МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
Тема II: «ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII-XVIII ВВ.»
Тема 1: Архитектура Франции XVII века. Стиль классицизм
Самостоятельная работа:
Сформировать понятие о «классицизме» как об идейнохудожественном направлении и стиле в европейском искусстве 17 века. Обосновать положение, что принципы классицизма были связаны с античностью, которая рассматривалась как этическая и художественная норма. На конкретных примерах выявить характерные черты классицизма: гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность. На примере версальского ансамбля (дворец короля, садово-парковый ландшафт) показать основные черты нового направления в архитектуре. Отметить, что главная идея парка - создать особый мир, где все подчинено строгим законам, и, прежде всего, законам красоты.
1.Лувр как художественный музей
В самом центре Парижа, вдоль правого берега Сены, раскинулся комплекс старинных зданий. Издавна они считаются одной из главных достопримечательностей французской столицы. Когда-то здесь был средневековый замок, затем королевский дворец. Сейчас здесь хранится одна из величайших художественных коллекций мира.
История Лувра неотделима от истории Парижа, всей Франции. В самом начале
XIII в. на месте Лувра возвышалась могучая крепостная башня — донжон, позднее превращенная в мощный средневековый замок. Он просуществовал до 1527 г., когда король Франциск I приказал построить на его месте дворец. Этот дворец построил в 1546—1574 гг. ведущий архитектор французского Возрождения П. Леско и украсил скульптурами Ж. Гужон. Сейчас дворец входит в состав так называемого Квадратного двора Лувра.
Во второй половине XVI в. появился корпус «Малой галереи», направленный в сторону Сены, а вдоль ее берега — крыло «Большой галереи», в котором поселились художники, мастера-ювелиры, возникли ковровые мастерские, а позже появилась и типография, где печатались книги. Уже тогда Лувр становится своеобразным центром художественной жизни Франции.
Уже упоминавшийся Квадратный двор — замкнутая дворцовая площадь Лувра — создавался в течение XVII в. В 1624 г. архитектор Ж. Лемерсье построил симметрично корпусу П. Леско здание «Павильона часов», а Л. Лево замкнул Квадратный двор и оформил его внутренние фасады. Из прежней «Малой галереи» Лево создал «Галерею Аполлона», интерьеры которой оформил живописец Ш. Лебрен. Восточный фасад Лувра завершила величественная колоннада, возведенная в 1667— 1674 гг. архитектором К. Перро.
Строительство луврского ансамбля закончилось лишь в 1850-е гг., когда архитекторы Л. Висконти и Э. Лефюэль пристроили к нему так называемый «Новый Лувр» — два комплекса корпусов, замкнувших ансамбль с севера и вдоль «Большой галереи».
Основу художественной коллекции Лувра составили королевские собрания картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. В 1791 г. декретом Национального собрания Лувр был объявлен национальным художественным музеем и 8 ноября 1793 г. открыт для широкой публики. В эти годы он значительно пополнился коллекциями, национализированными у некоторых монастырей, церквей и аристократических семейств.
С большим трудом попадали в Лувр произведения художников-романтиков и представителей реалистического направления. Прекрасные полотна импрессионистов и постимпрессионистов заняли достойное место в крупнейшем национальном музее лишь благодаря настойчивым требованиям прогрессивной интеллигенции. С 1947 г. они размещены в Музее импрессионизма (он входит в состав Лувра). Симметрично зданию Музея импрессионизма расположена так называемая Оранжерея, в которой выставлены серии декоративных панно «Кувшинки» К. Моне.
Коллекции Лувра расположены в 6 отделах. Уникальные памятники искусства Древнего Востока (Месопотамии, Вавилона, Ассирии) и Древнего Египта находятся в отделах восточных и египетских древностей. Среди них — «Стела коршунов» царя Эаннатума из Лагаша и известная всем со школьной скамьи статуя царского писца Каи. А залы, посвященные искусству Древней Греции и Древнего Рима, украшают такие всемирно известные произведения, как Ника Самофракийская и Венера Милосская. В отделе скульптуры собраны прекрасные работы средневековых мастеров, скульпторов эпохи Возрождения (в том числе статуи рабов Микеланджело), скульптуры Ж. Гужона и мастеров более позднего времени.
Замечательными произведениями располагает и картинная галерея Лувра. Среди них — «Мадонна в скалах» и «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Я. ван Эйка, картины Рафаэля, Тициана, П. Веронезе, П. П. Рубенса, Рембрандта, А. ван Дейка и многих других мастеров западноевропейских школ. В Лувре хранится крупнейшее в мире собрание французского искусства. Достаточно упомянуть интересные полотна Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Н. Пуссена, братьев Ленен, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Ж. О. Д. Энгра, Г. Курбе, Ж- Ф. Милле и многих других живописцев.
В Лувре находится ценное собрание рисунков и гравюр, а также произведений декоративно-прикладного искусства.
2. Строительство Лувра.
Лувр - один из самых грандиозных и замечательных дворцовых комплексов мира. Его изначальное название Лувения, или Лупания, напоминает о тех давних временах, когда на берегу реки Сены в «волчьем лесу» был построен охотничий замок для французских королей («лупус» на латинском языке означает «волк»). Теперь это самый центр Парижа.
В основу архитектуры замка легла цитадель, которую выстроили в начале XIII века как символ могущественного централизованного государства. Король Карл V включил эти земли в черту города. При Франциске I с 1527 года Лувр стал официальной королевской резиденцией. Затем старый замок сломали, а в 1541 году заложили новый, более обширный дворец. Пристройки и реконструкции продолжались на протяжении столетий. Основной план (четыре крыла, окружающие двор) сохранялся, но средневековая цитадель постепенно превратилась в дворец Ренессанса.
Екатерина Медичи, в то время королева-регентша, в 1563 году повелела возвести за стенами Лувра второй дворец, получивший по-французски красивое и звучное название Тюильри, по находившимся здесь ранее черепичным заводам. Во время правления Генриха IV был составлен генеральный план, который должен был придать Лувру его окончательный облик. Король решил связать Лувр и Тюильри в единый комплекс, соединив их галереей, идущей вдоль Сены и получившей официальное название Большой галереи. Именно этой галерее было суждено стать основой будущего музея.
При Людовике XIV в Лувре и Тюильри были развернуты широкомасштабные работы. Все говорило о том, что Лувр станет еще прекраснее. Из Фонтенбло было перевезено и размещено во дворце королевское собрание живописи. Однако в 1674 году король принял решение сделать своей резиденцией Версаль, ставший символом французской монархии вплоть до конца ее существования. Строительство в Лувре было прервано и заброшено на многие годы, дворец потерял свое значение. В течение XVIII века его помещения начали занимать различные правительственные учреждения, в том числе и многочисленные Королевские Академии.
В 1699 году Королевская Академия живописи и скульптуры получила разрешение у Людовика XIV использовать Большую галерею для показа работ ее мастеров. Выставка имела огромный успех. С 1725 года и вплоть до 1848 года такие выставки стали проводиться регулярно и получили название по месту их проведения в Большом салоне - «Салон». Отсюда пошло и сохранившееся до наших дней выражение «салонная живопись». Назначением дворца стало служение культуре.
В 1750 году возобновились работы по реставрации обветшавшего здания Лувра, а в Люксембургском дворце состоялась демонстрация королевского собрания живописи, большая часть которой до тех пор была недоступна для широкой публики.
Статус музея Лувр получил в конце правления Людовика XVI, также проводившего политику активного пополнения королевских коллекций.
Революция изменила название Лувра - он стал Главным музеем искусств, который открыл свои двери 10 августа 1793 года. Периоды Второй республики и Второй империи ознаменовались новым всплеском музейной и архитектурной деятельности. Лувр, переименованный в 1848 году во Дворец народа, был полностью отреставрирован и переоборудован. В 1871 году, в дни Коммуны, дворец Тюильри был уничтожен пожаром, и впоследствии было решено его не восстанавливать. Правительственные учреждения постепенно стали перебираться из Лувра в другие здания. Одно за другим помещения переходили к музею. Появилась возможность показать сильно разросшиеся коллекции. С этого времени Лувр занял прочное место среди крупнейших музеев мира.
3.Создание коллекции.
Собирательство произведений искусства во все времена считалось неотъемлемой привилегией монархов. Уже в конце XV века во Франции понимали приоритет достижений итальянского искусства и художественного итальянского мастерства. Сначала на подобные вещи смотрели как на редкости, предназначенные для коллекционеров, но уже скоро художественные ценности Италии послужили одним из стимулов военных походов в эту страну. Вскоре во Францию стали поступать картины художников Высокого Возрождения. Торжественный въезд Людовика XII в Милан в 1507 году был запечатлен Леонардо да Винчи, который получил королевскую пенсию и был принят на службу в качестве военного инженера.
