МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
Искусство Фландрии XVII века.
1. Фламандская школа живописи XVII века.
Во второй половине XVI столетия Фландрия и Голландия входили в состав Нидерландов — страны, расположенной в низовьях рек Шельды, Мааса и Рейна. Эта небольшая страна была одной из передовых в тогдашней Европе, но свободной она не была. Нидерланды подчинялись власти испанских Габсбургов. Долгая и ожесточенная борьба против гнета испанской монархии началась со стихийного восстания против католицизма, а потом переросла в общенациональное движение за независимость, которое продолжалось до начала XVII века. Это была первая в мире буржуазная революция.
В ходе борьбы за политическую и религиозную свободу произошло разделение Нидерландов на Южные и Северные. Семь северных протестантских провинций отстояли свою независимость и образовали буржуазную республику, которая стала называться Голландией по имени самой развитой провинции. Южные провинции получили название Фландрия по имени своей самой большой области и остались под управлением католической Испании.
Как страна раскололась на две части, так и живопись разделилась на две большие и непохожие национальные школы — голландскую и фламандскую.
В первой половине XVII столетия Фландрия находилась на подъеме: процветала промышленность, торговля и все виды искусства, но особое значение приобрела живопись, на нее был огромный спрос. Художники украшали дворцы фламандской знати, городские ратуши, дома цеховых организаций, рынки. Для восстанавливаемых после войны и вновь возводимых католических храмов требовалось живописное убранство. Назначение работ и обусловило монументальность картин, поражающих декоративной красочностью, пышностью и виртуозной техникой.
Фландрии в наступившем столетии предстояло стать одним из крупных центров стиля барокко, но нигде этот стиль не имел такого противоречивого характера, нигде так явно не вторгался в него реализм. Нигде искусство ведущих мастеров не излучало такого всепобеждающего оптимизма, любви к жизни, грубоватого, но здорового ощущения красоты окружающего мира, а также настроения радости и наслаждения жизнью. Все это и называют особенностями фламандской живописи в период ее расцвета.
2. Питер Пауль Рубенс.
Главой нового направления в живописи, непревзойденным художником Фландрии, значение которого огромно не только для своей страны, но и для всей Европы, стал Петер Пауль Рубенс (1577—1640). Его искусство наиболее полно выразило все особенности фламандской школы, национальный идеал, ощущение эпохи, полной борьбы и противоречий. Рубенс открыл миру неповторимую самобытность Фландрии. Его называли королем живописцев и живописцем королей, Апеллесом (знаменитый древний греческий художник) всех времен, Гомером в живописи, а его широчайшее по диапазону творчество — грандиозным космосом. За свою жизнь король живописцев создал около трех тысяч самых разных произведений.
«Рубенс принадлежал к числу тех универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или другого жанра, но умеют откликнуться на самые различные стороны жизни. Он проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и в алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им созданы замечательные шедевры», — писал историк искусства М.В. Алпатов.
Рубенс родился в германском городе Зигене близ Кёльна. Он был шестым ребенком адвоката Яна Рубенса, протестанта, вынужденного бежать с семьей из родного Антверпена, спасаясь от преследований католической инквизиции и испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы. Только после его смерти мать Рубенса смогла вернуться в Антверпен, где родственники могли помочь ей с воспитанием детей.
Общее образование Рубенс получил в латинской школе, здесь он овладел тремя языками, не считая латыни, изучал античную историю, литературу и мифологию. Светские манеры он усвоил, будучи пажом при дворе графини де Линь. В мечтах мать видела сына дипломатом, однако не препятствовала его желанию рисовать и даже отдала учиться к пейзажисту Тобиасу Ферхахту. От него Рубенс перешел к придворному живописцу Адаму ван Норту, хранителю заветов реализма мастеров старой нидерландской школы, а уж затем к Отто ван Веену — главе антверпенских маньеристов.
В двадцать три года Рубенс был принят в гильдию Святого Луки, то есть получил звание мастера, стал свободным художником, который мог брать самостоятельные заказы. Но образование живописца в Нидерландах тогда не считалось законченным без поездки в Италию, в страну великого искусства.
В Италии Рубенс оставался восемь лет и был придворным живописцем у герцога Мантуанского. Художник жил в разных городах, изучая памятники Древнего Рима, работы мастеров Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля; венецианцев — Тициана, Тинторетто и Веронезе; болонских академиков — Карраччи и Караваджо. Он сделал множество копий, писал заказные портреты и монументальные алтарные картины. А поскольку Рубенс обладал не только смелой и проворной кистью, но был человеком образованным и обходительным, герцог Мантуанский отправил его с поручением в Испанию, ко двору Филиппа III. Среди работ Рубенса итальянского периода знамениты портреты очаровательной генуэзской маркизы Бриджиды Спинола-Дория и портрет герцога Лермы, первого министра испанского короля. Герцог изображен в латах, но без шлема, на коне с развевающейся гривой, а на заднем плане мы видим сражение.
У итальянцев Рубенс учился совершенству рисунка и ясности композиции, пластичности форм и искусству светотени, блеску колорита и энергии движения. Тщательность в выписывании деталей он получил в наследство от старонидерландских художников.
