МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2015г.
Лекции по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» (2 класс)
5.4. Искусство Испании XVII века.
1. «Золотой век» испанской живописи XVII века.
На долю Испании выпало целых два золотых века. Первый — XVI. Век, о котором долго еще вздыхали короли, инфанты, старые идальго, придворные историки. Роскошный золотой век. С бесконечной вереницей тяжелых кораблей, возвращающихся из испанских колоний в Новом Свете — Мексики, Боливии, Перу. С полными повозками, исправно прибывающими из европейских владений — Неаполитанского королевства, Сицилии, Верхней Наварры. С множеством маленьких, но весьма увесистых кожаных кошелей, регулярно доставляемых из отвоеванных Нидерландов. И в каждом из этих грузов и поклаж было одно и то же. Золото, золото, золото...
Спустя сто лет в Испании вновь наступил золотой век. Правда, от драгоценного металла в нем только и было, что нанесенная на холст золотистая краска. Фон, на котором живописцы традиционно изображали Мадонну, Христа, апостолов, святых. Тем не менее это был. самый настоящий золотой век. Потому что творили тогда Эль Греко и Рибера, де Сурбаран и Веласкес, Мурильо и Гойя. Хотя нет, время Гойи — XVIII—XIX века. Но возможно ли не назвать живописца, чьи умные и чуткие пальцы сохранили на себе блестящую пыль золотого века испанской живописи? Конечно, нельзя. А еще нельзя не вспомнить предшественников тех живописцев. Испанских художников XV—XVI веков. Тех, кто в великих трудах, сомнениях и экспериментах по крупице добыл и оставил потомкам золото своего опыта, таланта, вдохновения. Барталоме Бермехо, Педро Берругете, Хуан де Фландес, Луис де Мора-лес, Алонсо Санчес Коэльо.
Неистовы и страстны были предшественники Веласкеса. Страстны в христианской вере и неистовы в желании достигнуть совершенства в своем мастерстве. Без устали перенимали живописную технику нидерландцев, терпеливо копировали шедевры итальянского Возрождения, овладевали перспективой, учились пользоваться светотенью для передачи объема форм. Невиданные ранее холсты, масляные краски, подробнейшие манускрипты о строении человеческого тела — анатомии — заполняли их мастерские. С благодарностью и восхищением произносились имена учителей — Ян Ван Эйк, Рафаэль, Микеланджело.
Благоговейно, одно за другим создавались полотна о Рождестве и Воскресении Иисуса Христа, о волхвах и пастухах, Распятии, Благовещении, отрочестве Мадонны, апостолах и муках первых христиан. Об этом писал каждый художник, лишь только овладевший основами мастерства. Из века в век, аждый по-своему. Монументально и величественно — Бартоломе Бермехо. Аскетично и сурово — Педро Берругете. Печально и трагично — Луис де Моралес. Эмоционально и напряженно — Эль Греко.
Бесшумно сыпались и накапливались золотые крупицы. Чтобы через двести лет ослепительно засиять картиной Диего Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X». Весь Рим соберется посмотреть на творение испанского живописца. Знатоки и ценители искусства в восторге произнесут: «Все созданное в прошлом и настоящем было лишь рисованием, и только это — сама правда». И уже молодые итальянские художники будут торопливо копировать портрет, «чтобы учиться и любоваться им как чудом» (Антонио Паломино).
Не только религиозные полотна и портреты составили славу испанской живописи. Были еще бодегоны Диего Веласкеса, жанровые картины Бартоломе Мурильо, рисунки и картоны Франсиско Гойи для Королевской мануфактуры гобеленов. Подлинным богатством испанцев стали творения их художников. Сокровищем, которое нельзя потратить на долгую и разорительную войну с непокорными нидерландцами. На содержание бесчисленной толпы придворных. На роскошные наряды и драгоценности испанской королевы. На строительство и вооружение побежденной англичанами «Непобедимой армады».