Наиболее примечательным «сюжетом» в искусстве этого периода являлась фигура самого короля. Франциск I был человеком воистину универсальных дарований - и меценат, и военачальник. Его огромной энергии хватало и на придворные интриги, и на развитие армии, и на пополнение коллекции. Именно он заложил основу французской национальной коллекции, которая первоначально разместилась в новом королевском дворце в Фонтенбло. Основу коллекции Фонтенбло составили несколько шедевров флорентийской и римской живописи. Но и другая, большая часть коллекции выделялась высоким качеством исполнения. Надо признать, что король обладал широким кругозором и изысканным вкусом. В 1517 году Франциск I поселил Леонардо да Винчи близ Амбуаза. И все картины, находившиеся у художника к моменту его смерти в 1519 году, наследовал король. В их числе и знаменитый портрет Монны Лизы. Все 19 картин итальянских художников из коллекции Франциска находятся в Лувре и сейчас. Первой французской работой в коллекции стал, по-видимому, портрет самого короля, сейчас приписываемый Жану Клуэ Младшему. Портрет Франциска I работы Тициана сделан по медали Бенвенуто Челлини, работавшего в то время в Париже, так как у французских монархов того времени не было принято позировать художникам-портретистам.
К середине XVI века французское придворное искусство уже не зависело от чужеземных влияний и развивалось самостоятельно. После 1527 года официальной королевской резиденцией становится капитально перестроенный Лувр. При Генрихе II основным приобретением Лувра стали скульптурные фасады Жана Гужона в квадратном дворе. Лувр, пожалуй, едва ли не единственный музей в мире, декоративное оформление которого вобрало в себя творчество художников высочайшего уровня. Несколько небольших кабинетных портретов кисти Франсуа Клуэ и Корнеля де Лиона, а также работы художников так называемой Школы Фонтенбло поступили в Лувр несколько позднее.
Генрих IV, столь много сделавший для Лувра, был убит в 1610 году. Следы строительных работ, затеянных в Лувре его вдовой Марией Медичи, не сохранились, но присутствие ее личности в формировании луврской коллекции проявилось глубже, чем у какого-либо другого монарха. В 1621 году она заказала Рубенсу серию огромных холстов для своей резиденции в Люксембургском дворце, которые должны были подробно изложить события ее жизни и возвеличить ее образ. Весь цикл из двадцати одной картины в 1816 году был перенесен в Лувр из бывшей резиденции Медичи, занятой Французским сенатом.
Художественный приоритет Франции поддерживала деятельность трех ее великих министров: Ришелье, Мазарини и Кольбера. Каждый из них в какой-то степени наследовал дело своего предшественника. Королевская коллекция служила для них выражением могущества монархии. Собрания Ришелье были просто огромными. Они заполняли дворец кардинала, чтобы перейти затем к королю. Мазарини вошел в историю как человек алчный, однако ни он, ни другие министры не собирали коллекции для себя лично. Кардинал Мазарини стал первым министром, когда на трон взошел, еще ребенком, Людовик XIV. Для Мазарини коллекционирование живописи имело, видимо, большее значение, чем для Ришелье. Он следил за всеми проходившими в Европе распродажами коллекций. Именно ему Франция обязана покупкой лучшей части коллекции английского короля Карла I. После смерти Мазарини в 1661 году роль собирателя взял на себя сам французский король.
Лично управляя страной, Людовик XIV сделал и покровительство искусствам королевским правом и долгом. Ни один европейский монарх не знал так хорошо искусство своего времени. Людовик XIV считал осведомленность в вопросах искусства обязательной для правителя. Он великодушно отказался унаследовать всю коллекцию Мазарини, но приобрел лучшие полотна - работы Рафаэля, Тициана и Корреджо. Король сам делал закупки для стремительно разраставшейся коллекции, в том числе и произведения современных ему художников - Пуссена и Клода Лоррена. Сразу после смерти Рембрандта интенсивно скупались работы великого голландца.
Генеральный инспектор финансов Кольбер изыскивал средства не только на непомерные расходы версальского двора, но и на реконструкцию Лувра, состояние которого приводило короля в ужас. Кольбер, со своей стороны, непоколебимо верил в будущее Лувра как национального музея. Он приобретал произведения, которые не успел купить Мазарини. Так, посол Франции в Венеции получил у венецианского сената разрешение на покупку двух больших картин Веронезе. В течение двадцати лет коллекция увеличилась с двухсот холстов до двух тысяч произведений. Художник Шарль Лебрен вместе с Кольбером воскресил давний замысел Ришелье превратить Большую галерею в собрание картин для обучения художников, объединив там произведения, рассредоточенные по разным королевским дворцам. По распоряжению Кольбера в Лувр переезжает коллекция Фонтенбло, которая оставалась там как память о Франциске I. В 1681 году король посетил старый Лувр, чтобы увидеть свой кабинет живописи. Это был торжественный день: Лувр стал национальной галереей, единственным посетителем которой был сам король.
После смерти Людовика XIV для Лувра наступил режим жестокой экономии. Золотой век французской живописи, пришедшийся на XVIII столетие, не нашел покровителя в лице Людовика XV и остался почти не представленным в королевской коллекции. Зато Людовик XVI поставил своеобразный рекорд по новым поступлениям в музей. Были пополнены все коллекции, проведена систематизация произведений по качеству. Граф Д'Анживийе, занимавший в то время пост директора Лувра, активно пополнял коллекции за счет голландских школ, к которым возник немалый интерес.
Великая французская революция разом изменила жизнь Лувра. Все перипетии этого сложного периода сказались и в судьбе дворца-музея. Идея освобождения от королевской власти давала каждому право притязать на королевские привилегии. Искусство должно было принадлежать народу. И без единого месяца отсрочки. Декрет от 27 июля 1793 года постановлял открыть Лувр через 14 дней, что и произошло 10 августа. Конечно, галерея не была готова и очень скоро закрылась на ремонт и реконструкцию. Часть помещений подготовили для доступа публики к 17 апреля 1799 года, остальные работы были завершены к июлю 1801 года.
Главный музей искусств (так стал называться Лувр) открылся в дни, когда Франция была в состоянии войны со всей Европой и к тому же раздираема гражданской войной. И все же Музей стал великим достижением своего времени и оказался, наверное, единственным верным начинанием Республики. Якобинцы во главе с Жаном-Луи Давидом достигли своей цели, показав, что культура, некогда служившая исключительно удовольствию монарха, является естественным правом и достоянием всего человечества.
В период Директории генерал Наполеон Бонапарт приказал: куда бы ни направлялись его армии, они должны захватывать самые прославленные памятники искусства в пользу Главного музея, ибо суверенное право на все искусства должно перейти к Франции, чтобы утвердить и украсить царство свободы. Первая партия художественных ценностей прибыла из Нидерландов, за ней последовали картины из Италии. В 1806-1807 годах были ограблены австрийская и немецкая галереи. Караваны шедевров из всех оккупированных стран стягивались к Лувру. В конце концов утвердилось мнение, что именно Франция более всего подходит для выполнения миссии Всемирного музея. Всецело одобрявшие это французские художники заявляли, что «Французская Республика благодаря своей силе, своей просвещенности и своим передовым художникам является единственной страной в мире, способной дать безопасный приют шедеврам».
Виван-Денон, бывший директором Лувра в то время, все отчетливее видел, чего не хватает в коллекции картин, в большинстве своем приобретенных в результате военных действий. Большой пробел составляло, например, отсутствие картин раннего Ренессанса. В 1811 году он отправился в Тоскану для поиска художественного наследия этого периода и значительно преуспел. В церкви францисканцев в Пизе Виван-Денон приобрел произведения Чимабуэ и Джотто, которые ныне открывают раздел итальянской живописи в Большой галерее. Выставка, устроенная по его возвращению, помимо алтарей Джотто и Чимабуэ включала в себя произведения Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Лоренцо ди Креди и многих других художников, составляющие и сейчас гордость коллекции раннего Ренессанса в Лувре.
Революционный пример Лувра вдохновил местные власти и многих частных лиц как во Франции, так и по всей Европе на создание публичных музеев и галерей. Когда Наполеон был низложен и конфискованное им в других странах реквизировалось, произведения искусства возвращались не в церкви, откуда были изъяты, а в картинные галереи.
