СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по курсу «История Средних веков (XIV - XVI в.в.)». Тема урока: Японская цивилизация.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Японская цивилизация"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по курсу «История Средних веков (XIV - XVI в.в.)». Тема урока: Японская цивилизация.»

Методическая разработка урока по курсу

«История Средних веков (XIV - XVI в.в.)»


Учитель: Банцевич Наталья Гермогеновна, ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»

Тема урока: Японская цивилизация

Класс: 7

Цель урока: продолжить изучение истории цивилизаций Востока

Задачи:

Образовательная:

- познакомить учащихся с событиями японской истории XIV—XV вв.; определить особенности системы государственного управления в Японии; подвести учащихся к пониманию того, что междоусобные феодальные войны за­медлили развитие японской цивилизации; показать, как развивалась японская культура.

-обеспечить усвоение и отработку понятий (сёгун, ставка, самурай).

Развивающая:

- способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, совершенствованию умения работы с картой, обогащению активного словаря терминами данного периода.

Воспитательная:

- воспитывать уважение к обычаям и традициям Японской национальной культуры, на примере отношения японцев к природе воспитывать у учащихся бережное отношение к ней.


Цели урока языком учащегося:

  • В конце урока вы будете знать много нового о Японии в 14-15 веках,

  • Уметь делать выводы по данной теме,

  • Сможете называть основные даты и личности.


Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы:

- словесный,

- наглядный,

- практический.

Оборудование: История средних веков, XIV—XV вв.: учебное пособие для 7 класса; рабочие тетради на печатной основе для 7 класса (под ред. В.А.Федосика -2012г.); подготовленные бланки для ответов по проверке домашнего задания, мультимедийный проектор со слайдами, карта «Япония».

Личности: Минамото, Асикага.

Предварительное задание: подготовленное сообщение о философских садах камней.

План изучения темы:

  1. Особенности государственного устройства Японии.

  2. Междоусобные войны.

  3. Культура Японии. Живопись и театр.

Ход урока:

  1. Организационный этап (1 мин.)

  2. Учитель: Добрый день! Улыбнёмся друг другу и настроимся на содержательную и интересную работу, которая обязательно принесёт вам удовольствие. Главное – верить в успех своих дел, ощущать поддержку друзей, и тогда всё получится отлично.

  3. Этап проверки домашнего задания (6 мин.)

(письменный фронтальный опрос)

Учитель: Мы сегодня отправимся в путешествие. Хотите? Для этого всегда покупают билет, выберите билет того цвета, который вам нравится. Путешествуют всегда с багажом. Давайте перед отплытием проверим какой запас знаний вы возьмете с собой. У вас на столах лежат чемоданчики с вопросами. Каждый из вас подписывает свой чемодан и отвечает на вопросы (ППриложение1). На эту работу вам 7 минут.

(Учащиеся слушают и записывают ответы на подготовленных бланках).

  1. Этап мотивации и целеполагания (2 мин.)

(создание эмоционального настроения).

На проекторе изображение квадратной тарелки риса с курагой в центре и палочки для еды. (Слайд №1 )

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие.

На островах в соленых водах

                    Лежала древняя страна.

                    От государств, других районов

                     Так отличалася она.

                     Цунами берег разрушали,

                     И ежегодно много раз

                     Земля внезапно содрогалась,

                     Что люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,

                     Веками строились дома.

                     И что рождалось здесь впервые –

                      Не умирало никогда.

                      Страной Восходящего Солнца

                      Назвали соседи ее

                      Встает из-за моря здесь солнце,

                      За горы садится оно.

Учитель: Кто догадался, что это за страна? Что хотели бы узнать об этой стране? Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Учащийся 1: Узнать побольше о Японии.

Учащийся 2: Узнать про японский народ.

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Японская цивилизация». Тема урока высвечивается на слайде, учащиеся записывают дату и тему урока в тетради. Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, историю которой мы будем изучать, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце.

Посмотрите в свои атласы! На карте Японию найти легко. Она похожа на плывущего по морю дракона голова, которого - самый северный и ближайший к России остров Хоккайдо. Туловище дракона образует самый большой остров-Хонсю, а лапы и хвост - острова поменьше: Кюсю и Сикоку.