Не разменянными и не потраченными остались лишь экспонаты мадридских музеев Прадо, Лазаро Гальдиано и Тиссен-Борнемисса, мадридской Академии Сан Фернандо, севильского Музея изящных искусств, дворца Эскориала, валенсийского и вальядолидского музеев. А золотой век Испании, заключенный во множестве тяжелых кожаных кошелей, минул безвозвратно. Под вздохи королей, инфантов, старых идальго, придворных историков. Тех, кто важно позировал для блестящих портретов Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.
2. Творчество Эль Греко.
Родился Доменико Теотокопули на острове Крит, принадлежавшем в те времена Венецианской республике. Родные скоро поняли: в семье появился живописец. Кто еще, как не будущий художник, станет неотрывно смотреть на морские волны, трепещущие в солнечных лучах, следить за плаванием причудливых облаков в небе?
Доменикос Теотокопули был самым усердным и самым своенравным учеником хандакасского иконописца Михаила Дамаскиноса. Много раз удивлялся мастер огромному таланту Доменикоса, сына простого сборщика налогов из критской деревушки Фоделе. И много раз пугался безоглядной смелости ученика, нежеланию покорно и бездумно следовать вековым живописным традициям.
В двадцатипятилетнем возрасте Теотокопули уехал в Венецию, чтобы продолжить учебу в мастерской знаменитого Тициана. Изучать творения итальянских мастеров — Тинторетто, Бассано, Микеланджело, создавать собственные произведения — «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепорожденного». А однажды талантливый ученик даже написал за своего учителя картину «Мученичество святого Лаврентия», заказанную венецианцу испанским королем Филиппом П.
Он завороженно наблюдает, как учитель, старый к тому времени человек,
работает: хватает кисти, «толстые, как метла», бросается с юношеским азартом к чистому холсту, смешивает сияющие краски, а потом швыряет их на холст. О! С восторгом наблюдал Доменико рождение тициановской работы. Это было чудо.
А затем, после неистовства созидания, следовало забвение работы: Тициан заталкивал ее в дальний угол и забывал на полгода, а то и больше... Но спустя эти полгода учитель вдруг вспоминал о полузабытом холсте, вытаскивал на свет божий и с яростью выискивал в каждом мазке ошибки и неточности. Один из современников Тициана и Эль Греко говорил, что могучий старец, «как опытный хирург, устранял опухоли на теле больного, вправлял руки и ноги».
Финал работы над холстом был всякий раз совершенно замечательный: Тициан углублял тени, смягчал вызывающие переходы полутонов не кистью, а руками. Это действо походило уже на магию, волшебство; после тепла и трепета ладоней картины его казались живыми.
...Тициан был для критского художника учителем с большой буквы. Старый мастер учил его не только работать, но и видеть свой мир, а именно это — главное для творческого человека. Жизнь рядом с учителем стала для Доменико Теотокопули праздником познания.
Однажды в студии Тициана Доменико встретился с человеком, о покровительстве которого страстно мечтал. Это был король Испании Филипп II -— властный, жестокий, сильный человек. Пройдет еще много лет, прежде чем король соизволит переступить порог другой мастерской — уже его, Доменико. Этот визит, казалось, мог решить судьбу творца. Но...
Вскоре Доменикоса привлекло мастерское исполнение светотени пармским художником Корреджо, затем богатейшие римские библиотеки. Именно в Риме без малейшей оглядки на авторитеты никому не известный критский живописец раскритиковал «Страшный суд» Микеланджело, смело заявив, что берется написать гораздо более благопристойную фреску. А потом без сожаления покинул город под возмущенный ропот римлян — горячих поклонников Микеланджело.
В 1572-1575 годах художник снова живет в Венеции: он продолжает знакомство с живописью Тициана и частично попадает под влияние работ Тинторетто.