Тем не менее после падения империи в 1815 году и возврата награбленных шедевров в Лувре осталась ровно половина картин, вывезенных из Италии, происхождение которых было доподлинно известно. Французы обращались с ними лучше, чем их прежние владельцы, их значимость раскрылась именно в Лувре. Представители Тосканы отказались от своих шедевров, среди которых были полотна Чимабуэ и Перуджино. Решение Виван-Денона приобрести тосканские шедевры получило тем самым юридическое подтверждение.
Собирателей коллекций Лувра воодушевляла и воодушевляет общая вера в то, что людям необходимо унаследовать опыт прошлого, прочувствовать благородные идеи и высокую красоту изобразительного искусства. Именно с этими убеждениями Франция и весь просвещенный мир смотрят в будущее. Коллекции же Лувра, особенно живописные, настолько богаты и разнообразны, что для многих поколений во всем мире сами понятия «музей» и «галерея» в первую очередь и по праву ассоциируются со словом «Лувр».
Кроме живописи Лувр богат археологическими коллекциями, великолепным собранием скульптуры и графики. В настоящее время в его залах экспонируется 35 тысяч произведений искусства, а число единиц хранения во много раз больше. Но Лувр стремится к постоянному пополнению своих коллекций. В этом ему помогает государство, «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, частные лица. Самым значительным приобретением Лувра в последние годы стала картина великого французского живописца Никола Пуссена «Видение св. Франсуазы Римской», до 1999 года считавшаяся утраченной.
Домашнее задание: сообщение о Вандомской площади как примере изменения содержательной стороны классицизма, когда искусство превращается в средство идеологической пропаганды. Повторить значение терминов: фасад, колоннада, ордер, ордерная система, культовая архитектура, ансамбль, перспектива, экстерьер здания, интерьер, пилястры, регулярный парк.
Тема 2: Живопись Франции XVII века.
(тема для самостоятельного изучения)
Никола Пуссен и Клод Лоррен
Задачи:
1. Сформулировать понимание принципов классицизма, воплощенных в живописи.
2. Рассмотреть картины Пуссена, отметить, что в них преобладала античная тематика, даже его пейзажи населены мифологическими героями, которые выступают символом одухотворенности мира. Отметить, что принципы классицизма проявились и в композиции работ художника: она простая, логичная, упорядоченная. Четко отделены пространственные планы, такое разделение подчеркивается и цветом. «Пейзажная трехцветка» в картинах Пуссена. Художник о роли цвета в картине. Школа живописи Пуссена. Сопоставление творчества двух французских художников - классицистов. Своеобразие пейзажей Лоррена: тонкость колорита, виртуозно построенная перспектива, игра тонов, изображение воздуха и света на холсте. Лоррен как основоположник традиций французского пейзажа.
3. Негативное воздействие норм и правил в художественном творчестве на развитие искусства Франции. Сюжет должен быть лишь из истории, Библии или мифологии; деление композиции на четкие планы; ориентация при выборе пропорций и объемов фигуры лишь на скульптуры античных мастеров; образование должно было проходить лишь в стенах академии.
Домашнее задание: сопоставить фрагменты эпоса Овидия «Метаморфозы» и картины Пуссена «Царство Флоры».
Тема 3: Рококо.
Название этого стилевого направления в европейском искусстве первой половины XVIII в. происходит от французского слова, означающего «узор из камней и раковин». Искусство рококо было завершением и поздней, наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Но в нем появились и совершенно новые черты. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов. В декоративных композициях господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, маски, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамлениях, зеркала причудливых очертаний, воздушная легкость, изысканность, асимметрия. В целом для произведений стиля рококо характерны светлые тона, отказ от строгой тектоники и прямых линий. Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, но неглубоки; архитектура (особенно интерьеры особняков) отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем планировки. Особенно успешно развивалось декоративное искусство, проникнутое духом комфорта и внимания к личному удобству. Рококо возникло и получило развитие во Франции, где были созданы лучшие интерьеры этого стиля. В Германии и Италии элементы рококо проявляются в украшении интерьеров и фасадов зданий, хотя основой архитектурного стиля оставалось барокко. В России в постройках стиля барокко и раннего классицизма (В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский, А. Ринальди) золоченые завитки рококо были излюбленным узором интерьеров, а часто и фасадов зданий. Наибольшее распространение рококо получило в резьбе, лепке, керамике, ювелирных изделиях, мебели, металлической утвари, декоративной живописи, скульптуре и графике. Особенно знамениты посуда и мелкая пластика фарфоровых заводов в Севре (Франция), Мейсене (Германия), Вене, Петербурге (Императорский фарфоровый завод).
*СЛ **СЛОВАРЬ* |
РОКОКО (франц. rococo) — стилистическое направление, развивавшееся в XVIII в. главным образом во Франции в период Регентства и правления Людовика XV. Название происходит от франц. rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины. Рококо возникло как стиль по преимуществу декоративный, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения рококо была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные рококо и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий, сообщают мебели и утвари изысканно-хрупкие формы, не вяжущиеся с их прямым назначением. В живописи рококо культивируются фривольно трактуемые мифологические мотивы, преобладает тематика «галантных сцен» и пасторалей: типичны произведения Ф.Буше, НЛанкре. Крупным и глубоким художником, лишь внешне сходным с характерными представителями рококо, был А.Ватто, в творчестве которого звучат ноты иронии, тонкой насмешливости и вместе с тем подлинной человечности. Выдающимся мастером, связанным с направлением рококо, был также Ж.Фрагонар, внесший в тематику этого стиля элементы реалистического бытового жанра. |
Тема 4: Живопись Франции XVIII века. Стиль рококо.
(тема для самостоятельного изучения)
Задачи:
1. Получить представление о кризисе абсолютизма во Франции; основополагающее влияние философии просветителей; о сложении стиля рококо как ответвления угасающего барокко.
2. Познакомиться с реалистической наблюдательностью, передачей психологической сложности чувств в произведениях А. Ватто. Выявить трепетность мазка, богатство тончайшей цветовой гаммы в картинах Ватто.
3. Пасторальный жанр в творчестве Ф.Буше.
4. Картины Ж. Б. Шардена.
Домашнее задание: знать произведения А. Ватто, Ф.Буше, Ж.Б.Шардена
Искусство Франции XVII века.
Классицизм.
Классицизмом (от латинского слова «классикус»— «образцовый») называют стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Философской основой классицизма были представления о разумной закономерности мира, о главенстве разума и общественного долга в жизни людей, о прекрасной, облагороженной природе; для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма — торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Ему были присущи, однако, черты утопизма, идеализации и отвлеченности образов, нараставшие в периоды его кризиса, особенно в середине XIX в., когда классицизм был связан с реакционными общественными силами. Для архитектуры классицизма типичны четкость и геометрическая правильность объемов, регулярность планировки; на глади стен выделяются портики, колоннады, статуи, рельефы. В изобразительном искусстве главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плавная обобщенная контурная линия, четкая моделировка объема; цвет играл подчиненную роль и служил выделению смысловых акцентов, подчеркивал ведущую роль линейно-объемного построения. Развитие классицизма во многом связано с Академиями художеств в Париже (основана в 1648 г.), Петербурге (основана в 1757 г.) и другими. Классицизм, сложившийся в XVII в. во Франции, отражал победу абсолютизма в политической жизни и торжество рационалистических принципов в культуре. В архитектуре (Л. Лево, Ф. Мансар, К. Перро) и живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) господствовали интерес к античным мотивам, темам и героическим образам, идеалы величия, разума и гражданского долга. Это искусство развивалось параллельно с барокко (так, в дворцово-парковом ансамбле Версаля — резиденции французских королей — классицизм и барокко слились в единый торжественный, парадный стиль).
*СЛОВАРЬ* |
КЛАССИЦИЗМ — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Обычно различают два этапа в истории классицизма. Сложился он в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век обычно считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он выражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов. Главные темы классицизма — конфликт общественного и личного начал, долга и чувства. Ему свойственны строго организованные, логичные, ясные и гармоничные образы. Соответственно и эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, мифология, религиозная картина, опера) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина, оперетта). С точки зрения представителей классицизма важным является лишь то, что имеет непреходящее, вневременное значение. Именно со становлением классицизма связана организация в ряде стран академий живописи, скульптуры, архитектуры. В литературе классицизм представлен трагедиями П.Корнеля, Ж.Расина, комедиями Мольера, книгой Н.Буало «Поэтическое искусство» во Франции. В Германии это творчество И.Гёте и Ф.Шиллера, в России — оды М.Ломоносова и Г.Державина, трагедии А.Сумарокова и Я.Княжнина. Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек эпохи барокко, мастера классицизма никогда не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. Для живописи и скульптуры также характерна четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы. Основным элементом картины становится линия и светотень. Для каждого из планов выбирается свой цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего. Крупнейшим мастером живописи классицизма был французский художник Н.Пуссен. В России классицизм переживает расцвет в последней трети XVIII — первой трети XIX века. С ним связан небывалый по размаху расцвет светской культуры. Зодчие этого периода создали типы столичного дворца-усадьбы и крупного жилого дома, а также загородного дворцово-паркового ансамбля. Именно в этот период сложился архитектурный ансамбль центра Петербурга. Регулярность планировки сочеталась с живописностью пространственной структуры (стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь). Живопись классицизма отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка. |
Архитектура.
