СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Русский язык как развивающееся явление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме "Русский язык как развивающееся явление"

Просмотр содержимого документа
«Карточка-информатор»

Карточка-информатор

Сходство языков в грамматике, звуковой системе, корнях слов языковеды объясняют родством этих языков, то есть общностью их происхождения. Родственные языки объединяются в так называемые языковые семьи. Есть, например, тюркская семья языков ( в неё входят турецкий, азербайджанский, туркменский и другие языки), есть угро-финская семья (языки финский, эстонский, венгерский и другие), существует семья китайско-тибетская и т.д.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Современные индоевропейские языки – это потомки существовавшего когда-то индоевропейского праязыка. Индоевропейцы как единый народ перестали существовать несколько тысячелетий тому назад. Тогда же распался и индоевропейский праязык. Одним из ответвлений индоевропейского языка был общеславянский (праславянский язык), единый для всех славянских племён, живших на территории от Вислы и Одера до Дона и Волги, от Карпат до Балтики. К VI веку из праславянского языка выделилось несколько отдельных языков, в частности древнерусский – предок современных языков: русского, украинского и белорусского. И наконец, примерно с XIV века ведёт своё существование русский язык.

(По Д.Э. Розенталю)



Карточка-информатор

Сходство языков в грамматике, звуковой системе, корнях слов языковеды объясняют родством этих языков, то есть общностью их происхождения. Родственные языки объединяются в так называемые языковые семьи. Есть, например, тюркская семья языков ( в неё входят турецкий, азербайджанский, туркменский и другие языки), есть угро-финская семья (языки финский, эстонский, венгерский и другие), существует семья китайско-тибетская и т.д.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Современные индоевропейские языки – это потомки существовавшего когда-то индоевропейского праязыка. Индоевропейцы как единый народ перестали существовать несколько тысячелетий тому назад. Тогда же распался и индоевропейский праязык. Одним из ответвлений индоевропейского языка был общеславянский (праславянский язык), единый для всех славянских племён, живших на территории от Вислы и Одера до Дона и Волги, от Карпат до Балтики. К VI веку из праславянского языка выделилось несколько отдельных языков, в частности древнерусский – предок современных языков: русского, украинского и белорусского. И наконец, примерно с XIV века ведёт своё существование русский язык.

(По Д.Э. Розенталю)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Изучаемая дисциплина: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Русский язык как развивающееся явление.

Цель: дать понятие о русском языке как развивающемся явлении.

Задачи: ознакомить учащихся с группой славянских языков, дать понятие о родственных языках и русском языке как составной части восточнославянских языков, о русском языке как развивающемся явлении;

-развивать логическое и абстрактное явление, связную речь;

-воспитывать сознательное и бережное отношение к родному языку как основному средству общения и получения знаний.

Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающие таблицы, раздаточный материал.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности на основе реализации домашнего задания.

1)Чтение и обсуждение письменных высказываний.

• Почему именно через язык человек ощущает свою особую связь с родиной?

• Почему язык- это общественное явление?

2)Слово учителя с элементами беседы.

- Языковед В.А. Плунгян в книге «Почему языки такие разные?» пишет: «Люди говорят на разных- и очень даже разных- языках, и таких языков на Земле очень много (сейчас считается, что их около пяти тысяч или даже больше). Причём есть языки, похожие друг на друга, и есть такие, которые совсем не имеют ничего общего. Конечно, и люди в разных частях Земли не похожи друг на друга, они различаются ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обычаями. Но разные люди, где бы они ни жили, всё же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отличаться друг от друга разные языки. Вот это, может быть, и есть самое удивительное свойство необыкновенное разнообразие человеческих языков».

• Попробуйте объяснить, почему человеческие языки такие разные.

• А бывают ли в чём-то похожие языки? Можете ли вы их назвать? Почему так происходит?

- Цель сегодняшнего урока – рассмотреть, как соотносятся языки в мире; какое место занимает среди них русский язык; доказать, что русский язык развивающееся явление.



  1. Изучение нового материала.

1)Чтение и исследование лингвистического текста.

Карточка-информатор

Сходство языков в грамматике, звуковой системе, корнях слов языковеды объясняют родством этих языков, то есть общностью их происхождения. Родственные языки объединяются в так называемые языковые семьи. Есть, например, тюркская семья языков ( в неё входят турецкий, азербайджанский, туркменский и другие языки), есть угро-финская семья (языки финский, эстонский, венгерский и другие), существует семья китайско-тибетская и т.д.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Современные индоевропейские языки – это потомки существовавшего когда-то индоевропейского праязыка. Индоевропейцы как единый народ перестали существовать несколько тысячелетий тому назад. Тогда же распался и индоевропейский праязык. Одним из ответвлений индоевропейского языка был общеславянский (праславянский язык), единый для всех славянских племён, живших на территории от Вислы и Одера до Дона и Волги, от Карпат до Балтики. К VI веку из праславянского языка выделилось несколько отдельных языков, в частности древнерусский – предок современных языков: русского, украинского и белорусского. И наконец, примерно с XIV века ведёт своё существование русский язык.

(По Д.Э. Розенталю)

•Чем объясняется сходство языков? Как вы понимаете термин «родственные языки»?

