МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
Тема 3: Живопись Западной Европы XVII века.
XVII век занимает особое место в истории Нового времени. И не только потому, что это был полный противоречий переходный период, но еще и потому, что в это время во многих странах создается свое самобытное искусство, появляются выдающиеся мастера-художники, с творчеством которых мы и познакомимся сегодня на уроке.
1.Краткий анализ эпохи.
XVII век - это переходный период, завершающий историю европейского реализма и положивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы.
Первая победоносная буржуазная революция произошла в Нидерландах еще в XVI веке, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. Маркс). Но эта победа имела ограниченное, местное значение.
К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба». Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, Польше и ряде других стран. В это время мануфактурная стадия развития капитализма в ряде европейских стран достигла полной зрелости, но в большинстве еще господствовали феодальные отношения. Даже в Голландии и Англии буржуазия была вынуждена делить власть с земельной аристократией. Повсеместно сохранялась подземельная зависимость крестьян. Крупные землевладельцы приспосабливались к требованиям капиталистического рынка.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно. В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако могущество Голландии, основанное на колониальном грабеже и транзитной торговле, оказалось непрочным. В конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. Абсолютистская Испания - в XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка.
Развитие буржуазных отношений в передовых странах Европы нашло свое отражение и в культурной жизни. С середины 17 века в Европе начинается широкое культурное движение, получившее название движения Просвещения. Родиной идей, получивших затем развитие в философии и политической мысли эпохи Просвещения, являлась Англия. Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом и затем развитая Локком. В ней нашел выражение растущий интерес к человеку, его внутреннему миру, его месту в обществе. В литературе появляется новый герой - простой «естественный человек» (Робинзон Крузо Даниэля Дефо).
Старый мир боролся с наступлением нового разными средствами. Абсолютизм стремился подчинить своему влиянию и контролю самые яркие таланты. Создавались специальные учреждения, руководившие научной деятельностью, литературой и искусством. Таланты покупались, контролировались. Монархи пытались выступать в роли законодателей вкуса и идей для всего образованного общества.
2. Особенности западноевропейского искусства XVII века.
XVII век в истории западноевропейского искусства открыл новую фазу, чрезвычайно важную для его последующего развития. Это прежде всего время появления и расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Впервые в развитии европейского искусства можно констатировать проявление столь ярких национальных особенностей художественной культуры отдельных стран.
Своеобразие каждой крупной национальной художественной школы было обусловлено особенностями исторического развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.
В то же время искусство XVII века характеризуется рядом общих черт и достижений. Развивая во многом традиции художественной культуры Возрождения, искусство этого времени чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Это касается всех видов искусства и, в частности, архитектуры. Последняя в этот период решает целый ряд новых задач, связанных с развитием градостроения, садово-паркового искусства, созданием дворцовых ансамблей, загородных вилл. Значительно расширяется понимание синтеза искусств.
Развитие изобразительного искусства характеризуется прежде всего углублением его познавательного значения. Связь с реальным миром становится по сравнению с предшествующим периодом более глубокой и многосторонней. Это находит свое выражение прежде всего в расширении тематики, в разработке новых самостоятельных жанров или в развитии и углублении тех, которые уже существовали в эпоху Возрождения. Так, значительные видоизменения и весьма разнообразную интерпретацию получает в различных национальных школах религиозная и мифологическая живопись - от безудержной декоративности и бурной патетики в творчестве мастеров барокко до жизненности, простоты и убедительности в работах художников-реалистов. Но особенное значение имеет в этот период развитие таких жанров, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к индивидуальной личности, ко всем особенностям ее физического облика и характера, подчеркнутое внимание к внутреннему миру человека привели к необычайному подъему портретного искусства во многих странах и, в частности, к развитию психологического портрета. Иным становится в этот период восприятие и изображение природы. Развитие точных наук, естествознания способствует стремлению глубже познать ее жизнь и особенности. Важные достижения в области пейзажного искусства в XVII веке явились основной для развития этого жанра в последующие периоды.
Художники XVII века более цельно воспринимают действительность. Жанры, которые прежде получили сравнительно небольшое развитие или вовсе не были распространены, например бытовой жанр, изображение животных, натюрморт, - теперь занимают видное место в искусстве.
Чрезвычайно обогащается в этот период творческий метод, художественный язык искусства. В частности, XVII век приносит совершенно новое понимание композиции и в архитектуре, и в изобразительном искусстве. Она становится более естественной и динамичной, в ее построении смело используется глубина, пространство. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, искусство XVII века разрабатывает значительно более целостное понимание пространства. По-новому решаются и живописные проблемы. Высокие колористические достижения искусства этого времени основываются на богатой разработке цветовых решений, на тонкой нюансировке цвета, на развитии тонального колорита, наконец - на смелом и изобретательном использовании светотени. Сама техника выполнения становится в этот период значительно более разнообразной, богатой и гибкой, достигая в творчестве многих крупных мастеров изобразительной смелости, свободы и широты.
3. Выдающиеся мастера живописи XVII века
1.Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Фламандское искусство - это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса».