В 1576 году Доменикос Теотокопули приехал в Испанию, надеясь на то, что король Филипп II предложит ему работу в украшении величественного Эскориала. Но живописная манера критского мастера была слишком непохожа на понятные и привычные полотна остальных художников. Поэтому прозвище «Эль Греко» стало единственным приобретением Теотокопули при испанском дворе.
Другое дело Толедо — город, где осел Эль Греко (1541—1614) после мадридской неудачи. Именно здесь в 1577—1579 годах художник получил заказ на роспись церкви Сан Домениго эль Антигуо, написал алтарные картины «Вознесение Девы Марии», «Святая Троица», «Воскресение», «Поклонение волхвов». И свой первый шедевр — «Эсполио» — алтарный образ для Кафедрального собора в Толедо. Необыкновенно яркое эмоциональное произведение о последних минутах перед Распятием. О моменте «эсполио» — срывании, грабеже одежд Иисуса Христа — хитона густого, горячего красного цвета.
В 1579 году Эль Греко во второй раз добился заказа испанского короля.
Стоял июнь 1579 года. Двери в толедекую мастерскую Доменико Теотокопули быстро распахнулись, и, как по мановению волшебной палочки, в помещении оказалась свита короля. Король с удивлением оглядел подчеркнуто вытянутые пропорции изображенных фигур, необычные мерцающие цвета красок, беспокойную линию рисунка. Все, что в дальнейших творениях Эль Греко стало только ярче и четче. Устремленные к небу человеческие фигуры, будто зыбкие отражения на воде. Свободные от земного притяжения люди, изогнутые, словно язычки пламени. Руки, подобные крыльям, глаза, тоскующие по иному миру... То, что через несколько веков восхищенно назовут духовным началом испанского народа. И то, что стало причиной для долгого, 300-летнего забвения критского мастера Доменикоса Теотокопули.
А при испанском дворе «странности» полотна были объяснены заболеванием глаз художника — астигматизмом. С тем, чтобы в 1580 году, увидев еще более непривычное и смелое полотно Эль Греко «Мученичество святого Маврикия», обвинить живописца в безумии.
Но написанная художником картина «Видение Филиппа II» не понравилась государю. Филипп II застыл перед работой мастера. Его лицо оставалось бесстрастным, поблекшие глаза недоверчиво глядели на холст. Затем король что-то буркнул стоявшим рядом придворным и так же внезапно, как появился, исчез, увлекая за собой почтительную свиту. Королю не понравились фантазии Доменико, он не мог понять сложнейший психологи ческий строй замечательного живописца. И все же немного позже художник получил из дворца заказ: написать картину, которая ныне известна всем как «Мученичество святого Маврикия»...
Доменико, казалось, рассчитал все варианты: Филипп II любит творчество Босха, его фантасмагорию, его гротеск и необычность видения окружающего. Филипп II — злой человек, ему нравятся боль, кровь, муки других... Так родилась эта работа «Мученичество святого Маврикия» — холст, повествующий о жизни и смерти человека. Кровь там льется рекой. Пугают отрубленные головы. Не сцены ли средневековых пыток и казней жаждет увидеть испанский венценосец?
Художнику казалось, что его судьба зависит от оценки картины Филиппом П. Дело в том, что Доменико мечтал расписать королевский дворец Эскориал. Тогда он был бы обеспечен работой на несколько лет вперед, тогда его имя узнают потомки...
Холст «Мученичество...» был завершен 12 августа 1584 года и вручен приору Эскориала. Дни потянулись в ожидании. А 13 сентября черное небо над Толедо, как раз над Эскориалом, полыхнуло алым заревом; оно дрожало, словно живое, затем несколько раз затрепетало и погасло. Художник догадался: король и его приближенные празднуют освещение базилики Эскориала, зарево — это колоссальная иллюминация, а его, Доменико — Эль Греко никогда не пригласят расписывать дворец, живопись его не трогает королевское сердце.