В 1608 году, в связи с болезнью и смертью матери, Рубенс вернулся на родину. Начался самый блестящий период его жизни и творчества. Рубенс стал придворным художником правителей Фландрии — Изабеллы и Альберта. И хотя двор их находился в Брюсселе, жил и работал мастер в Антверпене.
Вскоре по приезде домой Рубенс женился на Изабелле Брант, 18-летней дочери члена антверпенского магистрата. С женой он жил в любви и согласии, она родила ему троих детей.
Рубенс быстро завоевал славу лучшего живописца Фландрии. «Я до такой степени осажден просителями, — писал Рубенс в 1611 году, — что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я принужден отклонить более ста кандидатов».
Он работал для храмов и дворцов, ему поступали заказы от королевских дворов Европы. Один из них — от французской королевы Марии Медичи, пожелавшей украсить Люксембургский дворец 20 картинами огромного размера (приблизитетьно 3 на 4 метра), прославляющими ее жизнь и правление. Рубенс блестяще выполнил эту задачу соответственно духу своего времени и затейливому стилю барокко. Сложные, динамичные композиции, где все приукрашено, помпезно, величаво, он наполнил символами, аллегорическими и мифологическими фигурами.
Для церкви иезуитов в Антверпене Рубенс создал 3 алтаря и 39 картин плафона в венецианском стиле с эффектными ракурсами — настоящий триумф барокко! Но знакомы мы с этой работой только по эскизам — она погибла в пожаре 1718 года.
Рубенс создавал алтарные картины чуть ли не для всех церквей Фландрии, разрабатывая все более сложные, патетические, даже театральные композиции. Сцены распятия Христа, водружения креста и снятия с креста производят сильное впечатление, они полны бурного движения и острого драматизма.
Блестящий знаток античности, он азартно писал Венеру и Адониса, Юпитера и Каллисто, прекрасную Кибелу и бога моря Нептуна, заключающих на границах своих владений союз. Он словно переосмысливал классический идеал, соединяя его с национальным — фламандским. Его смуглые, мускулистые античные боги-атлеты и белотелые златокудрые богини пышут здоровьем. Это гимн изобилию красоты и плоти, прославление радости бытия. Один из ярких, блистательных шедевров Рубенса — «Персей и Андромеда». Персей прилетел на крылатом Пегасе и освободил прекрасную Андромеду, отданную в жертву дракону. Победителя венчает Слава, вьются вокруг амуры, готовые служить ему. У ног Персея бессильно разевает пасть чудовище.
Рубенс был счастлив, он отстроил себе роскошный дом и наполнил его коллекциями картин и скульптур, античными редкостями. По образу жизни художник походил скорее на аристократа, чем на бюргера, хотя понимал: в высших кругах он никогда не будет своим. И жизнь его была не чередой удовольствий, а днями трудов.
Он обладал необычайной работоспособностью, писал много и легко. С ним работали многочисленные ученики и помощники, среди которых были известные живописцы. В те времена так поступали все мастера, у которых было много заказов. В одних случаях Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли картины, а сам он проходил их своей кистью лишь перед сдачей заказчикам. В иных — писал только лица или фигуры главных персонажей. От начала до конца писал он только самые важные и любимые картины.
Рубенс неоднократно рисовал жену и детей. Его парадные портреты сохраняют принципы барокко — торжественность и пышность, но изображения дорогих художнику людей несут большой заряд любви и обаяния, простоты и задушевности. Знаменитый автопортрет с Изабеллой называют также «Жимолостная беседка», потому что именно в ней расположилась молодая супружеская пара. Этот автопортрет с женой отличается от рубенсовских изображений аристократов естественностью поз, ощущением разлитой в воздухе тишины и полноты жизни. Трогает нежность Изабеллы, то, как доверчиво она положила свою руку на руку мужа.
Рабочий день Рубенса начинался рано. Во время интенсивной работы он говорил с посетителями, бывало, диктовал письма, но более всего любил слушать чтение своих любимых Плутарха, Сенеку, Тацита. Вечер художник посвящал светской жизни, дому, друзьям.
Рубенс был одним из образованнейших людей своего времени, обладал сильным умом, широтой суждений и интересов. А друзьями его были самые видные гуманисты, ученые, политические деятели, как, например, четыре философа, изображенные на одноименном портрете.
Они расположились за столом с книгами, на фоне далекого пейзажа, драпировки и мраморной ниши с бюстом Сенеки. Рядом с бюстом стоит вазочка с четырьмя тюльпанами — дань почитания древнеримского стоика четырьмя его поклонниками — (справа налево) Яном Вовериусом, стариком Юстом Липсием, пропагандистом взглядов Сенеки, Филиппом Рубенсом — старшим братом художника и им самим.
Этот портрет посвящен памяти скоропостижно скончавшегося в 1611 году любимого брата. Юста Липсия к тому времени тоже не было уже в живых.
Особое место в творчестве Рубенса занимает портрет камеристки инфанты Изабеллы. Скромное платье, выбившаяся из прически прядь — нет в ней ничего от придворной чопорности. Облик ее поражает чистотой и совершенством. Наверное, поэтому до настоящего времени не исчез интерес к модели и хочется непременно узнать, кто же она.
