СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия «Уроки Холокоста»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка иллюстрирует метод "Ситуационная задача". Учебное занятие даёт возможность осуществить межпредметные связи по литературе,истории, обществознанию,основам проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия «Уроки Холокоста»»

Шулятьева Екатерина Радиславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП «66»города Кирова

Научный руководитель

Кошурникова Татьяна Владиславовна, к.ф.н.,

ИРО Кировской области

Методическая разработка

учебного занятия «Уроки Холокоста»

Актуальность. ЕГЭ по русскому языку является обязательным экзаменом для выпускников. Часть 3 (С) - это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Предлагаемая технология создания ситуационной задачи на учебном занятии (выполнение задания часть 3(С.) помогает пробудить читательский интерес, школьников, помочь учащемуся связно и логично выражать письменно свои мысли. Такой вид работы необходим выпускнику на сочинении по литературе в 11классе и для выполнения задания части З. (С.) ЕГЭ по русскому языку.


Описание технологии.

Ситуационная задача: её понятие, специфика, модель.

Под современным качественным образованием понимают наличие умения детей решать реальные жизненные проблемы на основе предметных и метапредметных знаний и умений. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться – в этом заключается роль современного образования. Многое можно решить с помощью применения в образовательном процессе технологии комплексных ситуационных задач - одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Проектирование ситуационных задач осуществляется как на учебном, так и внеучебном материале

Ситуационные задачи применимы в учебных предметах любого типа и могут использоваться для школьников любого возраста, при этом они отличаются характером проблем, решение которых необходимо найти.  Решение ситуационных задач способствует формированию и развитию не только учебных навыков, но и исследовательских и творческих способностей учащихся, что стоит во главе требований и стандартов нового поколения и запросов общества сегодня. Ведь нам нужны не только знающие, но и самостоятельно мыслящие люди. Современные задания КИМов ЕГЭ, ОГЭ, направлено на проверку умения выдвигать гипотезы и их решать по заданным конкретным ситуациям.  Специфика ситуационной задачи:

  • носит практико-ориентированный характер;

  • для её решения необходимо конкретное предметное знание;

  • иногда знание нескольких учебных предметов;

  • может строиться на основе вопросов учебника;

  • может быть основана на проблемах реальной жизни.

Содержание ситуационной задачи.

  • Мотивационно-проблемный блок, назначение которого состоит в том, чтобы сориентировать ученика на понимание и осознание актуальности задачи.

1. Название задачи должно быть красивое, отражающее смысл задачи.

2. Личностно-значимый познавательный вопрос помогает ученику убедиться в необходимости данного знания. Формулируется таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Лучше, если вопрос будет проблемным. Формулировку личностно - значимого вопроса., который поможет ученику убедиться в необходимости данного знания.

  • Блок ресурсного обеспечения процесса поиска, предназначенный для глубокого проникновения в суть проблемы;

3) Подбор текстов.

Информация по данному вопросу представляет собой совокупность разнообразных текстов предметного или межпредметного характера (это могут быть простые тексты, в которых информация задана как в явном, так и неявном виде; это могут быть сложные тексты; это могут быть тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др. В них могут использоваться различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики и др.); (Преимущество этой технологии заключается в том, что для того, чтобы решить учебную задачу, ребёнку необходимо поработать с печатной информацией по данному тексту, т.е. он читает на любом уроке обязательно и тексты надо осмыслить: на литературе это могут быть притчи, стихи, афоризмы, рассказы, критические, словарные статьи, выборочные главы из текстов ( так, например, в задачах по роману Толстого «Война и мир», повести «Капитанская дочка» предлагаются задания на знание текста, а некоторые отрывки указаны для чтения или напечатаны). На уроке литературы ситуационная задача поможет, во-первых,  лучше представить исторический и культурный контекст произведения, а, во-вторых, найти ответы на морально-нравственные вопросы, поднятые автором текста.

  •  Дидактический блок (задания и вопросы, требующие выполнения и ответа);

4) наличие вопросов и заданий к текстам, которые носят проблемный характер, предполагают обобщение информации, соотнесение содержания текста со своим жизненным опытом и ориентированы на получение продукта, например, разработку проекта. Важным условием является разнообразный характер заданий, позволяющий ученикам не столько воспроизводить знания, сколько оценить представленную информацию, сформулировать гипотезы, сделать выводы, высказать свою точку зрения, предложить разные варианты решений, использовать имеющиеся знания для решения задачи. 

Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли ученикам не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.