Не надо забывать, что в ту горькую ночь в сторону Эскориала смотрел не начинающий художник, не юноша, перед которым простираются сотни дорог, а зрелый человек, мастер живописи, непризнанный Эль Греко...
Придя в мастерскую, он долго смотрел на себя в зеркало, думал и внезапно понял: он будет настоящим испанцем, он любит эту страну, жаркий праздничный город Толедо стал ему родным, он ничего не хочет менять в жизни, некуда ему бежать, не на кого обижаться. Путь в Искусство — единственный верный, единственно реальный, с которого он не свернет...
Отныне вся его жизнь и творческая деятельность будет связана с Испанией.
Многие полотна Эль Греко, написанные в Толедо, завоевали ему славу лучшего живописца города, но, пожалуй, главной работой является уникальное полотно «Погребение графа Оргаса».
Несмотря на то, что «Мученичество святого Маврикия» «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не даст никакого удовлетворения» (фра Хосе де Сигуэнса), вскоре художник получил заказ от приходской церкви Сан Томе на алтарный образ о чуде, свершившемся во время погребения кастильского графа Оргаса, большого праведника и щедрого жертвователя, пожелавшего быть похороненным именно в этой толедской церкви. И о том, как сошедшие с небес святой Стефан и Августин блаженный собственноручно предали погребению тело набожного вельможи.
В 1588 году работа была окончена. «Погребение графа Оргаса» гениально соединило в себе две части — земную и небесную. Земная — запечатлела друзей покойного, небесная — изображала Иисуса Христа, Деву Марию, херувимов, ангелов-хранителей, бережно уносящих душу умершего. Это было самое торжественное и возвышенное, мистическое и печальное творение Эль Греко.
...В напряженном воздухе колеблется пламя факелов. Фигуры людей застыли в скорбном молчании. Тело графа Оргаса кажется сломанным тяжелым латами. А в небе — вихрь небес, движение его обитателей. Апостолы, святые, праведники написаны Эль Греко с редкостной легкостью. Полотно это поражает тем, что фантазия и реальность существуют совершенно неотделимые одно от другого. Кисть Эль Греко — магическая, зритель, стоя у картины, верит в то, что там рассказано... Картина «Похороны графа Оргаса» доказывает нам, что путь великого живописца — это путь оживления легенд, чудес. Чародей Эль Греко с поразительной легкостью подтверждает реальность чуда!
...За «Похороны графа Оргаса» художник долго не мог получить деньги, ведь писалась картина на заказ, а заказчиками были служители церкви. Началась тяжба; она длилась довольно долго. Наконец церковники уступили, Эль Греко получил заработанные дукаты, но они тут же ушли в карманы кредиторов. Пусть! Он беден, но его знает Толедо, знает Испания, и вскоре о нем узнает весь мир.
В конце 1570-х годов живописец увлекся портретами. Самый ранний — «Портрет кавалера с рукой на груди», более поздние — «Портрет Ортенсио Парависино», «Портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары». Строгие сдержанные лица аристократа, поэта, инквизитора, чьи гордые глаза выражают отнюдь не традиционное, социальное, а духовное величие. Портреты Эль Греко, раскрывающие внутренний мир человека, отличаются большой психологической выразительностью. Он писал портреты толедской знати, служителей церкви, поэтов, писателей, ученых. В «Портрете инквизитора Ниньо де Гевара» художник подчеркивает беспощадную жестокость, недоверие, сильный характер модели.
