МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
Искусство Голландии XVII века.
Произведения голландских художников XVII века в жанре пейзажа, портрета (в том числе группового), бытовой сцены, наконец, натюрморта составили одну из ярких страниц мирового искусства, и первыми в ней стоят имена Франса Халса, Рембрандта, Якоба Рейсдала... Для этого потребовались и критическая масса художественных достижений, породившая новое качество искусства, и переворот в сознании человека, вызванный борьбой за свободу национальную, экономическую и свободу совести.
В XVI веке Нидерланды распадаются на южные (Фландрия) и Северные (Голландия и Зеландия) провинции. Именно Голландия, наиболее развитая экономически, возглавила борьбу против испанского владычества. Господствующей религией в Голландии стал кальвинизм. Это протестантское учение как нельзя лучше соответствовало духу предпринимательства, колониальной экспансии и личной ответственности молодой буржуазии. Кальвинизм отказался от храмовой живописи, и голландские художники искали в традиционных сюжетах не столько религиозно-мистическое, сколько общечеловеческое содержание или переключались на светские сюжеты и темы.
Предпосылки художественного направления, которое можно называть реалистическим, были созданы в предшествующий период развития нидерландской живописи, блестяще завершенный Питером Брейгелем (Мужицким). К началу XVII века голландские художники овладели искусством изображения многофигурных композиций, бытовых сцен, «умением иносказания», когда, например, библейский мотив вписывался в знакомую зрителю реальность. Голландская живопись испытывала влияние маньеризма, настраивавшего художника на осознание своей миссии. Однако маньеризмом влияние итальянской живописи не ограничивалось. Иные уроки преподносил голландцам итальянский художник — Караваджо, обратившийся к реальной действительности, к темам и образам, которые прежде и не мыслились как объекты живописи.
Композиции на библейские и мифологические сюжеты, часто объединяемые понятием «историческая живопись», и портрет были унаследованы голландскими художниками от предшественников, однако претерпели концептуальные изменения. «Историческая живопись» теперь все больше проецировалась на реальность.
Картины голландских мастеров ориентировались не на дворцы и церкви, а на буржуазные жилища и общественные здания. Живопись в целом была не пафосной, а приземленной, домашней, стремилась говорить доступным человеку языком. Этим объясняется большая роль портрета, в том числе группового. Появляются и новые жанры: бытовая сцена (собственно «жанр»), пейзаж и натюрморт. Спрос на подобные произведения был настолько велик, что профессия живописца перестала быть исключительной, стала пусть и не заурядным, но ремеслом, а производство картин — массовым. Живописцев, одинаково искусно работавших сразу в нескольких жанрах, можно пересчитать по пальцам. Таким исключением был великий Рембрандт. А вот великие Франс Халс и Якоб ван Рейсдал сосредоточились каждый на одном жанре: первый — на портрете, второй — на пейзаже. Именно такими «узкими специалистами» были практически все художники, о которых пойдет речь.
Среди пейзажистов мы находим маринистов, любителей лесных уголков, дюнных ландшафтов, замерзших каналов, городских видов... Даже натюрморт не избежал разделения на «завтраки», «десерты» и цветочные или предметные композиции.
В XVII веке сформировались и основные центры голландской живописи, а следовательно и сообщества художников, придерживавшихся общих эстетических принципов, что позволяет говорить о возникновении школ-землячеств в голландской живописи, среди которых выделяются утрехтская, харлемская, амстердамская, делфтская.
Пожалуй, ни в одной другой стране творчество мастеров кисти не было так тесно связано с родной почвой, с национальным бытом, ландшафтом, не было настолько демократичным, как голландская живопись, уже хотя бы потому, что своих ценителей и покупателей она находила во всех слоях населения.
Художники Голландии перевернули страницу в истории мировой художественной культуры. И сделали это не только общепризнанные сегодня гении. В искусствоведении закрепился термин «малые голландцы». Иногда под ним подразумевается — и несправедливо — несоизмеримость масштабов «великих» и «малых» мастеров живописи. Но сам термин возник лишь из-за малого формата картин, созданного художниками. Само явление голландского изобразительного искусства XVTI века было таким мощным, массированным, потому и стало новым этапом художественного мышления, новой ступенью человеческого самосознания.
1. «Малые» голландцы
Одним из старейших голландских портретистов был Франс Халс - первый по времени художник, с творчеством которого голландская школа вступила в период расцвета. Именно Франс Халс (1582(80)—1666) создал славу голландского реалистического портрета. Художник родился в Антверпене, учился, жил и умер в Харлеме. Совсем юным художник попал в Харлем, где вырос и сформировался в атмосфере маньеризма школы Карела Ван Мандера. В 1610 году был принят в гильдию Святого Луки в Харлеме. Здесь около 1616 года он выдвигается как передовой крупнейший портретист и сохраняет свою роль в этой области до конца жизни.
Известно, что у Хальса были нелады с супругой и вследствие этого он неоднократно вызывался в суд, что его ученики после попоек частенько под руки приводили его домой. При своем огромном таланте Хальс охотнее всего предавался кабацким утехам. Но Хальсу прощали его бесшабашность, Харлем гордился своим художником и охотно приводил к нему в мастерскую именитых гостей - Рубенса и Ван Дейка.
С появлением Халса строго реалистический и остро индивидуальный голландский портрет достигает зрелости. Все робкое, мелкое, натуралистическое, отличающее его предшественников, оказывается преодоленным.
В раннем периоде своего творчества Халс больше всего писал групповые портреты офицеров, и этот скучновато-официальный жанр под его кистью совершенно преображался, из него исчезала всякая натянутость. Он застигал портретируемых в разгар веселья, в разнообразных непринужденных позах, с вином, музыкой, сверканием голубых и оранжевых шарфов.