В 1626 году закончился этот блестящий антверпенский период в жизни художника. Его оборвала смерть жены. Рубенс отправился в долгое путешествие. Он посетил Париж, Гаагу, Лондон в качестве посла инфанты Изабеллы, содействовал заключению мира между Испанией и Англией в 1630 году, вел переговоры с Голландией, не переставал писать картины, получил дворянство и был возведен за свои заслуги в рыцари.
От государственных дел он отошел только в 1633 году, после смерти Изабеллы. А в Антверпен вернулся в 1630 году. В это время ему исполнилось 53 года, и он взял в жены 16-летнюю Елену Фоурмен из бюргергской семьи. Начался заключительный период творчества художника, названный «стеновским», по имени замка Стен, который Рубенс приобрел, чтобы удалиться от городской суеты.
В письме другу Рубенс пишет: «Теперь, слава Богу, я спокойно живу с моей женой и детьми... и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни... Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи...»
Этот брак Рубенса был, возможно, более счастливым, чем первый. Елена — муза Рубенса, его идеал. Пышнотелая фламандка, женщина его грез. На закате жизни Рубенс обрел свою мечту, фантазия стала явью. Она и теперь была почти в каждой его картине под разными именами, она и Вирсавия, и святая Цицилия, она и пастушка в объятиях пастуха. Юная, чувственная, трепетная. Это не портретные образы, это идеальный женский образ.
В «Саду любви», в картине со сложными аллегориями, в левой части картины мы найдем Елену и мужчину, похожего на Рубенса. Совершенная модель! Из ее многочисленных портретов особенно знаменит портрет в свадебном наряде и портреты с детьми (она родила пятерых детей), пронизанные поэзией счастья материнства. Портрет обнаженной Елены в наброшенной на плечи шубке, который так и называется «Шубка», Рубенс писал для себя и подарил жене.
Последний период в жизни Рубенса был не менее плодотворен, чем предыдущие. В эти годы черты реализма в его творчестве усиливаются, колорит становится более спокойным, а манера письма все больше отличается широтой и виртуозностью. Он пишет такие пейзажи и жанровые картины, как «Деревенский праздник» и «Крестьянский танец», проникнутые подлинным народным чувством, полные живого темперамента. Когда после смерти инфанты Изабеллы король Филипп IV назначил в правители страны своего брата кардинала-архиепископа Толедского Фердинанда, Рубенсу поручили оформление празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. По его эскизам были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие улицы, по которым следовал Фердинанд. Сто двенадцать эскизов были сделаны Рубенсом для украшения охотничьего павильона в Мадриде. К этому же времени относятся и «дионисийские сюжеты».
Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. Этот изящный светский человек, умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей крови своей родины. Он привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви. А меж тем религиозный дух незаметно ускользнул из фламандского искусства.
Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. «Смешались в кучу кони, люди» - так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину - всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура.
Пафос широких движений и напряженность динамики находят полноту выражения в ряде картин со сценами охоты. В картине «Охота на львов» Мюнхенского собрания (ок. 1615 г.), эскизы для которой составляют одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство.
В этих постоянно, снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, на современный взгляд, утомительного и внешнего. За ними чудится призрак пустоты. Иногда сюжет не требует и не оправдывает такой яростно-динамической композиции, но такое несоответствие между действием и целью, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко - стиля, принципиально пренебрегающего понятием целесообразности. Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, под тяжеловесной росписью костюмов прячутся тщедушные фигуры.
Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены произведения старинных мастеров. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как картины старинных мастеров и в черно-белом воспроизведении сохраняют самое главное. Рубенса нужно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса - значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней - все светится. Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками, например: какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные тела в подлиннике такими не кажутся, они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации.
Как мощный реалист проявляет себя Рубенс и в области пейзажа. Он мастерски передает далекие горизонты своей родной страны, ее широкие равнины с разбросанными по ним селениями и рощами.
В пейзажах художников барокко воспевается стихийная мощь природы. Человек живет с ней в неразрывном единстве, а сама природа проникнута ощущением вечной борьбы стихий («Крестьяне, возвращающиеся с полей»). Таков пейзаж в картине «Возчики камней», где в одном произведении - утро, день, вечер. Ритм здесь выступает как средство, обеспечивающее пространственно-временное единство произведения искусства, при этом ритм одновременно диктует принцип его восприятия.
В ряде случаев любование величавыми пейзажами сменяется у Рубенса чрезвычайной интимностью в подходе к природе, ее мотивы подкупают своей простотой, и тогда он становится особенно лиричным («Пейзаж с птицеловом», «Пейзаж Фландрии», «Пейзаж с водопоем», «Вечерний пейзаж»).
Привлекательнее всего Рубенс в последнем периоде, когда меньше пишет заказные аллегорические композиции и больше - природу и портреты своей молодой жены, отличающиеся необычайной жизненностью и колористическими достоинствами.