Рубенс был счастливым и процветающим художником. Его младший современник Диего Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс - всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов.
Закладывая основы новой фламандской живописи, Рубенс отталкивался от искусства Италии, где он прожил в молодости несколько лет, работая при дворе герцога Мантуанского. Его вдохновляли произведения венецианцев Высокого Возрождения - неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, а также произведения Микеланджело, отчасти и Караваджо. Собственно итальянское барокко не было для Рубенса образцом, - вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко - параллельно итальянской, а не следом за ней. На всех его картинах явственно просвечивает исконная нидерландская подоснова. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины. Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви. А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства.
Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» - так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину - всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура.
Пафос широких движений и напряженность динамики находят полноту выражения в ряде картин со сценами охоты. В картине «Охота на львов» Мюнхенского собрания (ок. 1615 г.), эскизы для которой составляют одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство.
В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Иногда сюжет не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции, но такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко - стиля, принципиально пренебрегающего понятием целесообразности. Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, под тяжеловесной росписью костюмов прячутся тщедушные фигуры.
Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены произведения старинных мастеров. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как картины старинных мастеров и в черно-белом воспроизведении сохраняют самое главное. Рубенса нужно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса - значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней - все светится. Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками, например: какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные тела в подлиннике такими не кажутся, они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации.
Как мощный реалист проявляет себя Рубенс и в области пейзажа. Он мастерски передает далекие горизонты своей родной страны, ее широкие равнины с разбросанными по ним селениями и рощами. В ряде случаев любование величавыми пейзажами сменяется у него чрезвычайной интимностью в подходе к природе, ее мотивы подкупают своей простотой, и тогда он становится особенно лиричным.
Привлекательнее всего Рубенс в последнем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше - природу и портреты своей молодой жены, отличающиеся необычайной жизненностью и колористическими достоинствами.
Создавший на своем веку столько «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином. Овдовев и не чувствуя себя, как он писал, «готовым к безбрачию», он в пятьдесят три года вторично женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; судя по портретам, она очень напоминала ему первую жену, Изабеллу Брандт, - тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал. Знаменитый луврский портрет Елены Фоурмен с двумя детьми поражает легкостью и свежестью кисти.
Тяготясь шумом и суетливостью большого торгового города, Рубенс приобрел в середине 1630-х годов поместье и с тех пор подолгу жил в деревне. В это поместье входил старинный замок Стен, от названия которого последний период Рубенса нередко обозначается как «стеновский период».
Художественные достоинства работ «стеновского периода» в сильнейшей степени обусловлены усилением чисто живописной стороны творчества Рубенса. Его колорит меняется, утрачивает прежнюю многоцветность, становится более обобщенным и горячим в тоне. Манера письма в свою очередь отличается предельной широтой и виртуозностью.
Здоровье Рубенса к этому времени резко ухудшилось. Он страдал жесточайшей подагрой, и болезнь прогрессировала очень быстро. Бодрость духа все же не покидала его до конца. Утратив возможность владеть сначала левой, а в начале 1640 года и правой рукой, он сохранил присущую ему жизнерадостность мировоззрения до самого конца.
Умер Рубенс 30 мая 1640 года в возрасте 63 лет.
2.Антонис Ван Дейк (1599-1641).
Среди художников фламандской школы XVII века, особенно способствовавших ее славе, первое после Рубенса место принадлежит Антонису Ван Дейку. Его часто называют любимым учеником Рубенса, но формально он им не был, поступив к нему в мастерскую по окончании обучения у малозначительного живописца Хендрика Ван Балена. Тем не менее развитием своего таланта он всецело обязан Рубенсу, у которого почти сразу стал первым помощником.
Еще юношей, двадцати одного года, Ван Дейк покинул Антверпен и отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист, особенно в Генуе, среди генуэзской аристократии.
Можно думать, что известную роль тут играло и личное обаяние художника. Молодой Ван Дейк был очень красив, его красота породила множество недостоверных легенд о его романтических любовных историях.
Ван Дейк, каким мы видим его на эрмитажном автопортрете, напоминает если не шекспировского Ромео, то по крайней мере Меркуцио - изящного, остроумного Меркуцио. Очень хорош и сам портрет в благородной гамме серого и золотистого. Таким обычно представляют себе облик «Художника» те, кто в простоте души полагает, что у людей художественной профессии и внешность должна быть соответственной. Пожалуй, только Рафаэль и Ван Дейк отвечают этому
романтическому представлению в полной мере.
На автопортрете у Ван Дейка узкие и выхоленные горделивые руки с удлиненными пальцами. Такие же руки часто встречаются на портретах его кисти, кого бы он ни писал. Еще Леонардо да Винчи заметил, что художники имеют склонность признавать своим персонажам те или иные автопортретные черты. У Ван Дейка это руки.
Они чрезвычайно аристократичны, а Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам чувствовал себя аристократом, хотя происходил из семьи богатого антверпенского бюргера. Многочисленные портреты его работы очень элегантны, написаны с блеском (Ван Дейк - достойный ученик Рубенса); красивы по цвету, хотя и несколько однообразны.