В 1616 году Хальс пишет картину «Банкет офицеров роты стрелкового полка Святого Георгия», в которой полностью порывает с традиционной схемой группового портрета. Создавая очень живое произведение, объединяя персонажи в группы и придавая им различные позы, он как бы срастил воедино портрет с жанровой живописью. Произведение имело такой успех, что с этого времени художник был буквально завален заказами. Не склонный к мифологическим вымыслам и чуждый религиозному благочестию, Хальс был прирожденным портретистом. Он принадлежал к поколению, которое вынесло на своих плечах все тяготы освободительной борьбы с Испанией, и, наверное, поэтому люди в его портретах подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью, раскрепощенностью и даже некоторой самоуверенностью, правда, всегда смягченной добродушием. Для него не существовало разницы между портретом и бытовым жанром с характерными типами пьяницы или кавалера. В этом смешении жанров и проявилась необыкновенная жизненная сила его искусства. Художник с особенным удовольствием рисовал завсегдатаев харлемских кабачков вроде задорного гитариста или лукаво улыбающейся цыганки. Хальс умел с редкой непредвзятостью смотреть на свои модели, но не был способен к их вдумчивому психологическому изучению, к проникновению в их внутренний мир. Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Рене Декарт, он сумел увидеть в нем только чудака, похожего на ночную птицу..
Никому до Халса не удавалось так передать динамику движения и мгновенное душевное состояние. Идеальными моделями в этом смысле являются дети с их открытым выражением чувств. Халс часто изображает детей и подростков: с лютней, с бокалом вина, флейтой, черепом (т.н. «Гамлет»). Подлинно народным, жизнерадостным духом проникнута картина «Цыганка» («Улыбающаяся девушка»), считающаяся первым изображением положительного народного характера в голландском искусстве. Картина «Цыганка» представляет собой очень характерный для Хальса портрет очаровательной, лукаво улыбающейся молодой девушки. Художник запечатлел модель в момент полной эмоциональной открытости, она не заботится о том, что на нее кто-то смотрит. Игра мазков, передающая живость световых бликов, и легкость исполнения соседствуют в портрете с предельной точностью обобщения, что придает живописи непринужденность и естественность. Портрет выдержан в характерном для художника серебристом колорите. Живая и подвижная манера художника нашла своих подражателей еще при его жизни, а сегодня она многими рассматривается как далекая предтеча более поздних художественных исканий.
И в групповых, и в индивидуальных портретах проявляются замечательные качества Халса. Во-первых, для него нет неинтересных лиц: он умеет увидеть характерное, интересное даже в самом заурядном персонаже, в каком-нибудь гуляке, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке. Он смотрит на них не без тайной насмешки, но искренно, как художник, наслаждается их колоритными физиономиями.
Во-вторых, Халс чудесно схватывает мгновенные состояния, избегая застылости. Он охотно изображает улыбку и смех, что вообще редко в портретной живописи; потому что смех мимолетен, а портретисты обычно передают состояния пребывающие, длительные. Халс дерзко разрушает эту традицию. У него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, мальчуган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, - и все это до предела естественно, живо.
Третье, что отличает Халса, - он, ловя летучие мгновения, пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не зализывая. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка.
Стоит посмотреть вблизи, как у него написаны, например, белые воротники и брыжи, - капризный вихрь штрихов, клякс и зигзагов краски. На расстоянии эти кляксы и штрихи дают точное впечатление помятого кружева, причем «живого», почти шевелящегося.
На рубеже 1620—1630-х годов в творчестве Халса происходит усложнение Концепции мира и человека. В это время создается такой шедевр, как картина «Малле Баббе». Это необычайно динамичный портрет не то содержательницы притона, не то ведьмы. Зловещий и притягательный образ исполнен жизненной энергии.
Энергия жизни голландского общества начала XVII века совпала с художественным темпераментом великого харлемца. Халсу первому удалось создать в портретной голландской живописи национальный характер.
В середине 1630-х годов с картин Халса исчезают светлые мажорные краски, на смену им приходит темный голландский колорит. Неброская цветовая гамма открывала новые возможности светотехники. Многочисленным портретам, созданным Халсом в 1640-е годы, свойственна глубина психологических характеристик. Художник выработал новую манеру живописи: точную, артистически широкую, импровизационную, противостоящую сложившимся правилам ремесленничества.
Человек, изображенный на «Мужском портрете», энергичен и самоуверен. Но прежнего веселого задора, который так любил передавать Халс, уже нет. Выражение лица приправлено изрядной долей скепсиса.
Халс, художник естественный, чувственный, покоряющий своим художественным темпераментом, но кажется, не столь уж глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания - образы старости. Сильнейшая привязанность Халса к чувственной стороне бытия, видимо, имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, перед умиранием заживо.
Художники, глубоко чувствовавшие духовное в человеке, не раз создавали образы прекрасной старости - мудрой и возвышенной: мы находим их у Леонардо, Микеланджело, Эль Греко, наконец, у Рембрандта.
Но Халс ничего доброго в старости не видит. Для него она - беспощадное обнажение низменного, что таится в людях, но что в пору зрелости искупается цветением сил, энергичной пульсацией жизни.
На групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых мы видим отталкивающих стариков и старух. Хотя эти два многофигурных портрета Халс написал, когда ему самому было уже 84 года, и этим мощным трагическим аккордом завершается его как будто бы столь жизнерадостное творчество.
Полный горечи и не находящий ответа вопрос, вечный вопрос Экклезиаста, самого пессимистичного из великих поэтов древности, звучит в прощальных произведениях Халса: зачем? к чему? К чему обманчивый мираж плотской жизни, если все кончается одинаково - вот этим?
Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Но среди них жил величайший из великих художник, чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Экклезиаста, - Рембрандт. Но ему мы посвятим отдельный урок.
