СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-игры "Умники и умницы". Тема "Александр Блок. Жизнь и творчество". Литература. 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке-интеллектуальной игре "Умники и умницы" учащиеся могут показать свои знания, которые добыли в процессе подготовки к уроку, во время самостоятельной работы с дополнительной литературой, так как для интеллектуальной игры нужны глубокие знания по конкретной теме, далеко выходящие за рамки школьного учебника.

Данный урок состоит из нескольких этапов:

1 этап – пролог; в котором проводится конкурс знатоков русского языка и конкурс красноречия;

2 этап – соревнование участников игры и работа теоретиков ( остальных учащихся);

3 этап – эпилог: обобщения, выводы; выставление оценок в протокол игры ( работа судей).

Просмотр содержимого документа
«Блок урок1 - копия»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Н.Р.Ирикова с.Зилаир» муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан










Интеллектуальная игра

для учащихся 11 – х классов

«Умники и умницы»


Тема «Александр Блок.

Жизнь и творчество»













Горшенина Алла Александровна

учитель русского языка и литературы








Введение

Литературное образование школьников – процесс живой и творческий, поэтому педагог постоянно вносит в него коррективы и находится в постоянном движении и поиске. Какому учителю не хочется, чтобы ученики, изучая творчество того или иного автора, обогащали свой духовный мир, развивали эстетический вкус, читательские навыки, овладевали основами самостоятельного литературоведческого исследования, - повышали свой интеллектуальный уровень.

Игра «Умники и умницы», как и одноимённое телевизионное интеллект-шоу совершенствуется год от года. Хотелось бы отметить универсальность этой нетрадиционной формы проведения урока. Можно: изучать учебный материал как одного предмета, так и нескольких предметов в комплексе (межпредметные связи: история – МХК – литература, музыка – ИЗО – литература, литература – география и т. д.); умело использовать на уроке региональный компонент; применять ТСО (видеофильмы, наглядные и раздаточные пособия), но самое главное – на таких уроках учащиеся могут показать свои знания, которые добыли в процессе подготовки к уроку, во время самостоятельной работы с дополнительной литературой, так как для интеллектуальной игры нужны глубокие знания по конкретной теме, далеко выходящие за рамки школьного учебника.

Данный урок состоит из нескольких этапов:

1 этап – пролог; в котором проводится конкурс знатоков русского языка и конкурс красноречия;

2 этап – соревнование участников игры и работа теоретиков ( остальных учащихся);

3 этап – эпилог: обобщения, выводы; выставление оценок в протокол игры ( работа судей).


Учитель объявляет тему, цели и задачи урока ( тема записывается на доске)


Тема «Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество».


Цели урока: познакомиться с атмосферой, в которой вырос Блок; познакомиться с фактами личной биографии. Выделить основные направления творчества поэта. Понять истоки творчества А.Блока.


1 этап

Пролог.

Конкурс русского языка (предложены слова и словосочетания, в которых надо проверить правильность написания н и нн, л и лл ):

интеллектуальный уровень ( надо л),

интеллигентный человек ( написано правильно),

молитвенник ( надо н),

подлинный талант ( написано правильно),

неугомонный враг ( написано правильно),

развенчаный миф ( надо н),

чеканный шаг ( написано правильно)


(На выполнение задания отводится 40 секунд)


Конкурс красноречия ( за 15 минут до начала игры школьникам было предложено задание: « Мы живём в преддверии знаменательного события в истории Республики Башкортостан и истории России в целом. Это 450-летие со дня добровольного вхождения Башкирии в состав России. Вопрос: какие воспитательные цели и задачи вы бы поставили перед собой при проведении школьных мероприятий, посвящённых этому важному историческому событию?»

( На каждый ответ отводится не более 40 секунд).

( В ответах уместно было бы сказать о мероприятиях, которые затрагивают духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, возрождение и сохранение традиций народов, любовь к родному краю, республике, стране; дружбу между народами, здоровые отношения…)




По результатам двух конкурсов определяются 1-е, 2-е, 3-е места; право первым выбирать дорожку предоставляется победителю, вторым – занявшему 2-е место, и дорожка «выбирает сама» того, кто занял 3-е место.



Красная дорожка: два вопроса, ученик не имеет права на ошибку.