Картина «Св. Людовик, король Франции, и паж» была создана одновременно с одним из первых шедевров мастера «Погребение графа Оргаса». Французский король Людовик IX был признан католической церковью святым. Его матерью была испанская принцесса, ставшая французской королевой, Бланка Кастильская. Это, видимо, и послужило поводом написания картины художником, жившим в Испании. Тема милостивого короля-святого была еще актуальна во времена Эль Греко. Картина строится одновременно на идеализации образа Людовика Святого и точных натурных наблюдениях. Для образа Людовика позировал кто-то из современников - человек с худым и нервным лицом, в образе пажа художник запечатлел своего сына Хорхе Мануэля. Полотно выдержано в темных тонах, светлыми пятнами выделяются лишь голова и руки короля, голова и рукав одежды мальчика. Красной диагональю перечеркивает фигуру короля плащ, внося в произведение дополнительное напряжение. Король и паж одеты в современные автору одежды. И только корона на голове Людовика говорит о том, что святой патрон жил триста лет назад. Если бы на картине не было скипетра с изображением королевских лилий, французского геральдического знака, то вряд ли главный ее персонаж можно было бы принять за француза.
...Странные связи существуют между живыми людьми: присутствие одного влияет на судьбу другого. Подтверждение этой мысли можно получить, поразмышляв над судьбами короля Испании Филиппа II и художника Эль Греко.
Жестокий король, которого современники называли «черным пауком» Эскориала, умер в 1598 году. И — о чудо! — о Толедском художнике сразу заговорила вся Испания. Словно присутствие Филиппа II на грешной земле неким образом сдерживало отношение почитателей к творчеству художника.
Но свершилось, свершилось! Поздняя слава пришла к пятидесятилетнему Эль Греко... Покупатели его картин соглашались с ценами, назначенными маэстро, богатые испанцы почитали за честь получить из рук Эль Греко работу его кисти.
О зените славы Эль Греко красиво рассказал его современник, поэт Ортенсио Парависино. В сонете «О молнии, проникшей в комнату художника» (это был вполне реальный, не придуманный факт) Паравесино поведал, что шаровая молния, не натворив бед, ничего не тронув в мастерской, исчезла, ослепленная колоритом картин, блеском красок.
Эль Греко никогда не останавливался на достигнутом: он столько же много размышлял над событиями окружающего его мира, сколько работал. Друзья прозвали его «великим философом». Глубокие философские идеи заложены в каждую его работу.
Последние четырнадцать лет жизни стали временем создания «Крещения Христа», «Пятой печати Апокалипсиса», «Моления о чаше», «Лаокоона». Временем изучения сотен греческих, итальянских, испанских книг, общения с Лопе де Вегой и Луисом де Гонгорой. Временем жизни во дворце маркиза де Вилены, колдуна и чернокнижника. И временем страстной любви к Толедо, раскинувшемуся за окнами мастерской. Этому прекрасному городу и было посвящено полотно «Вид Толедо». Своеобразный пейзаж изображает город Толедо во время грозы. Как призрачное видение возникает он в картине, в которой суровая поэзия проникнута напряженным драматизмом.
В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого. Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются. Вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в картинах «Снятие пятой печати», «Погребение графа Оргаса», «Моление о чаше», «Вознесение Марии». В поздний период творчества трагизм и субъективность художника усиливаются.
Свои картины художник подписывал так: «Доменикос Теотокопули, критянин». Смело и своенравно запечатлевая на них истинное малоизвестное имя вместо привычного и прославленного — «Эль Греко».
Умер Эль Греко одиноким больным стариком. Меценаты, окружавшие его, разбежались, почитатели и эмоциональные поклонницы не вспоминали о его существовании.
Он жил в пустом дворце, где был десяток комнат, имел единственную смену платья, пару изношенных рубах. На стенах его жилища висели бесценные сокровища — его картины: на них жили люди с удлиненными, одухотворенными строгими лицами. Необычное «эльгрековское» солнце, напоминающее луну, источало загадочный чарующий свет...
...Исторические свидетельства сохранили информацию, что похоронили Эль Греко в роскошном саркофаге, на плите написали: «О путник! Под этой тяжелой плитой изящной формы из блестящего порфира скрыта от мира кисть, наиболее легкая из всех, которые когда-либо оживляли дерево или давали жизнь полотну». Когда в XX веке ученые попытались узнать, где могила великого толедского художника, они не нашли даже ее следов.