Лувр как художественный музей
В самом центре Парижа, вдоль правого берега Сены, раскинулся комплекс старинных зданий. Издавна они считаются одной из главных достопримечательностей французской столицы. Когда-то здесь был средневековый замок, затем королевский дворец. Сейчас здесь хранится одна из величайших художественных коллекций мира.
История Лувра неотделима от истории Парижа, всей Франции. В самом начале XIII в. на месте Лувра возвышалась могучая крепостная башня — донжон, позднее превращенная в мощный средневековый замок. Он просуществовал до 1527 г., когда король Франциск I приказал построить на его месте дворец. Этот дворец построил в 1546—1574 гг. ведущий архитектор французского Возрождения П. Леско и украсил скульптурами Ж. Гужон. Сейчас дворец входит в состав так называемого Квадратного двора Лувра.
Во второй половине XVI в. появился корпус «Малой галереи», направленный в сторону Сены, а вдоль ее берега — крыло «Большой галереи», в котором поселились художники, мастера-ювелиры, возникли ковровые мастерские, а позже появилась и типография, где печатались книги. Уже тогда Лувр становится своеобразным центром художественной жизни Франции.
Уже упоминавшийся Квадратный двор — замкнутая дворцовая площадь Лувра — создавался в течение XVII в. В 1624 г. архитектор Ж. Лемерсье построил симметрично корпусу П. Леско здание «Павильона часов», а Л. Лево замкнул Квадратный двор и оформил его внутренние фасады. Из прежней «Малой галереи» Лево создал «Галерею Аполлона», интерьеры которой оформил живописец Ш. Лебрен. Восточный фасад Лувра завершила величественная колоннада, возведенная в 1667— 1674 гг. архитектором К. Перро.
Строительство луврского ансамбля закончилось лишь в 1850-е гг., когда архитекторы Л. Висконти и Э. Лефюэль пристроили к нему так называемый «Новый Лувр» — два комплекса корпусов, замкнувших ансамбль с севера и вдоль «Большой галереи».
Основу художественной коллекции Лувра составили королевские собрания картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. В 1791 г. декретом Национального собрания Лувр был объявлен национальным художественным музеем и 8 ноября 1793 г. открыт для широкой публики. В эти годы он значительно пополнился коллекциями, национализированными у некоторых монастырей, церквей и аристократических семейств.
С большим трудом попадали в Лувр произведения художников-романтиков и представителей реалистического направления. Прекрасные полотна импрессионистов и постимпрессионистов заняли достойное место в крупнейшем национальном музее лишь благодаря настойчивым требованиям прогрессивной интеллигенции. С 1947 г. они размещены в Музее импрессионизма (он входит в состав Лувра). Симметрично зданию Музея импрессионизма расположена так называемая Оранжерея, в которой выставлены серии декоративных панно «Кувшинки» К. Моне.
Коллекции Лувра расположены в 6 отделах. Уникальные памятники искусства Древнего Востока (Месопотамии, Вавилона, Ассирии) и Древнего Египта находятся в отделах восточных и египетских древностей. Среди них — «Стела коршунов» царя Эаннатума из Лагаша и известная всем со школьной скамьи статуя царского писца Каи. А залы, посвященные искусству Древней Греции и Древнего Рима, украшают такие всемирно известные произведения, как Ника Самофракийская и Венера Милосская. В отделе скульптуры собраны прекрасные работы средневековых мастеров, скульпторов эпохи Возрождения (в том числе статуи рабов Микеланджело), скульптуры Ж. Гужона и мастеров более позднего времени.
Замечательными произведениями располагает и картинная галерея Лувра. Среди них — «Мадонна в скалах» и «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Я. ван Эйка, картины Рафаэля, Тициана, П. Веронезе, П. П. Рубенса, Рембрандта, А. ван Дейка и многих других мастеров западноевропейских школ. В Лувре хранится крупнейшее в мире собрание французского искусства. Достаточно упомянуть интересные полотна Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Н. Пуссена, братьев Ленен, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Ж. О. Д. Энгра, Г. Курбе, Ж- Ф. Милле и многих других живописцев.
В Лувре находится ценное собрание рисунков и гравюр, а также произведений декоративно-прикладного искусства.
Строительство Лувра.
Лувр - один из самых грандиозных и замечательных дворцовых комплексов мира. Его изначальное название Лувения, или Лупания, напоминает о тех давних временах, когда на берегу реки Сены в «волчьем лесу» был построен охотничий замок для французских королей («лупус» на латинском языке означает «волк»). Теперь это самый центр Парижа.
В основу архитектуры замка легла цитадель, которую выстроили в начале XIII века как символ могущественного централизованного государства. Король Карл V включил эти земли в черту города. При Франциске I с 1527 года Лувр стал официальной королевской резиденцией. Затем старый замок сломали, а в 1541 году заложили новый, более обширный дворец. Пристройки и реконструкции продолжались на протяжении столетий. Основной план (четыре крыла, окружающие двор) сохранялся, но средневековая цитадель постепенно превратилась в дворец Ренессанса.
Екатерина Медичи, в то время королева-регентша, в 1563 году повелела возвести за стенами Лувра второй дворец, получивший по-французски красивое и звучное название Тюильри, по находившимся здесь ранее черепичным заводам. Во время правления Генриха IV был составлен генеральный план, который должен был придать Лувру его окончательный облик. Король решил связать Лувр и Тюильри в единый комплекс, соединив их галереей, идущей вдоль Сены и получившей официальное название Большой галереи. Именно этой галерее было суждено стать основой будущего музея.
При Людовике XIV в Лувре и Тюильри были развернуты широкомасштабные работы. Все говорило о том, что Лувр станет еще прекраснее. Из Фонтенбло было перевезено и размещено во дворце королевское собрание живописи. Однако в 1674 году король принял решение сделать своей резиденцией Версаль, ставший символом французской монархии вплоть до конца ее существования. Строительство в Лувре было прервано и заброшено на многие годы, дворец потерял свое значение. В течение XVIII века его помещения начали занимать различные правительственные учреждения, в том числе и многочисленные Королевские Академии.
В 1699 году Королевская Академия живописи и скульптуры получила разрешение у Людовика XIV использовать Большую галерею для показа работ ее мастеров. Выставка имела огромный успех. С 1725 года и вплоть до 1848 года такие выставки стали проводиться регулярно и получили название по месту их проведения в Большом салоне - «Салон». Отсюда пошло и сохранившееся до наших дней выражение «салонная живопись». Назначением дворца стало служение культуре.
В 1750 году возобновились работы по реставрации обветшавшего здания Лувра, а в Люксембургском дворце состоялась демонстрация королевского собрания живописи, большая часть которой до тех пор была недоступна для широкой публики.
Статус музея Лувр получил в конце правления Людовика XVI, также проводившего политику активного пополнения королевских коллекций.
Революция изменила название Лувра - он стал Главным музеем искусств, который открыл свои двери 10 августа 1793 года. Периоды Второй республики и Второй империи ознаменовались новым всплеском музейной и архитектурной деятельности. Лувр, переименованный в 1848 году во Дворец народа, был полностью отреставрирован и переоборудован. В 1871 году, в дни Коммуны, дворец Тюильри был уничтожен пожаром, и впоследствии было решено его не восстанавливать. Правительственные учреждения постепенно стали перебираться из Лувра в другие здания. Одно за другим помещения переходили к музею. Появилась возможность показать сильно разросшиеся коллекции. С этого времени Лувр занял прочное место среди крупнейших музеев мира.
Создание коллекции.