  • критериально-оценочный блок, который имеет своей целью сообщение ученику информации о том, насколько найденное им решение соответствовало целям и вопросу, поставленным в первом блоке.


Т.О. модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

  • Название задания.

  • Личностно-значимый познавательный вопрос.

  • Информация по данному вопросу (в виде текста, таблиц, графиков и др.)

  • Задания на работу с данной информацией


На основе таксономии целей Блума наш соотечественник Л. С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности.

Конструктор задач предполагает набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые предлагаются учащимся на разных этапах освоения определенной предлагаемых ученику. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, информации: 
Категории учебных целей

Их краткая характеристика

1. Знание

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта – припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

2. Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

3. Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

4. Анализ

Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

5. Синтез

Умение комбинировать элементы,чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы.

6. Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учащимися или же задаваться ему извне.


  • Задания на работу с данной информацией выглядят следующим образом.

Познавательная цель

Задания

1. Ознакомление

Назовите основные части…

Расположите в определённом порядке…

Вспомните и напишите…

Сгруппируйте…

Составьте список понятий…

2. Понимание

Объясните причины того, что…

Переформулируйте…

Приведите пример того, как…

Прокомментируйте положение о том….

Обрисуйте в общих чертах…

3. Применение

Изобразите информацию о…. графически

Сравните и обоснуйте…

Сделайте рисунок…

Проведите эксперимент…

Рассчитайте на основании данных о…

Предложите способ, позволяющий….

4. Анализ

Раскройте особенности…

Найдите в тексте то, что…

Сравните точки зрения…

Постройте классификацию…

Проанализируйте структуру с точки зрения…

Составьте перечень основных свойств..

5. Синтез

Предложите иной вариант…

Разработайте план, позволяющий…

Найдите необычный способ…

Предложите свою классификацию..

Изложите в форме… своё мнение о…

6. Оценка

Ранжируйте… и обоснуйте…

Оцените значимость…

Определите возможные критерии оценки…

Выскажите критические суждения о…

Оцените возможности…

Проведите экспертизу состояния…

Очень важно помнить, что формулировать задания нужно на каждую операцию, не исключая ни одну.

Таким образом, ситуационная задача – задача, позволяющая ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает решить следующие проблемы:
- мотивация учебной деятельности; 
- актуализация предметных знаний и умений; 
- интеграция знаний по различным предметам; 
- интеграция школьных и внешкольных знаний; 
- формирование универсальных учебных действий; 
- выработка партнерских отношений между учащимися и педагогами. 

Данная технология целиком и полностью соответствует требованиям ФГОС. по русскому языку и литературе.


Литература

  1. О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова./ Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся./ Учебно-методическое пособие для педагогов школ. Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2008

  2. Т. Д. Стрельникова./Обучение с помощью кейс – технологий./Журнал «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009, с.59-71

  3. А. Завгородская./Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых./Журнал «Новые знания» №2, 2001, с. 40-42

  4. Ю. В. Слобожанинов./Продвижение востребованного педагогического опыта при переходе к новым образовательным стандартам./ Журнал «Народное образование» №8, 2011, с. 145-153



Учебное занятие «Уроки Холокоста»


Ситуационная задача

Название задачи

Уроки Холокоста

Личностно-значимый познавательный вопрос

Сестры-близнецы Евгения и Ксения Каратыгины стали известны после выпуска программы «Безумно красивые» на Муз-ТВ, вышедшем в декабре 2011 года. Отвечая на вопрос ведущей Ольги Шелест «Что такое Холокост?» девушки заявили, что им это ни о чем не говорит и предположили, что Холокост — это клей для обоев.

А что такое Холокост? Нужны ли знания о нём человеку ХХ1 века?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Текст 1.Справочные материалы

а)Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Холоко́ст 

  • в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией  на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

  • в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования фашистской Германии.


б) Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Холоко́ст  

Теория холокоста утверждает, что всего было уничтожено 6 млн евреев. Термин «холокост» также имеет другие, не связанные с ним семантически, названия: Шоа (ивр. השואה с ивр. «стихийное бедствие») и «Катастрофа». На официальном уровне холокост принято считать величайшим преступлением, известным мировой истории, и не имеющим прецедентов.

В) Этимология термина.

Английское слово «holocaust» заимствовано из древнегреческой Библии (где используется в латинизированной форме holocaustum наряду с holocau(s)toma и holocaustosis). Там оно происходит от греческих также библейских форм òλόκαυ(σ)τος, òλόκαυ(σ)τον «сжигаемый целиком», «всесожжение, жертва всесожжения», òλοκαύτωμα «жертва всесожжения», òλοκαύτωσις «принесение жертвы всесожжения».