Свои картины художник подписывал так: «Доменикос Теотокопули, критянин». Смело и своенравно запечатлевая на них истинное малоизвестное имя вместо привычного и прославленного — «Эль Греко».
2. Творчество X. де Риберы.
Житель валенсийской Хативы, сеньор де Рибера желал для сына благородных возвышенных занятий. Например, врачевание или служение Богу. Поэтому и заставлял юного Хусепе изучать латынь. Но мальчик редко утруждал себя зубрежкой, предпочитая мудрым знаниям «бесполезное» увлечение живописью. Целыми днями Хусепе пропадал в мастерской местного художника Франсиско Рибальты, пробовал писать маслом, жадно ловил каждое слово учителя. А в 14 лет, окончательно забросив пухлые латинские книги, отправился в Италию. Из Рима — в Падую, из Пармы — в Неаполь, пристально изучая творения старых итальянских живописцев, стремясь постигнуть тайны их мастерства. Изучал и создавал свои картины — суровые мрачные полотна об истязаниях апостолов, о первых христианах, упорно и страстно стоявших за свою веру, о сильных, далеких от земной суеты отшельниках. И неаполитанцы заговорили о молодом талантливом художнике Хусепе де Рибере (1591—1652). О «Спаньолетто» — маленьком испанце, занявшем блестящее место придворного живописца первого вице-короля Неаполитанского, герцога де Осуны.
Вскоре щедрого Осуну сменили новые правители, совершенно не интересующиеся картинами испанца. Не имея крупных живописных заказов, художник занялся графикой. Девять лет Рибера работал над офортами, которые поражали правдивостью изображенных сцен, резкими контрастами света и тени, почти осязаемой выпуклостью объемов. В 1626 году, после того как была написана картина «Святой Иероним», Риберу избрали членом римской Академии Святого Луки, за чем последовало настойчивое предложение нового вице-короля герцога де Алькалы вернуться к прежним обязанностям придворного живописца. А в 1629 году мастерскую Хусепе де Риберы посетил Родриго Веласкес и заказал художнику несколько картин для украшения мадридского королевского дворца.
В 1630—1640-х годах появились «Оплакивание Христа», «Хромоножка», «Сон Иакова», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святая Инесса», «Святое семейство со святыми Анной и Екатериной Александрийской». И уже не напряженная драматичность сюжета составила главную ценность полотен, а изображение душевного состояния героев. Без внешних эффектов, прежних резких цветовых контрастов, глухого темного фона, непроницаемых красноватых теней. А посредством холодных серебристых и золотистых тонов, мелких мазков, мерцающих цветов. Именно такими были легкие воздушные картины о гордом маленьком хромоножке, держащем в руке бумажный листок с требовательной надписью: «Подайте на пропитание во имя Господа». О прекрасной девушке, святой Екатерине, с благоговейной нежностью целующей руку младенцу Христу. О святой Инессе, целомудренной, юной и трогательной.
Святая Инесса — знатная римлянка, жившая в III веке, втайне от родителей принявшая христианство и приговоренная за это к обезглавливанию. Но казни предшествовала невыносимая пытка: девушка должна была дойти до плахи обнаженной. Через весь город, сквозь толпу бесстыдно глазеющих язычников, подталкиваемая похотливыми руками стражников. И тут свершилось чудо: нагота исчезла под длинными, мгновенно отросшими волосами и белым покрывалом, наброшенным слетевшим с неба ангелом. Юная хрупкая девушка с молитвенно сложенными руками, детским лучистым взглядом... Самая светлая и прекрасная картина неаполитанского мастера Спаньолетто.
Последние годы Рибера прожил в предместье Неаполя — забытый восторженными поклонниками, обнищавший придворный живописец. Размышляя о том, что, наверное, прав был отец, настаивая на доходных и благородных занятиях. Но ведь бесценные творения художника тоже вселяли в людские души покой и благодать, что приносила проповедь священника. А измученные сердца врачевала радость от созерцания шедевров испанского живописца Хусепе де Риберы.