Собирательство произведений искусства во все времена считалось неотъемлемой привилегией монархов. Уже в конце XV века во Франции понимали приоритет достижений итальянского искусства и художественного итальянского мастерства. Сначала на подобные вещи смотрели как на редкости, предназначенные для коллекционеров, но уже скоро художественные ценности Италии послужили одним из стимулов военных походов в эту страну. Вскоре во Францию стали поступать картины художников Высокого Возрождения. Торжественный въезд Людовика XII в Милан в 1507 году был запечатлен Леонардо да Винчи, который получил королевскую пенсию и был принят на службу в качестве военного инженера.
Наиболее примечательным «сюжетом» в искусстве этого периода являлась фигура самого короля. Франциск I был человеком воистину универсальных дарований - и меценат, и военачальник. Его огромной энергии хватало и на придворные интриги, и на развитие армии, и на пополнение коллекции. Именно он заложил основу французской национальной коллекции, которая первоначально разместилась в новом королевском дворце в Фонтенбло. Основу коллекции Фонтенбло составили несколько шедевров флорентийской и римской живописи. Но и другая, большая часть коллекции выделялась высоким качеством исполнения. Надо признать, что король обладал широким кругозором и изысканным вкусом. В 1517 году Франциск I поселил Леонардо да Винчи близ Амбуаза. И все картины, находившиеся у художника к моменту его смерти в 1519 году, наследовал король. В их числе и знаменитый портрет Монны Лизы. Все 19 картин итальянских художников из коллекции Франциска находятся в Лувре и сейчас. Первой французской работой в коллекции стал, по-видимому, портрет самого короля, сейчас приписываемый Жану Клуэ Младшему. Портрет Франциска I работы Тициана сделан по медали Бенвенуто Челлини, работавшего в то время в Париже, так как у французских монархов того времени не было принято позировать художникам-портретистам.
К середине XVI века французское придворное искусство уже не зависело от чужеземных влияний и развивалось самостоятельно. После 1527 года официальной королевской резиденцией становится капитально перестроенный Лувр. При Генрихе II основным приобретением Лувра стали скульптурные фасады Жана Гужона в квадратном дворе. Лувр, пожалуй, едва ли не единственный музей в мире, декоративное оформление которого вобрало в себя творчество художников высочайшего уровня. Несколько небольших кабинетных портретов кисти Франсуа Клуэ и Корнеля де Лиона, а также работы художников так называемой Школы Фонтенбло поступили в Лувр несколько позднее.
Генрих IV, столь много сделавший для Лувра, был убит в 1610 году. Следы строительных работ, затеянных в Лувре его вдовой Марией Медичи, не сохранились, но присутствие ее личности в формировании луврской коллекции проявилось глубже, чем у какого-либо другого монарха. В 1621 году она заказала Рубенсу серию огромных холстов для своей резиденции в Люксембургском дворце, которые должны были подробно изложить события ее жизни и возвеличить ее образ. Весь цикл из двадцати одной картины в 1816 году был перенесен в Лувр из бывшей резиденции Медичи, занятой Французским сенатом.
Художественный приоритет Франции поддерживала деятельность трех ее великих министров: Ришелье, Мазарини и Кольбера. Каждый из них в какой-то степени наследовал дело своего предшественника. Королевская коллекция служила для них выражением могущества монархии. Собрания Ришелье были просто огромными. Они заполняли дворец кардинала, чтобы перейти затем к королю. Мазарини вошел в историю как человек алчный, однако ни он, ни другие министры не собирали коллекции для себя лично. Кардинал Мазарини стал первым министром, когда на трон взошел, еще ребенком, Людовик XIV. Для Мазарини коллекционирование живописи имело, видимо, большее значение, чем для Ришелье. Он следил за всеми проходившими в Европе распродажами коллекций. Именно ему Франция обязана покупкой лучшей части коллекции английского короля Карла I. После смерти Мазарини в 1661 году роль собирателя взял на себя сам французский король.
Лично управляя страной, Людовик XIV сделал и покровительство искусствам королевским правом и долгом. Ни один европейский монарх не знал так хорошо искусство своего времени. Людовик XIV считал осведомленность в вопросах искусства обязательной для правителя. Он великодушно отказался унаследовать всю коллекцию Мазарини, но приобрел лучшие полотна - работы Рафаэля, Тициана и Корреджо. Король сам делал закупки для стремительно разраставшейся коллекции, в том числе и произведения современных ему художников - Пуссена и Клода Лоррена. Сразу после смерти Рембрандта интенсивно скупались работы великого голландца.
Генеральный инспектор финансов Кольбер изыскивал средства не только на непомерные расходы версальского двора, но и на реконструкцию Лувра, состояние которого приводило короля в ужас. Кольбер, со своей стороны, непоколебимо верил в будущее Лувра как национального музея. Он приобретал произведения, которые не успел купить Мазарини. Так, посол Франции в Венеции получил у венецианского сената разрешение на покупку двух больших картин Веронезе. В течение двадцати лет коллекция увеличилась с двухсот холстов до двух тысяч произведений. Художник Шарль Лебрен вместе с Кольбером воскресил давний замысел Ришелье превратить Большую галерею в собрание картин для обучения художников, объединив там произведения, рассредоточенные по разным королевским дворцам. По распоряжению Кольбера в Лувр переезжает коллекция Фонтенбло, которая оставалась там как память о Франциске I. В 1681 году король посетил старый Лувр, чтобы увидеть свой кабинет живописи. Это был торжественный день: Лувр стал национальной галереей, единственным посетителем которой был сам король.
После смерти Людовика XIV для Лувра наступил режим жестокой экономии. Золотой век французской живописи, пришедшийся на XVIII столетие, не нашел покровителя в лице Людовика XV и остался почти не представленным в королевской коллекции. Зато Людовик XVI поставил своеобразный рекорд по новым поступлениям в музей. Были пополнены все коллекции, проведена систематизация произведений по качеству. Граф Д'Анживийе, занимавший в то время пост директора Лувра, активно пополнял коллекции за счет голландских школ, к которым возник немалый интерес.
Великая французская революция разом изменила жизнь Лувра. Все перипетии этого сложного периода сказались и в судьбе дворца-музея. Идея освобождения от королевской власти давала каждому право притязать на королевские привилегии. Искусство должно было принадлежать народу. И без единого месяца отсрочки. Декрет от 27 июля 1793 года постановлял открыть Лувр через 14 дней, что и произошло 10 августа. Конечно, галерея не была готова и очень скоро закрылась на ремонт и реконструкцию. Часть помещений подготовили для доступа публики к 17 апреля 1799 года, остальные работы были завершены к июлю 1801 года.
Главный музей искусств (так стал называться Лувр) открылся в дни, когда Франция была в состоянии войны со всей Европой и к тому же раздираема гражданской войной. И все же Музей стал великим достижением своего времени и оказался, наверное, единственным верным начинанием Республики. Якобинцы во главе с Жаном-Луи Давидом достигли своей цели, показав, что культура, некогда служившая исключительно удовольствию монарха, является естественным правом и достоянием всего человечества.
В период Директории генерал Наполеон Бонапарт приказал: куда бы ни направлялись его армии, они должны захватывать самые прославленные памятники искусства в пользу Главного музея, ибо суверенное право на все искусства должно перейти к Франции, чтобы утвердить и украсить царство свободы. Первая партия художественных ценностей прибыла из Нидерландов, за ней последовали картины из Италии. В 1806-1807 годах были ограблены австрийская и немецкая галереи. Караваны шедевров из всех оккупированных стран стягивались к Лувру. В конце концов утвердилось мнение, что именно Франция более всего подходит для выполнения миссии Всемирного музея. Всецело одобрявшие это французские художники заявляли, что «Французская Республика благодаря своей силе, своей просвещенности и своим передовым художникам является единственной страной в мире, способной дать безопасный приют шедеврам».
Виван-Денон, бывший директором Лувра в то время, все отчетливее видел, чего не хватает в коллекции картин, в большинстве своем приобретенных в результате военных действий. Большой пробел составляло, например, отсутствие картин раннего Ренессанса. В 1811 году он отправился в Тоскану для поиска художественного наследия этого периода и значительно преуспел. В церкви францисканцев в Пизе Виван-Денон приобрел произведения Чимабуэ и Джотто, которые ныне открывают раздел итальянской живописи в Большой галерее. Выставка, устроенная по его возвращению, помимо алтарей Джотто и Чимабуэ включала в себя произведения Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Лоренцо ди Креди и многих других художников, составляющие и сейчас гордость коллекции раннего Ренессанса в Лувре.
Революционный пример Лувра вдохновил местные власти и многих частных лиц как во Франции, так и по всей Европе на создание публичных музеев и галерей. Когда Наполеон был низложен и конфискованное им в других странах реквизировалось, произведения искусства возвращались не в церкви, откуда были изъяты, а в картинные галереи.