Ван Дейк вернулся на Родину уже знаменитым, прожил там несколько лет и в этот свой фламандский период работал много, писал и большие картины, но они чересчур театральны и уступают его портретам. Потом вновь вернулся в Англию, ко двору Карла I, где и умер в 1641 году, всего сорока двух лет от роду.
Сравнение двух портретов художника Ван Дейка: раннего и позднего периодов его творчества.
Для сравнения выбраны два портрета: «Семейный портрет» и «Портрет Карла I».
«Семейный портрет» написан художником Ван Дейком в так называемый «первый антверпенский период» творчества. В это время его портретные работы отличаются строгим реализмом. Он пишет в эту пору главным образом зажиточных антверпенских бюргеров, их жен и детей. Композиция картины предельно проста, но сами портреты великолепно прорисованы. Как истинный портретист, Ван Дейк добивается не только внешнего сходства, но и интересуется также проблемами психологического порядка и умеет остро охарактеризовать человека.
Портрет Карла I написан художником в 1630-е годы и относится к типу официального парадного портрета. Композиция уже более сложная, чем в предыдущем произведении. Ван Дейк старается изобразить своего клиента с наиболее выгодной стороны. Им выбирается выразительная поза, а также используется эффектный фон. Изображаемый им персонаж, Карл I, держит себя так, как будто на него обращен посторонний взгляд. Художник наделил его чертами изящества. Но присущее Ван Дейку чувство меры все же спасает его от грубой лести. Поэтому он все так же остро характеризует свою модель, превосходно улавливает индивидуальные особенности портретируемого.
По сравнению с предыдущим произведением колорит этой картины ярче и эффектнее. Кроме того, возросла декоративная сторона портрета.
3. Франк Снейдерс (1579-1657).
Для характеристики основных явлений фламандской живописи XVII века очень существенно отметить многочисленность работ в таких специальных областях, как изображение животного мира и натюрморт. Наиболее выдающимися среди художников, специализировавшихся в этих видах живописи, является Франк Снейдерс. Друг и соратник Рубенса, он развился в крупного художника главным образом благодаря влиянию последнего и писал сцены охоты, а также натюрморты.
Полные напряженной динамики, охотничьи сцены Снейдерса имели огромный успех. Уверенный рисунок, отличное знание характерных особенностей тех или иных животных шли у него рука об руку с красочной декоративностью и мастерством техники. Те же достоинства отличают и натюрморты Снейдерса. Тяжелые столы ломятся под грудами всякой снеди. Все, что дает плодородная почва Фландрии, - плоды, овощи, фрукты, дичь, которой изобилуют ее леса, все, что захватывают сети отважных фламандских рыбаков, громоздится горами, свисает и падает за дубовые прилавки. Краски, формы, поверхности ласкают глаз, дразнят аппетит и славят довольство богатой дарами страны.
Натюрморты Снейдерса - громадных размеров: это апофеоз земных щедрот, гимн всему, чем может вволю насладиться какой-нибудь фламандский Гаргантюа, жизнерадостный обжора.
Встречающиеся же на таких картинах фигуры людей писались, как правило, другими художниками, в том числе Рубенсом и Ван Дейком.
Все произведения Снейдерса пронизаны жизнерадостным мироощущением и жизнелюбием.
4. Франс Халс (около 1580-1666).
Одним из старейших голландских портретистов был Франс Халс - первый по времени художник, с творчеством которого голландская школа вступила в период расцвета. Его деятельность почти целиком прошла в Гарлеме, здесь около 1616 года он выдвигается как передовой крупнейший портретист и сохраняет свою роль в этой области до конца жизни.
С появлением Халса строго реалистический и остро индивидуальный голландский портрет достигает зрелости. Все робкое, мелкое, натуралистическое, отличающее его предшественников, оказывается преодоленным.
В раннем периоде своего творчества Халс больше всего писал групповые портреты офицеров, и этот скучновато-официальный жанр под его кистью совершенно преображался, из него исчезала всякая натянутость. Он застигал портретируемых в разгар веселья, в разнообразных непринужденных позах, с вином, музыкой, сверканием голубых и оранжевых шарфов. И в групповых, и в индивидуальных портретах проявляются замечательные качества Халса. Во-первых, для него нет неинтересных лиц: он умеет увидеть характерное, интересное даже в самом заурядном персонаже, в каком-нибудь гуляке, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке. Он смотрит на них не без тайной насмешки, но искренно, как художник, наслаждается их колоритными физиономиями.
Во-вторых, Халс чудесно схватывает мгновенные состояния, избегая застылости. Он охотно изображает улыбку и смех, что вообще редко в портретной живописи; потому что смех мимолетен, а портретисты обычно передают состояния пребывающие, длительные. Халс дерзко разрушает эту традицию. У него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, мальчуган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, - и все это до предела естественно, живо.
