СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающий мир в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Для чего нужно общение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе (проблемно-диалогический).

 Предмет: Окружающий мир (вводный курс истории и обществознания ).

Авторы учебника: Данилов Дмитрий Даимович, Белицкая Г. Э., Иванова Н. В., Кузнецов С. С., Тырин С. В..

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Тема урока: Для чего нужно общение?

Цель урока: опираясь на интуитивные и предварительные знания учеников о таком явлении, как « общение», создать первичное представление о научном понятии

« общение », его задачах и видах.

Методическое оснащение урока, наглядность:

  1. опоры, опорные слова;
  2. увеличенные картинки из учебника и рабочей тетради;
  3. листы для работы в группах;
  4. модели

                                       

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающий мир в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Для чего нужно общение".»

Фестиваль педагогических идей

«Открой себя»









Методическая разработка

урока окружающий мир

в 4 классе

по программе "Школа 2100".

Тема: "Для чего нужно общение".











ФИО автора: Букина Ольга Николаевна

Должность: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 31












Ярославль

2008


Аннотация.



В основе предоставленного опыта – методическая разработка урока окружающий мир в 4 классе по развивающей программе "Школа 2100". Тема: "Для чего нужно общение". Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Цель урока: опираясь на интуитивные и предварительные знания учеников о таком явлении, как "общение", создать первичное представление о научном понятии "общение", его задачах и видах.






























Урок в 4 классе (проблемно-диалогический).


Предмет: Окружающий мир (вводный курс истории и обществознания ).


Авторы учебника: Данилов Дмитрий Даимович, Белицкая Г. Э., Иванова Н. В., Кузнецов С. С., Тырин С. В..


Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.


Тема урока: Для чего нужно общение?


Цель урока: опираясь на интуитивные и предварительные знания учеников о таком явлении, как « общение», создать первичное представление о научном понятии

« общение », его задачах и видах.


Методическое оснащение урока, наглядность:

  1. опоры, опорные слова;

  2. увеличенные картинки из учебника и рабочей тетради;

  3. листы для работы в группах;

  4. модели
















Ход урока.


I.Планирование деятельности

1.Выход через тему урока на учебные задачи.

/ тема урока записана на доске/.


Доска: Зачем нам общение?

- Прочитайте тему урока на доске.

? - Исходя из темы нашего урока определите:

Какие учебные задачи мы должны решить на уроке?


/ учебные задачи учитель записывает на доске /

2) Определение ключевого слова «общение» для реализации учебных задач.

? - Какое ключевое понятие поможет нам в решении этих учебных задач.

Доска: Общение


II. Актуализация знаний.

1)Обобщение знаний из уроков риторики и обществознания об инструментах общения.

?- А где мы встречались с этим понятием, на каких уроках?


?- Вспомните с уроков риторики, что является инструментом общения?

Зачем нам общение?

зллд








Доска:

Общение

Версии детей:


Речь, жесты,

поза, мимика,

книги, телевизор,

интернет, письмо,

телефон.

/ диалог Анюты и Илюши - стр. 33 учебника – инсценирование /


?- Посмотрите пожалуйста и назовите:

Какими инструментами общения пользовались персонажи в инсценировании ?

Доска:

( таблички: речь, жесты, позы, мимика, пантомимика из версий прикрепить под словом « общение»)


?- Почему мама при общении догадалась, что ребята хотят ее обмануть?

-Покажите!

?- А кто знает, как называются одним словом позы и жесты?


?- Какие эмоции заметила мама по выражению лиц Анюты и Илюши?



?-А какие еще эмоции можно увидеть по выражению лица, позе и жестам?



-Попробуйте в парах исполните мимику и пантомимику, покажите какое-то эмоциональное состояние. Кто хочет показать у доски? У кого получилось?


3) Определение функций общения через наблюдение за эмоциональным состоянием двух девочек и практическую работу.

Доска: / появляется выражение лиц двух девочек/

( приложение 1)

а) A попробуйте определить:

?-Почему плачут девочки?


?-А что поможет нам узнать, отчего она плачет?

/ подставить туловище/

?- Так отчего плачет девочка в 1-ом случае?

б) Практическое задание.

- Попробуйте, в том и другом случае успокоить девочку.

?- Какие вы будете использовать инструменты общения?

  • Эту работу выполните в парах, распределив роли и проинсценировав.

  • Кто хочет показать? У кого получилось?



?- Как можно назвать человека, способного успокоить, утешить?


Вывод:/ дополнение учителя/ общение поможет нам обрести друга.


?- Так значит для чего нам нужно общение в данном случае?

К чему может привести общение в данном случае?

- Помогая другим, мы можем лучше понять характер своей личности.

?- Как? Приведите примеры.

?- Итак, что помимо речи человек использует при общении?


Ф-М. тихо, не громко, дальше пауза, чтобы отойти.



4) Обобщение знаний о жестах через практическую работу.