Тем не менее после падения империи в 1815 году и возврата награбленных шедевров в Лувре осталась ровно половина картин, вывезенных из Италии, происхождение которых было доподлинно известно. Французы обращались с ними лучше, чем их прежние владельцы, их значимость раскрылась именно в Лувре. Представители Тосканы отказались от своих шедевров, среди которых были полотна Чимабуэ и Перуджино. Решение Виван-Денона приобрести тосканские шедевры получило тем самым юридическое подтверждение.
Собирателей коллекций Лувра воодушевляла и воодушевляет общая вера в то, что людям необходимо унаследовать опыт прошлого, прочувствовать благородные идеи и высокую красоту изобразительного искусства. Именно с этими убеждениями Франция и весь просвещенный мир смотрят в будущее. Коллекции же Лувра, особенно живописные, настолько богаты и разнообразны, что для многих поколений во всем мире сами понятия «музей» и «галерея» в первую очередь и по праву ассоциируются со словом «Лувр».
Кроме живописи Лувр богат археологическими коллекциями, великолепным собранием скульптуры и графики. В настоящее время в его залах экспонируется 35 тысяч произведений искусства, а число единиц хранения во много раз больше. Но Лувр стремится к постоянному пополнению своих коллекций. В этом ему помогает государство, «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, частные лица. Самым значительным приобретением Лувра в последние годы стала картина великого французского живописца Никола Пуссена «Видение св. Франсуазы Римской», до 1999 года считавшаяся утраченной.
Живопись.
XVI век — эпоха блистательного расцвета французской культуры. В это время Франция была одним из самых могущественных государств Европы. По всей стране возводились роскошные дворцы, старые замки перестраивались в соответствии с новыми вкусами: замок — это не только свидетельство силы и могущества владельца, но и показатель его культуры.
Король Франциск I покровительствовал литературе и искусству, приглашал ко двору известных европейских художников. Появились переводы античных авторов: Цицерона, Овидия, Виргилия, и французы вдохновлялись духом античной поэзии. А французские гуманисты XVI века — Рабле, Ронсар, Монтень и другие — воспевали свободную, всесторонне развитую личность.
Изобразительное искусство проникается идеями гуманизма. В живописи и скульптуре создаются произведения на исторические и мифологические сюжеты; в связи с интересом к человеческой личности появляется мода на портреты. Во дворцах создаются огромные парадные залы-галереи, интерьеры которых богато украшены картинами, портретами, скульптурой, гобеленами, мебелью.
Придворные художники французского короля Франциска I, Жан и Франсуа Клуэ, голландцы по происхождению, создали множество портретов масляными красками и карандашом. В легкости, уверенности и точности линий, пренебрежении к второстепенным деталям можно угадать черты классического духа, расцвет которого наступит во Франции в XVII веке. Видным портретистом был и Корнель де Лион – французский художник нидерландского происхождения.
Французские живописцы XVII столетия не писали жанровых картин – это направление считалось «зазорным» для художника. Тем интереснее Жорж де Латур и братья Ленен.
В начале XVII века французская власть стремилась создать придворное искусство, которое бы выражало величие и силу королевской власти, демонстрировало европейский уровень культуры французского двора и придавало бы ему пышность и блеск. Крупнейшим французским живописцем и декоратором, представителем официального направления был Симон Вуэ. Представителем реалистического направления в живописи XVII века является Валентен де Булонь.
XVII век был самым блестящим периодом в истории Франции: это был век больших художников и великих произведений искусства, это было время сложения утонченных художественных вкусов и создания «большого» стиля. «Большой», или «высокий», стиль – так называется художественный стиль золотого века, связанного с годами правления Людовика XIV (1643 – 1715).
Французский двор Людовика XIV был окружен ореолом небывалого величия: вся жизнь его проходила в бесчисленных празднествах, и центром этой жизни была личность короля. Образ короля служил неисчерпаемой темой для исторических, аллегорических, мифологических, батальных картин, для парадных портретов и гобеленов. Знаменитые живописцы Пуссен, Лесюр, Лебрен, Лоррен, Риго, Ларжильер, Миньяр и многие другие были призваны прославлять царствование «короля-солнце».
Негативное воздействие норм и правил в художественном творчестве на развитие искусства Франции. Сюжет должен быть лишь из истории, Библии или мифологии; деление композиции на четкие планы; ориентация при выборе пропорций и объемов фигуры лишь на скульптуры античных мастеров; образование должно было проходить лишь в стенах академии.
Никола Пуссен и Клод Лоррен
Никола Пуссен (1594—1665), один из величайших художников, является создателем французского классицизма в живописи. Родился в Лез-Андели (близ Суассона в Нормандии) в дворянской семье, обедневшей вследствие политических переворотов. Тяга юноши к искусству была подмечена странствующим живописцем Квентином Вареном, который предложил ему давать уроки. Вслед за Вареном Никола оставил дом и продолжил обучение в Париже. В начале 1620-х годов уехал в Италию и почти всю жизнь провел в Риме. В Италии Пуссен изучал творчество великих мастеров Возрождения (Рафаэля, Тициана), а также образцы античного искусства. В Риме, благодаря рекомендательным письмам, Пуссен получил несколько официальных заказов. Для собора Святого Петра он написал картину «Мученичество святого Эразма», для кардинала Барберини — картину «Смерть Германика». Знакомство с секретарем кардинала Кассиано дель Поццо, любителем античности, оказалось особенно важным для Пуссена. Отныне у него появился постоянный заказчик. Пуссен перестает добиваться официальных заказов и пишет небольшие картины для коллекционеров на религиозные или мифологические сюжеты. Именно к этому времени относятся его работы на религиозные и светские темы, решенные в стиле барокко.
Пережив душевный кризис, связанный с тяжелой болезнью, и оправившись от нее, в 1630 году Пуссен женился на дочери своего домовладельца Анне-Марии Дюге. После юношеских увлечений барочной чрезмерностью внимание Пуссена переключилось на творчество Тициана. Он внимательно изучает живописные приемы, которыми пользовался великий художник: пишет на грубом холсте, кладет широкие пятна, достигает большой насыщенности цвета. В его композициях на смену пышности барокко приходит классическая сдержанность и ясность рисунка. Вместо крупных церковных заказов он теперь берется за темы из древнеримской истории или мифологии. Вскоре он становится признанным главой классицизма как направления в живописи, и его влияние на французское искусство будет сказываться еще очень долго.
В 1635 году известность Пуссена достигает Парижа, и его заказчиком становится кардинал Ришелье. Через некоторое время Пуссен был приглашен в Париж Людовиком XIII для руководства живописными работами, но, будучи не в силах выдержать борьбу с придворными интриганами, живописец под первым удобным предлогом возвратился в Италию (1642).
Круг тем мастера обширен и разнообразен. Прообраз светлой и разумной гармонии человека и мира Пуссен видел в античности и утверждал это своим искусством. В библейских и исторических сюжетах он искал воплощения героических образов, а в мифологических композициях стремился воскресить чувственную поэзию античности.
Картины Пуссена из «Вакхического цикла» — «Венера и сатиры», «Триумф Пана», «Вакханалия перед статуей Пана», «Царство Флоры» — воспевают радости плотской жизни, однако в них нет преобладания «зверя над человеком, тела над духом». Люди и античные боги, мифические полулюди — нимфы, фавны и сатиры, отдаваясь пьяному веселью, не переходят границу, начертанную разумом. «Триумф Пана» в античной мифологии олицетворяет необузданную стихию природы, однако у Пуссена движения фавнов и нимф полны спокойного достоинства. «Вакханалия перед статуей Пана» — одно из лучших произведений этого типа. Вино, выпитое вакханками, не нарушает их человеческого достоинства. В их лицах, фигурах, танцевальных движениях нет ничего разнузданного, нарушающего «вкус и меру». Наоборот, они дышат той радостной гармонией, которая служит для Пуссена символом счастья.
Прекрасная лирическая картина «Нарцисс и Эхо» написана по мотивам античного мифа, изложенного Овидием в «Метаморфозах». Нарцисс не ответил на чувство влюбленной в него нимфы Эхо, и богиня любви Венера наказала красивого юношу. Он умирает от безнадежной страсти к собственному отражению, которое увидел в зеркальной поверхности ручья. Пуссен замечательно передал постепенное оцепенение, охватывающее тело умирающего юноши. С последним вздохом жизнь Нарцисса переходит к белым цветам, распускающимся над головой. В некотором отдалении от него — опечаленная нимфа Эхо. Неясность очертаний ее тела вызывает иллюзию постепенного исчезновения нимфы.
