СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по программе М.М.Разумовской. Соответствует требованиям ФГОС. Используется ЦОР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 5 классе на тему "Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных."»

УРОК 162

Класс – 5

Тема - Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Тип урока: урок «открытия нового знания».


Цели: познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные» и научить определять род несклоняемых имен существительных;


Задачи:

  • актуализировать понятие «род имени существительного»;

  • актуализировать понятие «общий род имени существительного»;

  • познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;

  • научить отличать несклоняемые имена существительные от других схожих с ними по форме, обратить внимание на отсутствие родового окончания у несклоняемых существительных;

  • показать различные способы определения рода имени существительного;

  • сформировать навыки правильного употребления в речи несклоняемых имен существительных;

  • отработать правильное произношение некоторых слов.


Оборудование: компьютер в классе, проектор, интерактивная доска, модули ЦОР


Ход урока:


I. Организационный этап (мотивационный)

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал).


II. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

1. Определение цели и задач изучения имени существительного как части речи и определения категории рода:

Что изучает морфология?

На какие группы делятся части речи?

Назовите самостоятельные части речи.

На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?

Назовите постоянные признаки имени существительного.

Назовите непостоянные признаки имени существительного.

2. Обращение к материалу домашнего задания (кроссворд на тему «Существительные общего рода»

Сколько у имени существительного форм рода?

Что объединило все слова, которые вы записали, решая дома кроссворд?

- Прочитайте эти слова. К какому роду они принадлежат?

Как определить род имени существительного? Всегда ли это легко сделать?

Сформулируйте тему и цель урока.

3. Запись числа и темы урока в тетрадь.


III. Этап актуализации знаний, умений, навыков

1. Работа с ЦОР.

Определение рода существительных с суффиксом -ищ

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/f1a839cf-a8cb-4917-bfaf-574adf40f2f8/view/


Итак, мы изучаем русскую морфологию, а именно – имя существительное и его посто­янный признак – способность изменяться, т.е. склонение.

2. Запись предложения с последующим анализом:

«Маша, пожалуйста, подай мне кашне», - произнёс Пётр.

- Объясните постановку знаков препинания в данном предложении, составьте схему предложения.

- Определите род имён существительных.

падеж?

Кашне число?

род?

- Что вы заметили?

- Можете ли вы сказать, какие существительные относятся к несклоняемым?


IV. Этап освоения нового (исследовательский этап)

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Чтение текста параграфа 35 и составление плана с опорой на рекомендации учителя по составлению плана параграфа (дифференцированное задание).

2. Работа с ЦОР. Распределение существительных по колонкам – склоняемые и несклоняемые

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52265538-64ba-4397-addf-a46c6f20ee0f/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BQS_084%5D.html



Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А


V. Этап закрепления знаний (этап фиксации)

1. Фронтальная беседа по заданию с целью проверки понимания выполненной работы.

- Прочитайте слова, записанные в колонке «не склоняются», обращая внимание на их произношение. Что их объединяет?

- К какому же роду относится большинство несклоняемых имен существительных?

- Связана ли способность слова изменяться или не изменяться по падежам с его морфемным составом?

2. Работа с ЦОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/696034f4-ac36-44b7-a974-1238524e03d8/index_listing.html




1) Наблюдение над морфемным составом слова (Выделить в слове окончание, если оно есть).

2) Определить род несклоняемого имени существительного.


3. Задание по карточке:

Восстановите текст странички:

В Африке учёный вёл дневник. Одна страничка пострадала от дождя. Помогите ему прочитать эту страницу. Язык местного населения – суахили. Приходится его учить. Ну и труд… же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окна моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… чёрн… кофе. Одна чашечка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Артур.


- У кого возникли сложности с выполнением задания? С чем они связаны?

- Что необходимо знать, чтобы правильно вставить окончание?

- Обязательно ли надо знать лексическое значение слова?

- Как можно решить эту проблему?

- Какой словарь поможет правильно выполнить задание?


VI. Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования)

1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

Б. Упр.729

П. Редактирование словосочетаний:

Найдите и исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях:

желтое такси;

гостеприимные Сочи;

серый кенгуру;

вкусная салями;

шелковое кашне;

разноцветное какаду;

горячее какао;

бразильское кофе;

многоводный Миссисипи;

шерстяное пальто;

красивая бра;

московское метро.

Укажите род несклоняемых существительных


VII. Этап диагностики и рефлексии

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением.

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Я приобрел…

Я понял, что…

Сегодня я узнал…


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!