УРОК 162
Класс – 5
Тема - Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели: познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные» и научить определять род несклоняемых имен существительных;
Задачи:
актуализировать понятие «род имени существительного»;
актуализировать понятие «общий род имени существительного»;
познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;
научить отличать несклоняемые имена существительные от других схожих с ними по форме, обратить внимание на отсутствие родового окончания у несклоняемых существительных;
показать различные способы определения рода имени существительного;
сформировать навыки правильного употребления в речи несклоняемых имен существительных;
отработать правильное произношение некоторых слов.
Оборудование: компьютер в классе, проектор, интерактивная доска, модули ЦОР
Ход урока:
I. Организационный этап (мотивационный)
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал).
II. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока
1. Определение цели и задач изучения имени существительного как части речи и определения категории рода:
• Что изучает морфология?
• На какие группы делятся части речи?
• Назовите самостоятельные части речи.
• На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
• Назовите постоянные признаки имени существительного.
• Назовите непостоянные признаки имени существительного.
2. Обращение к материалу домашнего задания (кроссворд на тему «Существительные общего рода»
• Сколько у имени существительного форм рода?
• Что объединило все слова, которые вы записали, решая дома кроссворд?
- Прочитайте эти слова. К какому роду они принадлежат?
• Как определить род имени существительного? Всегда ли это легко сделать?
Сформулируйте тему и цель урока.
3. Запись числа и темы урока в тетрадь.
III. Этап актуализации знаний, умений, навыков
1. Работа с ЦОР.
Определение рода существительных с суффиксом -ищ
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/f1a839cf-a8cb-4917-bfaf-574adf40f2f8/view/
Итак, мы изучаем русскую морфологию, а именно – имя существительное и его постоянный признак – способность изменяться, т.е. склонение.
2. Запись предложения с последующим анализом:
«Маша, пожалуйста, подай мне кашне», - произнёс Пётр.
- Объясните постановку знаков препинания в данном предложении, составьте схему предложения.
- Определите род имён существительных.
падеж?
Кашне число?
род?
- Что вы заметили?
- Можете ли вы сказать, какие существительные относятся к несклоняемым?
IV. Этап освоения нового (исследовательский этап)
1. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Чтение текста параграфа 35 и составление плана с опорой на рекомендации учителя по составлению плана параграфа (дифференцированное задание).
2. Работа с ЦОР. Распределение существительных по колонкам – склоняемые и несклоняемые
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52265538-64ba-4397-addf-a46c6f20ee0f/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_084%5D.html
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
V. Этап закрепления знаний (этап фиксации)
1. Фронтальная беседа по заданию с целью проверки понимания выполненной работы.
- Прочитайте слова, записанные в колонке «не склоняются», обращая внимание на их произношение. Что их объединяет?
- К какому же роду относится большинство несклоняемых имен существительных?
- Связана ли способность слова изменяться или не изменяться по падежам с его морфемным составом?
2. Работа с ЦОР.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696034f4-ac36-44b7-a974-1238524e03d8/index_listing.html
1) Наблюдение над морфемным составом слова (Выделить в слове окончание, если оно есть).
2) Определить род несклоняемого имени существительного.
3. Задание по карточке:
Восстановите текст странички:
В Африке учёный вёл дневник. Одна страничка пострадала от дождя. Помогите ему прочитать эту страницу. Язык местного населения – суахили. Приходится его учить. Ну и труд… же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окна моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… чёрн… кофе. Одна чашечка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Артур.
- У кого возникли сложности с выполнением задания? С чем они связаны?
- Что необходимо знать, чтобы правильно вставить окончание?
- Обязательно ли надо знать лексическое значение слова?
- Как можно решить эту проблему?
- Какой словарь поможет правильно выполнить задание?
VI. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования)
1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):
Б. Упр.729
П. Редактирование словосочетаний:
Найдите и исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях:
желтое такси;
гостеприимные Сочи;
серый кенгуру;
вкусная салями;
шелковое кашне;
разноцветное какаду;
горячее какао;
бразильское кофе;
многоводный Миссисипи;
шерстяное пальто;
красивая бра;
московское метро.
Укажите род несклоняемых существительных
VII. Этап диагностики и рефлексии
1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.
2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением.
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрел…
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
5