На полотне «Спящая Венера» сатиры, скрывающиеся в тени деревьев, любуются красотой «объятой сном богини». Мягкий и лиричный пейзаж рождает ощущение безмятежности и сладостной гармонии, разлитой в природе.
«Царство Флоры» создано в жанре поэтической аллегории по мотивам «Метаморфоз» Овидия. Изображены герои античных сказаний, которые по воле богов после смерти превратились в цветы. Пуссен собрал их в прекрасном саду, украшенном гермой Приапа, фонтаном со свежей водой и увитой розами перголой. Улыбающаяся Флора танцует в хороводе веселых амуров, осыпая героев белыми цветами. Слева обезумевший Аякс бросается на собственный меч; у ног его из пролившейся на землю крови вырастает пунцовая гвоздика. Правее — нимфа Эхо, в руках ее сосуд с водой, над которым склонился Нарцисс, любуясь своим отражением. Позади — Клития с корзиной гелиотропов, безнадежно влюбленная в Аполлона. Она взглядом провожает летящую по небу солнечную колесницу с возлюбленным, который равнодушен к ее страсти. Тут же Адонис и Гиацинт, влюбленные Крокон и Смилах.
Спустя годы Пуссен пишет вариант той же темы — «Триумф Флоры», где изображен триумфальный поезд богини цветов, едущей в золотой колеснице по лугам и лесам. Сцена напоминает праздничное шествие, изображенное на античных фризах.
Сюжет картины «Мидас и Вакх» взят из «Метаморфоз» Овидия. Силен, воспитатель и спутник бога виноградарства Вакха, был схвачен крестьянами и приведен к Мидасу, царю Фригии. Тот отпустил Силена, и Вакх даровал царю способность обращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Но в золото стала превращаться еда, и тогда Мидас взмолился о пощаде. На картине изображен момент, когда коленопреклоненный царь Фригии благодарит Вакха за освобождение от рокового дара.
По мотивам римской поэтической традиции написана картина «Аркадские пастухи». В композиции этого полотна все просто и упорядоченно ясно, она почти симметрична. Все здесь подчинено законам классической красоты - цветовое столкновение холодного неба с теплым передним планом, красота обнаженного человеческого тела на фоне сочной листвы. Картина должна была вызывать у зрителя ощущение покоя и идиллического равновесия. Но даже в это чувство внутренней умиротворенности проникает присущее Пуссену трагическое ощущение жизни. Аркадия представлялась страной вечного счастья и радости. Юные и беззаботные пастухи и пастушки, живущие в Аркадии, неожиданно для себя находят в лесной чаще мраморную гробницу с черепом. На мраморе высечена надпись: «Et in Arcadia ego» («И в Аркадии жил я»). Пастухи, склонясь к плите, читают ее, и это наводит их на мысли о смерти. К действующим лицам обращены пустые глазницы черепа, символа смерти, как напоминание о быстротечности жизни. В XVII веке в центре внимания многих мыслителей находилась тема смерти. Пуссен через поэтический образ трактует смерть как нечто чуждое человеческой сущности: для живого человека смерти не существует.
Во второй половине 1630-х годов возникает цикл «Чудес Моисея». Трагическая история еврейского народа, обреченного на вечные странствия, трактуется художником как цепь страшных бедствий, побеждаемых волей одного человека — Моисея. Пуссен всегда изображает его величественным и спокойным, контрастирующим с мятущейся толпой. Одной из картин цикла является «Поклонение золотому тельцу».
Между 1640 и 1642 годами Пуссен приезжает в Париж, где он был назначен суперинтендантом королевских строений. В этот период художник почти избегает в своем творчестве идиллических сцен, исполненных безмятежной радости. Строгая обдуманность композиции, скульптурная проработка форм, внимательное построение - вот что становится для него главным. Эти картины Пуссена рождены скорее холодным размышлением, чем жаром настоящего вдохновения.
Они предельно ясно построены, тонко прописаны и кажутся несколько раскрашенными. Темами для них служили сюжеты, как мифологические, так и библейские, причем последним отдавалось явное предпочтение.
Последний период творчества Пуссена замечателен пейзажными работами. Пуссен был создателем так называемого исторического пейзажа. В героическом возвеличивании природы живописец находил источник возвышенных идеалов.
Картины «Танкред и Эрминия» и «Ринальдо и Армида» написаны по мотивам поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
«Пейзаж с Полифемом» — один из самых величественных. На фоне темного синего неба вырисовываются тяжелые массивы скал. На одной из них, спиной к зрителю, сидит сын Нептуна и нимфы — циклоп Полифем, олицетворяющий в античной мифологии необузданное, стихийное начало природы. Огромный, словно высеченный из глыбы, Полифем играет на свирели песню любви, обращенную к прекрасной Галатее, владычице морей. Звуки, льющиеся из свирели циклопа, подобны торжественному звучанию органа. Вся природа вокруг Полифема точно внемлет дикой мощи этой музыки, передающей силу чувства великана. Слушают песню любви лесные и речные боги, охраняющие свои владения, нимфы и пастухи. В этой картине все грандиозно: и дымчатые силуэты скал, и тяжелые кущи деревьев, и бездонное синее небо, и сросшаяся со скалами фигура Полифема.
Картина «Иисус, исцеляющий слепца» («Исцеление слепого») написана на евангельский сюжет. На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописными образчиками архитектуры среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой. В композиции картины царит холодная ясность. Все правильно, все на месте, все прекрасно прорисовано, но ничего не задевает душу, не заставляет сердце замереть от восторга. Художник словно забыл о своем недавнем увлечении Тицианом.
В картине «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» фигуры иллюстрируют античный миф из «Метаморфоз» Овидия. Пуссен избрал начальный эпизод мифа, когда нимфа Эвридика, собирающая цветы, испугана змеей. Остальные, внимая чудесному пению Орфея, не замечают происходящего, и лишь движение Эвридики нарушает безмятежное спокойствие. За тихой гладью озера, вдалеке, — величественная архитектура, одухотворенная римским замком Святого Ангела. Горы замыкают панораму. В идеальном пейзаже воссоздана картина прекрасного и гармоничного мира.
«Пейзаж с Геркулесом и Какусом» был создан на сюжет из «Энеиды» Вергилия, где рассказывается о том, как Геркулес вступил в единоборство с огнедышащим великаном Какусом и победил его, сбросив тело чудовища с вершины горы. Следуя повествованию Вергилия, Пуссен воссоздает мир, населенный языческими героями и божествами. На переднем плане, на берегу реки, расположился бог этой местности Тиберин с наядами и дриадами, встревоженными непривычным шумом. Падающее тело чудовища увлекает за собой лавину камней, нарушив мир и покой, царящие в природе.
Воспитанный произведениями антиков, Пуссен создал глубокие по содержанию произведения, полные красоты, мысли и энергии.
В последние годы жизни Пуссен отказывается от холодного рассудочного искусства и возвращается к истокам. Он пишет ряд пейзажей и несколько автопортретов, которые ему заказывают коллекционеры. «Автопортрет», написанный для Шантелу, покровителя художника, характерен очень спокойной позой и выдержан в крайне сдержанной цветовой гамме. С темного пространства холста на нас смотрит пожилой человек, проницательный взгляд которого и сама поза говорят о его властности и ощущении собственной значимости. Портрет имеет и аллегорический смысл: на заднем плане изображена женщина с «третьим глазом» - эмблемой зрения. Она как бы выражает живопись. Видны и две руки, желающие обнять женщину, - это должно означать любовь к живописи.
Величайший живописец Клод Лоррен (1600—1682) является главой и создателем французской пейзажной живописи. Он был мастером условного жанра, называемого «итальянским пейзажем», в котором искусно составленная декорация природы служит фоном и рамкой для исторической или мифологической композиции. Художник не воспроизводил ту или иную местность, а стремился создать идеально красивый и гармонично построенный ландшафт, идеализируя природу Италии. Храмы, деревья и скалы Клода Лоррена не очень реальны; люди — еще меньше; но в его картинах вызывает восхищение изображение пространства — неба, воды и света, проникнутое поэтическим чувством. Все его пейзажи «идеально прекрасны».
Клод Желле, прозванный по месту своего рождения Лоррен (то есть лотарингец), рано осиротел и в юности переселился в Италию, в Рим, где учился в мастерской Агостино Тасси, наследовавшей традиции искусства П. Бриля и А. Эльсхеймера. Тем не менее, он всегда считался французским художником.
