СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра по роману "История одного города"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»»

Урок № 55-56

Класс – 10

Тема: Литературная игра по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного (общеметодической направленности)

Время – 2 урока


Цель урока:

  • повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме

«Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»;

  • подготовка к сочинению.


Задачи:

  • проверить знание текста произведения;

  • научить анализировать эпизоды, выделять главное в них;

  • научить строить аналогии, обобщать и систематизировать изученный материал;

  • развивать умение работать в творческой группе;

  • развивать творческие способности учащихся.


Оборудование:

  • «Дерево вопросов»

  • Портреты градоначальников

  • «Книга указов»

  • Воздушный шарик


Предварительная работа:

  1. Разделить класс на 3 команды, выбрать капитанов.

  2. Дать задание командам:

  • Подготовить конкурс художников «Топография Глупова».

Проверяется не только знание произведения и умение рисовать, но и способность остроумно прокомментировать созданный план-рисунок города Глупова.

  • Подготовить «конкурс писателей»

Как известно, один из градоначальников, Двоекуров, создал сочинение «Жизнеописание замечательнейших обезьян». Участникам игры (один-два человека) предлагается представить свой вариант этого произведения.


Ход урока:


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Ученики рассаживаются группами: 3 команды = 3 группы.


2. Ознакомление с условиями игры:

Задания команды получают по очереди.

За правильный ответ – 1 балл.

Если ответа нет или ответ неверный, право отвечать переходит к следующей команде (без подготовки).

За «домашние заготовки» - до 10 баллов.

* Конкурс «Титул» - спец. условия

За конкурс «Театральный репортаж» - до 10 баллов.


3. Практическая часть:

1. Конкурс – разминка:

Вопрос: «Как наименовался народ, живший «далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря?».

Ответ: «Головотяпы»

*** балл получает та команда, которая ответит быстрее всех (и правильно)

2. Конкурс «Титул» (виконтуДюШарио посвящается)

Командам по очереди предлагается назвать имена племен, которые соседствовали с глуповцами (их девятнадцать, они названы в главе « О корени происхождения глуповцев»). Команды перекидывают друг другу воздушный шарик, называя при этом имя племени, которое соседствует с глуповцами. Та команда, у которой останется шарик, будет называться «Градоначальники».

Для 2 и 3 команд –

Вопрос: «Известно, что Угрюм-Бурчеев переименовал город Глупов. Но и сам автор, Салтыков-Щедрин, надеялся, что со временем город Глупов будет называться…

На какое переименование надеялся Салтыков-Щедрин? Как прежде назывался город Глупов?»

Ответ: «Город Умнов» (см. «Сатиры в прозе», очерк «Ниши глуповские дела»).

* Полный ответ. «Вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск».

Правильно ответившая команда будет именоваться – «Глуповцы», оставшаяся – «Головотяпы»

3. «Дерево вопросов», на ветвях которого – листочки с заданиями:

Задание №1: «Дайте литературный и историко-культурный комментарий следующих фрагментов «Истории одного города»:

«Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, сизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела…»

«Грустилов, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Оставил после себя несколько сочинений идиллического характера и умер от меланхолии в 1825 году».

Задание №2: «Исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях о поэтике Салтыкова-Щедрина:

а) В романе-эпопее «История одного города» Салтыков-Щедрин изображает реальных деятелей русской истории, выводя их под вымышленными именами: Александра I – под именем Беневоленского, Сперанского – под именем Микаладзе, Николая I – под именем Угрюм-Бурчеева.

б) Автор «Истории одного города» скрывается под маской архивариуса-летописца, который носит имя одного из героев пьесы Гоголя «Женитьба» – Тряпичкина».

в) Художественный мир «Истории одного города» создается с использованием сатиры, юмора, реалистической типизации, мистики.

4. Конкурс художников

5. Конкурс писателей

«Портретная галерея»:

На доске – портреты в рамах, полотно закрыто листом бумаги, на внутренней стороне которого – вопрос:

- Перед вами – портреты нескольких выдающихся градоначальников Глупова. Назовите их имена; какие государственные преобразования связаны с деятельностью этих градоначальников?

а) Голова у этого … градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Некоторым прозорливым гражданам показалось странным, что большое родимое пятно, бывшее несколько дней тому назад на правой щеке градоначальника, теперь очутилось на левой.

б) Ходил всегда в расстёгнутом сюртуке, из-под которого заманчиво виднелась снежной белизны пикейная жилетка и отложные воротнички. Охотно подавал подчиненным левую руку, охотно улыбался и … даже любил, при докладах, употреблять выражения, вроде: «Итак, вы изволили сказать», или «Я имел уже честь доложить вам»…

в) Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку… волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие…челюсти развитые, … с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам. Вся фигура сухощавая, … с искусственно выпяченной вперед грудью и с длинными, мускулистыми руками.

*** Если ответ дан правильно, в рамку вставляется портрет градоначальника

6. Конкурс «Пантомима»

Участники из разных команд без слов изображают градоначальников так, как они представлены в «Описи градоначальникам» Противоборствующая сторона должна угадать изображаемый персонаж. Каждая команда может представить по три-пять персонажей

7. Конкурс капитанов

Градоначальники Глупова вошли в историю своими «историческими» афоризмами. Вспомните, кому из глуповских градоначальников принадлежали следующие «присказки» и в каких контекстах они произносились:

  • Не потерплю! Разорю!

  • Братики-сударики;

  • Я уже имел честь подтверждать тебе, курицыну сыну;

  • Руки у меня связаны, а то бы я показал вам, где раки зимуют.

8. Конкурс «Книга указов» (на столе лежит сборник указов, ознаменовавших правление того или иного глуповского градоначальника):

Назовите автора каждого указа; с какими событиями из истории Глупова связано появление каждого указа?

а) Указ о нестеснении градоначальников законами (проект);

б) Устав о добропорядочном пирогов печении;

в) О благовидной всех градоначальников наружности;

г) Устав о свойственном градоправителю добросердечии;

д) Устав о неуклонном сечении;

е) О вящем армии и флотов по всему лицу распространении, дабы через то возвращение (sic) древней Византии под сень Российской державы уповательным учинить (проект).

9. Театральный репортаж с празднования «Праздника неуклонности» и «Праздника предержащих властей»

Командам предлагается подготовить театрализованные празднования «Праздника неуклонности» и «Праздника предержащих властей».


4. Рефлексия

В конце игры устанавливается победитель, которому выписывается соответствующая грамота-поздравление о награждении призом «Золотой Василиск» (внешний вид этого приза может быть установлен тоже по конкурсу).


5. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «ОНО»: загадка появления и смысл этого образа».


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!