?- А какие жесты в общении вы используете в жизни?

Покажите.

А остальные попробуйте объяснить этот жест.

?- А что обозначает жест, который использовала я?/ кивание головой вверх-вниз/.

5) Расширение знаний о жестах/ через отрывок статьи учебника/.

?- А так ли это? Хотите узнать?

Откройте учебник на стр. 37 и прочитайте 1и 2 абзацы:

?- Что вы можете сказать по моему жесту?

?- А что нового вы еще узнали о жестах?

6) Систематизация знаний о средствах общения /использование моделей/.

- Общаясь, мы учимся понимать и быть понятым собеседником. Но общаться можно, не только непосредственно глядя в глаза собеседнику, но и используя средства общения.

?- А какие?


О средствах общения мы с вами говорили в начале урока. Обратите внимание на ваши ответы, / учитель обращает внимание детей на версии, записанные на доске/.

Доска: / модели / (приложение 1)

- Попробуйте объяснить данные модели.

?- Читая книги, мы познаем себя?

/Читая книги, знакомясь с героями, мы зачастую ставим себя на место героя, рассуждая, а как бы я поступил в данной ситуации, значит, какой я?

Читая множество рассказов какого-то одного автора, мы узнаем черты характера автора. Какой он? Вспомните В.Драгунского/

?- Так зачем нужно общение в данной ситуации?







III.

1) Открытие нового понятия / выход на определение слова « общение»/

?- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос урока « Что такое общение?» мы можем дать?

/ учитель указывает на проблему, записанную на доске/

Этот вопрос обсудите в группах (на листочках).


?- А где мы можем проверить ваши версии?

-1) спросить у взрослого

-2) посмотреть в словаре

-3) в Интернете

-4) в учебнике / стр. 34, сверху /

/ Вопрос после чтения вывода учебника, какая группа была ближе?/

?- Что мы узнаем при общении о личности другого человека и о себе?


- Используя мимику и пантомимику, покажите, насколько вы поняли значение слова общение.

2) Закрепление понятия « общение» через наблюдение по картинкам из рабочей тетради по обществоведению, стр. 13 и 35.

- Хорошо, давайте проверим, так ли вы поняли значение слова « общение».

?- Какие ситуации можно назвать общением?

- Перед вами ситуации из жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове.

?- Какие из них можно назвать общением и почему?

Ответ дайте, используя пальцы руки 1,2 и 3/ без слов/.

Исходя из определения, что такое общение, ответьте на вторую учебную задачу.


IV. Итог урока / вывод по проблеме / фронт. раб.


1)Итак, мы с вами узнали, что такое общение.

?- Какую еще учебную задачу мы поставили в начале урока?

Эта задача совпадает с темой нашего урока.

?- Какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать?


Доска:

Понимать личность другого

Получение информации

Понять себя

Для дружбы






Другие версии детей записать на доске!!!

2) Расширение нового знания общения, знакомства с понятием опыт общения.

-Общаясь, мы накапливаем опыт общения.

Д

опыт общения

оска:





?- А как вы понимаете выражение опыт общения?

- Давайте сверим свои предположения, уточним./учебник стр. 34 – синий шрифт/

?- Что такое опыт общения?

Оценивание.

-А теперь используя опыт общения на уроке, попробуйте оценить понимание темы. Для этого, прикрепите фишку к тому колобку, эмоции и жесты которого совпадают с вашими.

-Попробуйте объяснить ваше решение.



V. Д/З /дифференцированное/.

1) Обязательно:- стр.34-37 – прочитать текст, ответить на вопросы 1, 2

- рабочая тетрадь стр. 12, № 32

2) По желанию: - учебник стр. 37 в 3, 4, 5

-рабочая тетрадь № 34





  1. Что такое общение?

  2. Зачем нужно общение?



Общение






На уроках риторики


Речь, жесты, поза, мимика, книги , телевизор, интернет, письмо, телефон







Инсценирование диалога



















по словам, мимике, позам, жестам


-пантомимика




-вначале радость, затем испуг, страх, растерянность.

-счастье, горе, печаль, восторг, удовлетворение, отчаяние.














-версии детей


понаблюдать за ее поведением, увидеть ее целиком, спросить





речь, позу, жесты, мимику




просмотр инсценирования


добрый, внимательный, отзывчивый




чтобы понять другого, посочувствовать, обрести друга



I в.- мимика, пантомимика

II в.- мимика, позы, жесты

?- Как, одним словом назвать

позы и жесты?









знак согласия






ответы детей








Книги, телевизор и т.д.


















Для получения информации, обогащения знаний человека, для того, чтобы познать себя.









Работа в группах


- у взрослого

- в словаре

- в учебнике

- в Интернете




черты характера, настроение, эмоции

/дети встают и показывают/









/ приложение 3/








Зачем нам общение



Зачем нам общение

























Версии детей






/колобки – приложение 4/



несколько человек














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!