Жёлтая дорожка: три вопроса, ученик может ошибиться один раз.

Зелёная дорожка: четыре вопроса и есть возможность ответить неправильно два раза.


Есть дополнительные вопросы для теоретиков (класса). Ребята могут ответить и на вопросы соревнующихся, если те не дадут правильного ответа.



Оборудование урока

  1. А.Блок и его эпоха. Портреты. Иллюстрации. Документы. Демонстрационные материалы. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  2. Фотоиллюстрации из книги Алянского С.М. Встречи с Александром Блоком. – М.: Детская литература, 1972.

  3. Фотографии. На поле Куликовом. Куликово поле. Храм преподобного Сергия Радонежского. Литература в школе. – 2006. - №6.

  4. Фрагмент фильма «Собачье сердце».


(Демонстрационные материалы размещаются на доске последовательно, по ходу урока)

Оформление доски

На доске в круговом порядке размещены таблички: «Семья и юные годы», «Литературное окружение», «Стихи о прекрасной Даме», «Театральное окружение», «На поле Куликовом».

Исторические события: «Революция», «Поэма «Двенадцать»», «Последние годы», «Литературная карта России»; в центре: «Поэзия А.Блока».

( От всех табличек проведены двухсторонние стрелки к центру «Поэзия А.Блока»)


Шестое декабря

Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество



Семья и юные годы Поэзия А.Блока Литературная карта России



Литературное окружение Стихи о прекрасной Даме Поэма «Двенадцать»



Театральное окружение На поле Куликовом Революция



Исторические события Последние годы







Участникам игры будет задано девять вопросов, причём выбор темы свободный (темы обозначены на табличках, размещённых на доске; по мере выбора темы на доске вывешивается демонстрационный материал).



За каждый правильный ответ участники получают 1 балл, теоретики – 1 орден, который приравнен к 1 баллу; судьи заносят баллы в протокол, затем по итогам выставляют оценки: 2 балла – «4», 3 балла – «5».










Тема «Семья и юные годы»


Вопросы


  1. Когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать «Автобиографию», он начнёт свой рассказ так: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».


Объясните, почему речь идёт именно о семье матери, а затем докажите причастность семьи к литературе и науке.



Ответ 1


8 января 1879 года – день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете ( в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, её усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остаётся в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода их брак был расторгнут.

Будущий поэт рос вдали от отца, родители развелись после его рождения.


О причастности семьи к литературе и науке

Дед Александра Блока Андрей Николаевич Бекетов – знаменитый учёный, ботаник.

Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова – дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Руссо, Гюго, Бальзака, Дарвина и многих других известнейших учёных и писателей. Некоторые из её переводов до сих пор остаются лучшими.

Мать Блока и тётки поэта тоже были писательницами и переводчицами (Стивенсон, Гофман и др.).

Перу тётки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение «Сирень». Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным рома



2. Какую роль в жизни поэта играла его мать Александра Андреевна?


Ответ 2


Мать играла исключительную роль. Именно она стала первым его наставником и ценителем; её мнение для Блока значило очень много. Когда Саша Блок начал выпускать свой домашний литературный журнал «Вестник», мать стала «цензором» издания.










  1. В Санкт-Петербурге, столице Российской империи прошла почти вся жизнь поэта, но современники Блока считали, что «Петербург – это гимназия, казённые квартиры и место жительства», а домом для Блока…



Вопрос: какое место стало домом для Блока и почему?


Ответ 3


Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в своё время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов. Здесь Блок жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени. Эти места – исконная «Московская Русь»: бесконечные дали, леса, реки. Образ России Блока родом отсюда. В детские годы здесь «покой и воля», позже – спасение от столичной жизни. Блок писал об имении: «Много места, жить удобно, тишина и благоухание».








































Тема «Литературное окружение»


Вопросы


  1. К какому литературному течению (литературной школе) серебряного века принадлежал А.Блок?

( Ответ 1 Символизм. А.Блок – поэт-символист)




  1. Каких поэтов вы можете записать в литературное окружение А.Блока?

( Ответ 2 Валерий Яковлевич Брюсов, Андрей Белый,

Сергей Соловьёв,

Зинаида Гиппиус,

Дмитрий Мережковский.)



  1. Что вы знаете о Владимире Сергеевиче Соловьёве? Его философии?


