СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Лекции по предмету "Беседы об изобразительном искусстве" на тему "Искусство Италии XVII века" (для учащихся 2 класса художественного отделения ДШИ)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для уроков  по истории изобразительного искусства с заданиями для самостоятельной работы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Лекции по предмету "Беседы об изобразительном искусстве" на тему "Искусство Италии XVII века" (для учащихся 2 класса художественного отделения ДШИ)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2015г.




Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)




5.2. Искусство Италии XVII века.

1. Архитектура и скульптура Италии XVII века.

Драматизм эпохи вы­ражает стиль барокко, наиболее полно вопло­тившийся в архитектуре и скульптуре и ме­нее — в живописи. Ему свойственны простран­ственная активность форм, движение, декоративность. Эти черты наиболее ярко проявились в творчестве архитекторов Рима Франческо Барромини и Лоренцо Бернини. Исключительно одаренный мастерБернини прославился и как замечательный скульптор («Давид», портрет кардинала Боргезе, статуи для фонтана Четырех рек в Риме и др.).

На примере анализа композиционного решения фасада церкви Сан Карло на площади Четырех фонтанов в Риме (1634 - 1667) архитектора Франческо Барромини можно увидеть характерные особенности архитектуры барокко: динамичное пространственное решение; трактовка образа объемов живописными массами; сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний; разрушение тектонической связи между интерьером и фасадом здания; свободное использование ордерной формы ради усиления пластичности и живописности общего решения; любимый декоративный элемент - волюта, овал; раскрепованный антаблемент - как почти непременный признак барочной постройки; эффект оптических иллюзий.

На примере лестницы в Ватиканском дворце архитектора Лоренцо Бернини видим эффект оптической иллюзии.

Творчество Лоренцо Бернини (1598-1678) как яркий образец стиля барокко в скульптуре и архитектуре. Для его творчества характерно сходство с ренессансными мастерами. Разносторонне одаренный мастер.

«Юный Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр» (1615) - пример работы семнадцатилетнего художника. Фонтан четырех рек в Риме (1648 - 1651) – раскрывает грандиозность заданной церковью программы: обелиск воплощал торжество папского престола.

Площадь св. Петра в Риме - «подобно распростертым объятиям» захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора.

Киворий в соборе св. Петра в Риме (1624 - 1633) - завораживает волнообразным движением колонн.

Кафедра в соборе св. Петра в Риме (1657 - 1666) и скульптурная группа «Экстаз св. Терезы» в церкви Санта Мария дела Витория. При анализе произведений видим общий театральный прием - свет, льющийся из окна, умение подчинить себе материал.

Портрет Констанции Буонарелли (1635) - один из лучших портретов в творчестве мастера.

Фантастическая работоспособность художника.


2. Живопись Италии XVII века.


Искусство несет на себе отпечаток той эпохи, в ко­торую оно создается. Под занавес XVI столетия Италия пережила ряд событий, положивших нача­ло новым направлениям в живописи и архитектуре.

Эпоха Возрождения, явившая миру плеяду вели­ких мастеров, клонилась к закату. Другие времена, быть может, не несли всеобщего духовного подъ­ема, характерного для уходящей эпохи, но были не менее насыщенны, а главное - плодотворны.

Италия в XVII веке по-прежнему оставалась куль­турным центром континента. Крупнейшие живопис­цы со всей Европы стремились сюда не только за тем, чтобы поучиться мастерству, но и просто побродить по улицам, подышать воздухом, которым дыша­ли титаны Возрождения. Флоренция, Болонья, Рим, Венеция уже тогда были настоящими музеями под открытым небом. Ватикан тратил огромные сред­ства, привлекая к строительству и росписи соборов архитекторов и живописцев. Этим определяется и то, что большая часть картин эпохи была написана на религиозный или мифологический сюжет.

Рим, в разные годы давший работу и крышу над головой Рубенсу и Ван Дейку, Эльсхеймеру и Пуссе­ну, стал центром европейской живописи. В этом бур­лящем котле перемешивались школы и стили, наци­ональные традиции и общечеловеческие темы.

Риму XVII столетия человечество обязано появле­нию барокко и классицизма, определивших культур­ный облик Европы на следующие двести лет. Основателями классицизма в живописи стали фран­цузы Пуссен и Лоррен, долгое время работавшие в Риме. Его каноны, утверждающие торжество рас­судка и внешнюю сдержанность форм, получили дальнейшее развитие во Франции.

