СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Послание "Няне" - отражение мира души и чувств А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока сопровождается презентацией необходимыми раздаточными материалами.

Просмотр содержимого документа
«Карточка №1»

Карточка №1.

Отметь знаками + и знакомую (+) и незнакомую(-) информацию.

Знаешь ли ты:

В начале урока

В конце урока

Судьба Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой



Роль няни Арины Родионовны в судьбе Александра Сергеевича Пушкина



Отношение Александра Сергеевича Пушкина к няне Арине Родионовне



Особенности лирического стихотворения «послание»



Карточка №1.

Отметь знаками + и знакомую (+) и незнакомую(-) информацию.

Знаешь ли ты:

В начале урока

В конце урока

Судьба Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой



Роль няни Арины Родионовны в судьбе Александра Сергеевича Пушкина



Отношение Александра Сергеевича Пушкина к няне Арине Родионовне



Особенности лирического стихотворения «послание»



Карточка №1.

Отметь знаками + и знакомую (+) и незнакомую(-) информацию.

Знаешь ли ты:

В начале урока

В конце урока

Судьба Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой



Роль няни Арины Родионовны в судьбе Александра Сергеевича Пушкина



Отношение Александра Сергеевича Пушкина к няне Арине Родионовне



Особенности лирического стихотворения «послание»



Карточка №1.

Отметь знаками + и знакомую (+) и незнакомую(-) информацию.

Знаешь ли ты:

В начале урока

В конце урока

Судьба Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой



Роль няни Арины Родионовны в судьбе Александра Сергеевича Пушкина



Отношение Александра Сергеевича Пушкина к няне Арине Родионовне



Особенности лирического стихотворения «послание»





Просмотр содержимого документа
«Карточка №3»

Карточка №3.



Чувства, которые может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:



- привязанность,

- любовь,

- жалость,

- сострадание,

- нежность,

- уважение,

- восхищение,

- забота,

- тоска,

- страдание от разлуки,

- чувство вины за долгое отсутствие,

- признательность за время, проведённое вместе,

- благодарность,

- настроение одиночества и тревоги,

- затерянность, заброшенность,

- тихая радость,

-светлая печаль,

- радость, восторг…

Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.

Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.





Карточка №3.



Чувства, которые может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:



- привязанность,

- любовь,

- жалость,

- сострадание,

- нежность,

- уважение,

- восхищение,

- забота,

- тоска,

- страдание от разлуки,

- чувство вины за долгое отсутствие,

- признательность за время, проведённое вместе,

- благодарность,

- настроение одиночества и тревоги,

- затерянность, заброшенность,

- тихая радость,

-светлая печаль,

- радость, восторг…

Выбери те слова, которые могут охарактеризовать чувства героя к няне.

Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тема: Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина».

Автор Мещерская Г.Г., МОУ Ильинская СОШ

Предмет, класс Литература, 5 класс

УМК Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.А.

Тема: Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина».

Тип урока: знакомство с новым материалом, первичное восприятие и осмысление лирического произведения

Форма урока: комбинированный, традиционный, с элементами использования ИКТ

Цель урока: совершенствовать навыки работы с лирическим произведением, развивать логическое и образное мышление, устную и письменную речь;

воспитывать нравственные качества характера, внимательность к значению слова в контексте произведений;

повторить основные литературоведческие понятия: тема, лирический герой, эпитет.

Задачи урока: - дать представление о новым для обучающихся жанре –послание – и его особенностях;

- учить понимать своеобразие личности лирического героя стихотворения;

- учить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроение;

- развивать умение строить устные высказывания и выражать своё отношение к прочитанному;

- воспитывать доброе отношение к окружающим и к себе

- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.