Третье, что отличает Халса, - он, ловя летучие мгновения, пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не зализывая. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка.
Стоит посмотреть вблизи, как у него написаны, например, белые воротники и брыжи, - капризный вихрь штрихов, клякс и зигзагов краски. На расстоянии эти кляксы и штрихи дают точное впечатление помятого кружева, причем «живого», почти шевелящегося.
Халс, художник естественный, чувственный, покоряющий своим художественным темпераментом, но кажется, не столь уж глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания - образы старости. Сильнейшая привязанность Халса к чувственной
стороне бытия, видимо, имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, перед
умиранием заживо.
Художники, глубоко чувствовавшие духовное в человеке, не раз создавали образы прекрасной старости - мудрой и возвышенной: мы находим их у Леонардо, Микеланджело, Эль Греко, наконец, у Рембрандта.
Но Халс ничего доброго в старости не видит. Для него она - беспощадное обнажение низменного, что таится в людях, но что в пору зрелости искупается цветением сил, энергичной пульсацией жизни.
На групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых мы видим отталкивающих стариков и старух. Хотя эти два многофигурных портрета Халс написал, когда ему самому было уже 84 года, и этим мощным трагическим аккордом завершается его как будто бы столь жизнерадостное творчество.
Полный горечи и не находящий ответа вопрос, вечный вопрос Экклезиаста, самого пессимистичного из великих поэтов древности, звучит в прощальных произведениях Халса: зачем? к чему? К чему обманчивый мираж плотской жизни, если все кончается одинаково - вот этим?
Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Но среди них жил величайший из великих художник, чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Экклезиаста, - Рембрандт. Но ему мы посвятим отдельный урок.
5.Диего де Сильва Beласкес (1599-1660).
Центральной фигурой испанской художественной школы XVII века и вместе с тем одним из величайших художников Западной Европы был Диего де Сильва Веласкес. Он родился в Севилье, в семье обедневшего дворянина. Еще мальчиком Веласкес поступил в мастерскую севильского художника Пачеко - характерного представителя «романизма», преклонявшегося перед итальянским искусством и особенно Рафаэлем. Пачеко был хорошим педагогом и одним из образованнейших людей своего времени. В течение нескольких лет пребывания в его мастерской Веласкес получил прекрасную профессиональную подготовку. Но влияние учителя не ощущается даже в ранних работах Веласкеса. Обладая очень яркой художественной индивидуальностью, он сразу пошел по самостоятельному пути.
Об искусстве Веласкеса словами говорить труднее, чем о каком бы то ни было художнике. Просится на язык перед его произведениями старое наивное восклицание: «Совсем как живое! Не правда ли?»
Иван Николаевич Крамской, благоговевший перед Веласкесом, говорил: «Смотрю на него - и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, - и, как у Господа Бога, - шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».
Веласкес в течение почти 40 лет был придворным живописцем короля Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных карликов, шутов, развлекавших королевское семейство; у него всего несколько картин на религиозные и мифологические темы и одно историческое полотно - «Сдача Бреды». Ограниченность выбора предметов, необходимость по многу раз писать все те же лица и соблюдать принятый тип чинного придворного портрета не очень сковывали Веласкеса, потому что те главные задачи, которые он решал, могли решаться и на этом материале, новые живописные горизонты, им открываемые, могли быть открыты и в этих условиях.
Более того, его доведенные до совершенства живописные принципы давали ему «тайную свободу» высказывать кистью правду о людях, которых он писал, оставаясь в то же время в подобающих рамках этикета. Филипп IV оставался доволен своими портретами, ибо они были действительно «как живые» и представляли оригинал с должной мерой репрезентации, а приукрашивать было вообще не принято у испанцев. Но, как и его приближенные, Филипп IV был слишком упоен своим гонором, чтобы заметить, что кисть Веласкеса просвечивает его насквозь, просвечивает безжалостно. Король не видел в своих изображениях того, что теперь нам так ясно видно: слабодушного заурядного человека с закрученными жидкими усами. А если бы он что-то подобное и подозревал - как он мог в этом признаться? Это значило бы признать ничтожным себя: ведь портреты были необыкновенно похожи.
И только папа Иннокентий X, которого Веласкес писал в Италии, человек подозрительный, недоверчивый, но умный и достаточно проницательный, при виде своего портрета не смог удержаться от восклицания: «Troppo vero!» («Чересчур правдиво!»). Впрочем, и он портретом остался доволен.
Веласкес был психологом, живописцем характеров. Он, может быть, и не преследовал психологическую и уж тем более «разоблачительную» задачу как специальную цель, искания у него чисто живописные: он просто абсолютно правдив, «слишком правдив», и не может лгать ни единым движением кисти. А живописные методы Веласкеса таковы, что они дают возможность передавать явление в сокровенной пульсации жизни. Веласкес не смог бы представить Филиппа IV героическим, а Иннокентия X - добрым, даже если бы захотел. Его кисть, проникающая в тайники живого, сама вела его за собой.