На знойной итальянской земле плодотворнее оказались семена барокко. Его идея торжества мис­тического над рациональным, может быть, в чем-то избыточная выразительность образов оказались темпераментным итальянцам ближе.

Монументально-декоративные росписи, алтар­ные картины с изображением святых, сцен чудес и мученичеств, огромные исторические и аллегори­ческие композиции — эти наиболее характерные для барокко виды живописи и составляли большую часть произведений, созданных в Италии в XVII веке.

Определяющую роль в итальянской художествен­ной жизни играли две школы, заложившие основы новой живописи, — болонский академизм и караваджизм. Академия живописи в Болонье, основанная братьями Карраччи в конце XVI века, стала одним из первых в истории учебных заведений по подготовке профессиональных художников. Избрав своим глав­ным принципом подражание лучшим произведени­ям выдающихся мастеров прошлого, академисты снискали огромную популярность.

Микеланджело Караваджо, давший имя второму направлению, не имел своей школы в традицион­ном понимании этого слова. Но его влияние на ита­льянскую и европейскую живопись трудно переоце­нить. Сонмы последователей пытались передать его игру света и тени, его реализм, делающий осяза­емыми изображенных им людей и предметы.


Наверное, нет другого художника, оказавшего столь же мощное влияние на итальянское искусство XVII века, как Микеланджело Меризи, вошедший в историю под именем Караваджо (1573—1610). Дерзкий и независимый, он одной лишь силой сво­его дарования сумел не просто пробить себе дорогу в живописи, но и совершить в ней революцию. Еще при жизни Караваджо европейское творческое со­общество разделилось на два лагеря: для одних он стал новатором, провозвестником правды в искус­стве, для других — разрушителем устоев.

Сведения о детстве и юности художника крайне скудны. Известно, что он родился осенью 1573 года в ломбардском городке Караваджо в семье строителя. Родители рано заметили способности мальчика и от­дали его на обучение миланскому маньеристу Симоне Петерцано. Художественными успехами он обязан не столько учителям, сколько своему безудержному темпераменту. За четыре года освоив азы живописного мастерства, юноша отправляется в традиционное для начинающего художника путешествие по Италии.

Проведя в скитаниях около пяти лет, Караваджо оказывается в Риме. Вечный город встретил его весь­ма прохладно. Вырваться из нищеты и поверить в соб­ственные силы помог Кавальер д'Арпино, который взял Караваджо в свою мастерскую. И довольно скоро его картины заинтересовали антиквара и торговца живописью Валентино, а тот в свою очередь познакомил Караваджо с кардиналом Франческо дель Монте. Кар­динал слыл личностью неординарной и даже скан­дальной. Свободное от службы время он проводил в пирах, организовывал домашние театральные поста­новки, к участию в которых допускались только юно­ши. Именно дель Монте стал покровителем Карава­джо, ввел молодого живописца в мир богемы, способствовал получению им крупных заказов.

С помощью кардинала Караваджо получает первый крупный общественный заказ - роспись боковых стен в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Роспись была закончена в 1600 году. Работа не удовлетворила заказчиков из-за необычайного по тем временам натурализма изображения. Но, несмотря на неодобрение первой крупной работы, Караваджо сумел заявить о себе как о художнике нового направления в живописи. Вслед за росписью последовал ряд престижных заказов. В своих ранних произведениях Караваджо привносит в итальянскую живопись понятие «жанр», ранее свойственный только художникам Нидерландов. Но в отличие от голландцев, Караваджо мало интересует то, что происходит или должно произойти, для него интереснее сами уличные типы - гадалка в белом тюрбане, щеголеватый юноша в шляпе с перьями и им подобные.

Караваджо пишет серию картин с фигурами обна­женных юношей в окружении цветов, вина и фрук­тов — «Вакх», «Больной Вакх», «Юноша, укушенный ящерицей», «Юноша с корзиной фруктов», «Юноша с лютней». По сви­детельству современников и портретному сходству героев с автором, моделью выступал он сам. Главное в его произведениях - не повествование, а характерный типаж. Обратите внимание на материальность и законченность каждой детали картин. Картина «Корзина с фруктами» - первое и одно из самых красивых произведений жанра натютморт.