Создавший на своем веку столько «вакханалий» и «битв», Рубенс как личность вовсе не имел ничего вакхического и воинственного: он был человеком степенным, умеренным, примерным и любящим семьянином. Елена Фоурмен; судя по портретам, очень напоминала ему первую жену, Изабеллу Брандт, - тот же миловидный, кроткий ясноглазый облик, который у Рубенса появляется в картинах часто и задолго до второго брака. Похоже, что в юной Елене Фоурмен Рубенс нашел свой постоянный идеал женщины. Ее портреты принадлежат к лучшему, что он написал. Знаменитый луврский портрет Елены Фоурмен с двумя детьми поражает легкостью и свежестью кисти.
Художественные достоинства работ «стеновского периода» в сильнейшей степени обусловлены усилением чисто живописной стороны творчества Рубенса. Его колорит меняется, утрачивает прежнюю многоцветность, становится более обобщенным и горячим в тоне. Манера письма в свою очередь отличается предельной широтой и виртуозностью.
Здоровье Рубенса к этому времени резко ухудшилось. Он страдал жесточайшей подагрой, и болезнь прогрессировала очень быстро. Бодрость духа все же не покидала его до конца. Утратив возможность владеть сначала левой, а в начале 1640 года и правой рукой, он сохранил присущую ему жизнерадостность мировоззрения до самого конца.
Умер Рубенс 30 мая 1640 года в возрасте 63 лет. Через восемь с половиной месяцев после смерти мужа Елена родила дочь — пятого и последнего ребенка великого Рубенса.
Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства.
3. Якоб Йорданс.
Антверпенский живописец Адам ван Ноорт прославился тем, что в его мастерской учились Рубенс и Якоб Йорданс (1593—1678). Влияния на их творчество учитель не оказал, однако жизнь Йорданса была теснейшим образом связана с ним. В 22 года сын зажиточного купца Йордане вступил в гильдию антверпенских живописцев, женился на дочери ван Ноорта и жил с тестем в одном доме. Через шесть лет он стал деканом гильдии Святого Луки, а вот в Италии не был никогда: не позволили уехать женитьба и заботы о семье. Предполагают, что определенное влияние Караваджо с его типажом и контрастами света и тени в ранних произведениях Йорданса было воспринято через какого-то местного караваджиста.
В автопортрете с родителями, братьями и сестрами, написанном в 1612—1615 годах, вышла путаница. Поначалу считали, что это произведение Рубенса, пока, в конце концов, не было доказано, что Йорданс написал своих родителей, семерых сестер братьев, служанку и себя — молодого человека с лютней. Лютня — символ гармонии. Виноград на стене беседки, а также собака — символы супружеского согласия. Вино и хлеб на столе ассоциировались с религией. Из одиннадцати детей Йордансов трое умерли в младенчестве. Путти вверху картины — их души.
С лютней Йорданс не расстается и на другом семейном портрете, написанном в 1621—1622 годах, где он изобразил себя с женой, дочерью и служанкой.
Среди великих мастеров фламандской живописи именно Йорданс больше других был связан с реалистическими традициями нидерландских художников. Религиозные и мифологические сюжеты трактуются Йордансом в жанровом плане, персонажи, как бы ни был возвышен сюжет, находятся в бытовом окружении. Это выхваченные из жизни народные типы, приземленные, грубоватые, в них больше мощи и энергии, чем красоты или грации.
Ярче всего дарование Йорданса проявилось в жанровых картинах, поэтому и говорят, что он самый фламандский художник. Произведения Йорданса — настоящая энциклопедия народной жизни Фландрии XVII века. Часто он черпал сюжеты в пословицах, поговорках и баснях. В нескольких вариантах существуют картины, написанные на сюжет басни Эзопа «Сатир в гостях у крестьянина». Основательных и простодушных фламандских крестьян, физически сильных и душевно здоровых, не смущает и не пугает даже приход сатира.
Огромное поле картины заполняют крупные фигуры. Некрасивые лица, крепкие мускулистые тела. Крестьяне ведут себя свободно, и присутствие сатира за столом кажется вполне естественным событием. Сатир и сам похож на крестьян, только ноги у него козлиные, а в лице проглядывает звериное начало. В этой застольной тесноте, в крестьянах и сказочном существе заключена мысль о единстве всего, что рождает мать-природа, об оптимистичной и полнокровной жизни народа.
Много раз Йорданс варьировал свою любимую тему «Бобовый король», или «Король пьет». Это традиционное крестьянское застолье в праздник трех волхвов (6 января), когда по старинному обычаю подается пирог с запеченным бобом. Кому достанется боб, тот объявляется королем и увенчивается бутафорской короной. За столом шумному веселью предаются стар и млад. Внутренний мир героев для Йорданса не важен, главное — показать общее веселье. Картина «Бобовый король, или Празднование Дня благословения» - не утонченное изображение пира, нет, на полотне показан простой народный праздник со всеми его радостями, шумом и излишествами. Люди всех возрастов тесно сгрудились за столом: украшенный короной старик, уже изрядно захмелевший, рассеянно продолжает пить вино; возвышающийся над ним юноша занят тем, что наполняет опустевшие бокалы; пышнотелая красавица в центре картины ждет, когда наполнят и ее бокал, ее обнимает сильно подвыпивший старик в шутовском колпаке. Заздравные выкрики, звон стекла, звуки музыки почти осязаемо наполняют пространство картины. Фигуры на картине Йорданса могучими объемами выступают из темного фона. Они удивительно жизненны и материальны, кажется, что их можно потрогать. Художник был превосходным колористом, его живопись так же густа и материальна, как и изображение. Он предпочитает насыщенные земные тона. Звучание красного, зеленого, белого в картине наполняет ее ощущением радости простого бытия.
