СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела образовательной программы по музыке «Россия – Родина моя» 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Большая часть материала раздела  « Россия – Родина  моя » посвящена раскрытию патриотической темы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела образовательной программы по музыке «Россия – Родина моя» 3 класс»


Методическая разработка раздела образовательной программы по музыке


«Россия – Родина моя» 3 класс 1четверть

6 часов


1. Пояснительная записка.

Большая часть материала раздела « Россия – Родина моя » посвящена раскрытию патриотической темы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к ее врагам, постоянной готовности к её защите.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В программе по музыке автора Е.Д. Критской идея патриотического воспитания проходит « сквозным решением » с 1 класса.

В поле зрения, при изучении раздела находятся прежде всего произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.

В 3-м классе знакомясь с характерными чертами русской народной музыки, мы соприкасаемся с музыкой из оперы « Иван Сусанин » М. И. Глинки. Слушая хор « Славься » из этой оперы ребята расширяют свои представления об этой опере и на драматическом контрасте этих двух главных кульминаций оперы – трагической и победной ещё глубже чувствуют величие подвига русского крестьянина из села Домнино во имя спасения Москвы.

Перед учащимися проходят страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров:

- канты « Радуйся Росско земле! » (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.), « Орле, Российский! » (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.)

Освоение особенностей жанра канта можно начать с выявления характера речевых интонаций призывного возгласа: « Vivat! » ( « Да здравствует! »). Пусть ребята найдут нужную интонацию голоса, которой они передадут торжественный, праздничный, ликующий строй этих слов, а затем сравнят речевую интонацию с музыкальной (с. 12) в процессе ее пропевания.

После восприятия двух кантов XVIII в., посвященных победам русского оружия, необходимо выяснить с детьми:

жанровые признаки (песня-марш),

особенности интонаций, лежащих в основе их мелодий ( сыграть или спеть призывную квартовую зерно-интонацию),

состав исполнителей (мужской хор без сопровождения),

переменный лад (мажор сменяется минором).

- русские народные солдатские песни: « Солдатушки, бравы ребятушки », «Славны были наши деды » , « Вспомним ,братцы ,россов славу ».

Рассматривая иллюстрации Учебника, ребята увидят изображения великих полководцев прошлого – Петра I. А. В. Суворова, М. И. Кутузова.

Из программы предыдущих классов можно также вспомнить русскую народную песню « Солдатушки, бравы ребятушки », а также песни « Учил Суворов » А. Новикова.

- кантата « Александр Невский », опера « Иван Сусанин ».

Разучивание песен « Моя Россия » Г.Струве, « Здравствуй Родина моя » Ю.Чичкова.

М. И. Глинки, Н. А. Римского – Корсакова - позволяет учащимся ярче ощутить вокальное начало русской песенности, выработать навык кантиленного пения, почувствовать гордость за свою Родину.

В разделе углубляется понимание мелодии как основы музыки – её души. В связи с этим естественным будет обращение к музыке П. И. Чайковского – фрагменту 2-й части Четвёртой симфонии, а также к музыке М. П. Мусорского: « Рассвет на Москве – реке ».

Перечисленные произведения дают большой простор учителю для раскрытия патриотических идей в музыке.

Важно, чтобы учащиеся усвоили, что и в русской классической, и в современной музыке самое главное, самое существенное то, что она всегда отражала и отражает идеи обороны, а не нападения, и что в ней не найти даже намека на какую-либо «агрессивность». Эту мысль учитель должен всеми доступными ему средствами – выразительным словом и исполнением, демонстрацией слайдов, иллюстраций ИЗО , примерами из литературы – донести до сознания и сердца учащихся.

Выполнение интересных заданий в учебнике и тетради.

Использование разных видов деятельности:

пение

сочинение и исполнение кантов

слушание музыки

игра на музыкальных инструментах

пластическое интонирование

поиск сходства и различия между отдельными интонациями,

частями и музыкальными произведениями в целом.

Приемы развивающего обучения – обостряют внимание детей, будят их мысли, влекут за собой активный интерес к музыке.












Музыкальный инструмент : фортепиано.

Учебники, тетради ,репродукции с картин.

Музыкальный центр.

Компьютер


Ход урока:


Организационный момент. Под звуки канта «Радуйся, Росско


земле!» дети входят в класс.


Вопрос, знакома ли эта музыка ребятам? (кант..)


Что такое « кант»?


Ответ, хвалебная песня.


О чем сочиняли канты?


Ответ: о величии России, о царе, о русских воинах, воспевали


победу России…


Кто сочинял канты?( люди из народа)


В конце урока вы сумеете ответить на вопрос: в чем сходство и


различие между кантами и русскими народными песнями?


Тема нашего урока: «Наша слава – русская держава!»


Вопрос: знакомы ли эти слова ребятам?


Ответ: из песни «Содатушки, бравы ребятушки»


Послушайте, как широко и весомо звучат слова – наша слава –

русская держава! Какой глубокий смысл в этих словах!

Вопрос: как вы воспринимаете слово Русская?

Ответ: Родина, Русь, Россия, Отечество, Отчизна,народ…

Вопрос: как вы понимаете слово Держава?