Звучная гамма кра­сок и предельный реализм стали визитной карточ­кой Караваджо и принесли ему хоть скандальную, но все же славу и первые крупные заказы. Художник за­ключает контракт на создание нескольких композиций из жизни святого Матфея для церкви Сан Луи­джи деи Франчези. Художник смущает церковное руководство, перенеся апокрифический сюжет в со­временную обстановку и одев библейских персона­жей в модные для XVII века наряды. Он проявляет себя как революционер в живописной технике.

Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром. Провокационный характер его образов: до Караваджо Иисус Христос и другие святые изображались на картинах девственно чистыми и непорочными, их образы идеализированы, чтобы завоевать сердца верующих. Именно в это время Микеланджело Меризи да Караваджо начинает создавать свои знаменитые работы. Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови. И он рисует его, других святых земными и плотскими, как никто до него. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. Караваджо переворачивает привычные представления о живописи, делая ее более реальной и осязаемой. Натурализм, изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени помогают добиться иллюзии реальности происходящего на картинной плоскости. Оптический эффект становится основным фактором передачи идеи произведения. Светотень, доведенная до предельной выразительности, является важнейшим композиционным фактором в творчестве Караваджо. Свой метод художник внедрил в исторический жанр. Отвергая иконописные каноны, сцены священных деяний он превращает в «натурную постановку», придает им характер застывшего мгновения и насыщает их как бы документальной убедительностью. «Призвание Матфея». Действие света равносильно действию слова.

Но скандальная популярность наскучила Карава­джо, и в следующих работах он раскрывает иные сторо­ны своего дарования. Полотно «Отдых на пути в Еги­пет» художнику удается наполнить мягким лиризмом, передать умиротворенное настроение. Мадонна с Мла­денцем спят под звуки ангельской скрипки, Иосиф ох­раняет их сон и держит перед ангелом божественную партитуру: традиционный сюжет Караваджо исполня­ет с удивительной нежностью и человечностью.

В последние годы XVI века художник вновь обраща­ется к поиску различных средств выражения экспрес­сии. «Голова Медузы», «Юдифь и Олоферн», «Неверие Фомы» («Уверение Фомы») в очередной раз шокируют публику натурализмом. Чего стоит одна Юдифь, пе­ререзающая горло Олоферну, из которого алым фон­таном брызжет кровь! Караваджо интересуют новые источники вдохновения. И художник находит их в хо­рошо знакомой по первым годам пребывания в Риме в романтике городского дна. Такие работы, как «Игро­ки в карты», «Гадалка», стали вызовом добропорядоч­ному обществу. Но для целого ряда молодых живопис­цев эти картины стали откровением, воплощенной в искусстве правдой жизни. Мода на «уличные» жан­ры, сцены из жизни уличных музыкантов, цыган, сол­дат и даже уголовников распространилась по Европе, а плеяда художников, работавших в этом направле­нии, получила название «караваджисты».

Необходимость противостоять общественному мнению, борьба за существование закалили характер Караваджо, но сделали его неуживчивым. Ему было достаточно малейшего повода, чтобы ввязаться в драку или вызвать оппонента на дуэль. Переломным моментом в жизни художника стало убийство, случайно совершенное им в ссоре, разгоревшейся во время игры в карты (в мяч). Караваджо вынесли смертный приговор, и он был вынужден бежать из Рима.

Дальнейшая жизнь художника проходит в странствиях; он всюду чувствует себя чужим, всюду у него столкновения с врагами, его часто привлекают к суду то за драку, то за оскорбительные стихи, то за ссору с квартирными хозяевами. После бегства из Рима он находит убежище в Неаполе, где за несколько месяцев создает ряд алтарных образов, среди которых знаменитая «Мадонна с четками». В 1607 году он уже на Мальте; там помимо других работ Караваджо пишет «Усекновение головы Иоанна Крестителя», единственную картину, хранящую подпись автора. 1608 год он проводит на Сицилии, в Сиракузах, в Мессине и Палермо, где опять много работает и создает ставшие знаменитыми алтарные композиции. В октябре 1609 года художник вновь возвращается в Неаполь и в июле следующего, 1610 года умирает на побережье Порта Эколе. Странствия обрываются только со смертью художника. В 1610 году он вновь отправляется в Рим в надежде на прощение Папы, но, избитый испанской стражей, ограбленный пере­возчиками, он погибает от малярии.