Основные термины и понятия темы:

Послание, эпитет, автор, герой лирического произведения, лирический герой

Планируемые результаты:

-личностные

1. развитие позитивной учебной мотивации,

2. формирование адекватной нравственной оценки,

3. уважение чужого мнения и права на ошибку,

4.формирование корректного поведения по отношению к одноклассникам,

5. формирование умения адекватно определять свою активность и своё участие в коллективном процессе (уроке)

-предметные

Формировать навыки литературного анализа художественного текста;

дать представление о новым для обучающихся жанре –послание – и его особенностях;

-метапредметные

Научиться выразительному, внимательному и вдумчивому чтению художественного произведения

Развивать творческое воображение и логическое мышление

Познавательные УУД:

Чтение, анализ художественного текста

Выполнение алгоритма действий :

1.Чтение стихотворения учителем

2.Чтение стихотворения детьми про себя

3.Проверка понимания текста стихотворения.

Постановка и решение проблемы –Каким предстаёт лирический герой в послании «Няне»?

Регулятивные УУД :

Целеполагание, формулирование темы урока

Контроль (само), оценка

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом худ. текста

2. Оцениваем учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозируем предстоящую работу (формулируем задачи).

4. Осуществляем познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

2. Развивать умение слушать и понимать других

Межпредметные связи История, русский язык, изобразительное искусство

Формы работы Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование и программное обеспечение,сетевые сервисы

Ноутбук учителя, медиапроектор

































План урока.

Этапы урока

Используемые ресурсы

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала.



…с удивительным родом литературы – лирикой. Чем же удивительны лирические произведения?

- Вашим домашним заданием было – написать письмо бабушке, выразив свои чувства по отношению к ней (т.е. создать лирическое произведение – письмо в прозе).

Прочитайте работы – послушайте и постарайтесь понять, какие чувства вложил товарищ в свою работу.

- А в стихах?

Ответ-формулировка (д/з) (чувства, застывшие в прозе и стихах)





Читают письма-работы, оценивают работу товарища.

1мин.

2.

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 1

Познавательные УУД:

учу осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи; анализировать

А вы знаете, что есть такой лирический жанр стихотворения – послание (т.е. – письмо в стихах)?

Сегодня мы познакомимся с лирическим стих.-посланием знаменитого русского поэта, посвящённым вот этой женщине.

Кто эта женщина? О каком великом поэте идёт речь, который познакомит нас с жанром послания?

 

 


Отвечают на вопросы.


3.

Формулирование темы, цели, задач урока.

Слайд 2


















Слайд 3-4

Регулятивные УУД:

учу определять тему урока.

Регулятивные УУД:

учу определять цели и задачиурока.

Личностные УУД: создаю условия для появления интереса к новому содержанию.









Познавательные УУД:

сопоставлять информацию, данную в задаче, с имеющимся собственным опытом; работать с таблицей

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте, пожалуйста (лирика – это всегда эмоции, чувства. Дополните формулировку темы).

О пушкинской няне А.Р., о взаимоотношениях с поэтом вы достаточно знаете, слышали. Что же нового мы можем узнать и понять на н. уроке?

Поработаем с карточкой №1, отметим знаками + - известную информацию, знаком – то, что пока неизвестно (заполняем 1 графу – СМ. Приложение №1).


- Итак, какова же цель и задачи нашего урока? Сформулируйте главные вопросы-задачи, которые мы должны решить сегодня.

Формулируют тему урока: Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина».



Работают с карточкой№1, самостоятельно оценивают первичные знания.


Формулируют цель и задачи урока.


5

4.

Ознакомление с новым материалом

Слайд 5









Слайд 6


Слайд7



Слайд 8






















Слайд 9




Познавательные УУД: учу извлекать информацию, представленную в текстовой, изобразительной форме и понимать ее.

Личностные УУД: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному учителем; формирования восприятия текста, как произведения искусства


Если вам когда-нибудь случится побывать в старинном русском городе Пскове, остановитесь у памятника скульптора О. Комова, архитекторов М. Константинова и П. Бутенко. Маленькая старушка-крестьянка, устало сложившая руки на коленях и молодой дворянин-поэт, задумчиво стоящий рядом.

Арина Родионовна Яковлева - Матвеева- крепостная, всю жизнь прожила в семье Пушкиных, воспитала всех детей; особенно любила старшего - Сашу. И даже получив вольную (свободу от крепостного состояния!) не пожелала оставить своих господ. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.

 – Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.

–Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни.

– Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.

 –Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними?

Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину — то Родионовну? Как же еще любил — то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, — он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».

В 1926 году Пушкину было разрешено вернуться из ссылки в Санкт-Петербург. Как скучала няня о своём воспитаннике! Послушайте письмо нянюшки к А.С., написанное под диктовку (неграмотна была):

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. …я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я …молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

И вот, по возвращении из ссылки, в 1826 году, в Петербурге, может быть, вспоминая те суровые и одинокие дни в Михайловском, а главное, Арину Родионовну, А .С.Пушкин Пушкин пишет стихотворение – послание «Няне», в котором навеки запечатлел свою мамушку ..

Чтение послания «Няне»

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.


























Индивидуальное задание: выразительное чтение письма Арины Родионовны.









Слушают послание «Няне»

3


1




5

5.

Первичное осмысление и применение изученного




1). Лексическая работа: работа со словарём Ожегова над непонятными словами.









2).Анализ стихотворения










Слайды 10-11









Слайд №12









Познавательные УУД: учу называть существенные признаки объектов и явлений. (работа со словарными статьями).


Познавательные УУД: учу извлекать информацию, представленную в текстовой форме ипонимать ее;


Личностные УУД:

учу ориентироваться в системе моральных ценностей.

Познавательные УУД:

учу вычитывать подтекстовую информацию; искать информацию в источниках.

Предметные результаты:

знает о роли в его жизни Арины Родионовны Яковлевой, поэтические средства художественной выразительности, понятие о лирическом послании.


Понравилось стихотворение?

Какое настроение создаёт стихотворное послание?

Послушайте муз. произведение П.И.Чайковского и подумайте, созвучно ли по настроению оно с пушкинским посланием.

(Лирика – музыка в словах, запечатлённое чувство)

Физкультминутка (проводит ученик)

Стихотворение-послание чудесное, но, может быть, есть непонятные для современного читателя слова: написано 178 лет назад.

Объясните лексическое значение слов (карточка №2), при необходимости обращайтесь к толковому словарю или консультанту (Горшкова Алёна).

Суровые (дни), дряхлая, светлица, горюешь, будто на часах, вороты, теснят(грудь), всечасно.

Устное словесное рисование.

Ближе, понятнее стало стихотворение?

-Перечитайте стихотворение про себя, попытайтесь представить и описать ту картину, какую, наверное, представлял и сам поэт, вспоминающий свою няню.

— Какие сравнения, эпитеты, повторы передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?

Стилистический эксперимент

Изменится ли (как изменится) смысл стихотворения, если заменить эпитеты?

Работа с карточкой №3.

Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. Каким предстаёт лирический герой стих-я (автора- героя мы не видим, но чувства его переполняют стихотворение :каким вы его представляете)?

- Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь передать чувства, вложенные поэтом в стихотворение.

- И последнее: может быть, вы сами объясните, что же это такое – лирическое стихотворение – послание? (с.32-33 учебника Москвина – Пуряевой)? И почему оно называется послание? (Чем оно похоже на письмо?)


Отвечают на вопросы


Слушают «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского, размышляют над вопросом, формулируют ответ




Работа в парах с толковым словарём; индивидуальная работа - консультант




Перечитывают стихотворение, описывают представленную картину.



Анализ эпитетов, аргументация своего мнения.




Работа с карточкой №3, с текстом стихотворения, развёрнутый ответ на вопрос



Выразительно читают стихотворение.


Отвечают на вопрос, работают с текстом учебника.

7




1


3



6

Подведение итогов урока

Слайд №4

Регулятивные УУД:

учу сравнивать полученный результат с заявленными целями, оценивать степень их достижения.

Личностные УУД: учу ориентироваться в системе моральных ценностей.

Работаем с карточкой №1. Что же мы узнали на уроке? Заполним графу 2, подготовимся к ответу на вопрос.


Заполним графу 2, подготовимся к ответу на вопрос.

