3. | Формулирование темы, цели, задач урока. | Слайд 2 Слайд 3-4 | Регулятивные УУД: учу определять тему урока. Регулятивные УУД: учу определять цели и задачиурока. Личностные УУД: создаю условия для появления интереса к новому содержанию.
Познавательные УУД: сопоставлять информацию, данную в задаче, с имеющимся собственным опытом; работать с таблицей | - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте, пожалуйста (лирика – это всегда эмоции, чувства. Дополните формулировку темы). О пушкинской няне А.Р., о взаимоотношениях с поэтом вы достаточно знаете, слышали. Что же нового мы можем узнать и понять на н. уроке? Поработаем с карточкой №1, отметим знаками + - известную информацию, знаком – то, что пока неизвестно (заполняем 1 графу – СМ. Приложение №1). - Итак, какова же цель и задачи нашего урока? Сформулируйте главные вопросы-задачи, которые мы должны решить сегодня. | Формулируют тему урока: Послание «Няне» – отражение мира души и чувств А.С.Пушкина». Работают с карточкой№1, самостоятельно оценивают первичные знания. Формулируют цель и задачи урока. | 5 |
4. | Ознакомление с новым материалом | Слайд 5 Слайд 6 Слайд7 Слайд 8 Слайд 9 | Познавательные УУД: учу извлекать информацию, представленную в текстовой, изобразительной форме и понимать ее. Личностные УУД: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному учителем; формирования восприятия текста, как произведения искусства | Если вам когда-нибудь случится побывать в старинном русском городе Пскове, остановитесь у памятника скульптора О. Комова, архитекторов М. Константинова и П. Бутенко. Маленькая старушка-крестьянка, устало сложившая руки на коленях и молодой дворянин-поэт, задумчиво стоящий рядом. Арина Родионовна Яковлева - Матвеева- крепостная, всю жизнь прожила в семье Пушкиных, воспитала всех детей; особенно любила старшего - Сашу. И даже получив вольную (свободу от крепостного состояния!) не пожелала оставить своих господ. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной. – Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. –Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни. – Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. –Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Вот как в 1859 году ответил михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: «Арину — то Родионовну? Как же еще любил — то, она у него тут вот и жила. И он все с ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «Здорова ли, мама, — он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь?» «Разумеется ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила». В 1926 году Пушкину было разрешено вернуться из ссылки в Санкт-Петербург. Как скучала няня о своём воспитаннике! Послушайте письмо нянюшки к А.С., написанное под диктовку (неграмотна была): «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. …я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я …молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна». И вот, по возвращении из ссылки, в 1826 году, в Петербурге, может быть, вспоминая те суровые и одинокие дни в Михайловском, а главное, Арину Родионовну, А .С.Пушкин Пушкин пишет стихотворение – послание «Няне», в котором навеки запечатлел свою мамушку .. Чтение послания «Няне» | Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. Индивидуальное задание: выразительное чтение письма Арины Родионовны. Слушают послание «Няне» | 3 1 5 |
5. | Первичное осмысление и применение изученного 1). Лексическая работа: работа со словарём Ожегова над непонятными словами.
2).Анализ стихотворения |
Слайды 10-11 Слайд №12 |
Познавательные УУД: учу называть существенные признаки объектов и явлений. (работа со словарными статьями). Познавательные УУД: учу извлекать информацию, представленную в текстовой форме ипонимать ее; Личностные УУД: учу ориентироваться в системе моральных ценностей. Познавательные УУД: учу вычитывать подтекстовую информацию; искать информацию в источниках. Предметные результаты: знает о роли в его жизни Арины Родионовны Яковлевой, поэтические средства художественной выразительности, понятие о лирическом послании. | Понравилось стихотворение? Какое настроение создаёт стихотворное послание? Послушайте муз. произведение П.И.Чайковского и подумайте, созвучно ли по настроению оно с пушкинским посланием. (Лирика – музыка в словах, запечатлённое чувство) Физкультминутка (проводит ученик) Стихотворение-послание чудесное, но, может быть, есть непонятные для современного читателя слова: написано 178 лет назад. Объясните лексическое значение слов (карточка №2), при необходимости обращайтесь к толковому словарю или консультанту (Горшкова Алёна). Суровые (дни), дряхлая, светлица, горюешь, будто на часах, вороты, теснят(грудь), всечасно. Устное словесное рисование. Ближе, понятнее стало стихотворение? -Перечитайте стихотворение про себя, попытайтесь представить и описать ту картину, какую, наверное, представлял и сам поэт, вспоминающий свою няню. — Какие сравнения, эпитеты, повторы передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? Стилистический эксперимент Изменится ли (как изменится) смысл стихотворения, если заменить эпитеты? Работа с карточкой №3. Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. Каким предстаёт лирический герой стих-я (автора- героя мы не видим, но чувства его переполняют стихотворение :каким вы его представляете)? - Прочитайте стихотворение выразительно, постарайтесь передать чувства, вложенные поэтом в стихотворение. - И последнее: может быть, вы сами объясните, что же это такое – лирическое стихотворение – послание? (с.32-33 учебника Москвина – Пуряевой)? И почему оно называется послание? (Чем оно похоже на письмо?) | Отвечают на вопросы Слушают «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского, размышляют над вопросом, формулируют ответ Работа в парах с толковым словарём; индивидуальная работа - консультант Перечитывают стихотворение, описывают представленную картину. Анализ эпитетов, аргументация своего мнения. Работа с карточкой №3, с текстом стихотворения, развёрнутый ответ на вопрос Выразительно читают стихотворение. Отвечают на вопрос, работают с текстом учебника. | 7 1 3 |