СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 7 классе по программе М.М.Разумовской. Использованы элементы проблемной технологии,  включен тест по теме "Частицы".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи."»

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ В СООТВЕТСТВИИ СО СМЫСЛОМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И СТИЛЕМ РЕЧИ.

УРОК №125

Класс – 7А


Цели:

  1. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

  2. Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.

  3. Воспитание интереса и внимательного отношения к языку.

  4. Воспитание личностных качеств учащихся.


Ход урока.


1. Организационный этап.

2. Целеполагание.

1) Выразительное чтение стихотворения учителем:

День весенний, пленительный день!

Так приветно журчали ручьи,

А в лесу в полусветную тень

Так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!

Как легко трепетали листы!

Как блаженно неслись облака!

Как светло улыбалася ты.

И.С.Тургенев «Вариации»

2) Беседа по вопросам:

- Какое настроение передано в стихотворении?

- Какими художественными средствами оно создается?

- К какой части речи принадлежит слово, выступающее в роли анафоры?

Мы продолжаем разговор о частицах, убедимся в возможности частиц передавать различные чувства и отношения, создавать эмоциональную настроенность речи.

3) Запись числа, темы урока.


3.Актуализация.

- Почему некоторые частицы занимают одно из первых мест среди наиболее употребительных слов в русском языке?
- В текстах каких функциональных разновидностей языка, функциональных стилей преимущественно используются частицы? Свою точку зрения обоснуйте.
- В текстах каких функциональных стилей использование большей части частиц было бы неуместно? Свою точку зрения обоснуйте.
Частица – одна из наименее изученных частей речи. Внимание ученых к частицам не ослабевает до сих пор.


4. Исследовательский этап. Создание проблемной ситуации.


1) Задание №1 (рабочий лист). Лингвистический эксперимент (работа в паре).

Прочитайте текст. Какие факты показались интересными?


( ) у птиц забавные встречаются имена. ( ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка ( ) рогатая. ( ) и птичка завирушка есть. Или ( ) юла.

( А ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ( ) чечевица.

А ( ) плохое название чиж или чечетка? ( ) непонятны будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ( ) названия – прозвища лучше всего!


- Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Определите значение каждой употребляемой частицы.


- Чтение нескольких работ. Выявление различий и совпадений. Обоснование выбора той или иной частицы.

- Чтение авторского текста (слайд № 2):


Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганкада еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.

А вотсовсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?

Все-таки названия-прозвища лучше всего!


- Подчеркните частицы, которые совпали. Какой вариант богаче, точнее? Аргументируйте свой ответ.

- Какова роль частиц в речи? (помогают выразить отношение автора к тому, о чем сообщает).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА РЕГУЛЯЦИЮ ПСИХИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ.


2) Задание №2 (рабочий лист)

- Вставить пропущенные буквы.

- Подчеркнуть частицы.

- Указать их значение.

- Какова роль частиц в данном тексте?


Кто (н…) когда (н..) был на вершине Ивана Великого, кому (н…) когда (н…) случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто (н…) разу (н…) любовался этой величестве…ой, почти (н…) обозримой панорамой, тот (н…) имеет понятия о Москве, ибо Москва (н…) есть обыкнове…ый большой город, каких тысяча; Москва (н…) безмолвная громада камней холодных, составле…ых в симметрическом порядке... нет! У нее есть своя душа, своя жизнь.


- Проверка выполнения задания:

Один ученик на интерактивной доске вставляет пропущенные буквы, раскрывает скобки. Потом объясняет написание.

Другой ученик называет частицы, указывая их значение.

Коллективная проверка по образцу (слайд № 4)


Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! У нее есть своя душа, своя жизнь.


(многократное использование отрицательной частицы не, а также употребление частицы ни для усиления значения отрицания; важность использования этих частиц, а также приёма лексического повтора, приёма противопоставления для выражения мысли автора о невозможности почувствовать душу Москвы без созерцания её величественной панорамой с колокольни Ивана Великого).


- Какой смысл придают частицы высказыванию?


5. Этап закрепления знаний

1. Чтение басни Крылова (рабочий лист)


Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".

Крылов «Лисица и виноград»


- Какова, на ваш взгляд, мораль басни? (Когда хитрецу хочется что-то получить, но получить это невозможно, он пренебрежительно отзывается о своей цели, оправдывая свою неудачу тем, что не очень-то и хотел этого успеха). 

- Подчеркните частицы. Определите их роль в речи персонажа (ну что ж - используется для выражения того, что персонаж вынужден смириться с создавшимся положением, для выражения перехода к итоговому суждению;

 -то - выделяет слово, подчёркивая его значение для выражения мысли – «только с виду хорош»).


6. Этап диагностики и рефлексии

- Для чего нужно использовать частицы в речи? (делают речь выразительной, эмоциональной)

- С какими трудностями столкнулись? Удалось их преодолеть? Какие пути решения проблемы вы видите?


7. Проектирование выполнения домашнего задания

Б. - Пар.39, упр. 502,503

П. – Выполнить проверочную работу по теме «Частицы» на портале «ЯКласс»








УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ В СООТВЕТСТВИИ СО СМЫСЛОМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И СТИЛЕМ РЕЧИ.

