Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений"»
Урок: №33, №34.
Класс: 6.
Предмет: биология.
Дата проведения: _____________
Тема: Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.
Лабораторная работа №18 «Внешнее строение мхов. Оформление результатов лабораторной работы».
Цели: познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.
Задачи: рассмотреть особенности организации моховидных; выявить признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями; продолжить формирование умений работать с информацией, рисунками, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Тип урока: Изучение НМ, комбинированный, лаб. работа.
Оборудование: проектор, ПК, презентация, инструктивная карточка к лабораторной работе
Ход урока:
1. Организационный момент. Цели, задачи урока
2. Опрос домашнего задания.
У доски – выполнить схему деления царства растений на отделы. Дать определения понятиям «низшие растения», высшие растения», «ризоиды», «таллом, слоевище»
Выявить признаки, на основании которых все растения объединяются в одно царство.
Краткая характеристика отдела Водоросли. Одноклеточные водоросли.
Многоклеточные водоросли.
3. Изучение нового материала.
Краткая характеристика мхов, используя наглядный материал.
А) Среда обитания – места повышенной влажности.
Б) Только многоклеточные организмы.
В) Особенности строения (на примере кукушкиного льна): мхи – высшие растения,
т. Е есть стебель, листья, но вместо корней – ризоиды. Из тканей имеется
фотосинтезирующая, остальные плохо развиты или отсутствуют.
Г) Особенности строения сфагнума (белый мох) – наряду с зелеными клетками есть воздухоносные полости, которые могут заполняться водой. Ризоидов нет. Нижние концы стебля, отмирая, падают на дно болота и оторфовываются.
Д) Размножение: бесполое – с помощью спор, половое – с помощью гамет. Чередование полового и бесполого поколений. Гаметы дифференцируются на женские (яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды).
Е) Значение мхов.
3. Первичное закрепление знаний
Лабораторная работа 318.
Тема: Изучение строения мхов.
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение зеленого мха кукушкина льна.
Зарисуйте растение кукушкиного льна (рис. 40, с. 49), подпишите все части растения.
В какой части зеленого мха образуются споры?
Укажите особенности строения сфагнума. Зарисуйте внутреннее строение сфагнума (рис. 41 (3) с. 50), подпишите зеленые и воздухоносные клетки.
Каково значение сфагнума в природе?
Выводы к л\р.
4.Домашнее задание – изучить параграфы 16,17 , заполнить соответствующую колонку в таблице.