СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в рамках ФГОС "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. Биология (Концентрическая) (5-9) и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5  класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в рамках ФГОС "Бактерии: строение и жизнедеятельность"»

Тема: Бактерии: строение и жизнедеятельность.5 класс

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

•сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

•сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их жизнедеятельностью;

•сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью.

2.Формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

3.Формирование умений выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1.Формирование умений ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, выбирать основания для сериации, объектов живой природы, создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц.

2.Формирование умений анализировать текст и рисунки учебника; сравнивать роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

3.Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умений слушать и понимать речь других людей, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя биологические термины.

2.Формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, определение своей успешности при изучении темы.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, видеофрагменты, интерактивные задания, интерактивный тест в программе Ехсеl, презентация, технологическая карта.

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Формы бактерий», «Строение клетки бактерий»; Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы модульной технологии, элементы технологии критического мышления, технология рефлексии.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи.

Методы обучения и методические приемы: проблемно – поисковый, рассказ, работа по модулю, работа с учебником и интерактивной доской.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Ход урока:

1.Организационный момент.

Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Девиз нашего урока:

Наша задача – природу познать,

Тайны разведать и разгадать.

Быть любознательным и наблюдательным.

И сохранить красоту обязательно.

2.Актуализация (повторение) знаний.

Цель: проверить себя, как усвоили материал по теме : «Царства живой природы».

Интерактивный тест по теме : «Царства живой природы» в программе Ехсеl

1 вариант

1.Наименьшая таксономическая единица называется

а – царство б – отряд в – вид г – организм.

2. Неклеточными организмами являются

а – вирусы б – бактерии в – грибы г – животные.

3. Как называется наука о многообразии организмов?

а – биология б – систематика в – ботаника

4. Название каких организмов произошло от слова « яд»?

а - растения б – микробы в – бактерии г – вирусы.

5. Как называется вирус, пожирающий бактерию?

а – бактериофаг б – микровирус в – фитовирус.

6. Кто открыл вирусы?

а – К. Линней б – Д.И.Ивановский в – Ч. Дарвин.

7. Распределение организмов по группам это

а – классификация б – наблюдение в – эксперимент.

2 вариант

1.Наибольшая таксономическая единица называется

а – царство б – отряд в – вид г – организм.

2. Клеточными организмами являются

а – вирусы б – бактерии в - вещества

3. Как называется наука о многообразии организмов?

а – биология б – систематика в – ботаника

4. Какие организмы вызывают у людей такие заболевания, как оспа, корь, грипп?

а - растения б – микробы в – бактерии г – вирусы.

5. Какие организмы самые мелкие на Земле?

а - растения б – животные в – бактерии г – вирусы.

6. Кто является основателем систематики?

а – К. Линней б – Д.И.Ивановский в – Ч. Дарвин.

7. Распределение организмов по группам это

а – классификация б – наблюдение в – эксперимент.

3.Мотивация учебной деятельности

-Сегодня на уроке мы познакомимся с вами организмами, которые на пьедестале почёта природы заслуженно занимают 1 место. Так как им можно вручить следующие медали:

За древность - они возникли самыми первыми на планете Земля - примерно 3,5 миллиарда лет тому назад и на протяжении миллиарда лет были единственными живыми существами на планете.

За самые мелкие размеры (0,5-5 мкм). На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч этих организмов. Слайд сравнение м/о с человеческим волосом.

За выносливость - Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере, в воде, во льдах и даже в горячих источниках.

За плодовитость - Эти организмы размножаются каждые 20 минут, за сутки при благоприятных условиях могли бы заполонить весь Земной шар.

За всеядность – питаются всем и опавшими листьями, бумагой, мертвыми организмами, перерабатывают стекло и даже железо.

Как вы думаете, каких организмов мы будем изучать сегодня на уроке?

Бактерии: строение и жизнедеятельность

4. Формулирование темы урока, постановка цели 

Нам с вами доверили очень ответственное задание, изучить данных организмов. Перед вами находятся технологические карты. Давайте познакомимся с картой нашего исследования. В ней содержатся этапы урока, учебный материал с заданиями, рекомендации по выполнению заданий. Запишите фамилию, имя.