Ответ 3

Поэт, религиозный философ. «Младшие символисты» (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) обратились к его философии о высоких идеалах любви, добра, красоты. Он утверждал, что миром правит Мировая Душа, воплощённая в образе Вечной Женственности, носительницы добра и красоты.

































Тема «Стихи о Прекрасной Даме»


Вопросы



  1. Больной, умирающий Александр Блок сказал своей матери. Что мог бы сжечь все свои произведения кроме стихов о «Прекрасной Даме». Почему были так значимы эти стихи для поэта? Объясните.






Ответ 1


На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Блок воспитывался в женском окружении. Бабушка Блока писала: «Сашура становится главной радостью жизни, окружён заботой, любовью, добротой». Мать играла огромную роль в становлении Блока-поэта.

Рано и с обострённым интересом Блок воспринял учение Вл. Соловьёва о Мировой Душе, Вечной Женственности, и идея Вечной Женственности была положена у Блока на благодатную почву, воплощена в «Стихах о Прекрасной Даме». К тому времени он испытывал сильные чувства к Любови Дмитриевне Менделеевой, чувство к реальной земной девушке слилось с прославлением Вечной Женственности и ожиданием её скорого прихода.












  1. Согласно учению Вл.Соловьёва Мировая Душа, Вечная Женственность спасёт мир…

Вопрос: каким образом Вечная Женственность спасёт мир?





Ответ 2


… Гармонией красоты и добра, являясь духовным началом всего живого.










3. Блок любил идею Вечной Женственности, любил свой вымысел, но он также любил и вдохновительницу его – Любовь Дмитриевну Менделееву, 7 ноября 1902 года делает ей предложение, заранее решив….что?




Ответ 3


…Если Любовь Дмитриевна ответит отказом, он застрелится.








































Тема «Театральное окружение»


Вопросы


  1. Кем Блок мечтал стать в юности?








Ответ 1


Актёром Большого Императорского театра.



2. Какую роль в жизни Блока сыграл Всеволод Эмильевич Мейерхольд?





Ответ 2


Важную. Всеволод Эмильевич , режиссёр и исполнитель роли Пьеро в лирической драме «Балаганчик». Блок писал Мейерхольду: «…мне нужно, чтобы «Балаганчик» шёл у Вас; для меня в этом … выход из лирической уединённости».

А.А.Блок – В.Э.Мейерхольду

22 декабря 1906г.




3. «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение моё растёт с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу голову, на Ваше лицо, на Ваш стан, - невозможно».


Кому писал Блок эти строки?



Ответ 3


Блок обращается к актрисе Любови Александровне Дельмас, которая играла роль Кармен в одноимённой опере Ж.Бизе.


А.А.Блок – Л.А.Дельмас

14 февраля 1914г.






Тема «На поле Куликовом»



Вопросы


  1. В 1908 году Блок написал: «Этой теме сознательно и бесповоротно…»


Закончите фразу и ответьте, какой теме? Назовите стихи, посвящённые этой теме.

Ответ 1


«…посвящаю жизнь». Теме Родины, России.

Стихи: «Русь», «Россия», «На поле Куликовом»





  1. Основой цикла «На поле Куликовом» стала Битва между русским войском Дмитрия Донского и одынским – хана Мамая. Назовите памятники древнерусской литературы, рассказывающие об этом важном историческом событии.


Ответ 2


«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»








  1. Какую роль сыграл преподобный Сергий Радонежский в Куликовской битве?



Ответ 3


Прежде, чем выступить против татар, Дмитрий Иванович (Донской) поехал в Троицкую обитель просить благословления у Сергия Радонежского. Бой предстоял страшный.

Сергий отслужил в храме большую службу, окропил водой князя и дружину, дал князю двух монахов-силачей, бывших воинов – Пересвета и Ослябю.


Тема «Исторические события. Революция»



Вопросы


  1. Накануне октябрьских событий, перевернувших историю России, известный эсер Савинков пытается создать антибольшевистскую газету. Питерская литературная интеллигенция готова её поддержать. Зинаида Гиппиус зовёт видных писателей прийти на первое собрание.


Когда она с тем же обратилась к Блоку, что услышала в ответ?