Творчество Караваджо оказало колоссальное влияние на развитие итальянской, да и всей живописи в целом. Стиль, привнесенный им в искусство, получил название «караваджизм» и стал одним из определяющих в итальянской живописи XVII века.

Приемы, выработанные в жанровой живописи, он применяет и в религиозных композициях, причем «святость» в этих произведениях у него начисто отсутствует. Для художника ничто не важно, кроме сильных тел и материальных предметов, которые можно взять в руки, к которым можно прикоснуться. В своих поздних работах, в период странствий, он все больше погружается во мрак. Живопись становится темной и поразительно напряженной. Картина «Смерть Марии» - одно из последних произведений художника. Видимо, под влиянием церковной живописи Рима Караваджо обращается к сложной многофигурной композиции. Картина со своей жестокой прямотой стала буквальным воспроизведением жизни. Это, наверное, одно из самых трагических произведений в коллекции Лувра. Телесная реальность смерти, подчеркиваемая текущим из глубины картины резким светом, шокировала всех. Монастырь кармелиток, по заказу которого исполнялся этот образ, отказался от картины еще до окончания работы. По совету Рубенса это полотно пополнило коллекцию герцога Мантуанского, надолго став объектом подражания для других художников. Потом картина попала к Карлу I Английскому, позднее, во время революции, была куплена неким банкиром, а после его банкротства приобретена Людовиком XIV и таким образом оказалась в Лувре.

Для того чтобы почувствовать суть реформы Караваджо, можно сравнить характерное произведение эпохи Возрождения и типичную картину художника. Например, образы людей с портретов Рафаэля и образ Христа с картины Караваджо «Ужин в Эммаусе». Сделать вывод о том, что на портретах эпохи Возрождения человек смотрится величественным, как Бог, а на картине Караваджо Бог и святые похожи на простолюдинов.

Влияние Караваджо на европейскую живопись шло двумя путями: с одной стороны, свобода в трактовке библейского сюжета, с другой стороны, точное следование живописной манере художника.

Влияние, оказанное Караваджо на европейскую живопись, трудно переоценить. Крупнейшие худож­ники эпохи — Рубенс, Веласкес и Рембрандт — пре­клонялись перед его талантом и в разное время об­ращались к художественным проблемам, впервые затронутым в творчестве великого итальянца. Та­ких проблем множество — осязательность живопис­ного восприятия мира, его приближение к зрителю с помощью контрастов света и тени, «очеловечива­ние» религиозной легенды путем перенесения ее в современную среду, сочетание героического с обыденным. Все эти идеи, реализованные в твор­честве Караваджо, в той или иной степени получи­ли дальнейшее развитие в живописи XVII века.

Но влиянием академизма и караваджизма не ограничивается художественная жизнь Италии в XVII веке. Опирающиеся на богатые традиции ме­стные школы выдвинули целую плеяду замечатель­ных мастеров.


Словарь: «барокко», «раскрепованный антаблемент», «ансамбль». Франческо Барромини и Лоренцо Бернини. Микеланджело Меризи да Караваджо; караваджизм.


Домашнее задание:


1. Сформировать представление об искусстве барокко как о реализации новых представлений о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической сложности; раскрыть новые образные и пластические принципы в творчестве Л. Бернини.

Познакомиться с происхождением термина и значением слова «барокко», на конкретных примерах выявить главную особенность этого стиля - стремление к созданию ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, раскрыть роль католической церкви в формировании стиля.

2. Знать названия основных работ Бернини; уметь выделять характерные черты творчества мастера.

3. Знать основные произведения Караваджо: — «Вакх», «Больной Вакх», «Юноша, укушенный ящерицей», «Юноша с корзиной фруктов», «Юноша с лютней», «Натюрморт с фруктами», «Призвание Матфея», «Голова Медузы», «Юдифь и Олоферн», «Неверие Фомы», «Игро­ки в карты», «Гадалка», «Мадонна с четками», «Усекновение головы Иоанна Крестителя», «Отдых на пути в Еги­пет», «Смерть Марии», «Ужин в Эммаусе».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!