Йорданс не был учеником Рубенса, но ему довелось с ним работать и писать по его эскизам картины для оформления города при въезде нового наместника в 1635 году. Влияние гения было настолько сильным, что Йорданс не смог избежать его, восприняв композиционные и живописные приемы, но сохранив творческую индивидуальность. В это время Йорданс был уже сложившимся мастером.
По творческой производительности он уступал разве что Рубенсу. Для выполнения заказов пользовался услугами помощников и учеников. После смерти Рубенса и Ван Дейка первым художником Фландрии стал Йордане. Он работал для английского двора, а в 1652 году украшал в Гааге дворец вдовы принца Фридриха-Генриха Оранского аллегорическими изображениями, прославляющими принца.
Внешними событиями жизнь Йорданса не богата. Однако в 1650-е годы он со всей семьей перешел в кальвинизм. Время кровавых расправ с протестантами прошло, преследованиям художник не подвергался, к тому же он по-прежнему продолжал писать религиозно-декоративные композиции для католических храмов. Умер Якоб Йорданс в глубокой старости, и тело было перевезено для погребения в Голландию.
4. Антонис Ван Дейк.
Среди художников фламандской школы XVII века, особенно способствовавших ее славе, первое после Рубенса место принадлежит Антонису Ван Дейку (1599— 1641), родившемуся в Антверпене, в семье богатого торговца шелком. Его часто называют любимым учеником Рубенса, но формально он им не был, поступив к нему в мастерскую в возрасте 19 лет по окончании обучения у малозначительного живописца Хендрика Ван Балена, у которого Ван Дейк обучался с десятилетнего возраста. К тому времени Ван Дейк стал членом гильдии Святого Луки. Тем не менее развитием своего таланта он всецело обязан Рубенсу, у которого почти сразу стал первым помощником в выполнении заказов. Из посмертной описи рубенсовского собрания живописи известно: девять картин принадлежало кисти Ван Дейка.
В работах молодого художника заметно влияние Рубенса. К 1620 году его композиции на религиозные темы обращают на себя всеобщее внимание. Среди них — цикл работ, изображавших Христа и апостолов, «Опьяневший Силен», «Коронование терновым венцом», «Святой Иероним», «Святой Мартин и нищие» и др. Ван Дейк становится одним из ведущих антверпенских живописцев.
В дальнейшем Ван Дейк напишет много религиозных и светских картин, но, как оказалось, истинное призвание художника — портрет. Ему было суждено создать тип парадного аристократического портрета, завоевавшего популярность в высших кругах и ставшего образцом для западноевропейских живописцев XVII—XVIII веков. Он идеализировал свои модели. Ничего заурядного! Утонченность, изысканность, красота...
Искусство портрета во времена Ван Дейка считалось чуть ли не второстепенным. Однако художник хотя и искал заказы на крупные декоративные композиции, тяготел к портрету, чувствовал свою способность к этому жанру.
Лучшим произведением раннего Ван Дейка заслуженно считают портрет богатого антверпенского торговца пряностями, друга и заказчика Рубенса, крупного коллекционера и мецената Корнелиса ван дер Геста. Легкими мазками художник лепит умное лицо, шелковую бородку и волосы, живые, влажные глаза.
Значительно лицо крупного антверпенского художника Франса Снейдерса, создателя огромных полотен, изображавших лавки с дичью и всевозможной снедью. Снейдерс в черном костюме написан на фоне окна с грозовым небом, полузакрытого черной портьерой. Светятся только лицо, в котором есть и напряжение, и спокойствие, пальцы прекрасных рук и белый воротник с манжетами.
В течение всей жизни Ван Дейк написал много автопортретов, значительно больше, чем Рубенс и Иордане. В этом он сравним разве что с Рембрандтом. Считается, что Рембрандт создал галерею своих портретов с целью узнать себя, а Ван Дейк — из тщеславия. Однако неизвестно, что заставляло его изображать себя как романтического красавца. Из свидетельств современников мы занаем, что он был трудолюбив и религиозен, эмоционален, хотя немного сумасброден. Он был творческой натурой, артистом!
Еще юношей, двадцати одного года, Ван Дейк покинул Антверпен и отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где писал большие алтарные композиции и имел неожиданно шумный успех как портретист, особенно в Генуе, среди генуэзской аристократии.
Можно думать, что известную роль тут играло и личное обаяние художника. Молодой Ван Дейк был очень красив, его красота породила множество недостоверных легенд о его романтических любовных историях.
Ван Дейк, каким мы видим его на эрмитажном автопортрете, напоминает если не шекспировского Ромео, то по крайней мере Меркуцио - изящного, остроумного Меркуцио. Очень хорош и сам портрет в благородной гамме серого и золотистого. Таким обычно представляют себе облик «Художника» те, кто в простоте души полагает, что у людей художественной профессии и внешность должна быть соответственной. Пожалуй, только Рафаэль и Ван Дейк отвечают этому романтическому представлению в полной мере.
