СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Ткани животного происхождения"6 класс в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю технологии провести урок .Тип урока -изучение нового материала,применяются разные формы организации познавательной деятельности-фронтальная,групповаяи индивидуальная.На уроке дети узнают много нового и интересного,увидят эксперимент и сами проведут лабораторную работу,выполнят коллективную  практическую работу

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Ткани животного происхождения"6 класс в условиях ФГОС»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ТКАНИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ: 1-занятие по изучаемой теме. ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗУН:

  • знают общую классификацию текстильных волокон и в частности знакомы с классификацией волокон растительного про­исхождения;

  • знают технологию производства хлопка;

  • знают технологию производства льна;

  • знают географию происхождения данных культур;

  • знают отличительные особенности горения тканей растительного происхождения;

  • знают преимущества и недостатки тканей растительного происхождения;

  • знают ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей, умеют применять их по назначению.

  • умеют отличать ткани растительного происхождения по их свойствам;

  • умеют определять лицевую и изнаночную стороны тканей растительного происхождения;

  • умеют определять долевую и уточную нить в тканях;

- умеют применять знания по уходу за хлопчатобумажными и льняными тканями в быту.
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  1. Обобщить и дополнить знания о тканях натурального происхождения.

  2. Познакомить с технологией производства, источником сырья тканей животного происхождения и их ассортиментом.

  3. Формировать навыки распознавания тканей животного происхождения и умения применять их по назначению.

  4. Подготовить к восприятию сложной темы «Свойства тканей животного происхождения». РАЗВИВАЮЩАЯ

1. Формирование познавательного интереса к предмету на основе:

  • экскурса в историю шелководства и производства шерсти;

  • связи изучаемого с жизнью;

  • привлечения занимательных примеров и опытов;

  • установления межпредметных связей (история, география, биология);

  • использования научно-популярного материала (диафильм);

2. Формирование умственных, учебных действий:
а) Анализа и синтеза:
через обучение способу усвоения нового материала по алгоритму

- через анализ признаков горения тканей животного происхождения (демонстрация опытов).

б) Конкретизации:

- через установление межпредметных связей (история, география, биология);

в) Сравнения

- через установление сходств и отличий шелковых и шерстяных тканей;

г) Обобщения и систематизации:

  • через составление коллекции тканей

  • через включение учащихся в исследовательскую деятельность (лабораторно-практическая работа);

  • через составление отчета о лабораторно-практической работе;

  • через закрепление и корректировку знаний по новому материалу (ролевая ситуация).

3. Развитие действий контроля и самоконтроля

а) пошаговый контроль при:

  • усвоении знаний в ходе объяснения (работа по алгоритму);

  • выполнении исследовательского эксперимента (при лабораторно-практической работе);

б) итоговый контроль:

- через выполнение взаимоконтроля при закреплении изученного материала по теме « Ткани животного происхождения».

4. Развитие сенсорной сферы

а) восприятия: определение запаха, цвета (при горении), шероховатости ткани, извитости волокон, объема волокон, гладкости волокон;

б) видов памяти: наглядно-образной, словестно-логической, развитие продуктивности памяти (объема, быстроты и точности);

в) внимания: произвольного, целенаправленного.

5. Развитие речи

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие и обогащение словарного запаса;

  • развитие коммуникативных умений и навыков;

  • развитие монологической речи учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

а) развитие требовательности к себе, аккуратности, трудолюбия, добросовестности;

б) воспитание товарищества, взаимовыручки, доброты, вежливости;

в) воспитание бережного отношения к имуществу школы, кабинета, учебным пособиям, инструментам, оборудованию;

г) воспитание умения радоваться успехам товарищей и умения сопереживать неудачам других.

ДИАГНОСТИКА ЗУН

  • учащиеся знают о тканях животного происхождения

  • учащиеся умеют распознавать ткани животного происхождения

  • учащиеся применяют знания о тканях животного происхождения на практике.


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

  • таблица «Классификация текстильных волокон»

  • коллекция «Шелк»;

  • коллекция «Шерсть»;

  • стенд с образцами шерстяных тканей;

  • стенд с образцами шелковых тканей;

  • географическая карта;

  • тутовый шелкопряд;

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

  • алгоритм «Ткани животного происхождения»;

  • инструкции по выполнению лабораторных работ;

  • образцы тканей.

ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ

  • тетради, ручки и карандаши, ножницы, линейка, игла, нитки, клей.