УРОК 126

Класс – 7А


Цели:

  1. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

  2. Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.

  3. Воспитание интереса и внимательного отношения к языку.

  4. Воспитание личностных качеств учащихся.


Ход урока.


1. Организационный этап.


2. Создание проблемной ситуации.

1. Самостоятельно вспомнить и записать строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», а затем сверить свою работу с записью, сделанной на доске.
Примечание: для детей, испытывающих серьезные трудности с выполнением данного задания, приготовлены карточки-подсказки, в которых дается начало каждой строки.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)

- Определите роль частиц в поэтическом отрывке: 

-ка – используется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения побуждения к действию;

ведь – употребляется для усиления, подчёркивания основного содержания высказывания (утверждения, что русские воины мужественно защищали Москву); 

не – выражает отрицание (факта, что Москва была оставлена без боя); 

ж – употребляется для подчёркивания значения слова, после которого стоит (для усиления утверждения, что под Москвой состоялись сражения), а также для усиления смыслового содержания всего высказывания;

да – используется для придания высказыванию большей силы, выразительности; 

ещё какие – выражает высокую степень проявления признака.

На основании проведённого анализа ученики сделают вывод об использовании частиц для выражения отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания слов, выражающих наиболее важное для его содержания значение, а также для создания экспрессивности, выразительности высказывания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА РЕГУЛЯЦИЮ ПСИХИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ.




3. Исследовательский этап. Использование частиц во фразеологизмах.

Вставьте пропущенные буквы. Определите значение фразеологизмов.


Фразеологизм

Значение

Н… швец, н… жнец, н… в дуду игрец



Н… встать н… сесть



Н… душой н… телом



Н… жарко н… холодно



Н… кола н… двора



Н… к селу н… к городу



Н… больше н… меньше



Н… свет н… заря



Н… взад н… вперёд



Н… туда н… сюда



Н… шатко н… валко




ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец – о ни на что не годном человеке;

ни встать ни сесть -- о положении или состоянии человека, по какой-либо причине не могущего двигаться, ограниченного в движении;

ни душой ни телом -- нисколько, ничуть, совсем (не причастен к чему-либо, не виноват);

ни жарко ни холодно – совершенно безразлично, всё равно (прост.);

ни кола ни двора – совсем ничего;

ни к селу ни к городу -- совершенно не к месту, некстати;

ни больше ни меньше -- точно, без преувеличения (действовать, поступать);

ни свет ни заря -- очень рано; до рассвета;

ни взад ни вперёд -- ни с места (синоним -- ни туда ни сюда);

ни туда ни сюда – ни с места, оставаясь на месте;

ни шатко ни валко -- ни хорошо, ни плохо; не лучшим образом (ирон.).


Работа выполняется на рабочих листах, потом осуществляется взаимопроверка (работа в парах).

Результаты выполненной работы зачитываются, обсуждаются. Вносятся необходимые изменения.


4. Этап контроля усвоения знаний (тесты распечатываются и раздаются каждому ребенку)

Тест по теме «Частица»

1. Частица как часть речи

  1. связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного

  1. обозначает признак предмета

  2. отвечает на вопросы кто? что?

  1. вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола

2. Все слова являются частицами в строке:

1) где-то, если, неужели

2) разве, что-то, как

3) вот, именно, почти

4) ведь, когда-то, перед

3. Укажите формообразующую частицу:

1) ни звука

2) придумал бы

3) не дождался

4) что за прелесть

4. Укажите строку с модальными частицами:

1) ни, только, да

2) бы, ведь, даже

3) не, же, почти

4) разве, лишь, уж

5. Укажите предложение с формообразующей частицей:

1) На полянке не было ни души.

2) Пусть никогда не будет войны.

3) Что за утро!

4) Где же он может быть?

6. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:

1) Хочу стать таким же свободным, как птица.

2)Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.

3) Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.

4) Вот и солнце встает!

7. Укажите предложение с отрицательной частицей:

1) Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

2) Это как раз то, что мне нужно.

3) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.

4) Разве так настоящие моряки поступают?

8. Ни является частицей в предложении:

1) Но (ни)что не омрачило и не тревожило душу мальчика.

2) (Ни)шороха, (ни)звука не доносилось из заснувшего зала.

3) Маруся почти (ни)когда не бегала и смеялась очень редко.

4) С первого взгляда я не нашел в Ермолове (ни)малейшего сходства с его портретом.

9. Ошибка в определении грамматических признаков:

1) давай - частица формообразующая

2) почти - частица, модальная, усилительная

3) ни - частица, отрицательная

4) ли - частица, модальная, вопросительная

10. Укажите предложение с вопросительной частицей.

1) Даже он отказался от такого предложения.

2) Можно ли написать этот текст на доске?

3) Едва ли он закончит доклад за вечер.

4) Именно этот спортсмен был победителем соревнований


5. Проектирование выполнения домашнего задания

1. 1. Выписать из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 10 предложений с частицами. Указать их значение и роль в предложении.

2. Составить текст – миниатюру на тему «Весна» с использованием частиц (7-10 предложений). Подчеркнуть частицы, указать их значение и роль в предложении.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!