Когда Веласкес писал уродов - шутов короля, он видел и показывал сквозь их жалкую внешность поруганное и глубоко спрятанное человеческое достоинство, тайные муки. Когда он писал юных инфант - принцесс, то за чинной неподвижностью поз, за искусственностью нарядов видел и показывал печаль детей, лишенных детства.
Величайший колорист, Веласкес обычно пользовался немногими красками. Вслед за Эль Греко он открыл богатство живописных возможностей, таящихся в жемчужно-серых тонах, их воздушность и утонченную красоту сочетаний серого с розовым, серого с черным, серого с красным.
Жизнь Веласкеса была сосредоточенным подвигом служения истине, истине искусства, как он ее понимал. Он был придворным, но если за этим словом встает представление о пышной, светской, рассеянной жизни, то оно нисколько не подходит к Веласкесу. Он только писал картины, а кроме того, исполнял чисто деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые ему были в тягость. Он скромен и небогат.
Какое-то грустное братское чувство проглядывает в том, как он пишет королевских шутов, тоже прикованных к своей нелегкой придворной службе.
Но все-таки положение при дворе избавляло его по крайней мере от необходимости работать по заказам церкви. Ничто церковное не вяжется с его искусством, боготворившим реальность.
Веласкес любил простой типаж, простые лица и всячески искал случая их писать, отдыхая от чопорных придворных. Он написал картину «Пряхи», которая представляет собой решение труднейшей пространственной и световой задачи. Было принято писать задние планы затененными, а передние освещать; Веласкес делает обратное - он сплошь заливает солнечным светом глубину, где висит вытканный ткачихами гобелен и стоят, рассматривая его, придворные дамы, а первый план, где мастерицы трудятся за веретенами и ткацкими станками, погружает в тень с более слабым светом из бокового окна. Вся сцена получает налет какой-то волшебности благодаря этому необычному освещению. Но девушки-работницы реальны, как сама реальность, и, в отличие от скованных принцесс и фрейлин, их фигуры и движения - полны чудесной непринужденности.
Картина «Пряхи» была создана Веласкесом в последние годы жизни. Ему было около 60 лет, но линия его творческого развития поднималась выше и выше, и каждое новое произведение было совершеннее предыдущего.
В 1660 году Веласкес умер. На его памятнике высечено два слова: «Живописцу истины».
Выводы:
Познакомившись с творчеством выдающихся мастеров живописи XVII века, вы убедились, что на смену спокойной уравновешенности и совершенству образцов Возрождения приходит острота драматических коллизий, сложная многогранность характеров. Искусство XVII века в целом не отказалось от гуманистических идеалов: образ человека по-прежнему стоит в центре внимания многих художников. Однако гуманистический идеал стал в эту эпоху иным - более конкретным, жизненным, психологически и эмоционально более сложным.
Искусство XVII века утратило идеальную гармонию художественной культуры Возрождения, но оно утвердило эстетическую ценность самых разнообразных явлений и образов реального мира.
Словарь: Франс Хале, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс, I Франс Снейдерс, Антонис Ван Дейк.
Домашнее задание: знать репродукции картин: П. Рубенс «Семейный портрет», «Охота на львов», «Пейзаж с радугой», «Портрет Изабеллы Брандт», «Елена Фоурмен с детьми»; А. Ван Дейк «Автопортрет», «Семейный портрет», «Портрет Карпат»; Ф. Снейдерс «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Фруктовая лавка»; Ф. Халс «Бальтазар Койманс», «Портрет молодого человека с перчаткой»; «Цыганочка», «Регенты приюта для престарелых», «Офицеры стрелковой роты св. Адриана»; Д. Веласкес «Сдача I Бреды», «Портрет папы Иннокентия X», «Пряхи»; «Портрет Филиппа IV», «Конный портрет инфанта Балтазара-Карлоса».
Учиться анализировать произведения художников; определять особенности того или иного художника, построения им композиции.
4: Творчество Рембрандта.
Кажется почти чудом, что бюргерская Голландия дала миру художника такой глубины и общечеловеческого масштаба. Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из своей маленькой страны: он был сыном лейденского мельника, работал сначала в Лейдене, а потом до конца жизни в Амстердаме. В отличие от деятелей итальянского Ренессанса, он не был ни очень образованным, ни очень универсальным человеком. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, он не занимался. Не оставил записей о себе, о своем искусстве, не развивал никаких теорий - известно только несколько его скупых высказываний о том, что надо следовать природе. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. Но живопись его выходила за границы общепринятого, и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, - они были не по их мерке. Теперь гениальность Рембрандта - аксиома для всех.
Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. Его хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. Критика Рембрандта его современниками часто напоминает басню «Осел и Соловей»: «Как жаль, что не знаком ты с нашим Петухом». «Как жаль для искусства, что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, - писал некий Андриес Пельс. - Какие успехи сделал бы он в живописи! Но - ах, этот благородный талант так опустился!»
Давайте познакомимся с этим выдающимся мастером и его творчеством поближе.