Нередко его называют мастером декоративного пейзажа, ставя в упрек то, что места, которые он любил изображать, в действительности не существуют. Этот малообразованный человек едва умел подписывать свое имя и не владел рисунком в том понятии, которое существовало в его время. Он прошел долгий путь до того, как стать живописцем, но добившись своего, выразил в своих пейзажах едва ли не самое глубокое и высокое понимание природы, которым жил его век.
Природа у Лоррена величавая, прекрасная, дающая простор человеку и его благороднейшим чувствам. В его пейзажах много воздуха и света, но света, не противопоставленного тени и мраку, а света торжествующего, насквозь пронизывающего все предметы.
Картина «Прибытие Клеопатры в Тарс» из коллекции Людовика XIV - идиллическая сцена с несколькими людьми на первом плане. Но сама сцена лишь дает толчок воображению (недаром выполнять подобные фигурки художник предоставлял другим живописцам, а сам предпочитал изъясняться языком пейзажной живописи). Художником мастерски исполнены тональные переходы от желто-розового рассеянного свечения солнца в центре картины через вуаль легких, почти прозрачных облаков до безмятежно глубокого лазурно-голубого небосвода и живых, подвижных бликов на волнующемся море. Где-то высоко в небе вместе с облаками спокойно парят уносимые куда-то незримым движением воздуха птицы. Вода разделяет картину на две неравные части, добавляет глубину перспективе и как бы отдаляет от зрителя и подошедшие к причалу корабли, и сам причал с толпящимися на нем людьми в ярких одеждах, и величавую архитектуру построек на берегу. Большие купы деревьев, возвышающиеся над прекрасными зданиями, и изящные парусные корабли с другой стороны, огораживают, как театральные кулисы, все происходящее на первом плане. Почти у горизонта видны силуэты кораблей. Золотой диск солнца близится к горизонту, и его лучи превращают все, чего коснутся, в расплавленное золото.
Вода на первом плане выглядит сине-зеленой, почти черной; вдали, расплавляясь в последних лучах заходящего солнца, она уводит нас до самого горизонта. В этом преобладании поворотов, зеркальных отражений угадывается чарующая гармония и мирная закономерность мироустройства. Картина не имеет угловатостей, здания на ней округлы и напоминают купы деревьев. Окутанные дымкой корабли незаметно переходят в клубящиеся золотистые облака, и этим создается впечатление неделимого единства всей природы. Плавные подъемы и спуски контуров вносят в картину нечто убаюкивающее. Светлая и просторная даль в центре картины успокаивает взгляд и плавно увлекает за собой в неведомую, но прекрасную перспективу. От картин Лоррена веет сладостным спокойствием и умиротворением. Примером тому служит идиллическое полотно «Сельский праздник», написанное Лорреном в 1639 году.
Лоррен посвящает свое искусство пейзажной живописи, уделяя особое внимание световым эффектам, изображению пространственной перспективы и передаче воздуха. Пейзажные композиции, построенные по законам симметрии, Лоррен создавал в своей мастерской по зарисовкам с натуры, которые делал карандашом или акварелью, бродя в окрестностях Рима.
В своих сельских ландшафтах и морских гаванях Лоррен уделял большое внимание передаче световых и атмосферных явлений — туманным далям, мерцанию солнечного света на воде, плывущим по небу облакам, но главным героем пейзажей Лоррена является солнце, возникающее из золотого тумана. В неподражаемой передаче освещения местности лучами солнца кроется секрет мастерства Лоррена: кажется, что свет играет на каждом листочке деревьев, оживленных его кистью, на каждом камешке или песчинке, на каждой струйке игривого ручейка. Желая подчеркнуть золото солнечного зарева, он для контраста углублял тени первого плана.
Один из любимых приемов Лоррена — помещение фантастических построек в реальную пейзажную среду или, наоборот, конкретных зданий в воображаемое пространство. Это помогает ему создать необходимую для содержания картины эмоциональную атмосферу. Фигуры в пейзажах Лоррена, в основном, написаны его друзьями или учениками. Античные герои, нимфы и пастухи среди природы подчеркивают состояние меланхолической идиллии, а толпы придворных на фоне роскошной архитектуры создают атмосферу праздника.
К примеру, в «Пейзаже с Аполлоном и Сивиллой Кумской» сюжет заимствован из «Метаморфоз» Овидия. Античные руины служат иллюстрацией идеи быстротечности жизни человека перед лицом величественной природы, неподвластной времени.
Великолепный пейзаж «Похищение Европы» написан в период расцвета творчества Лоррена. Сюжет из «Метаморфоз» Овидия позволил Клоду изобразить приготовление к путешествию — любимому мотиву мастера. Однажды царская дочь Европа гуляла вместе со гвоими подругами на берегу моря. Неведомо откуда появился ослепительно белый бык с загнутыми рогами в виде полумесяца. Девушки, очарованные царственным видом прекрасного животного, стали украшать его венками из цветов, а Европа, самая смелая из них, уселась на спину быка. На самом деле это был любвеобильный Зевс, который, пленившись красотой Европы, задумал похитить царскую дочь. Античный сюжет не играет ведущей роли в картине, главное для Лоррена — изображение величественной природы. Художник пишет темно-бирюзовые волны плескающегося залива, пышные купы деревьев на фоне светлого неба и клубящихся облаков, чистый и светлый горизонт.
Картины из серии «Времена суток» («Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь») превосходно передают различное состояние природы в зависимости от характера освещения. Идеализированные «героические пейзажи» объединяет общая тема — гармония прекрасного мира. Мягкие очертания красивых тенистых деревьев, безграничные дали с тающими в дымке тумана силуэтами гор, античные руины — все это подчеркивает торжественную, «вечную» красоту природы.
Лоррен был превосходным рисовальщиком и почти все свои композиции собственноручно воспроизвел в серии рисунков («Liber veritatis»), которая была награвирована и опубликована в 1777 году.
Словарь: классицизм; Версаль, Лувр; исторический пейзаж, «итальянский пейзаж»; Никола Пуссен (1594—1665), Клод Лоррен (1600—1682).
Домашнее задание:
Сформировать понятие о «классицизме» как об идейнохудожественном направлении и стиле в европейском искусстве 17 века. Обосновать положение, что принципы классицизма были связаны с античностью, которая рассматривалась как этическая и художественная норма. На конкретных примерах выявить характерные черты классицизма: гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность.
На примере версальского ансамбля (дворец короля, садово-парковый ландшафт) показать основные черты нового направления в архитектуре. Отметить, что главная идея парка - создать особый мир, где все подчинено строгим законам, и, прежде всего, законам красоты.
Сообщения о Вандомской площади как примере изменения содержательной стороны классицизма, когда искусство превращается в средство идеологической пропаганды.
Повторить значение терминов: фасад, колоннада, ордер, ордерная система, культовая архитектура, ансамбль, перспектива, экстерьер здания, интерьер, пилястры, регулярный парк.
Сформулировать понимание принципов классицизма, воплощенных в живописи.
Рассмотреть картины Пуссена, отметить, что в них преобладала античная тематика, даже его пейзажи населены мифологическими героями, которые выступают символом одухотворенности мира. Отметить, что принципы классицизма проявились и в композиции работ художника: она простая, логичная, упорядоченная. Четко отделены пространственные планы, такое разделение подчеркивается и цветом. «Пейзажная трехцветка» в картинах Пуссена. Художник о роли цвета в картине. Школа живописи Пуссена.
Сопоставление творчества двух французских художников - классицистов.
Своеобразие пейзажей Лоррена: тонкость колорита, виртуозно построенная перспектива, игра тонов, изображение воздуха и света на холсте. Лоррен как основоположник традиций французского пейзажа.
Сопоставить фрагменты эпоса Овидия «Метаморфозы» и картины Пуссена «Царство Флоры».
Знать основные произведения художников:
Никола Пуссен (1594—1665)
«Мученичество святого Эразма», «Смерть Германика», «Триумф Пана», «Вакханалия перед статуей Пана», «Нарцисс и Эхо», «Триумф Флоры»,«Аркадские пастухи», «Поклонение золотому тельцу», «Танкред и Эрминия», «Ринальдо и Армида», «Пейзаж с Полифемом», «Иисус, исцеляющий слепца» («Исцеление слепого»), «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», «Пейзаж с Геркулесом и Какусом», «Автопортрет».
Клод Лоррен (1600—1682)
«Прибытие Клеопатры в Тарс», «Сельский праздник», «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», «Похищение Европы», серия «Времена суток» («Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь»).