Ответ: опора, сила, мощь, надежда, надёжный заслон…

ТЕПЕРЬ СОЕДИНИМ ЭТИ СЛОВА И Получается-

Русская держава?

Ответ: русская земля, государство, наша страна.

Вопрос: благодаря кому мы с вами спокойно спим , учимся в школе, работаем?

Ответ: воинам, солдатам- они наши защитники Родины.

Мы помним тех, кто защищал нашу Родину, кто сложил головы

За нас в далеком прошлом, кто охраняет наш покой, кто и сейчас

Несет свою боевую вахту на границе, или в море, гибнет в горячих

Точках во имя жизни на Земле! Это и есть : Наша слава- русская держава !

Работа с учебником: стр. 14-15.

Мы видим старинный медальон с изображением М.И.Кутузова у портрета А.В.Суворова .На них мы видим ордена св.Георгия 1-й

Степени, которым награждались за воинские подвиги. Глядя на

Великих полководцев хочется сказать словами песни, напечатанной

В журнале «Сын отечества» 15сентября 1812 года:

«Хоть Москва в руках французов

Это , право ,не беда!

Наш фельдмаршал, .князь Кутузов,

Их на смерть впустил туда.»


А.В.Суворову принадлежат слова: «Музыка удваивает , утраивает армию.»

Вопрос: Как можно понять эти слова?

Ответ: В военных походах музыка играет большую роль: приносит

Радость, бодрость, поднимает военный дух, вдохновляет на подвиг,

На защиту своей Родины.(стр.15)


Музыканты в 1812 году были в штате каждого полка. В пехоте

Сигналы подавали барабанщики, в кавалерии- трубачи, а в грена-

Дерских войсках еще и флейтщики. В Бородинском сражении

Принимали участие около 3000 военных музыкантов .В каждом

Полку, батальоне, эскадроне были свои песенники, хранители

Солдатского фольклора. В их песнях отражались армейские традиции :жизнь солдат, ежедневную нелегкую службу.


Давайте вспомним знакомую всем нам солдатскую народную

песню»Солдатушки,бравы ребятушки.»

Вопрос: как её надо исполнять ,в каком характере ?

Ответ: Решительно, бодро, мужественно, звонко ,в темпе марша.

Исполнение песни классом стоя и чуть маршируя

Запевы поют- рядами (звонко, задорно)

Припевы поют- всем классом (ритмично, решительно)

Знакомство со старинной солдатской песней-«Славны были

Наши деды.» стр.12-13 тетради.

Дети слушают песню в исполнении учителя.

Вопрос: какой характер этой песни?

Ответ: бодро, маршево,торжественно…


Из этой старинной солдатской песни родился известный русский

Марш - «Марш Преображенского полка»,его называли «Петров-

Ским маршем». Он был одним из звучащих символов России.

Эту мелодию до революции 1917г. Били куранты Спасской башни

Московского Кремля.


Слушание - Марша Преображенского полка.


Разучивание песни «Славны были наши деды». Обращаем внимание детей на четкость дикции (произношение слов песни) и

Маршевости в исполнении ,внимание на акценты в песни.


Проверяем домашнее задание ,вы дома сочиняли канты.

Желающие выходят к доске и исполняют сочиненные канты.

Вопрос: какие опорные слова мы взяли?

Ответ: Россия, великая, могучая, прекрасная, виват, да здравствует,

Победа, родная земля, природа, семья, школа, предметы в школе

Любимые, наш дом, друзья.


Вопрос: Как и с каким настроением вы будите исполнять свой кант?

Ответ: радостно ,бодро, ликующе,победно…

Вопрос: на какие средства музыкальной выразительности надо

Обратить внимание?

Ответ: лад- мажорный, темп- умеренный, динамика- громкая, но не

Кричать, регистр- средний, ритм- маршевый.

Слушание и исполнение кантов.

Определение лучшего канта и исполнителя.

Выполним задание: стрелочками соедините нужные слова.

Вопрос: В чем сходство и различие между кантами и русскими

Народными песнями?

Ответ: сходство- прославление страны и защитников Отечества,

Боевой дух, маршевые и хвалебные интонации.

Различие- кант-это « хвалебная песнь» . А тематика русских

Народных песен о жизни , она разнообразна.

Выполнение задания: соедините стрелочками сходство и различие

ПЕСНИ И КАНТА.

Вопрос:Как вы думаете ребята, подходит ли название

«Наша слава- русская держава» ко всем музыкальным произведе-ниям на нашем уроке? Почему?

Ответ: Мы говорили сегодня о кантах и солдатских народных

Песнях .О музыке ,прославляющей нашу Родину, подвиг русских

воинов, воспевается наша непобедимая держава, воспевается наш

народ.

Не забывайте ребята, что будущее России зависит теперь от вас.

Любите свою Родину, помните- Вы ее защитники и на границе и в

ваших делах.


В заключении урока вспомним песню «Моя Россия» Струве.

Исполнение песни: напевно с любовью к своей Родины, к своему

родному краю.

Спасибо за урок, ребята.










Методическая разработка раздела и урока


образовательной программы по музыке

Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной

3 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!