1. Краткая биографическая справка об основных событиях в жизни Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене и был сыном зажиточного владельца мукомольной мельницы. Он рано обнаружил влечение к живописи и после недолгого пребывания в Лейденском университете всецело отдался искусству. По окончании обычного трехгодичного срока обучения у малозначительного местного художника, Якова Сванненбурха, Рембрандт отправился для усовершенствования в Амстердам, где сделался учеником Ластмана. Усвоив ряд приемов последнего, он воспринял и влияние реалистического направления караваджистов.
Вернувшись в Лейден, Рембрандт начал работать в качестве самостоятельного мастера, имел большой успех, и этот успех побудил его переселиться в Амстердам, где он и обосновался с 1631 года. Здесь Рембрандт очень скоро сделался модным художником, засыпаемым заказами и окруженным множеством учеников. Вместе с тем открылась и наиболее яркая пора в его личной жизни. В 1634 году он женился на молодой, миловидной девушке Саскии Ван Уленборг, принадлежавшей к видной буржуазной фамилии Амстердама и принесшей ему в приданое крупное состояние. Оно увенчало и без того возраставший достаток преуспевающего мастера, обеспечило ему материальную независимость и вместе с тем позволило отдаться страсти к коллекционированию произведений искусства и всевозможных антикварных вещей.
Уже за время пребывания Рембрандта в Лейдене, и тем более после переселения в Амстердам, основные черты его искусства проявились со всей определенностью. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты, историю, мифологию, портреты, мир животных, пейзаж, натюрморт. Но в центре внимания мастера все же остается человек.
После лет ученичества и первых самостоятельных шагов новым этапом являются 1630-е годы. В этот период у Рембрандта сильны, с одной стороны, романтические элементы и фантастика, с другой - формальные черты искусства барокко.
При крайнем обилии портретных работ, падающих на рассматриваемое десятилетие, Рембрандт находил время и для увлекавшей его фигурной, повествовательной живописи.
С началом 1640-х годов творчество Рембрандта вступает в новую фазу, длящуюся до середины следующего десятилетия. Самостоятельность понимания мастером задач искусства, его стремление к глубокой жизненной правде, интерес к психологическим проблемам, с годами сказывавшийся все более и более, выявили в Рембрандте крупнейшую творческую индивидуальность, далеко опередившую культуру окружавшего ее буржуазного общества. Глубокое содержание рембрандтовского искусства последнему было недоступно. Конфликт с господствующей средой и резкое вследствие этого падение заказов не сказались на творческой энергии мастера. На ней не отразилось также и изменение семейных условий Рембрандта, потерявшего в 1642 году свою любимую жену, бывшую постоянной вдохновительницей его женских образов. Через несколько лет ее место занимает другая, появляющаяся сначала в скромной роли служанки, Гендрике Стоффельс становится затем верной подругой жизни мастера и обеспечивает ему мир и тишину семейного уюта.
Наступивший период был благоприятен для развития искусства Рембрандта. Наряду с библейски-жанровыми композициями этот период изобилует новым для мастера видом изображения действительности - пейзажами. В портретах Рембрандт оказывается теперь свободнее и при выборе моделей, и пишет по преимуществу лица с ярко выраженной индивидуальностью.
Несмотря на обширность и художественную ценность созданного за этот период, финансовое положение Рембрандта к середине 1650-х годов оказалось чрезвычайно трудным. Из-за падения числа заказов, трудного сбыта картин и в особенности небрежности мастера в ведении своих дел, Рембрандт испытывал большие материальные затруднения. Долг, связанный с приобретением еще при жизни Саскии дорого стоившего дома, грозил полным разорением. Попытки выпутаться из задолженности могли только отсрочить катастрофу, но она все же разразилась. Летом 1656 года Рембрандт был объявлен несостоятельным, и все его имущество было продано с аукциона. Лишенный привычного крова, он вынужден был перебраться с семьей в бедный еврейский квартал торговой столицы, и здесь в остро ощущаемом недостатке протекали его последние дни.
Эти невзгоды, как и постигшие Рембрандта затем несчастья - смерть Гендрике, смерть единственного сына Титуса, - были бессильны остановить дальнейший рост его гения. Конец 1650-х и 1660-е годы - наиболее грандиозная фаза его творчества.
В эти последние годы Рембрандт создает самый поразительный и завершающий автопортрет. Он выглядит на нем очень старым - намного старше своих шестидесяти лет. Голова замотана странным тюрбаном, лицо морщинистое, как кора старого дерева, но на этом старческом лице - гримаса смеха. Рембрандт смеется. Любимый им золотой таинственный свет озаряет улыбку, язвительную и торжествующую над бедностью, старостью, утратами, близостью смерти. Судьба не сумела отнять у него главный, бесценный дар - прозорливое творчество; он перехитрил судьбу и смеется над ней у гробового входа.
В 1669 году Рембрандт Харменс ван Рейн умер.
2. Творчество голландского художника Рембрандта.
Судьба Рембрандта, как видим, знала и хорошие, и плохие времена. И все-таки художник не был изгоем своего времени. Он больше, чем кто-либо, выражал его истинные жизненные истоки, которые смогли наделить искусство Рембрандта безбрежной человечностью и умением открыть великое в простом и скромном.