На автопортрете у Ван Дейка узкие и выхоленные горделивые руки с удлиненными пальцами. Такие же руки часто встречаются на портретах его кисти, кого бы он ни писал. Еще Леонардо да Винчи заметил, что художники имеют склонность признавать своим персонажам те или иные автопортретные черты. У Ван Дейка это руки.
Они чрезвычайно аристократичны, а Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам чувствовал себя аристократом, хотя происходил из семьи богатого антверпенского бюргера. Многочисленные портреты его работы очень элегантны, написаны с блеском (Ван Дейк - достойный ученик Рубенса); красивы по цвету, хотя и несколько однообразны.
В Риме художник получил заказы от кардинала Гвидо Бентивольо и написал с него великолепный портрет. «Я никогда не видел ничего подобного, — сообщал в начале XVIII века английский художник Джонатан Ричардсон Младший. — Я любовался картиной два часа и еще раз двадцать приходил смотреть ее снова. Кардинал сидит в кресле, опершись левым локтем о подлокотник, а руки его (изящнейшие и прекраснейшие на свете, небрежно опущенные на колени, естественно и непринужденно поправляют стихарь... Лицо его выражает силу, далеко превосходящую все, что я видел, но в то же время мудрость и твердость, не уступающие рафаэлевским... Колорит у него — доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность...» Алое одеяние теплого и мягкого тона, белые кружева стихаря, кажется, шевелятся от прикосновения кардинала. Ван Дейк всегда был мастер выписывать аксессуары.
Осенью 1627 года художнику пришлось вернуться в Антверпен в связи со смертью отца. Последующие пять лет стали для него очень плодотворными. Рубенса в городе не было, без него Ван Дейк оказался первым среди здешних живописцев. Заказы для церквей и монастырей поступали со всех сторон, были и заказы на картины светского содержания, но более всего — портреты. Он становится придворным художником инфанты Изабеллы и пишет ее портреты, бургомистра, банкира, начальника монетного двора, сама французская королева Мария Медичи и ее сын желают иметь портрет кисти Ван Дейка.
В 1630 году из своих путешествий вернулся на родину Рубенс, а в 1832 Ван Дейк уехал в Лондон, где стал придворным художником Карла I. Здесь его боготворили. Король пожаловал ему дворянский титул, золотую цепь рыцаря и назначил хорошее жалованье. Ван Дейком восхищалась и королева Генриетта-Мария, и аристократия. Все хотели увековечить себя в полотнах художника, и он работал не покладая рук.
Каждый день Ван Дейк был занят несколькими портретами, причем писал только лицо. Сеанс обычно длился не более часа. После того как мастер делал эскиз портрета, за дело принимались ученики. Так были написаны портреты не только придворных, но и королевских особ. Очень интересен тройной портрет короля, так называемый «Тройной портрет» короля Карла I». На картине три Карла — в профиль, анфас и три четверти профиля. Портрет этот готовился для отправки в Рим.
Портреты ван Дейка легко отличить по напряженной внутренней жизни, которая светится в глазах моделей художника. В портретах в рост фигуры мужчин при всей грации сохраняют подлинное величие. Но наибольшее внимание притягивают лица с тонкими чертами, чуть нахмуренными бровями, холодным и даже жестоким взглядом. В первой половине XVII века никто кроме ван Дейка не мог создать образ утонченно-интеллектуального человека, уверенного в себе, спокойного и воспитанного. При английском дворе художник имел огромный успех.
Парадный портрет «Карл I, король Англии, на охоте» - это внушительное по размерам полотно, написанное по заказу. В этой картине художник попытался соединить парадный портрет с почти жанровой трактовкой. Король запечатлен непринужденно стоящим на краю обрыва, за которым виднеется уходящее к горизонту море с бегущим по волнам кораблем. Все на полотне подчинено фигуре короля. Он смотрится ярким силуэтом на фоне бескрайнего светлого неба и темной земли. Купы деревьев, склоненная голова лошади и две фигуры егерей не занимают внимания и выглядят скорее кулисой. Голова, в черной широкополой шляпе, повернута к зрителю, а рука опирается на трость, что придает фигуре короля царственное величие. Аристократизм живописной манеры, перенятый у ван Дейка английскими портретистами, принес свои великолепные плоды в следующем, XVIII веке.
Ван Дейк познакомился с придворным Карла I Кенелмом Дигби, человеком обаятельным и ученым, который покровительствовал художнику. Мастер написал для сэра Дигби ряд религиозных картин и портреты его семьи. Один из портретов изображал леди Дигби на смертном ложе, а другой — портрет-аллегория, олицетворяющий Благоразумие, необычен для творчества художника. Очевидно, этот сюжет придумал не художник, а сам Дигби.