Особую роль в художественной жизни Голландии играл Делфт — небольшой город, прославившийся производством посуды, ковров, тканей. Традиционной темой делфтской живописи стал интерьер. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632—1675). Сохранилось всего лишь около сорока картин художника, но и они позволяют говорить о Вермере как о великом «малом голландце». Среди его произведений есть городские виды, поражающие силой света и широтой, написанные без всяких условностей тогдашней панорамной живописи. Но большинство его картин представляют собой простые домашние эпизоды, традиционно относящиеся к бытовому жанру.
Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом, Ян Вермеер входит в число трех великих голландских живописцев XVII столетия
...В середине XIX века французский критик Торе приехал в Гаагу. Человек он был энергичный» непоседливый, поэтому решил в первый же свой гаагский день отправиться в музей. Долго бродил Торе по залам: с вниманием, интересом изучал прекрасное собрание скульптур и полотен. И вдруг... стал как вкопанный. Он увидел в отделе картин голландских живописцев XVII века, потемневших от времени, почти современный пейзаж: голубоватый свет наполнял его, словно мерцал изнутри; это было какое-то волшебство.
Торе нагнулся к этикетке, прочитал: «Вид Делфта. Автор — Вермер Делфтский».
С этой минуты эмоциональный парижанин поклялся, что отыщет все работы неизвестного ему Вермера Делфтского, что откроет для мира чудесного художника. Теофиль Торе назвал художника Делфтским сфинксом, так как загадочным, почти непостижимым было умение Вермера блистательно передавать свет и воздух.
Торе удалось заразить своим восхищением произведениями Вермера таких ценителей искусства, как братья Гонкуры, Максим Дюкан, Теофиль Готье. Начались поиски работ забытого до сего времени голландского живописца. И вот через десяток-другой лет удалось обнаружить все сохранившиеся картины мастера из Делфта. Правда оказалось их мало— около сорока, художник работал очень медленно.
Вокруг имени голландца разгорелся невиданный ажиотаж. Цены на его холсты росли как на дрожжах. Не стали дремать в создавшейся ситуации и мошенники. Они рассудили так: если художника только что «откопали» из небытия, и, значит, его работ никто не знает, можно быстренько создавать фальшивого Вермера Делфтского.
Эти подделки вызвали многочисленные судебные процессы. Об этих не очень-то приятных, но интригующих событиях написана не одна книга.
...Как так могло случиться, что люди забыли о замечательном художнике, который творил не на задворках истории, не где-нибудь в давным-давно исчезнувшей стране, а в XVII веке, в центре Европе, где живопись ценили и понимали? Но произошло то, что произошло: Вермер затерялся среди маститых жанристов.
Некий французский дворянин Бальтазар де Монкони в 1663 году посетил студию Вермера и сделал запись в своем дневнике. Она чудом сохранилась. «В Делфте я видел живописца Вермера, который не имел у себя дома ни одной своей работы; зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала лишь одну фигуру — ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей».
Выходит, булочник из Делфта разбирался в живописи лучше, чем аристократ-путешественник? Ай, да булочник, ай, да Славный сын Голландии!
...А теперь пришло время рассказать о жизни Вермера Делфтского— биография его собиралась почитателями буквально по крупицам.
В 1632 году в семье почтенного делфтского бюргера Вермера родился сын. Крестили младенца в Новой церкви и решили назвать Яном (Иоаннесом). Отец будущего замечательного художника владел гостиницей, занимался производством "модного в те времена шелка «каффа» и торговал картинами. Это была порядочная, с достатком семья, и жизнь в ней текла уютная, размеренная.
Дни здесь походили один на другой. В доме царил порядок. Семья вовремя садилась за стол. Спать ложились тоже по часам. Соблюдали заведенные предками традиции: по праздникам от души веселились, горе переносили сообща.
Ян вроде бы ничем не отличался от соседских мальчишек, но с годами он все чаще заглядывал в магазин отца, приглядывался к длинноволосым художникам, которые приносили на продажу картины; и настал день, когда подросток начал рисовать.
Наверное, в доме почтенного папаши Вермера этому обстоятельству никто не обрадовался, но и вряд ли стали мешать Яну... Один год сменял другой, прошла юность, наступил 1653 год, молодого живописца Яна Вермера приняли в гильдию Святого Луки, цеховое объединение живописцев. Позднее, в 1663 году, художник становится ее деканом, так что с уверенностью можно сказать: среди своих коллег он пользовался уважением и почетом. К тому моменту он уже был женатым человеком — избранницу его, дочь богатого бюргера, звали Катерина Больнее.
У Вермера был прекрасный учитель и друг — художник Карель Фабрициус. Он наставлял молодого Вермера, помогал добывать заказы, всегда был рядом, если нужны были совет или помощь.
И вдруг 12 октября 1654 года жизнь Вермера изменилась. В тот роковой вечер во время пожара и взрыва на делфтских пороховых складах трагически погиб тридцатидвухлетний Фабрициус. Гибель учителя и друга потрясла Вермера. Сохранились обрывочные свидетельства, что когда Фабрицуса похоронили на скромном маленьком кладбище, Вермер долго не мог утешиться и забылся тяжелым сном.
Утро принесло ему открытие, перевернувшее сознание художника: Вермер увидел, как трепетный, живой солнечный свет бьет в полуоткрытое окно. «Вот чудо, — сказал сам себе Ян Вермер, — свет в окне. Мне надо постоянно ловить его, писать. Тогда я расскажу людям, как жизнь побеждает смерть». И с этой минуты Вермер посвятил себя изображению света. Свет в окне, что может быть удивительнее этого видения?
...Сколько ни искали по всем музеям мира изображение самого художника, не повезло, не нашли. Или время не донесло до нас его автопортреты, или Ян Вермер специально не писал себя. Единственное, что нашли — замечательную картину «Мастерская художника». Но на ней Вермер Делфтский сидит спиной к зрителю.