Работа по контурной карте: задание, показать где расположена Япония и подписать большие острова. (Слайд № 3).

  1. Этап усвоения новых знаний

Актуализация (1 мин.)

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое «Япония». Составьте в своих тетрадях кластер: «Какие ассоциации у вас вызывает слово Япония». Работа в парах и затем каждая пара презентует свой кластер.

(Метод «Поиск ответа в парах»).


(Опора на ранее полученные знания.)



Учитель: Отлично! Вы много знаете о Японии! Но еще мы сегодня выясним (особенности государственного устройства Японии, узнаем почему там были междоусобные войны, полюбуемся японской живописью и узнаем много нового о культуре. Вы за?

Учащиеся: Да!

Учитель: Следующим пунктом нашего маршрута будет государственное устройство Японской цивилизации.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам, разбившись на пары, проработать 1-й пункт нашего параграфа (с.147) и дополнить схему, которую вы видите на слайде.

Учащиеся: Заполняют в тетради таблицу «Особенности государственного устройства Японии», опираясь на предложенную схему на слайде.

Затем двое учащихся комментируют функции сегуна и императора.

Учитель: Вспомните государственное устройство любой страны Западной Европы и сравните его с Японией. Слайд

Учитель: Что разное и что схожее?

Учащийся 1: Система управления страной была крайне сложной. Официально правителем считался император, которому все поклонялись, но реаль­ной властью обладали сёгуны, которые опирались на самураев.

Учащийся 2: Япония единственная страна, где сформировались феодальные отношения.

Учитель: Импертаторы Японии утратили реальную власть еще в конце Ран­него средневековья. Тогда страной стали править первые министры из рода Фудзивара. Они обязали императоров жениться на женщинах из их рода. В XII в. Фудзивара были свергнуты, а к власти пришел род Минамото. В 1192 г. Минамото Еритомо объявил себя сёгуном — воен­ным диктатором. С этого времени и до 1868 г. Японией правили сёгуны. Всего было три династии сёгунов. Первыми из них были Минамото и Асикага — по фамилии основателей сёгунатов,

Учитель: Ребята, вы встретились с новыми терминами. Как вы понимаете термины сёгун, ставка, самурай?

Учащийся 1: Раскрывает значение понятий.

Учитель: Мы путешествуем дальше. Ребята, сейчас согласно билетам распределитесь на 3 группы.

Билеты зеленого цвета у группы Аналитиков. Билеты розового цвета у группы дизайнеров. Билеты фиолетового цвета у группы историков. Каждая группа получает задание и работает с ним. Задание на обратной стороне листа.

Работа в группах:

  1. Анализ исторического документа (историки) –выдержки из кодекса чести самурая «Бусидо».

  2. Описание одежды самурая по рисункам (дизайнеры).

Самураи были рыцарями, готовыми сражаться насмерть за своего господина. Вооружение самурая составляли двуручный (катана) и малый (вакидзаси) мечи, а также лук. Самураев обучали с самого детства, их жизнь была строго подчинена укладу воина. Обязательной принадлеж­ностью самурая были очень красивые доспехи. Самураи соблюли великое множество ритуалов. Будучи воинами, они должны были знать искусство, религию и особенно хорошо кодекс строгих правил- Бусидо.

3. Анализ 2 пункта параграфа по памятке (аналитики).

Памятка для анализа:

1.Участники войн.
2. Причины войны.
3. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
4. Результаты войны.

(Япония делилась на владения многих даймё, которые не хотели признавать над собой власти сёгуна. У каждого из даймё было своё войско из самураев, то есть их силы были примерно равны. С другой стороны достойным занятием для самурая (не считая поэзии) считалась лишь война, потому они в принципе и не стремились к окончанию междоусобиц).

Группы представляют свои проекты, идет комментированное обсуждение.


Физкультминутка (2 мин).