3

7

Оценивание, Сообщение домашнего задания,




  1. Выучить стихотворение наизусть

Или

2.Написать стихотворение-послание

Или

3.Выучить стихотворение наизусть и написать стихотворение-послание.


4

8.

Рефлексия.

Слайд №13

Личностные УУД:

учу объективно оценивать свои учебные достижения, чувства и внутреннее состояние (личностной рефлексии).

Задание: запишите букву, если это утверждение сейчас к вам относится. Р - работал с удовольствием. У - у меня многое получилось. К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ. О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

- Из этих букв сложите слово. Что получилось?


Соотносят утверждения со своими ощущениями, чувствами и мыслями. Выписывают в тетрадь буквы, составляют слово (УРОК!!!).




4


Просмотр содержимого документа
«Письмо няни»

Письмо нянюшки Арины Родионовны к Александру Сергеевичу Пушкину, написанное под диктовку.

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует.

Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. …я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться...

Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я …молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».



Просмотр содержимого презентации
«Послание»

Арина Родионовна     Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.  И.С.Аксаков

Арина Родионовна

  • Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.

И.С.Аксаков

Тема урока: «ПОСЛАНИЕ «НЯНЕ» – ОТРАЖЕНИЕ МИРА ДУШИ И ЧУВСТВ А.С.ПУШКИНА»

Тема урока:

«ПОСЛАНИЕ «НЯНЕ» – ОТРАЖЕНИЕ МИРА ДУШИ И ЧУВСТВ А.С.ПУШКИНА»

Цель урока

Цель урока

  • Познакомиться с посланием «Няне» А.С.Пушкина и с историей написания стихотворения .
Задачи урока Выяснить

Задачи урока

Выяснить

  • Какой была Арина Родионовна? Почему А.С.Пушкин посвящал ей стихи?
  • Какие чувства выразил поэт в послании «Няне»? Каким он сам (лирический герой) предстаёт здесь?
  • Каковы особенности жанра лирического стихотворения «послание»?
А.С.Пушкин и няня

А.С.Пушкин и няня

  • Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и  П. Бутенко. 
Домик няни в Михайловском

Домик няни в Михайловском

В светлице у няни

В светлице у няни

А.С.Пушкин в Михайловском в домике Арины Родионовны … Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…  ( Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г.Михайловское) Д. Белюкин. 1985 г.

А.С.Пушкин в Михайловском в домике Арины Родионовны

  • … Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…

( Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г.Михайловское)

Д. Белюкин. 1985 г.

А.С.Пушкин. Няне

А.С.Пушкин. Няне

Работаем над лексикой послания «Няне» Суровые (дни) –  очень тяжёлые, трудные, тяжкие  («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр. 677) Дряхлая –  слабая, немощная от старости ( стр. 156 )  Светлица –  светлая парадная комната в доме ( стр. 610)

Работаем над лексикой послания «Няне»

  • Суровые (дни)

очень тяжёлые, трудные, тяжкие

(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр. 677)

  • Дряхлая

слабая, немощная от старости ( стр. 156 )

  • Светлица

светлая парадная комната в доме ( стр. 610)

Горюешь, будто на часах –  когда человек кого-то ждёт, кажется, что время долго тянется.  Вороты  –   устаревшая форма существительного «ворота». Теснят  (заботы грудь) –   недомогание, при котором трудно дышать .        ( стр. 691 ). Всечасно  (теснят грудь) –
  • Горюешь, будто на часах

когда человек кого-то ждёт, кажется, что время долго тянется.

  • Вороты

устаревшая форма существительного «ворота».

  • Теснят (заботы грудь)

недомогание, при котором трудно дышать .

( стр. 691 ).

  • Всечасно (теснят грудь) –

постоянно.