3. Творчество Ф. де Сурбарана.
Поздней осенью и зимой маленькая андалусская деревушка Фуэнте-де-Кантос теряла все яркие цвета. Серело небо, чернели поля, тускнели старые камни крестьянских лачуг. Лишь мастерская Педро Вилья-нуэвы, раскрасчика деревянных скульптур для монастырей, круглый год была полна насыщенными сочными цветами. Алым, лазурным, зеленым, ослепительно-белым, золотым. Ученик Вильянуэвы, пятнадцатилетний Франсиско де Сурбаран (1598— -664) не уставал восхищаться чудесными превращениями тусклых деревянных болванок в яркие статуи святых.
Удивительно способным учеником оказался сын крестьянина Сурбарана. В короткий срок он одолел все премудрости раскраски скульптур, поступил в живописную школу Хуана де Роэласа в Севилье и даже, говорят, посещал мастерскую модного рисовальщика, теоретика искусства и поэта Франсиско Пачеко. Вскоре заказчиками юного Сурбарана стали настоятели богатых монастырей. Нередко, разглядывая полученные картины, в мучениках, апостолах, святых аббаты узнавали лица и фигуры монахов.
Выгодные заказы текли рекой. И когда Сурбаран переселился в небольшой городок Эстремадуры — Льерен, и когда через год вернулся в Севилью. После женитьбы девятнадцатилетнего художника они пришлись особенно кстати. Не дали одолеть унынию и тоске во время вдовства, пригодились, чтобы обвенчаться с дочерью богатого патриция Беатриче де Моралес. В 1625 году — работа в капелле севильского собора Святого Петра, в 1626 году — крупный контракт с доминиканским монастырем Сан Пабло, для которого художник написал цикл из 21 композиции. А в 1628—1629 годах — заказ монастыря францисканцев серии картин из жизни святого Бонавентуры, вымолившего небесное указание кандидата на папский престол («Молитва святого Бонавентуры»). Эти работы принесли мастеру славу и должность главного художника Севильи.
Но Сурбаран был автором не только религиозных картин. В 1632 году художник написал лаконичные, прекрасно выстроенные натюрморты («Натюрморт с четырьмя сосудами», «Натюрморт с апельсинами и лимонами»). В испанском искусстве XVI—XVII веков не было понятия «натюрморт». «Мертвой натуре» или «тихой жизни» испанцы предпочитали «кабачок», «погребок» — «бодегон» (bodegon), где все живое, все движется, хотя, быть может, и кажется несколько грубоватым, натуралистичным. Существовали, правда, и аналоги французских, голландских, итальянских образцов жанра, как в творчестве Франсиско де Сурбарана (1598—1664), которого можно в этом смысле сравнить с Боженом. Предметы Сурбаран располагает в ряд, фронтально, благодаря чему мы подробно рассматриваем каждую деталь, вещь, игру теней, мазки, тона, оттенки. Реализм и мистицизм, слитые в творчестве художника, придают изображению совершенно особое настроение.
В 1634 году для украшения нового мадридского дворца Буэн Ретиро появились историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса от англичан» и серия работ «Подвиги Геракла». Мифологические картины были приняты королем наиболее благосклонно, за них Филипп IV и пожаловал Сурбарану звание придворного живописца.
1630—1640-е годы оказались самыми плодотворными в творчестве художника. Именно тогда шла работа над «Искушением Святого Иеронима» для монастыря в Гваделупе, который расписывали лишь искуснейшие испанские мастера; десятками поступали заказы от недавно основанных южноамериканских церквей; а в мастерской художника одна за другой появились «Святая Маргарита», «Моление святого Франциска», «Святой Лаврентий», «Святая Касильда».