•Что такое языковая семья? О чём говорит слово «семья»?

•Составьте и запишите терминологическую цепочку, иллюстрирующую происхождение русского языка.



2)Фронтальная работа с таблицами: ознакомление и комментирование.

Задание № 1. Расскажите, используя материалы таблицы, о составе группы славянских языков и месте в ней русского языка.

Таблица № 1

Русский язык среди других славянских языков

Южнославянские языки

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

Болгарский

Сербохорватский

Словенский

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий



Задание № 2. Сравните названия родственников в языках славянской группы; определите, в каких языках они наиболее похожи; объясните причины сходства.



Таблица № 2

Примеры близкого родства восточнославянских языков

Русский

Украинский

Белорусский

Болгарский

Польский

Чешский

Отец

Мать

Сын

Дочь

Брат

Сестра

отець

мати

син

дочка

брат

сестра

айцец

мацi

сын

дочка

брат

сястра

отец

майка

син

дъщеря

брат

сестра

ojciec

matka

syn

corka

brat

siostra

otec

matka

syn

dcera

bratr

sestra



3)Работа с учебником.

4. Закрепление изученного материала

1)Объяснительный диктант.

Задание. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов, удвоенных согласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, постановку изученных знаков препинания.

Плохих и хороших языков не бывает, как нет плохих и хороших народов. Зайдите в мастерскую скульптора, чеканщика по металлу. Вы увидите там множество разнообразных орудий. Каждое из них совершенно для своей цели, хотя применяются они иногда совсем по-разному. Так совершенен и любой язык: он тоже орудие. Но он не только орудие – он зеркало. Зеркало жизни и труда народа. Зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

(А.А. Леонтьев)

2)Задание к объяснительному диктанту (в группах, в парах)

•Выпишите из текста слова, характеризующие язык. (Орудие, зеркало)

•Подберите и запишите аргументы, доказывающие, что эти слова-метафоры наиболее удачно характеризуют качества языка.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание

1) Выписать высказывание о русском языке; устно объяснить свой выбор.

2) Выполнить упражнение № 7 (составить и записать 3-4 словосочетания и 3 предложения на одну из указанных тем, графически объяснить, что это словосочетания и предложения).



Просмотр содержимого документа
«Объяснительный диктант»

Задание. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов, удвоенных согласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, постановку изученных знаков препинания.

Плохих и хороших языков не бывает, как нет плохих и хороших народов. Зайдите в мастерскую скульптора, чеканщика по металлу. Вы увидите там множество разнообразных орудий. Каждое из них совершенно для своей цели, хотя применяются они иногда совсем по-разному. Так совершенен и любой язык: он тоже орудие. Но он не только орудие – он зеркало. Зеркало жизни и труда народа. Зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

(А.А. Леонтьев)



Задание. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов, удвоенных согласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, постановку изученных знаков препинания.

Плохих и хороших языков не бывает, как нет плохих и хороших народов. Зайдите в мастерскую скульптора, чеканщика по металлу. Вы увидите там множество разнообразных орудий. Каждое из них совершенно для своей цели, хотя применяются они иногда совсем по-разному. Так совершенен и любой язык: он тоже орудие. Но он не только орудие – он зеркало. Зеркало жизни и труда народа. Зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

(А.А. Леонтьев)



Задание. Объясните правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов, удвоенных согласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов, постановку изученных знаков препинания.

Плохих и хороших языков не бывает, как нет плохих и хороших народов. Зайдите в мастерскую скульптора, чеканщика по металлу. Вы увидите там множество разнообразных орудий. Каждое из них совершенно для своей цели, хотя применяются они иногда совсем по-разному. Так совершенен и любой язык: он тоже орудие. Но он не только орудие – он зеркало. Зеркало жизни и труда народа. Зеркало его общественного развития. И в то же время зеркало связей этого народа с другими народами.

(А.А. Леонтьев)

Просмотр содержимого документа
«Таблица»

Таблица № 1

Русский язык среди других славянских языков

Южнославянские языки

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

Болгарский

Сербохорватский

Словенский

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий





Таблица № 2

Примеры близкого родства восточнославянских языков

Русский

Украинский

Белорусский

Болгарский

Польский

Чешский

Отец

Мать

Сын

Дочь

Брат

Сестра

отець

мати

син

дочка

брат

сестра

айцец

мацi

сын

дочка

брат

сястра

отец

майка

син

дъщеря

брат

сестра

ojciec

matka

syn

corka

brat

siostra

otec

matka

syn

dcera

bratr

sestra



Таблица № 1

Русский язык среди других славянских языков

Южнославянские языки

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

Болгарский

Сербохорватский

Словенский

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий





Таблица № 2

Примеры близкого родства восточнославянских языков

Русский

Украинский

Белорусский

Болгарский

Польский

Чешский

Отец

Мать

Сын

Дочь

Брат

Сестра

отець

мати

син

дочка

брат

сестра

айцец

мацi

сын

дочка

брат

сястра

отец

майка

син

дъщеря

брат

сестра

ojciec

matka

syn

corka

brat

siostra

otec

matka

syn

dcera

bratr

sestra




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!