В русском языке встречалось в формах «олокауст» и «олокаустум» («Геннадиевская Библия» 1499 г.), в «Письмовнике» Курганова (XVIII век) приведено понятие «голокость» с толкованием «жертва, всесожжение».

В русском языке слово «холокост», как обозначающее понятие, не являющееся именем собственным, пишется со строчной буквы.

Считается, что слово «холокост» применительно к событиям Второй мировой войны первым начал употреблять в 1960-х годах Эли Визель, утверждавший, что евреев уничтожали в больших количествах, бросая их живьем в печи, а в широкий оборот слово вошло после выхода многосерийного телефильма «Холокост» (1978 год).

г)Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-л. национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

д)Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. 

е) Гетто - часть города, выделенная для принудительного поселения лиц (первоначально евреев) по национальному, расовому или религиозному признаку.

Текст 2. Б.Горбатов «Непокорённые» 1943. Отрывок из повести.
Евреев расстреляли где-то за городом. Чудом уцелевшие одиночки прятались в русских семьях. Русские люди охотно, не страшась, прятали мучеников: это был долг совести. Улица, на которой жил Тарас, прятала шестилетнюю девочку. Полицейские дознались о ней и рьяно искали. Этого даже Тарас уразуметь не мог. "Неужто, - усмехнулся он, - германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?" Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след. Улица не сдавалась. 
Каждый вечер девочку, закутанную в темный платок, переносили на новое место от соседа к соседу. В каждом доме был освобожден для нее сундук и в нем постелька. Девочка и жила, и ела, и спала в сундуке; при тревоге крышку сундука захлопывали. Ребенок привык к своему убежищу, оно больше не казалось ему гробиком. От девочки пахло теперь нафталином и плесенью, как от древней старушки. 
Марийка от подружек узнала об этой девочке: детвора говорила о ней шепотом. Когда ребенка принесли в дом Тараса, Марийка, замерев, спросила деда: "Это девочка из сундука?" - и Тарас не знал, что ей ответить. 
Девочка из сундука была бледненькой и хилой. В ее больших черных глазах жил испуг. Годы понадобятся, чтобы успокоить и развеселить такие глаза! Марийка вдруг обняла девочку и прижалась к ней. Черненькая и беленькая головки... 
- Будем в куклы играть, - сказала Марийка и оглянулась на Тараса. Можно? Мы в сундуке будем в куклы играть! - поспешила она прибавить, и Тарас отвернулся, чтобы смахнуть слезу. 
Ночью в домик Тараса ворвались полицейские. Они перевернули вверх дном все комнаты и чуланы, нашли и взломали сундук. Девочка спала. Она продолжала спать даже на руках полицейского, безмятежно улыбалась во сне и тихонько чмокала губами. Грубый толчок разбудил ее. Она увидела чужие страшные лица и черные шинели. Она закричала, так закричала, что Тарас не выдержал и бросился на полицейского. 
Когда, обливаясь кровью, Тарас поднялся, наконец, с пола, он прежде всего вспомнил о девочке, о беленькой девочке, о своей, о Марийке. Он оглянулся на нее и увидел ее глаза. Огромные, синие, они были расширены ужасом. "Что ж это? Что ж это, дедушка? За что?" - спрашивали ее глаза. 
Но слез в них не было. 

Текст 3. Дневник Анны Франк

Дневник голландской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир.

Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Когда она начала вести дневник, ей было 13 лет.

Суббота, 20 июня 1942 г.

…В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии,

капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы,

ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны

носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на

трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины

только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских

парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до

шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные

учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще

заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи

не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить

в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы

и жили в ожидании новых запретов. Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы

то ни было, а вдруг и это нельзя?"

Текст 4. Статистика о Холокосте.

В Освенциме замучено 1,5 млн., из них – 1,1 млн. евреев.

В лагере Собибор было убито 250 тысяч евреев;

В лагере Белжец – более 600 тысяч;

В лагере Треблинка – 870 тысяч;

В лагере Майданек – 1млн. 600 тысяч человек;

В Варшавском гетто 480000 евреев

В Львовском гетто – 409000 человек, ликвидировано в июне 1943 году

В Минском гетто – около 100000 человек.