ДЕМОНСТРАЦИЯ

  • опыт на горение ткани;

  • презентация «Шелк шерсть»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

  • география, биология, история.

СТРУКТУРА УРОКА

  • организационная часть;

  • актуализация знаний;

  • разъяснение нового материала;

  • выработка умений, навыков;

  • закрепление усвоенного;

  • подведение итогов;

  • домашнее задание.


№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

1.

Организационный мо­мент

Приветствие учащихся, про­верка внешнего вида учащих­ся, проверка организации рабочих мест

Приветствие учителя, рапорт дежурного об отсутствующих и готовности к уроку

Настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознатель­ной дисциплины и организо­ванности, формирование вку­са, эталона внешности

2.

Цели урока

Сообщение темы и целей урока:

1. Узнать новое о тканях жи­вотного происхождения.

2. Познакомить с технологией производства и источниками сырья тканей животного про­изводства, ассортиментом тканей.

3. Научиться распознавать шерстяные и шелковые ткани и применять их по назначе­нию.

Слушают, осмысливают, за­поминают цели урока, запи­сывают тему урока в тетрадь.


Организация внимания, под­готовка к активному воспри­ятию новой темы, установка доброжелательной атмосферы в классе. Создание личност­ного заинтересованного от­ношения к достижению цели урока.

3.


Актуализация знаний

Учитель актуализирует зна­ния учащихся, нужные в про­цессе объяснения.

Предлагается:

- вспомнить о тканях расти­тельного происхождения;

- что является источником сырья этих тканей;

- в чем отличительные осо­бенности этих тканей.

Учащиеся слушают, вспоми­нают пройденный материал, отвечают на вопросы, допол­няют ответы друг друга.

Актуализация знаний, полу­ченных в 5 классе.

Перевод знаний, имеющихся у учащихся (необходимых для восприятия нового мате­риала), из потенциального со­стояния в активное.

4.

Разъяснение нового материала































Задает алгоритм работы во вре­мя объявления нового материа­ла (написанный на доске). Ор­ганизует поэтапное объяснение нового материала через сравне­ние новых понятий «шерсть» и «шелк». Показ слайдов презентации.

I. Историческая справка
Дает историческую справку о
древнейшей отрасли шелковод­ства и производства шерсти,
знакомит с новыми понятиями,
обращая внимание на таблицу
«Классификация текстильных
волокон».

II. Источник сырья
Объясняет, что является источником тканей животного про­исхождения, опираясь на демонстрацию наглядного мате­-
риала «Тутовый шелкопряд»,
«Лучшие породы овец по сбору
шерсти». Показ слайда презентации.

III. География сбора сырья Организует и концентрирует внимание на географической карте, показывает районы сбора сырья.

IV. Технология производства
Рассказывает о технологии производства тканей, демонстрирует слайд презентации о производстве
шелка, демонстрирует коллекции «Шерсть», «Шелк».

Учащиеся слушают объяснения учителя, осмысливает его.

Рассматривают таблицу, воспринимают новые понятия «шелк» и «шерсть», запоминают их. Поэтапно смотрят презентацию «Шерсть,шелк»

Работают в тетрадях, по знакомому алгоритму, фиксируя ключевые понятия новой темы.

Следят за показом по географической карте.

Смотрят презентацию

Усваивают этапы производства тканей животного происхождения.

Наблюдают за проведением опыта, делают вывод и убеждаются, что эти ткани натурального происхождения.

Осознают практическую значимость изучаемого материа­ла. Смотрят презентацию .Выполняют задание учителя.

Делают коллекцию тканей в тетрадях.

Создание познавательной

мотивации, активизация

внимания, памяти, мышления. Показ первого слайда презентации.

Актуализация опорных

знаний, развитие восприятия.

Развитие качества мышления (осознанности, активности, убедительности),

вкуса к исследовательской

деятельности и поиску закономерности.

Развитие межпредметных связей (биология, география, история).






V. Признаки горения

Демонстрирует опыт на горе­ние тканей животного проис­хождения.

V. Ассортимент тканей

Знакомит с ассортиментом тканей животного происхож­дения, демонстрируя коллек­ции «Шелка и шерсти» (об­ращает внимание на смесовые шерстяные ткани). Формирует знания о подборе тканей для дальнейшего по­шива одежды. Дает задание:

- выполнить коллекцию шер­стяных и шелковых тканей.



5.