...Вермер Делфтский умер в сорок три года. Его погубила тоска, притянувшая к себе неизлечимую болезнь. Тоска его родилась из жизненных обстоятельств: художнику приходилось, больше заниматься зарабатыванием денег, содержа трактир, магазин картин, а не живописью.
Вермееру пришлось содержать большую семью, а живопись не приносила большого достатка. Он продолжал по примеру отца торговлю картинами. Вермеер очень подолгу работал над каждым из своих творений, и, вероятно, именно поэтому его творческое наследие крайне невелико. Два десятилетия, на протяжении которых созданы все картины Вермеера, 50-60-е годы, являются временем расцвета голландской живописи. Жанровая живопись Голландии к тому времени уже приобрела определенные традиции, но именно Вермееру было суждено возвысить бытовую картину до уровня, сопоставимого с замечательными достижениями великих голландских мастеров в других жанрах. Вермеер был католиком, но не писал произведений на библейские темы. Любимыми сюжетами его небольших по размеру картин были дом и женщина, воплощающая дух дома. Домашние женские заботы постоянно присутствуют в произведениях художника.
В построении его представленных в Лувре картин «Астроном» и «Кружевница» обращает на себя внимание лаконизм, тщательный отбор деталей. Все в них дышит спокойствием. Свет у Вермеера - самостоятельный и крайне важный предмет живописи. Весь облик картин - сплошное торжество прямо-таки реального солнечного света. Этот свет заполняет все пространство, переплетаясь в богатейшей игре бликов и мягких полутеней.
Порой композиции Вермера сложны по замыслу. Такова, например, картина «Искусство живописи» («Мастерская художника»). Поток падающего слева света, большая портьера, старомодный наряд художника за мольбертом придают полотну театральный оттенок. Античный костюм натурщицы, труба и книга в ее руках должны напомнить о Клио — покровительнице истории. Но усталое от долгого позирования, полусонное лицо приземляет образ. Так искусство и жизнь, идеальное и реальное сталкиваются.
У художника остались любимая жена, восемь детей, долги... Так умели ли в Делфте ценить настоящих художников? На могиле Вермера не смогли установить даже простой поминальный камень.
Уроженец Роттердама, Питер де Хох (1629—1684) жил и работал в Делфте — городе, где художники традиционно уделяли большое внимание изображению интерьера. Достоинство его произведений — в точном, полном уюта и света изображении внутреннего убранства дома («Утро молодого человека», 1655). Люди на его полотнах неторопливы, заняты будничными заботами. Так же уютны дворики домов и улицы.
О том, какое значение имеют пейзажи Якоба ван Рейсдала (1628— 1682) в голландском и мировом искусстве, впервые сказал Иоганн Вольфганг Гёте в статье «Рейсдал как поэт». Великий поэт отметил основные качества Рейсдала-художника: мастерство живописи, лиризм и философское обобщение, составляющее сверхзадачу высокого искусства.
Излюбленные мотивы Якоба ван Рейсдала — лес, водопад, развалины, кладбища. Они становятся основой для эмоционального воплощения идей необратимости времени, преходящей жизни природы и человека.
Ощущением стихийной мощи природы пронизан пейзаж «Болото». Выделяются молодая высокая береза и старый дуб. На переднем плане — упавшее дерево (этот образ является у Рейсдала постоянным мотивом). Редкая для пейзажей художника тишина — тишина напряженная, в которой идет постоянная борьба жизни и смерти. Напоминанием о том, что эта борьба определяет и человеческую судьбу, служит фигура охотника.
Картина Рейсдала «Водопад в скалистом пейзаже» изображает северный, вероятно, норвежский ландшафт. Необычный для голландской природы мотив привлек художника возможностью воплотить в пейзаже мощь природных сил. Вертикальный поток определяет композицию картины. Снова появляется погибшее дерево, упавшее в воду. Однако берега, ограниченные камнями, незыблемы и контрастируют с движением воды. Реалистический и в то же время философский пейзаж Рейсдала стал новой страницей в изобразительном искусстве.
Пейзажи харлемского художника Соломона ван Рейсдала (1600—1670) обычно принято сравнивать с произведениями Яна ван Гойена. Действительно, их творческие пути совпадали и по времени, и по избранному жанру, но расходились стилистически. Свой стиль Рейсдал находит в начале 1630-х годов. В его пейзажах, густо населенных людьми и животными, господствует серо-зеленый тон. Здания, деревья, земля, фигуры выписаны четко, композиции прочны. С редким мастерством передает художник завораживающую неподвижность в своих речных пейзажах, в зеркальных отражениях водной поверхности. В 1640-е годы Соломон ван Рейсдал меняет свой стиль. Теперь в картинах часто присутствуют постоялые дворы и паромы. В поздних пейзажах художник изображает родные просторы с уходящей вдаль перспективой, все чаще на смену пасмурной погоде приходит солнечный свет.
Художественное наследие Герарда Терборха (1617—1681) составляют портреты и жанровые сцены. Он обладал техникой тонкой передачи цвета, изяществом в изображении лиц и костюмов своих героев, умением передать уют и спокойствие бюргерского дома. В женских портретах Терборх улавливал своеобразие позы, жеста и мог придать небольшим картинам характер парадных изображений в рост («Портрет дамы»). Точность передачи психологического состояния героя видна и в картине «Офицер, читающий письмо».
Земляк Рембрандта, лейденец Ян Стен (1625—1679) изображал сцены из библейской истории, из мифологии, из быта голландцев всех сословий, причем сцены эти часто приобретали юмористическую или сатирическую окраску. Связанный с миром театра, Ян Стен умело строил мизансцены своих произведений.
2. Рембрандт Харменс ванн Рейн
Подлинно мировое величие голландской живописи принесло новаторское творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). Его художественное наследие огромно. До нас дошло около 650 картин, 300 офортов и более 1500 рисунков. Среди произведений художника — около сотни автопортретов. Они отражают разные возрасты и состояния, но везде проглядывает неизменный несгибаемый характер «первого еретика в живописи» (С. Хохстратен).