Текст 5. Фотоматериалы «Жертвы ХОЛОКОСТА»



Текст 6. А.Минтаев выдержки из статьи « СКИНХЕДЫ - КТО ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?»

Скинхеды или скины - это участники относительно нового неформального стилистического контркультурного молодёжного движения, возникшего в Европе и Америке примерно в 60-80 годах. Слово "скинхед" происходит от слияния двух английских слов: skin - "кожа" и head - "голова"; слово skinhead буквально переводится как "кожаная голова". В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены (без особой конкретизации) в отношении негроидных и азиатских рас. Но в принципе от рук бритоголовых может пострадать любой "не русский" человек, "не славянской" внешности, с более или менее тёмным цветом кожи. Объекты воздействия определяются на глазок, преимущественно по визуальному признаку: цвет кожи, черты лица, разрез глаз, волосы. У определённой части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении лиц "кавказской национальности" (в частности, мусульманских диаспор, а также персонально по отношению к вайнахской диаспоре, особенно часто упоминаются жители Чечни). Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья).

Главное в их идеологии - это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае - русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами). То, чем белая раса возвышает себя над другими, практически каждый бритоголовый толкует по-своему и не особенно конкретизирует. Одновременно национализм бритоголовых проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа, своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей национальности. В идеале социальное устройство государства мыслится бритоголовыми по принципу южноафриканского апартеида 50 - 80-х годов с некоторыми элементами общественного устройства Германии времён Третьего рейха. Это должно быть унитарное государство, в котором существует значительное социальное и имущественное неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском варианте в этом государстве должен существовать и приоритет русской (славянской) нации над остальными.

Скины выступают против неконтролируемой волны "не русских" нелегальных эмигрантов, как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих субъектов самой Российской Федерации. По мнению скинов, нелегальные эмигранты и мигрирующее "не русское" население самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских. Также они являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми, принадлежащими к разным расам. У российских бритоголовых этот принцип в первую очередь распространяется на русское (славянское) население. Основополагающим критерием выступает национальность и цвет кожи. По мнению скинов, в межрасовых, интернациональных браках рождаются "гибриды" - расово неполноценные дети. Среди большинства скинов существует мнение, что меры социальной защиты, такие как бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть предоставлены русскому (славянскому) населению.В массе своей скины являются сторонниками самых радикальных решений. В государстве, построенном по их принципу, должны беспощадно преследоваться и уничтожаться те, кто, по их мнению, является "человеческим мусором" - хронические наркоманы, гомосексуалисты, педофилы и прочие, отличающиеся от нормальных людей личности.

Текст 8. Холокост в киноиндустрии.

«Пиани́ст» (англ. The Pianist) — фильм Романа Полански, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале 2002 года, а также трёх премий «Оскар», включая за лучшую режиссуру и лучшему актёру — Эдриену Броуди. Талантливый пианист Владислав Шпильман занимается искусством до наступления Второй мировой войны, пока территорию Польши не занимают нацисты. Жизнь всех евреев меняется: их помещают в Варшавское гетто.

См.фильм


Задания для работы с данной информацией



Ознакомление

Прочитайте самостоятельно тексты. Найдите ответ на вопрос: «Что такое ХОЛОКОСТ?» и запишите его в тетрадь. Устно приведите примеры отношения нацистов к евреям во времена Второй Мировой войны.

Понимание

Объясните причины того, что массовое уничтожение евреев, назвали Холокостом.

Применение

Определите тему, объединяющую тексты художественного стиля, их основную идею.

Анализ

Проанализируйте отрывки из статьи А.Минтаева. Запишите: какие уроки мир может извлечь из Холокоста? (Предложите способы, позволяющие избежать Холокоста в будущем).



Синтез

Напишите возможный сценарий развития государства, к власти в котором пришли скинхеды.

Оценка

Напишите эссе на тему «Нужно ли знать о Холокосте человеку ХХ1 века и почему?» (Сделайте презентацию «Уроки Холокоста»)


Задача обучающая. Урок истории в 11 классе. По теме «Вторая мировая война». На поле литературы, русского языка, обществознания. Может проводиться на уроках истории в 9-м классе по теме «Вторая мировая война». На классном часе «Что значит быть толерантным? Уроки Холокоста».

Информационная карта учителя

ФИО

Шулятьева Екатерина Радиславовна

Должность

учитель русского языка и

литературы.


Стаж

26

школа

МБОУ «СОШ с УИОП «66»города Кирова

Адрес школы

Киров, Нововятский район, ул.Опарина, 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!