Учащиеся определяют задачи урока. Учитель обобщает ответы и ещё раз проговаривает цели урока.

- Давайте поставим цель нашего урока. Что вам уже известно о бактериях?

-Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «Знаю. Хочу узнать».

Знаю

Хочу узнать

Узнал







Хорошо, мы постараемся пополнить наши знания.

5. Изучение нового материала 

- Почему царство бактерий , о которых мы говорим сегодня, так называют?

1. Откроем с.39 учебника и найдём ответ что означает слово бактерия. (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку.

- Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты. Если температура ниже 55 градусов, эти бактерии просто погибают

- В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма

- Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле .

- Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.

- Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.

- Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной .

Итак: Бактерии встречаются всюду. Они есть в классе, вот они выросли на мясном бульоне. Это целые колонии бактерий. Есть они на руках, на продуктах питания, в молоке, в йогурте, кефире, в почве, в воде. Даже в организме взрослого человека общая масса бактерий составляет 2 кг.

Давайте сформулируем проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)

Учащиеся формулируют проблему:

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Вопрос: Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?

Гипотеза: Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

-Давайте составим план работы на уроке.

План работы:

  1. Изучить внешнее строение бактерий.

  2. Изучить внутренне строение бактерий

  3. Изучить особенности жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, способы перенесения неблагоприятных условий).

Физкультминутка

- Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Самостоятельная работа по группам (работа по технологическим картам)


1 группа «Внешнее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника на стр.39-40, ответьте на вопрос:

Каковы размеры бактерий?

2) Составьте схему «Формы бактерий»

Примерный ответ группы:

  1. группа:

1) Микроскопические размеры

2) Формы бактерий

→ одиночные округлые: кокки

→ соединенные по две: диплококки

→ сложенные в цепочку:

стрептококки

→ палочковидные: бациллы

→ спиралевидные: спириллы

→ в виде запятой: вибрионы

2 группа «Внутреннее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника на стр.39 ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника на стр.41 ответьте на вопрос:

Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?

3) Прочитайте текст учебника на стр.40-41 и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?

Примерный ответ группы:

2 группа:

1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.

2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.

Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.

3) части имеет бактериальной клетки:

Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)

3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)

1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дополните схему, дав определение организмам, отличающихся по типам питания:

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питание → …….. (например, ……)

→ …….

дыхание → ……..

→ …….

размножение: ……….

(эту часть поможет заполнить учитель после доклада группы)


Примерный ответ группы:

3группа

Особенности процессов жизнедеятельности бактерий

питаниеавтотрофы – способны

образовывать органические

вещества из неорганических

(например, фотосинте-

зирующие цианобактерии)

гетеротрофы – питаются

готовыми органическими

веществами

дыхание → без кислорода

→ кислородные

размножение: простое деление

клетки на двое

-Снова поиграем и выполним физкультминутку.

Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.

Кошка – потянулись, словно кошка

Кактус – вытянули руки, как шипы

Шампиньон – наклонились за грибочком

Стрептококк – попрыгали на месте, как округлые шарики

Роза – огляделись, где тут роза,

Дождевой червь – извиваемся, как червячки,

Палочка Коха – выпрямились и сели за парту.

Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

Предполагаемый ответ учащихся:

Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)

Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС.

Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

6.Закрепление нового материала 

Тест

1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:

а) есть сформированное ядро

б) нет сформированного ядра

2) Бактерии:

а) прокариоты

б) эукариоты

3) Бактерии распространены:

а) в почве

б) в воде

в) в организмах животных, растений и

человека

4) Уничтожить бактерии можно:

а) нагреванием до 50-600С

б) кипячением при 1200С

в) высушиванием

д) действием яркого солнечного света

5) Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.

Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Работа в парах
Задание:
Заполните колонку «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравните колонки «Хочу узнать», «Узнал» и сделайте вывод. Выполняя задания, работайте самостоятельно.

1.Достигли ли вы заданных целей? ________________________________________________

2.Что мешало достижению целей? ________________________________________________

3. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?_______________

-Для чего как вы думаете, нам необходимо знать о бактериях?


Домашнее задание : § 9 (стр. 39-41), творческое задание на выбор:

-выполните модель бактериальной клетки;
– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;
– придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение, как сценарий фильма или мультфильма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!