Рембрант ванн Рейн родился в Лейдене в в 1606 году. На годы ученичества он приезжает в Амстердам, где поступает в мастерскую художника Ластмана.
По окончании учебы в 1625 году начинает свою творческую жизнь и Лейдене. Но в 1631 году художник вновь и теперь навсегда оставляет Лейден и переселяется в Амстердам, с которым будет связана вся последующая жизнь мастера.
Уже в первых своих картинах («Валаамская ослица», 1625) Рембрандт стремится создать индивидуальные характеры, придать библейским персонажам человеческую достоверность. В поисках средств реалистического изображения он обращается к опыту Караваджо. Появляются однофигурные произведения, где вырабатывается главный художественный прием Рембрандта — прием сильного контраста света и тени.
Этот прием совершенствуется в лейденских картинах конца 1620-х годов. Картина «Христос в Эммаусе» повествует о чуде, вторгающемся в обыденную жизнь. Восторг, смешанный с ужасом, изумление простых людей, узнавших распятого и воскресшего Христа в момент преломления им хлеба, составляют эмоциональную доминанту картины. К этому сюжету Рембрандт вернется в 1648 году, как будет возвращаться к самым важным для него библейским мотивам в течение всей жизни, каждый раз решая по-новому художественные задачи. Главный интерес для Рембрандта составляет изображение человеческого характера.
Рембрандт меняет представление о групповом портрете, воплощая его как некое единое драматическое событие. В «Анатомии доктора Тулпа» Рембрандт изображает общность духовных интересов людей, внимательно слушающих авторитетного врача над телом покойного.
Этот групповой портрет создает Рембрандту репутацию мастера. На него обрушивается вал заказов. В мастерской художника появляются ученики. Он становится самым популярным портретистом города.
В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбюрх (Эйленбург), упрочившей своим богатым приданым и аристократическим происхождением славу и благополучие молодого художника. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Рембрандт горячо любил жену и неустанно изображал ее.
Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии. Эта юная женщина с задорным личиком, неправильность которого художник и не думал скрывать, становится под его кистью Флорой - богиней весны: он наряжает ее, украшает цветами, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной.
На картине «Флора» (1634) Саския предстает в облике богини цветов. Теплые тона, рисующие лицо и руки героини, сочетаются с холодноватым колоритом серовато-зеленых и зелено-золотистых оттенков. Иной предстает жена художника в «Автопортрете с Саскией» (ок. 1635). С одной стороны, она переполнена радостью бытия, с другой — в ней не без оснований видят эпизод из притчи о блудном сыне, являющийся одновременно и вызовом буржуазной благопристойности, и напоминанием об исходе библейской легенды.
Он пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией: хрупкая и тоненькая, она сидит у него на коленях, а он, опьяненный счастьем, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться, как он весел, каким сокровищем он владеет. Счастливый Рембрандт и счастливая Саския - одна из женщин, которым довелось быть музами великих художников.
На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. По ним с удивительной точностью можно проследить, как па протяжении жизни меняется мироощущение художника. «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека. Успех, любовь, богатство - все для него достижимо, все ему по плечу.
В автопортретах середины 1630-х годов видно стремление художника обозначить себя как художника, творческую личность. Перед нами — творческая, независимая натура. В автопортретах 1640-х годов это качество становится ведущим. Но на смену юношескому вызову жизни приходит серьезность, грусть в глазах, мягкие переходы полутонов. Автопортреты 1630—1640-х годов составляют разительный контраст с автопортретами 1660-х годов. Рембрандт подчеркивает неприглядные атрибуты старости: потухший взор, небрежность в одежде. Но в глазах все то же: упрямство гения, уверенного в правильности избранного пути.
Рембрандт стремится наполнить библейские мотивы человеческим содержанием, видя в них поле поле для проявления всей гаммы человеческих чувств. В серии «Страсти Христовы» Рембрандт создает полотно «Снятие с креста» (ок. 1633), которое позже повторил в большем варианте. Это произведение рассматривают как программное, полемичное по отношению к аналогичной картине Рубенса. У Рембрандта евангельский эпизод становится рассказом о человеческом горе. Напряжение, с которым удерживает один из персонажей тело казненного, обморок матери и другие бытовые детали, казалось бы, приземляют трагедию, если бы не хлынувший поток небесного света, который вновь возвышает происходящее до вселенских масштабов.
Во второй половине 1630 — начале 1640-х годов наблюдается перелом в творчестве Рембрандта, ослабевает интерес к драматическим эффектам в сюжетах, в колорите преобладают красные и золотистые тона и мягкий свет. Художника интересуют внутренний мир человека и его эмоции. Это ощущается и в автопортретах, и в картинах на библейские сюжеты, и в обращении к жанру пейзажа.
В 1640 году выполнен портрет Бартье Мартенс, жены столяра, изготовлявшего рамы для картин Рембрандта. Эту картину считают одним из первых примеров разработки художником знаменитой светотени. Философия светотени заставила Рембрандта изобрести новую технику наложения краски. В освещенных местах краски кладутся густым слоем, в затененных — тонким, что заставляет свет вибрировать, трепетать.
Из библейских мотивов Рембрандт выбирает для воплощения те, которые дают возможность изобразить любовь, милосердие. Такова, например, картина «Встреча Давида и Ионафана» (1642), написанная в год смерти жены Саскии. Давид, вынужденный бежать от гнева царя Саула, прощается со своим другом — сыном царя Ионафаном, которому Рембрандт придал черты своего лица. Мир безмятежности дал трещину, но любовь осталась любовью.