Художник, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Это видно и по его картинам. Он любил суровые, усталые лица бедняков, любил писать согбенных старцев и старух, слепых и увечных. Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности (пошлости, неоригинальности), а как мудрецов и царей. Бытового жанра Рембрандт чуждался. Если не считать портретов, сюжеты он черпал из мифологии, более всего из Библии: писал ветхозаветного Авраама, Самсона, Давида, Святое семейство, блудного сына. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их на современность, а сочетал с современностью и силой своего гениального воображения. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности.
Это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Посмотрите на портрет старого еврея из собрания Эрмитажа: какая в нем бездонность терпеливой, мудрой, кроткой души, прожившей, кажется, не одну, а много жизней. Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего сына Исаака, не он ли, изгнанный из родного края, скорбел и плакал на реках вавилонских? Души Рембрандта очень стары и вечно молоды: они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, по бесконечной траектории, уводящей в неведомое будущее.
Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Канонам причесанной красоты он уже в ранних произведениях бросил вызов, противопоставляя им натуру как она есть; в этом он в общем следовал национальным традициям нидерландского искусства. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился - воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность. Это ведь делали и многие другие, например «малые голландцы». Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположности - духовное и чувственное начала - воссоединяются в просветленной человечности. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу.
Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. К его раннему творчеству понятие «барокко» - своеобразного бюргерского барокко, - пожалуй, вполне подходит. Рембрандт питал настоящую страсть к экзотическим вещам.
Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности - к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к «драгоценности» пастозной, шероховатой красочной фактуры.
Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. Эта юная женщина с задорным личиком, неправильность которого художник и не думал скрывать, становится под его кистью Флорой - богиней весны: он наряжает ее, украшает цветами, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной. Он пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией: хрупкая и тоненькая, она сидит у него на коленях, а он, опьяненный счастьем, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться, как он весел, каким сокровищем он владеет. Счастливый Рембрандт и счастливая Саския - одна из женщин, которым довелось быть музами великих художников.
Может быть, Саския позировала Рембрандту и для Данаи - одной из знаменитейших его картин. Живописное мастерство и характерный для художника в 1630-е годы зеленовато-золотистый колорит проявляются в ней со всей полнотой. По ощущению жизни в передаче тела, в жесте, в экспрессивности лица она необычайно ярко выявляет реализм художественной концепции мастера и предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Многочисленные Данаи и Венеры на полотнах живописцев - от Тициана до Эдуарда Мане - всегда являют образ красоты женщин, более чувственный или более строгий. Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви - любви душевной и человеческой.
Конец 1650 гг. - 1660-е годы - наиболее грандиозная фаза творчества выдающегося мастера. В эти годы обедневший и отверженный Рембрандт писал лучшие портреты и картины, делал серии офортов. В это время его кисть творит чудеса. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи - светотень. Не такая, как у других художников барокко. Сияние во мраке. Тепло и трепетно светятся лица и фрагменты одеяний, выступающие из глубокой, таинственной тени. Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто и глубины времени. Темные фоны написаны жидко и прозрачно, а по мере того как зыбкая, мерцающая тьма переходит в свет, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, - краски накладываются более пастозно, и, наконец, на самые освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися.
Колорит становится горячее. Золотисто-желтые и красные тона в нем доминируют. Эти качества проявляются как в портретах, так и в библейских композициях.
Созданный в 1662 году, групповой портрет «Синдики» (старейшины суконного цеха) считается одной из вершин творчества мастера.
Острая психологическая характеристика, простота построения, скрадывающая непогрешимость ритма линий и масс, равно как и скупой по количеству цветов, но интенсивный колорит суммируют в себе весь предшествующий путь Рембрандта-портретиста.
Эти пять человек, сидящие за столом, причем председатель обращается к собранию, а шестой - слуга, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается неисчерпаемая глубина.
То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Аналитиком был Леонардо да Винчи; Рембрандт - нет. Он не анализирует, а постигает. Постигает целостно, как неразложимый оптический образ, как сочетание света и тени, синтез цвета и формы: это единственная реальность его идей. О каждом из его синдиков можно было бы написать целый роман... можно, но не нужно, потому что суть образов Рембрандта - полностью в сфере живописи, они непереводимы.
Все богатство содержания, которое художник воплощал, не имеет бытия отдельно от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно - в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офортов, в бархатистых пятнах - во всей этой музыке изобразительного искусства.
В жизни человеческого сердца бывают минуты, когда оно раскрывается навстречу добру, сбрасывая, как ветхую одежду, все суетное, сложное, что его заглушало. Разоблачить темные тайники души способны многие; несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники, и из живописцев Рембрандт - едва ли не единственный, для кого это было сквозной темой всего творчества.
3. Анализ одной из картин Рембрандта «Ночной дозор».
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор» была написана в 1642 году. Именно с нее в жизни выдающегося мастера кривая успехов и благополучия резко пошла вниз, а его творчество так же стремительно стало набирать высоту.
