Урок № 2. Тема: «Древнейшие люди»
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение и помогла выжить
Задачи:
обучающая- продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины
развивающая- продолжить формирование умений работать с исторической картой ( умение правильно показывать на карте исторические объекты), историческими фактами, источниками, иллюстрациями; правильно использовать и объяснять исторические термины, формировать умение комментировать и анализировать прочитанное, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний
воспитательная- воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческой культуры, сформировавшейся в ходе развития истории человечества
Тип урока: комбинированный урок (проверка изученного материала, изучение нового материала, комментированное чтение
Форма урока: беседа с классом
Оборудование: учебник Вигасина А.А., презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»
Подготовка устного ответа по карточке № 1.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают
о жизни людей в далеком прошлом?»
Для этого вспомни:
Кого называют археологами?
Как работают археологи?
Как находят археологические памятники?
Что называют историческим источником? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося (слайд 4)
Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи - это ученые, которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов - это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.
Фронтальная беседа с классом по вопросам. (слайд 2)
Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1 (слайд 3)
III. Переход к новой теме
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
IV. Изучение новой темы (5 слайд)
План:
1. Облик далеких предков.
2. Первое орудие труда.
3. Охота и овладение огнем.
1. Рассказ учителя.
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. (слайд 6) Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
2. Работа по карте (с. 9 ). (слайд 7)
Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северовосточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
3. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите рисунки (с. 10-11 ) и опишите облик древнейших людей. (слайд 8)
4. Беседа по вопросам. (слайд 13)
Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)- дети записывают в тетрадь (слайд 14)
Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)
5. Работа с текстом учебника (с. 12). Основным занятием древнейших людей была охота.
Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди. (сл.19)
6. Работа с новыми терминами.
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству. (сл 20)
7. Рассказ учителя.
Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...
V. Закрепление изученного материала
Впишите недостающие слова.
Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться). .
Древнейшими орудиями труда были... (камень, палка- копалка).
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 1; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?