Учитель: Ребята, мы путешествуем дальше по Японии. Сейчас мы немного пройдем пешком. Встаньте. Представьте себе, что вы шагаете (ШАГАЮТ) по ступеням в гору, чтобы попасть в национальный театр масок Но. Актеры в нем всегда играли в масках, поднимите руки вверх (ПОДНИМАЮТ РУКИ) и наденьте маски на свое лицо. Повернитесь, посмотрите друг на дружку, посмотрите вверх, вправо, влево. Вам удобно в масках?

Учащийся: Нет.

Учитель. И актерам было не очень удобно, но они не хотели показывать свои эмоции во время игры на сцене. Спасибо, присаживайтесь.

Ребята, несмотря на войны, культура Японии развивалась неплохо.

Следующий пункт нашего путешествия: знакомство с культурой Японии.

Особенно развивалась живопись и театр. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ.

Учитель: Как вы думаете, как на русский язык переводится любое из следую­щих китайских слов: «шуйсен», «юньнань», «маоцун», «улун», «лунц- зи», «чича», «точа», «хуача»?1 (Чай)

О чайной церемонии.

ПРОСМОТР ВИДЕО http://androidmafia.ru/video/M2BssymCmNI


Японская чайная церемония называется «тяною». Ее ввезли из Китая буддий­ские монахи. Уже в XV в. она получила широкое распространение. Церемония про­водилась в простом, но со вкусом обставленном чайном домике или специальной комнате дома. Была установлена процедура проведения чайной церемонии.

Об искусстве садов (заранее подготовленное сообщение).

ПРОСМОТР СЛАЙДОВ.

Каждый сад имел два основных компонента: воду и камни. Вода могла быть натуральной или символизированной песком или галькой. Камни за редким ис­ключением присутствовали всегда. Художник вместо листа бумаги использовал гладь воды или засыпанную галькой площадку, на которой располагал кустарники, листву, мхи и камни.

Самый знаменитый сад находится в монастыре Рёандзи. Он создан во второй половине XV в. и включает пятнадцать камней, расположенных группами на пря­моугольной засыпанной гравием площадке (23x19 м). Каждая группа окружена бу­ро-зеленым мхом, частично затянувшим и сами камни. Особенностью этого сада является то, что из любой точки веранды, откуда его можно наблюдать, неизменно видны только четырнадцать камней.


  1. Этап закрепления и проверки знаний учащихся (5 мин).

Учитель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим, что добавилось в ваши чемоданы. Переворачиваем их, там представлен тест. Я предлагаю вам его выполнить (Приложение 2).

1. Действительно ли в Японии в Позднем средневековье главой государства считался император, хотя реальная власть в стране принадлежала не ему, а сёгуну?

2. Что являлось главной опорой власти сёгунов?

а. крестьяне

б. сословие самураев.

в. императорская гвардия.

3. Действительно ли в Японии в Позднем средневековье междоусобные феодальные войны длились по 5 лет?

4. Можно ли говорить об упадке японской культуры в Позднем средневековье?

5. Что в основном изображали на своих картинах японские художники?

а. людей.

б. правителей.

в. природу


Учащиеся выполняют тест.

Взаимопроверка (1 мин.) Учащимся предлагается оценить свою работу сигнальными карточками «светофора». Зелёный –выполнил без ошибок, жёлтый – есть ошибки, красный – много непонятного.

  1. Этап информирования о домашнем задании (1 мин.)

(На слайде высвечивается домашнее задание)

Домашнее задание: п.27, рабочая тетрадь - зад.1,2,3 (закончи таблицу). Те, кто хочет, выполняют все задания из тетради на печатной основе +рисунок самурая и рассказ о нем.

6. Этап подведения итогов урока (1 мин.) Выставление отметок, учитывая активность и качество работы. Отметки за тест будут учитываться при выставлении отметок на следующем уроке.

7. Этап рефлексии (1 мин.) «Листок обратной связи».

Напишите на ваших билетах ключевое слово из нашего урока. Ребята пишут и отдают учителю.

Учитель: В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…

Наше путешествие закончилось. Что осталось у вас после этого путешествия? Пожалуйста, скажите по одному слову. Я вижу путешествие прошло не зря! Я очень этому рада.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!