Ответ 1


Сначала паузу. Затем: «Нет. Я, должно быть не приду… Я в такой газете не могу участвовать…»

На её следующий вопрос: « Уж вы. Пожалуй, не с большевиками ли?» Блок отвечает открыто и честно: «Да, если хотите, я скорее с большевиками».




  1. Как принял Блок февральскую революцию?



Ответ 2



Как начало новой эры, как предвестника лучших времён.




  1. Какое эмоциональное состояние охватывало Александра Блока в первые дни октября?


Ответ 3


Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с смеющимися глазами.















Тема «Поэма «Двенадцать»



Вопросы


  1. Прежде, чем задать этот вопрос, учитель предлагает вниманию старшеклассников фрагмент фильма «Собачье сердце».



Вопрос: какие образы, символы, знаковые фигуры поэмы «Двенадцать» угадываются в данном кинофрагменте?

Ответ 1


Образ ветра, мотив стихии (символ революции), знаковая фигура «старого мира» - пёс «голодный»; контраст чёрного и белого, символическое значение чёрного цвета, обрамляющего главу (начало и конец); отряд красногвардейцев, их настроение (песня-марш).







2. Назовите конкретные детали ( в поэме «Двенадцать они присутствуют), воссоздающие быт того времени.







Ответ 2

Керенки – бумажные деньги временного правительства; фонарик на оглобельках, которым щеголяли извозчики; мода на серые гетры…



  1. Многие литературоведы считают, что в поэме «Двенадцать» у Блока открывается двойное видение революции. И это – есть его главное противоречие.


О каком двойном видении (на ваш взгляд) идёт речь?



Ответ 3


О святости (с одной стороны), о грехе убийства (с другой).





Тема «Последние годы»



Вопросы

  1. Вниманию учащихся представлена афиша о вечере Александра Блока, который состоится 25 апреля 1921 года в Большом драматическом театре в Петрограде.


Вопрос: как прошёл вечер, и чего никто из присутствующих на этом вечере не знал?




Ответ 1


«…Успех Блока был огромный… Актёры театра и друзья поздравляли поэта, благодарили…

И никто не знал, что сейчас видит Блока в последний раз»


С.М. Алянский

«Встречи с Блоком»




  1. Самуил Миронович Алянский последнее время часто бывал в доме Блока (по приглашению поэта). Перебирая книги, Самуил Миронович и Блок добрались до произведений, которые назывались «Малышам», «Кораблик» и «Вестник»…


Какие произведения так назывались?


Ответ 2


Так назывались рукописные журналы, издававшиеся в детстве самим поэтом.








  1. В день первой встречи с Блоком юная поэтесса Елизавета Кузьмина-Караваева (позже, в эмиграции, знаменитая монахиня Мария) высказала Блоку, что чувствовала не только она, и о чём, спустя десятилетия в статье «Наследие Блока», вспомнит Георгий Адамович…


О чём речь?






Ответ 3



Елизавета К.-К.: « Перед гибелью… Россия сосредоточила на вас… свои самые страшные лучи, - и вы за неё, во имя её, как бы образом её сгораете».


Г.Адамович вспоминал: «Блок казался жертвой, которую приносила Россия…»
















Тема « Литературная карта России»



В этой теме нет вопросов. Учащимся предлагается информация о музее-заповеднике Александра Блока в Подмосковье.



Римма Сидорова. Музей-заповедник

Александра Блока в Подмосковье//

Приложение «Литература» к газете

«Первое сентября». – 2004. - №3.с. – 15.





Эпилог



В конце игры ребята обобщают материал урока, делают вывод о том, что ядром всех тем является центральная – «Поэзия Александра Блока». Семья и юные годы, театральное окружение, исторические события, последние годы жизни, - всё это живо в лирике Гения своего времени – лучшего сына России.


Судейская коллегия выставляет оценки согласно установленным критериям, оформляет протокол игры и сдаёт учителю.




Л и т е р а т у р а



Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. – М.: Детская литература, 1972.


Енишерлов В.П. Александр Блок. Штрихи судьбы. – М.: Современник, 1980.


Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л.О.: Советский писатель, 1981.


Блок А.А. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1988.


Александр Блок. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1989.


Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа, 2002.


Приложение «Литература» к газете «Первое сентября». – 2004. - №3. Литература в школе. – 2006. - №6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!