Усвоение нового мате­риала

Учитель создает ролевую си­туацию: предлагает одному ученику выполнить роль учи­теля и задать вопросы по пройденному материалу.

Ученик в роли учителя задает вопросы классу. Учащиеся слушают, форму­лируют ответы, дополняют ответы товарищей, корректи­руют свои знания.

Актуализация опорных зна­ний, стимулирование само­стоятельной познавательной деятельности. Организация осмысления, осознание нового материала. Развитие оперативной памяти, произвольного внимания. Развитие навыков монологи­ческой речи, обогащение сло­варя, расширение кругозора и коммуникативных умений и навыков.




6.

Выработка умений, на­выков (проведение лабораторно -практической работы).

Закрепление усвоенно­го.


Организует проведение ис­следовательского экспери­мента, предлагает выполнить лабораторно-практическуго работу «Определение вида тканей».

Дает вводный инструктаж по ТБ и выполнению лабораторно-практической работы;

- знакомит с инструкцион­ной картой по выполнению работы;

- с формой отчета;

- показывает приемы вы­полнения работы.

Проводит текущий инструк­таж:

- указывает основные за­труднения по выполнению исследовательского экспери­мента и пути их преодоле­ния;

- осуществляет индивиду­альный подход;

- задает уточняющие вопро­сы.

При проведении заключи­тельного инструктажа:

- организует взаимокон­троль лабораторно-практической работы;

показывает успешность овладения содержания урока;

Учащиеся слушают вводный инструктаж по проведению лабораторно-практической работы, знакомятся с инст­рукционной картой, формой отчета, рассматривают образ­цы.

Задают уточняющие вопросы. Чертят таблицу (форму отче­та) в тетрадь.

Данные лабораторно-практи­ческой работы записывают в форму отчета, эксперименти­руют и определяют вид ткани. Соблюдают организованность и порядок рабочего места. Соблюдают техническую дисциплину.

Учащиеся отвечают на вопро­сы.

Производят взаимоконтроль, корректируют знания и уме­ния.

Слушают учителя, выясняют прочность и уровень осознан­ности своих знаний.


Первичное обобщение и сис­тематизации нового материа­ла.

Обучение учащихся собст­венной деятельности по изу­чаемой теме.

Выработка умений и навыков. Включение учащихся в ис­следовательскую деятель­ность, в самоорганизацию процесса обучения. Развитие навыков самокон­троля.

Закрепление изученного ма­териала в нестандартной си­туации (во время заключи­тельного инструктажа). Подготовка к восприятию бо­лее сложной темы, подготовка к познавательной деятельно­сти.







- вскрывает недостатки;

- показывает пути их преодоления;

- дает общую оценку классу за выполнение лабораторно- практической работы.



7.

Подведение итогов

Выставляет оценки, комментирует их, дает общую характеристику работы группы.

Спрашивает учащихся:

Что узнали нового?

Что научились делать?

Напоминает об обязанностях дежурных.

Сообщает, что нужно принести на следующий урок и повторить пройденный материал.

Благодарит учащихся за урок.

Слушают учителя, помогают в оценке ответов учащихся, отвечают на вопросы, выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание в дневник.

Дежурные убирают класс, а учащиеся свои рабочие места.

Воспитание аккуратности, добросовестности, бережного отношения к имуществу школы, умения радоваться успехам товарищей.












Приложение

Алгоритм

  1. Историческая справка

  2. Источник сырья

  3. География сбора

  4. Технология производства

  5. Признаки горения

  6. Ассортимент тканей

Лабораторно – практическая работа

«Определение вида тканей»

Оборудование: Толстая игла, тетрадь, образцы тканей.

Задание: Оформи свои наблюдения в рабочей тетради в виде таблицы, используя инструкционную карту

Форма отчета

п/п

Признаки вида ткани

Образцы

№ 1

№ 2

1

Блеск



2

Гладкость



3

Мягкость



4

Извитость



5

Вид ткани



Инструкционная карта

«Определение вида тканей»

п/п

Название признаков

Характер выполняемой работы

Сравнительная характеристика

1

Блеск

Рассмотрите образцы, определите блеск или матовость образцов

Малозаметный

Нерезкий

2

Гладкость

Определите на ощупь гладкость образцов

Гладкая

Шероховатость

3

Мягкость

Определите на ощупь мягкость образцов

Легкий

Чуть жесткий

4

Извитость

Вытащите из образцов по одной нити и определите ее извитость

Извитые

Прямые



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!