Стилистический эксперимент Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь… Глядишь в старинные вороты  А.С.Пушкин На дальний, затенённый путь…

Стилистический эксперимент

  • Глядишь в забытые вороты
  • На чёрный отдалённый путь…
  • Глядишь в старинные вороты

А.С.Пушкин

На дальний, затенённый путь…

Р  - работал с удовольствием.  У  - у меня многое получилось.  К  – кое-что казалось сложным, но я нашёл ответ. О  - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
  • Р - работал с удовольствием.
  • У - у меня многое получилось.
  • К – кое-что казалось сложным, но я нашёл ответ.
  • О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

Спасибо за урок!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы:  http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)  http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага  http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2

Интернет – ресурсы:

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg

грамота (для создания рамки)

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png

перо, чернильница, бумага

http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg

ручка - 1

http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg

ручка - 2

Просмотр содержимого презентации
«Послание»

Арина Родионовна     Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.  И.С.Аксаков

Арина Родионовна

  • Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.

И.С.Аксаков

Тема урока: «Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина»

Тема урока:

«Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина»

Цель урока

Цель урока

  • Познакомиться с посланием «Няне» А.С.Пушкина и с историей написания стихотворения .
Задачи урока Выяснить

Задачи урока

Выяснить

  • Какой была Арина Родионовна? Почему А.С.Пушкин посвящал ей стихи?
  • Какие чувства выразил поэт в послании «Няне»? Каким он сам (лирический герой) предстаёт здесь?
  • Каковы особенности жанра лирического стихотворения «послание»?
А.С.Пушкин и няня

А.С.Пушкин и няня

  • Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и  П. Бутенко. 
Домик няни в Михайловском

Домик няни в Михайловском

В светлице у няни

В светлице у няни

А.С.Пушкин в Михайловском в домике Арины Родионовны … Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…  ( Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г.Михайловское) Д. Белюкин. 1985 г.

А.С.Пушкин в Михайловском в домике Арины Родионовны

  • … Нахожусь в глухой деревне – скучно, да нечего делать… уединение моё соверешенно… целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно…

( Из письма А.С.Пушкина Д.М.Шварцу. Декабрь 1824 г.Михайловское)

Д. Белюкин. 1985 г.

А.С.Пушкин. Няне

А.С.Пушкин. Няне

Работаем над лексикой послания «Няне» Суровые (дни) –  очень тяжёлые, трудные, тяжкие  («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр. 677) Дряхлая –  слабая, немощная от старости ( стр. 156 )  Светлица –  светлая парадная комната в доме ( стр. 610)

Работаем над лексикой послания «Няне»

  • Суровые (дни)

очень тяжёлые, трудные, тяжкие

(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова, стр. 677)

  • Дряхлая

слабая, немощная от старости ( стр. 156 )

  • Светлица

светлая парадная комната в доме ( стр. 610)

Горюешь, будто на часах –  когда человек кого-то ждёт, кажется, что время долго тянется.  Вороты  –   устаревшая форма существительного «ворота». Теснят  (заботы грудь) –   недомогание, при котором трудно дышать .        ( стр. 691 ). Всечасно  (теснят грудь) –
  • Горюешь, будто на часах

когда человек кого-то ждёт, кажется, что время долго тянется.

  • Вороты

устаревшая форма существительного «ворота».

  • Теснят (заботы грудь)

недомогание, при котором трудно дышать .

( стр. 691 ).

  • Всечасно (теснят грудь) –

постоянно.

Стилистический эксперимент Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь… Глядишь в старинные вороты  А.С.Пушкин На дальний, затенённый путь…

Стилистический эксперимент

  • Глядишь в забытые вороты
  • На чёрный отдалённый путь…
  • Глядишь в старинные вороты

А.С.Пушкин

На дальний, затенённый путь…

Р  - работал с удовольствием.  У  - у меня многое получилось.  К  – кое-что казалось сложным, но я нашёл ответ. О  - одноклассники доставили удовольствие своей работой.
  • Р - работал с удовольствием.
  • У - у меня многое получилось.
  • К – кое-что казалось сложным, но я нашёл ответ.
  • О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

Спасибо за урок!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Интернет – ресурсы:  http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)  http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага  http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2

Интернет – ресурсы:

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg

грамота (для создания рамки)

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png

перо, чернильница, бумага

http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg

ручка - 1

http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg

ручка - 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!