Признание и успех недолго сопутствовали Рембрандту. Роковым для художника стал заказной, суливший немалую выгоду групповой портрет амстердамских стрелков, законченный в 1642 году. Впоследствии из-за особенностей освещения на полотне и потемнения красок картина получила название «Ночной дозор». В этой работе художник решительно меняет тип сложившегося в Голландии группового парадного портрета, пытаясь представить его как жанрово-историческую картину. Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам, и дело довели до суда. Поводом для неприятия композиции, видимо, послужило нарушение обязательного для группового портрета условия: каждый из членов группы должен быть запечатлен узнаваемым. Объяснение, что художник решал на этом полотне грандиозную художественную задачу — показать единство духовного порыва (отряд ополченцев выступает в поход), вряд ли могло удовлетворить офицеров, заплативших деньги. Популярность художника резко пошла на убыль. Все это имело серьезные последствия в жизни художника, он постепенно терял известность, которую в молодости так быстро завоевал. В конце концов художник остается почти один, с годами его забывают, он больше никому не нужен. Его дела идут далеко не блестяще, доходит даже до судебной тяжбы с домоправительницей.
В том же, 1642 году умерла жена Саския, оставив ему единственного выжившего из детей годовалого Титуса. Финансовые дела приходят в упадок. Мир померк для художника, он оказался совершенно беспомощным перед жизненными трудностями. Душевная пустота навалилась на него. Что делать? Как жить дальше?
Началась длинная изнурительная борьба с кредиторами. Сколько ни старался Рембрандт вырваться из когтей долга, это ему никак не удавалось. А еще — наперекор всем обстоятельствам — художник работал, искал новые выразительные средства своих произведений. Богатые заказчики возмущались: они не находили ожидаемого «сходства» в портретах, которые писал овдовевший маэстро, его отныне занимало одно — душа, потаенная суть. Художник стал психологом, мудрецом, философом. А по городу ходили слухи, что Рембрандт находится в творческом упадке.
Но в 1640-е годы совершаются главные открытия Рембрандта в области живописи. Уходят барочные эффекты в цвете и композиции, детали и антураж теряют декоративность. Складывается особая техника смелого мазка, широкого письма. Главными выразительными средствами становятся контраст и светотень. Иным становится колорит: на картинах Рембрандта господствуют насыщенные золотисто-коричневые и красные тона. В это десятилетие Рембрандт совершенствует технику, позволившую ему создать шедевры последующих лет.
К концу 1640-х годов стиль Рембрандта приобретает строгость и простоту. Добрые чувства и теплота сострадания становятся эмоциональными доминантами его картин. Не случайно Рембрандт обращается к теме Святого семейства и создает ряд картин, в которых быт возвышен до бытия.
Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их на современность, а сочетал с современностью и силой своего гениального воображения. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности.
Это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Посмотрите на портрет старого еврея («Портрет старика-еврея») из собрания Эрмитажа: какая в нем бездонность терпеливой, мудрой, кроткой души, прожившей, кажется, не одну, а много жизней. Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего сына Исаака, не он ли, изгнанный из родного края, скорбел и плакал на реках вавилонских? Души Рембрандта очень стары и вечно молоды: они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, по бесконечной траектории, уводящей в неведомое будущее.
Перешагнув пятидесятилетие, Рембрандт вступает в пору наивысшего расцвета своего гения. Это период шедевров, время проникновения во внутренний мир человека, сложный, противоречивый, часто трагичный, но прекрасный («Портрет старика в красном», 1652—1654; «Портрет старика-еврея»). Появляется знаменитый рембрандтовский коричневый цвет, «цвет судьбы», по определению О. Шпенглера.
Но беды и душевные переживания не остановили творческого развития художника. Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Среди близких людей и ценителей он больше не зависел от вкусов общества и полностью отдавался своим исканиям. Ему раскрылась красота обыденности, он серьезнее и глубже взглянул на задачи искусства.
Рембрандта от мрака, ужаса и пустоты жизни спасла женщина, милая, скромная домоправительница Хендрикье Стоффельс... Их любовь родилась из горя и нужды, и она была горькой. Хендрикье затаскали по церковным советам Амстердама — почему они живут в грехе. Трижды она представала перед своими судьями и трижды брала «вину» на себя: мол, это она, грешница, виновата в том, что живет невенчанная, с художником ван Рейном. Причина же была совершенно в другом: Хендрикье не настаивала на официальном признании семейных отношений с Рембрандтом только лишь потому, что в этом случае ее любимый будет лишен наследства первой жены.
Хендрикье отлучили на год от церкви: для набожной крестьянки XVII века это было тяжкое наказание, но ради любви она пошла на эти муки. Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью.
В пятидесятых годах XXVII столетия Рембрандт все реже получает заказы на портреты, но потребность писать живое человеческое лицо у него не ослабевает. Он пользуется любой возможностью, чтобы пригласить в мастерскую людей, с которыми сводит его судьба. Самые светлые образы, созданные художником, - это портреты близких родных и друзей, которых он писал многократно. Особой проникновенностью отличаются портреты спутницы художника, приветливой и бесконечно доброй Хендрикье, и болезненного, хрупкого юноши - сына Титуса («Портрет Титуса, сына художника»).
В 1656 году разразилась давно назревавшая катастрофа — Рембрандт объявлен несостоятельным должником. Дом, имущество, картины продали с молотка, а сам он оказался на улице.
Начались скитания, началась жизнь по углам, гостиницам. Тем не менее сын Титус от первой жены Саскии подрос и, сговорившись с товарищами, снял на окраине Амстердама, на глухой улочке с удивительным названием Канал Роз помещение брошенного магазина. Они отремонтировали дом и решили устроить в нем антикварную и художественную лавку.
Мачеха и пасынок были прекрасными друзьями. Тридцатилетняя Хендрикье и восемнадцатилетний Титус объединили свои скромные средства, став соучредителями и совладельцами новой «фирмы» по продаже произведений искусства, а лишившийся прав на владение имуществом Рембрандт числился у них на службе, и это его вполне устраивало.
