучения детских художественных школ. Цель: развитие образных представлений и формирование чувства графического стиля, осознания изобразительных возможностей линии как графического средства, создание творческой композиции "Следы невиданных зверей".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Предмет: Основы изобразительной грамоты и рисование (первый год обучения)

Тип: Комплексный, развивающий графические навыки.

Вид: Репродуктивная, самостоятельная творческая деятельность.


Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. "Следы невиданных зверей"

Цель: развитие образных представлений и формирование чувства графического стиля, осознания изобразительных возможностей линии как графического средства, создание творческой композиции "Следы невиданных зверей"

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;

- научить составлять композиции из различных линий и пятен.

Развивающие:

- Развивать навыки линейного рисования;

- развивать зрительное восприятие и аналитическое мышление;

 Воспитательные: 

- воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус.



Материалы и оборудование: картинки с изображением следов животных, листы бумаги, фломастеры, гелевые ручки, карандаши (техника по выбору детей).


Ход урока:

1. Организационный этап.

Подготовка к занятию, организация рабочего места.

Мотивация учебной деятельности.

2. Вводное слово преподавателя.

А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо»? (Алберт Камю)

А на уроке рисования может произойти чудо?

Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.

При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.

3. Ведение в тему урока

- Сегодня мы познакомимся с чудесными свойствами линии, пятна, и отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном

- Вспомним, что графика – один из видов изобразительного искусства. (Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”).

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира.

Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.

Точка

«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать... (преподаватель рисует на доске одну жирную точку)

Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет...

Линия

«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику».

Преподаватель рисует на доске разные линии.

«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название..

Пятно

Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".

У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.

А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.


4. Постановка художественной задачи. Практическое задание.

Предлагаю детям отправиться в путешествие в лес и посмотреть, как звери подготовились к зиме. Звучит детская песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь».

Зверя по следам любого
Узнавать умею я.
И жирафа, и корову…
И жука, и воробья…
Чьи-то следы петляют
Около лесных дорог.
Это по лесу гуляют
Нособраз и дикорог…
Нет!
Не то…
Постойте…
Что-то…
Не другой ли зверь ходил?
А !
Это след от крокомота!
Или это – бигидил?
Нет!
Конечно, да! 
Конечно. 
Будь уверен, не гадай.
По поляне ходит снежной
Попукан и пелигай
Зверя по следам любого
Узнавать умею я
И жукофа, и ворову…
И, конечно, коробья!


- В лесу много следов. Давайте пойдем по этим следам и посмотрим, к кому они нас приведут (Идем).

- Ой, кто это там прячется за елкой? (Ответы учащихся).

- Да это зайчик.

-  У него шубка  зимой белая. В такой шубке лиса его  не увидит. На белом снегу зимой он будет не заметен. А  летом у него шубка …(серая).

- Зимой все зайцы меняют цвет шубки на белый. И им легче спрятаться от лисы и волка.

- Давайте пойдем дальше. (Обращаем внимание на другие следы).

- Какие большие следы! Кто это может быть? (ответы и предположения детей).

- Идем тихо, не спеша. Посмотрим, кто там спрятался? (Раздается храп медведя).

- Ребята, да это медведь лег в зимнюю спячку. Все медведи поздней осенью ложатся в берлоге спать до весны. Так и проспит мишка всю зиму. Давайте не будем его будить и пойдем дальше.

- Смотрите, ребятки, а тут еще следы есть, совсем маленькие. Кто же здесь пробежал?

Утром на лесной дорожке

-Топ-топ-топ -топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках старый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

- На этой  полянке живет ежик, только где же он? Давайте его поищем? (дети ищут и находят)

-Ежик  спит под листиками.

- Ежик, как и медведь, зимой спит. Давайте не будем его будить и тихонечко на него посмотрим.

- Вот и обошли мы весь лес, а теперь пора нам  домой.

Физминутка:

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Мы пришли к себе домой.

Ребята, кого мы повстречали в нашем путешествии?

- Что нам помогало найти животных? (Следы).

- Ребята, а что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу)

След получается потому, что под тяжестью птицы или животного ломаются лучики холодных снежинок.

- Ребята, как вы думаете, могут ли следы рассказать нам что-нибудь о птице? (варианты учащихся)

- Опытные охотники и лесники умеют читать следы животных и птиц, читая их, они узнают много нового. Вот, например, по следу можно узнать направление движения птицы, быстро ли она передвигалась, делала ли остановки, а может её кто-то спугнул и она взлетела на дерево. А иногда бывает так, что птичка нашла корм и прилетела с ним в другое место и съела его на снегу, если мы найдем такое место, то узнаем, что кушала птичка на обед.

- Тема нашего урока "Следы невиданных зверей". Представьте, что вы художник-следопыт. Вы обнаружили следы невиданных зверей на своем участке. А какие это были следы расскажут нам ваши работы.

5. Самостоятельная работа учащихся. На листе бумаги фломастерами (маркерами) дети рисуют следы невиданных зверей.


6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

В конце урока организуется выставка работ учащихся "Следы невиданных зверей". Учащиеся сочиняют истории и рассказывают о том, что они изобразили.

- Что такое "графика"?

- С помощью каких графических средств создана ваша композиция?


 


        


                         






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!