I.Планирование деятельности 1.Выход через тему урока на учебные задачи. / тема урока записана на доске/. Доска: Зачем нам общение? - Прочитайте тему урока на доске. ? - Исходя из темы нашего урока определите: Какие учебные задачи мы должны решить на уроке? / учебные задачи учитель записывает на доске / 2) Определение ключевого слова «общение» для реализации учебных задач. ? - Какое ключевое понятие поможет нам в решении этих учебных задач. Доска: Общение II. Актуализация знаний. 1)Обобщение знаний из уроков риторики и обществознания об инструментах общения. ?- А где мы встречались с этим понятием, на каких уроках? ?- Вспомните с уроков риторики, что является инструментом общения? Зачем нам общение? зллд Доска: Общение Версии детей: Речь, жесты, поза, мимика, книги, телевизор, интернет, письмо, телефон. / диалог Анюты и Илюши - стр. 33 учебника – инсценирование / ?- Посмотрите пожалуйста и назовите: Какими инструментами общения пользовались персонажи в инсценировании ? Доска: ( таблички: речь, жесты, позы, мимика, пантомимика из версий прикрепить под словом « общение») ?- Почему мама при общении догадалась, что ребята хотят ее обмануть? -Покажите! ?- А кто знает, как называются одним словом позы и жесты? ?- Какие эмоции заметила мама по выражению лиц Анюты и Илюши? ?-А какие еще эмоции можно увидеть по выражению лица, позе и жестам? -Попробуйте в парах исполните мимику и пантомимику, покажите какое-то эмоциональное состояние. Кто хочет показать у доски? У кого получилось? 3) Определение функций общения через наблюдение за эмоциональным состоянием двух девочек и практическую работу. Доска: / появляется выражение лиц двух девочек/ ( приложение 1) а) A попробуйте определить: ?-Почему плачут девочки? ?-А что поможет нам узнать, отчего она плачет? / подставить туловище/ ?- Так отчего плачет девочка в 1-ом случае? б) Практическое задание. - Попробуйте, в том и другом случае успокоить девочку. ?- Какие вы будете использовать инструменты общения? Эту работу выполните в парах, распределив роли и проинсценировав. Кто хочет показать? У кого получилось? ?- Как можно назвать человека, способного успокоить, утешить? Вывод:/ дополнение учителя/ общение поможет нам обрести друга. ?- Так значит для чего нам нужно общение в данном случае? К чему может привести общение в данном случае? - Помогая другим, мы можем лучше понять характер своей личности. ?- Как? Приведите примеры. ?- Итак, что помимо речи человек использует при общении? Ф-М. тихо, не громко, дальше пауза, чтобы отойти. 4) Обобщение знаний о жестах через практическую работу. ?- А какие жесты в общении вы используете в жизни? Покажите. А остальные попробуйте объяснить этот жест. ?- А что обозначает жест, который использовала я?/ кивание головой вверх-вниз/. 5) Расширение знаний о жестах/ через отрывок статьи учебника/. ?- А так ли это? Хотите узнать? Откройте учебник на стр. 37 и прочитайте 1и 2 абзацы: ?- Что вы можете сказать по моему жесту? ?- А что нового вы еще узнали о жестах? 6) Систематизация знаний о средствах общения /использование моделей/. - Общаясь, мы учимся понимать и быть понятым собеседником. Но общаться можно, не только непосредственно глядя в глаза собеседнику, но и используя средства общения. ?- А какие? О средствах общения мы с вами говорили в начале урока. Обратите внимание на ваши ответы, / учитель обращает внимание детей на версии, записанные на доске/. Доска: / модели / (приложение 1) - Попробуйте объяснить данные модели. ?- Читая книги, мы познаем себя? /Читая книги, знакомясь с героями, мы зачастую ставим себя на место героя, рассуждая, а как бы я поступил в данной ситуации, значит, какой я? Читая множество рассказов какого-то одного автора, мы узнаем черты характера автора. Какой он? Вспомните В.Драгунского/ ?- Так зачем нужно общение в данной ситуации? III. 1) Открытие нового понятия / выход на определение слова « общение»/ ?- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос урока « Что такое общение?» мы можем дать? / учитель указывает на проблему, записанную на доске/ Этот вопрос обсудите в группах (на листочках). ?- А где мы можем проверить ваши версии? -1) спросить у взрослого -2) посмотреть в словаре -3) в Интернете -4) в учебнике / стр. 34, сверху / / Вопрос после чтения вывода учебника, какая группа была ближе?/ ?- Что мы узнаем при общении о личности другого человека и о себе? - Используя мимику и пантомимику, покажите, насколько вы поняли значение слова общение. 2) Закрепление понятия « общение» через наблюдение по картинкам из рабочей тетради по обществоведению, стр. 13 и 35. - Хорошо, давайте проверим, так ли вы поняли значение слова « общение». ?- Какие ситуации можно назвать общением? - Перед вами ситуации из жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове. ?- Какие из них можно назвать общением и почему? Ответ дайте, используя пальцы руки 1,2 и 3/ без слов/. Исходя из определения, что такое общение, ответьте на вторую учебную задачу. IV. Итог урока / вывод по проблеме / фронт. раб. 1)Итак, мы с вами узнали, что такое общение. ?- Какую еще учебную задачу мы поставили в начале урока? Эта задача совпадает с темой нашего урока. ?- Какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать? Доска: Понимать личность другого Получение информации Понять себя Для дружбы Другие версии детей записать на доске!!! 2) Расширение нового знания общения, знакомства с понятием опыт общения. -Общаясь, мы накапливаем опыт общения. Д опыт общения оска: ?- А как вы понимаете выражение опыт общения? - Давайте сверим свои предположения, уточним./учебник стр. 34 – синий шрифт/ ?- Что такое опыт общения? Оценивание. -А теперь используя опыт общения на уроке, попробуйте оценить понимание темы. Для этого, прикрепите фишку к тому колобку, эмоции и жесты которого совпадают с вашими. -Попробуйте объяснить ваше решение. V. Д/З /дифференцированное/. 1) Обязательно:- стр.34-37 – прочитать текст, ответить на вопросы 1, 2 - рабочая тетрадь стр. 12, № 32 2) По желанию: - учебник стр. 37 в 3, 4, 5 -рабочая тетрадь № 34 |