Рембрандт не думал ни о деньгах, ни о текущих проблемах. Он наконец-то написал своих «незаказных» стариков, наконец-то создал свой неповторимый «рембрандтовский» стиль. Его завоевание в искусстве — портрет-биография, портрет-размышление.
Хендрикье Стоффельс была удивительная женщина: серьезно заболев, она не говорила о своих страданиях. Все свои деньги Хендрикье Стоффельс завещала не дочери Корнелии, а пасынку Титу су ван Рейну, поскольку он вел их общее дело.
Титус пережил Хендрикье лишь на четыре года. За это время он успел развернуть «дело», счастливо жениться. Он ушел в мир иной от той же болезни, что и любимая мачеха.
На свете остались двое — Рембрандт и его пятнадцатилетняя дочь. На улочке, где они жили, художника уже много лет звали «старым колдуном», он, потеряв сына, совершенно перестал замечать внешний мир.
Конец 1650 гг. - 1660-е годы - наиболее грандиозная фаза творчества выдающегося мастера. В эти годы обедневший и отверженный Рембрандт писал лучшие портреты и картины, делал серии офортов. В это время его кисть творит чудеса. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи - светотень. Не такая, как у других художников барокко. Сияние во мраке. Тепло и трепетно светятся лица и фрагменты одеяний, выступающие из глубокой, таинственной тени. Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто и глубины времени. Темные фоны написаны жидко и прозрачно, а по мере того как зыбкая, мерцающая тьма переходит в свет, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, - краски накладываются более пастозно, и, наконец, на самые освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися.
Колорит становится горячее. Золотисто-желтые и красные тона в нем доминируют. Эти качества проявляются как в портретах, так и в библейских композициях.
Своим «Портретом старушки» (1654) гениальный голландский портретист вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает нам величайшие богатства доброты и человечности. Широкую гамму различных чувств, темпераментов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как «Старейшины суконного цеха» («Синдики»).
В последнее десятилетие жизни Рембрандт создает самый значительный из своих групповых портретов — портрет синдиков (старшин) гильдии амстердамских суконщиков («Синдики», 1661). Каждый из синдиков — личность, в то же время художник стремился «показать, как сияет человек в сиянии мира», если воспользоваться словами биографа художника Г. Шмитт.
Групповой портрет «Синдики» (старейшины суконного цеха) считается одной из вершин творчества мастера.
Острая психологическая характеристика, простота построения, скрадывающая непогрешимость ритма линий и масс, равно как и скупой по количеству цветов, но интенсивный колорит суммируют в себе весь предшествующий путь Рембрандта-портретиста.
Эти пять человек, сидящие за столом, причем председатель обращается к собранию, а шестой - слуга, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается неисчерпаемая глубина.
То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Аналитиком был Леонардо да Винчи; Рембрандт - нет. Он не анализирует, а постигает. Постигает целостно, как неразложимый оптический образ, как сочетание света и тени, синтез цвета и формы: это единственная реальность его идей. О каждом из его синдиков можно было бы написать целый роман... можно, но не нужно, потому что суть образов Рембрандта - полностью в сфере живописи, они непереводимы.
Все богатство содержания, которое художник воплощал, не имеет бытия отдельно от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно - в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офортов, в бархатистых пятнах - во всей этой музыке изобразительного искусства.
В жизни человеческого сердца бывают минуты, когда оно раскрывается навстречу добру, сбрасывая, как ветхую одежду, все суетное, сложное, что его заглушало. Разоблачить темные тайники души способны многие; несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники, и из живописцев Рембрандт - едва ли не единственный, для кого это было сквозной темой всего творчества.
В поздних работах Рембрандт поднимает сложные нравственные проблемы, показывает людей в трудные моменты их жизни, но сохраняющих высокое смирение и нравственную стойкость, помнящих о предназначении человека («Возвращение блудного сына», ок. 1668; «Исаак и Ревекка», 1665).
Картина «Возвращение блудного сына» — одно из самых проникновенных произведений мастера, символизирующих и вечный свет милосердия, определяющего жизнь человека. Фигура коленопреклоненного сына полностью вписывается в контуры возложившего на сыновние плечи руки отца. Перед нами словно единое существо, законом жизни возвращенное к изначальному состоянию после многих лет разрыва. Пламенеющие краски охватили и выхватили из тьмы отца и сына. Особую выразительность придает полотну рембрандтовский способ наложения красок: вблизи картина кажется беспорядочным сочетанием мазков, и только по мере удаления от нее цветовые пятна складываются в поразительную по точности и глубине мысли сцену.
Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше. Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ - «Автопортрет за мольбертом», самый поразительный и завершающий автопортрет. Из глубин теплого темно-коричневого фона с полотна смотрит полное сдержанного достоинства лицо мастера, все остальное как бы растворяется в темноте, и только руки, держащие палитру, привлекают внимание зрителя. Он выглядит на нем очень старым - намного старше своих шестидесяти лет. Голова замотана странным тюрбаном, лицо морщинистое, как кора старого дерева, но на этом старческом лице - гримаса смеха. Рембрандт смеется. Любимый им золотой таинственный свет озаряет улыбку, язвительную и торжествующую над бедностью, старостью, утратами, близостью смерти. Судьба не сумела отнять у него главный, бесценный дар - прозорливое творчество; он перехитрил судьбу и смеется над ней у гробового входа.
Умер гениальный живописец в полнейшей нищете; по описи юной Корнелии достались «3 старых, изношенных камзола, 8 носовых платков, 10 беретов и колпаков, Библия и принадлежности для писания картин».
Искусство художника в целом осталось непонятым его современниками. Рембрандт - явление необычайное, из ряда вон выходящее. Полное признание творчество выдающегося мастера получило лишь в XIX веке. И с этого момента оно не перестает быть одним из высочайших образцов реалистического и вместе с тем живописного воплощения образов.