Символами не пренебрегал ни один художник, подчас они присутствуют в таком изобилии, что картина может показаться странной. В пример приведем «Отдых на пути в Египет», или «Мадонна с куропатками». Куропатки и в самом деле летят в правом верхнем углу полотна. Правда, это не совсем обычные куропатки. Они обозначают смертный грех беспутства. То есть грехи пролетают мимо Девы Марии, устроившейся с Младенцем и Иосифом на отдых в удивительном лесу. Яблоня, под которой сидит Святое семейство, обозначает преодоленный Девой Марией смертный грех. Подсолнух у нее за спиной, попугай на ветвях яблони и куст белых роз слева на заднем плане — божественную сущность Девы Марии, ее непорочность. Разные фрукты у ног Мадонны тоже имеют свой смысл, как и клевер с подорожником. А щегол, летящий к ней, не простой — это символ грядущих Страстей Господних.
Ван Дейк жил в роскоши, днем неутомимо работал, вечера проводил в шумных развлечениях. Его женили на молодой фрейлине из знатного, но обедневшего рода, так что путь в аристократические круги, куда он стремился всю жизнь, был открыт.
В 1640 году умер Рубенс, и Ван Дейк поспешил в Антверпен, чтобы стать там первым и лучшим. Но жить ему осталось полтора года, а своенравная удача отвернулась от него. Он хотел расписать загородный дворец испанского короля. Работы остались незаконченными из-за смерти Рубенса, однако Ван Дейк захотел сделать свою и так рьяно настаивал на этом, что брат короля, посредник между ним и художником, назвал его «архибезумцем», а завершение работы поручили Йордансу. В этот свой фламандский период Ван Дейк работал много, писал и большие картины, но они чересчур театральны и уступают его портретам. Уязвленный Ван Дейк уехал в Париж, чтобы получить заказ на серию исторических картин для Лувра и потягаться с Рубенсом, создателем картин из жизни Марии Медичи, украшавших Люксембургский дворец. Но и здесь осечка — работа отдана Пуссену. Из Парижа Ван Дейк поехал в Лондон, оттуда в Антверпен, потом снова в Париж и опять в Лондон. Он так плохо чувствовал себя, что вынужден был отказаться от работы для кардинала Мазарини. Умер Ван Дейк в день крестин своей дочери, всего сорока двух лет от роду. Похоронили его в Лондоне, в соборе Святого Павла, как он и завещал.
Сравнение двух портретов художника Ван Дейка: раннего и позднего периодов его творчества.
Для сравнения выбраны два портрета: «Семейный портрет» и «Портрет Карла I».
«Семейный портрет» написан художником Ван Дейком в так называемый «первый антверпенский период» творчества. В это время его портретные работы отличаются строгим реализмом. Он пишет в эту пору главным образом зажиточных антверпенских бюргеров, их жен и детей. Композиция картины предельно проста, но сами портреты великолепно прорисованы. Как истинный портретист, Ван Дейк добивается не только внешнего сходства, но и интересуется также проблемами психологического порядка и умеет остро охарактеризовать человека.
Портрет Карла I написан художником в 1630-е годы и относится к типу официального парадного портрета. Композиция уже более сложная, чем в предыдущем произведении. Ван Дейк старается изобразить своего клиента с наиболее выгодной стороны. Им выбирается выразительная поза, а также используется эффектный фон. Изображаемый им персонаж, Карл I, держит себя так, как будто на него обращен посторонний взгляд. Художник наделил его чертами изящества. Но присущее Ван Дейку чувство меры все же спасает его от грубой лести. Поэтому он все так же остро характеризует свою модель, превосходно улавливает индивидуальные особенности портретируемого.
По сравнению с предыдущим произведением колорит этой картины ярче и эффектнее. Кроме того, возросла декоративная сторона портрета.
5. Франс Снейдерс.
Для характеристики основных явлений фламандской живописи XVII века очень существенно отметить многочисленность работ в таких специальных областях, как изображение животного мира и натюрморт.
XVII столетие — век барокко, «эпоха роскоши и смятения», как назвал ее Питер Скрайн: живописцы, писатели, архитекторы «наслаждаются чувственной красотой предметов, сочным, подчас цветистым языком описывают мельчайшие детали и в то же время размышляют о вечности и тайне бытия». Двойственное мироощущение, сложное состояние умов породило культ пышности и одновременно — обостренное чувство проходящего времени, конечности человеческой жизни. Основные ценности эпохи — королевская власть (недаром же именно тогда утвердились идеалы абсолютной монархии), пламенное устремление ко всему духовному и любовь к театру, театральности, представление о жизни и мире как Театре Господа Бога. Если вглядеться в натюрморты, можно заметить скрытое от поверхностного взгляда взаимодействие предметов: один отбрасывает тень на другой, третий прикрывает четвертый, пятый, наоборот, служит фоном для шестого... Перед зрителем как будто разыгрывается представление. Да и постановка в натюрморте и театре, где важна каждая мизансцена, в которой актеры расставлены режиссером, — явления родственные...
Во Фландрии появлялись композиции колоссальных размеров, граничащие с сюжетными, чуть ли не с жанровыми сценами. Эпизоды в лавках и кухнях, где среди бесконечного изобилия вещей движутся люди, всегда исполнены жизнерадостности.
Фламандцы словно раздвигают пределы холста, изображение готово выскочить за границы рамы.