Эта большая картина должна была представлять групповой портрет членов стрелковой гильдии и называться «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга». Впоследствии портрет неточно назвали «Ночной дозор», хотя дело там происходит днем, а не ночью.
Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину - рота выступает в поход. Рембрандт, отказавшись от принятого в то время равного расположения фигур и статичного изображения всех участников, задумал сцену, полную движения. Он остановился на моменте, когда как бы по сигналу тревоги поспешно и беспорядочно выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан Баннинг Кок и его помощники.
Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. Не столько портретные характеристики отдельных персонажей стремится передать здесь художник, сколько хочет создать впечатление взволнованности, внезапности события. Как мы видим, только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, остальные в тени, в движении, перемешаны с фигурами, не имеющими отношения к стрелкам: странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу.
Из-за всего этого заказчики сочли себя обиженными, так как считали, что если они уплатили художнику равные суммы, то должны быть изображены с равным вниманием.
Действительно, «Ночной дозор» воспринимается не как портрет, а как убеждающий своей непосредственностью жизненный эпизод.
Стремясь ко все большей и большей одухотворенности образов, Рембрандт в данной работе пожертвовал внешними подробностями и декоративными эффектами и даже пренебрег требованиями заказчиков. Портретная характеристика изображаемых отступила на второй план перед динамичностью сцены. Широко задуманная живописность контрастов светотени сообщила картине романтический характер. Это произведение поразило современников смелостью и новизной своих замыслов, но не было ими понято. И вот именно с этого момента конфликт между художником и господствующей средой начнет разрастаться.
Выводы:
Искусство художника в целом осталось непонятым его современниками. Рембрандт - явление необычайное, из ряда вон выходящее. Полное признание творчество выдающегося мастера получило лишь в XIX веке. И с этого момента оно не перестает быть одним из высочайших образцов реалистического и вместе с тем живописного воплощения образов.
Как видите, история учит нас: не стоит сразу отвергать непонятое вами. Постарайтесь вникнуть в замысел мастера. Ведь все новое часто с трудом пробивается сквозь традиции, старые представления. Поэтому - не отмахивайтесь от новаторства, а старайтесь найти в нем положительные моменты.
Словарь: Рембрандт Харменс ванн Рейн.
Домашнее задание: знать следующие картины Рембрандта: «Портрет старого еврея», «Портрет старушки», «Автопортрет с Саскией», «Даная», «Портрет Хендрины», «Синдики», «Ночной дозор», офорт «Христос, исцеляющий больных», офорт «Портрет Сикса».
Развивать умение анализировать художественные произведения, выявляя особенности композиции, колорита, пропорций и т.д.
5: Творчество Караваджо.
(тема для самостоятельного изучения)
Задачи:
1. Сформировать представление о том, что революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром.
2. Познакомиться с деятельностью Караваджо, раскрыть провокационный характер его образов: до Караваджо Иисус Христос и другие святые изображались на картинах девственно чистыми и непорочными, их образы идеализированы, чтобы завоевать сердца верующих. Именно в это время Микеланджело Меризи да Караваджо начинает создавать свои знаменитые работы. Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови. И он рисует его, других святых земными и плотскими, как никто до него. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. Караваджо переворачивает привычные представления о живописи, делая ее более реальной и осязаемой. Натурализм, изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени помогают добиться иллюзии реальности происходящего на картинной плоскости. Оптический эффект становится основным фактором передачи идеи произведения. Светотень, доведенная до предельной выразительности, является важнейшим композиционным фактором в творчестве Караваджо. Свой метод художник внедрил в исторический жанр. Отвергая иконописные каноны, сцены священных деяний он превращает в «натурную постановку», придает им характер застывшего мгновения и насыщает их как бы документальной убедительностью.
3. Караваджо «Призвание Матфея». Действие света равносильно действию слова.
4. Личность художника. Познакомиться с основными произведениями. «Юноша с корзиной фруктов», «Вакх», «Лютнист». Главное в его произведениях - не повествование, а характерный типаж. Обратить внимание на материальность и законченность каждой детали картин. Картина «Корзина с фруктами» - как первое и одно из самых красивых произведений жанра натюрморт. Анализ композиции «Отдых на пути в Египет». «Обращение Павла». «Смерть Марии». Для того чтобы почувствовать суть реформы Караваджо, можно сравнить характерное произведение эпохи Возрождения и типичную картину художника. Например, образы людей с портретов Рафаэля и образ Христа с картины Караваджо «Трапеза в Эммаусе». Сделать вывод о том, что на портретах эпохи Возрождения человек смотрится величественным, как Бог, а на картине Караваджо Бог и святые похожи на простолюдинов. Заключение: влияние Караваджо на европейскую живопись шло двумя путями: с одной стороны, свобода в трактовке библейского сюжета, с другой стороны, точное следование живописной манере художника.
Словарь: Микеланджело Меризи да Караваджо.
Домашнее задание: знать основные произведения Караваджо.