Как видите, история учит нас: не стоит сразу отвергать непонятое вами. Постарайтесь вникнуть в замысел мастера. Ведь все новое часто с трудом пробивается сквозь традиции, старые представления. Поэтому - не отмахивайтесь от новаторства, а старайтесь найти в нем положительные моменты.
Анализ одной из картин Рембрандта «Ночной дозор».
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор» была написана в 1642 году. Именно с нее в жизни выдающегося мастера кривая успехов и благополучия резко пошла вниз, а его творчество так же стремительно стало набирать высоту.
Эта большая картина должна была представлять групповой портрет членов стрелковой гильдии и называться «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга». Впоследствии портрет неточно назвали «Ночной дозор», хотя дело там происходит днем, а не ночью.
Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину - рота выступает в поход. Рембрандт, отказавшись от принятого в то время равного расположения фигур и статичного изображения всех участников, задумал сцену, полную движения. Он остановился на моменте, когда как бы по сигналу тревоги поспешно и беспорядочно выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан Баннинг Кок и его помощники.
Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. Не столько портретные характеристики отдельных персонажей стремится передать здесь художник, сколько хочет создать впечатление взволнованности, внезапности события. Как мы видим, только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, остальные в тени, в движении, перемешаны с фигурами, не имеющими отношения к стрелкам: странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу.
Из-за всего этого заказчики сочли себя обиженными, так как считали, что если они уплатили художнику равные суммы, то должны быть изображены с равным вниманием.
Действительно, «Ночной дозор» воспринимается не как портрет, а как убеждающий своей непосредственностью жизненный эпизод.
Стремясь ко все большей и большей одухотворенности образов, Рембрандт в данной работе пожертвовал внешними подробностями и декоративными эффектами и даже пренебрег требованиями заказчиков. Портретная характеристика изображаемых отступила на второй план перед динамичностью сцены. Широко задуманная живописность контрастов светотени сообщила картине романтический характер. Это произведение поразило современников смелостью и новизной своих замыслов, но не было ими понято. И вот именно с этого момента конфликт между художником и господствующей средой начнет разрастаться.
Словарь: «малые голландцы»; Франс Халс (1582(80)—1666), Ян Вермер Делфтский (1632—1675), Питер де Хох (1629—1684), Якоб ван Рейсдал (1628— 1682), Соломон ван Рейсдал (1600—1670), Герард Терборх (1617—1681), Ян Стен (1625—1679); Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669).
Домашнее задание:
Знать основные произведения художников:
Франс Халс (1582(80)—1666)
«Банкет офицеров роты стрелкового полка Святого Георгия», «Гамлет», «Цыганка» («Улыбающаяся девушка»), «Малле Баббе», «Мужской портрет», групповые портреты регентов и регентш приюта для престарелых.
Ян Вермер Делфтский (1632—1675)
«Мастерская художника», «Астроном», «Кружевница», «Вид Делфта», «Молочница», «Девушка с жемчужиной».
Питер де Хох (1629—1684)
«Утро молодого человека», «Хозяйка и служанка», «Внутренний вид дома в Делфте».
Якоб ван Рейсдал (1628— 1682)
«Болото», «Водопад в скалистом пейзаже».
Соломон ван Рейсдал (1600—1670)
«На реке», «Рыбаки, вытаскивающие сеть», «Вид Девентера с северо-запада».
Герард Терборх (1617—1681)
«Портрет дамы», «Бокал лимонада», «Мальчик с собакой», «Женщина, моющая руки», «Офицер, читающий письмо».
Ян Стен (1625—1679)
«Сельский плаздник», «Крестьянская семья во время еды», «Булочник и его жена», «День святого Николая», «Игра в кегли».
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669)
«Валаамская ослица», «Христос в Эммаусе», «Урок анатомии доктора Тулпа», «Флора», «Автопортрете с Саскией», «Автопортрет с золотой цепью», «Снятие с креста», «Портрет Бартье Мартенс Домер», «Встреча Давида и Ионафана», «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга» («Ночной дозор»), «Портрет старика в красном», «Портрет старика-еврея», «Портрет Титуса, сына художника», «Синдики», «Возвращение блудного сына», «Исаак и Ревекка», «Автопортрет за мольбертом», «Портрет старушки», «Портрет Хендрикье», офорт «Христос, исцеляющий больных», офорт «Портрет Сикса».
2. Сформировать представление о демократизации голландской культуры в первой половине XVII в.; раскрыть ведущую роль станковой реалистической живописи в голландском искусстве.
Познакомиться с воссозданием действительности в пейзажах и натюрмортах голландских живописцев, сочетающимся с острым чувством красоты. Стремление воплотить поэзию повседневности, прелесть человеческих будней в произведениях бытового жанра. «Малые голландцы».
Значение творчества Ф. Хальса в сложении голландской художественной школы. Охарактеризовать творчество Яна Вермера Делфтского, Питера де Хоха, Я.и С.Рейсдала, Терборха, Я.Стена и др.
3. Самостоятельная работа: анализ произведений Вермера Дельфтского и Ф. Хальса.
4. Сформировать представление о творчестве Рембрандта ван Рейна - вершине реалистического искусства.
Познакомиться с жизненным и творческим путем Рембрандта. Раскрыть огромную духовную значительность и философскую глубину искусства Рембрандта; роль света как средства усиления эмоциональной выразительности в его картинах. Познакомиться с живописной фактурой его полотен. Выявить глубину психологической характеристики, отражение всего жизненного пути человека, его духовной чистоты в поздних портретах. Обратить внимание на высокое мастерство исполнения и глубину содержания в офортах Рембрандта.
Самостоятельная работа: определение характера человека по портретам кисти Рембрандта, выявление художественных особенностей отдельных произведений.
6. Развивать умение анализировать художественные произведения, выявляя особенности композиции, колорита, пропорций и т.д.