Таковы работы Франса Снейдерса (1579—1657): на его натюрмортах изображаются огромные куски мяса, туши животных (то убитая лань, то голова кабана), овощи и фрукты, кажется, истекающие соком, настолько они вещественны; каскады битой птицы, нагромождения рыб... Это невероятное изобилие ограничено словно искусственно, кажется, что оно оборвано или отрезано. Природа щедра, и дары ее бесконечны — вот философия живописца. То здесь, то там на его полотнах появляется еще одно полноправное действующее лицо — вороватая кошка или обезьянка. Натюрморты Снейдерса декоративны, подчинены единому цветовому решению; в полном смысле «мертвая натура» смотрится как образ живой, блестящей, переливающейся жизни.
Дворяне, бюргеры, купцы украшали полотнами художника дома и замки. Короли предпочитали исполненные им охотничьи сцены (целую галерею «охот» Снейдерс сделал для Филиппа III Испанского). Полные напряженной динамики, охотничьи сцены Снейдерса имели огромный успех. Уверенный рисунок, отличное знание характерных особенностей тех или иных животных шли у него рука об руку с красочной декоративностью и мастерством техники. Те же достоинства отличают и натюрморты Снейдерса. Тяжелые столы ломятся под грудами всякой снеди. Все, что дает плодородная почва Фландрии, - плоды, овощи, фрукты, дичь, которой изобилуют ее леса, все, что захватывают сети отважных фламандских рыбаков, громоздится горами, свисает и падает за дубовые прилавки. Краски, формы, поверхности ласкают глаз, дразнят аппетит и славят довольство богатой дарами страны.
Натюрморты Снейдерса - громадных размеров: это апофеоз земных щедрот, гимн всему, чем может вволю насладиться какой-нибудь фламандский Гаргантюа, жизнерадостный обжора.
К натюрмортам примыкают работы, на которых изображаются совершенно живые пернатые, — «птичьи концерты», благодаря которым возник новый вид живописных работ, вплотную примыкающий к жанру натюрморта. Традиционно «птичники» рассматриваются теперь именно в этой области живописи, хотя летающих, прыгающих, машущих крыльями пташек никак нельзя назвать «мертвой натурой», а уж звуки, которые они издают, собравшись в стаю, не оставляют никакой надежды на тихую жизнь...
По заказу одного из меценатов Франс Снейдерс последовательно воссоздал рыбную, фруктовую и овощную лавки. Каждый предмет написан со всей возможной тщательностью; но главное все же не отдельный фрагмент, а целое, гармоничное, уравновешенное изображение. Тончайшую технику художник заимствовал у Питера Брейгеля и его сына Яна Брейгеля Бархатного; но любовь к динамичным, ярким, как бы звучащим композициям проявилась в его творчестве после знакомства с Рубенсом, причем так отчетливо, что Рубенс нередко предлагал собрату «соавторство» — тот писал на его картине зверя или птицу. Правда, следует быть справедливыми: людей у самого Снейдерса зачастую исполняли, увы, другие мастера, в том числе Рубенс и Ван Дейк…
Все произведения Снейдерса пронизаны жизнерадостным мироощущением и жизнелюбием.
Словарь:
Петер Пауль Рубенс (1577—1640); Якоб Йорданс (1593—1678); Антонис Ван Дейк (1599— 1641); Франс Снейдерс (1579—1657).
Домашнее задание:
1. Знать основные произведения художников:
Петер Пауль Рубенс (1577—1640)
«Портрет Бриджиды Спинола-Дория», «Герцог Лерма на коне», «Персей и Андромеда», «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Четыре философа», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Сад любви», «Крестьянский танец», «Охота на львов», «Возвращение с полей», «Пейзаж с птицеловом», «Пейзаж Фландрии», «Пейзаж с водопоем», «Вечерний пейзаж», «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми», «Портрет Елены Фоурмен», «Портрет Елены Фоурмен (в свадебном платье)».
Якоб Йорданс (1593—1678)
«Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», «Семейный портрет», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король. Празднование Дня благословения».
Антонис Ван Дейк (1599— 1641)
«Портрет Корнелиса ван дер Геста», «Портрет Франса Снейдерса», «Автопортрет», «Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», «Тройной портрет» короля Карла I», «Портрет Карла I на охоте», «Портрет леди Венеции Дигби, олицетворяющей Благоразумие», «Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками)», «Семейный портрет», «Портрет Карла I».
Франс Снейдерс (1579—1657)
«Кладовая с собакой и щенками», «Натюрморт с фруктами и желудем», «Птичий концерт», «Ворон в павлиньих перьях», «Фруктовая и овощная лавка», «Рыбный базар», «Мясная лавка».
2. Учиться анализировать произведения художников; определять особенности того или иного художника, построения им композиции. (Сформировать представления о фламандской школе живописи XVII века; о реалистической основе и огромной жизнеутверждающей силе творчества П.Рубенса, о творчестве А. Ван Эйка, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса. Раскрыть разностороннюю одаренность Рубенса, его живописное мастерство (контрастность, напряженность, динамичность образов); особенности личности. П. П. Рубенса. Ритмическая организация изображения. Реалистические традиции, жизнелюбие в живописи Я. Йорданса. Стремление А. Ван Дейка воплотить в портретах идеал духовно утонченной личности. Натюрморты Ф. Снейдерса).