«Святая Касильда» написана почти «по горячим следам», ведь подвиг дочери мавританского правителя в Толедо пришелся на недалекий XV век. Испанцы еще не забыли эту девушку: полная сочувствия и сострадания, она носила хлеб пленным христианам втайне от отца-мусульманина. Святая Касильда изображена художником с корзиной цветов в руках, так как только что произошло чудо: хлеб превратился в роскошные цветы, защитив дочь от гнева отца. «Святая Касильда» — романтическая картина о женщине, достойной Чуда.
В 1650-х годах художник часто обращался к образам Христа и Девы Марии («Отрочество Мадонны», «Непорочное зачатие»). Эти работы значительно отличались от написанных ранее: исчезла монументальность, величественность героев, проступила душевность. Изменилась и жизнь художника. Забылась былая слава, истощились выгодные заказы. Не помог даже переезд в Мадрид и поддержка великодушного Веласкеса. Последние четыре года стали временем нужды и разочарований.
Перед смертью художнику вспомнилась родная деревушка Фуэнте-де-Кантос. Золотистая пшеница, лиловые гроздья винограда, лазурное небо, ослепительно-белые облака. Будто яркие сочные краски, крупными и мелкими мазками положенные на полотна Франсиско де Сурбарана.
4. Творчество Диего Родригеса де Сильва Beласкеса.
Центральной фигурой испанской художественной школы XVII века и вместе с тем одним из величайших художников Западной Европы был Диего де Сильва Веласкес.
Многие севильские дворяне осудили поступок португальца де Сильвы. Так необдуманно потакать прихотям сына, незрелого девятилетнего юнца! Забрать Диего из монастырской латинской школы и отдать в ученики художника Франсиско Эрреры. Негоже заниматься мазней сыну женщины из рода севильских идальго Веласкес!
Но никто не знал, как горячо хотел стать живописцем тихий и скромный Диего, которому суждено будет стать великим художником Диего Родригесом де Сильвой Веласкесом (1599—1660). Как целый год он терпеливо сносил необузданный нрав своего первого учителя, знаменитого севильского художника Франсиско Эрреры. Как был благодарен своему второму учителю — необычайно образованному и доброму Франсиско Пачеко. Как, не жалея карманных денег, нанимал крестьянских мальчишек, служивших ему моделями. И сотни раз изображал их то плачущими, то смеющимися, следуя совету своего учителя: «Все искусство живописца — в рисунке». Лишь Пачеко сразу понял, каким огромным талантом одарен его ученик. Поэтому щедро делился с юношей накопленными знаниями и опытом, оказывал протекцию для получения первых заказов. А через год, после того как семнадцатилетний Веласкес, выдержав экзамен, вступил в корпорацию севильских живописцев, с радостью отдал ему в жены свою дочь — Хуану Миранду. Так как был «восхищен его добродетельностью, честностью и талантом» (Ф. Пачеко «Искусство живописи»).
Пачеко - характерный представитель «романизма», преклонявшийся перед итальянским искусством и особенно Рафаэлем. Пачеко был хорошим педагогом и одним из образованнейших людей своего времени. В течение нескольких лет пребывания в его мастерской Веласкес получил прекрасную профессиональную подготовку. Но влияние учителя не ощущается даже в ранних работах Веласкеса. Обладая очень яркой художественной индивидуальностью, он сразу пошел по самостоятельному пути.
Первые работы Диего Веласкеса «Иоанн на Патмосе» и «Непорочное зачатие» написаны по заказу севильского монастыря ордена кармелитов. Оба полотна поражали реалистичностью изображения. Иоанн — обычный юноша-горожанин, Мария — шестнадцатилетняя супруга художника Хуана, запечатленная Веласкесом повторно вслед за прошлогодним «Поклонением волхвов». В картине произошло совмещение двух, казалось бы, несовместимых тем — небесной и земной. Бытовая часть картины — изображение старухи, девушки и умело составленного натюрморта из рыбы, яиц и чеснока — близка к излюбленному художником жанру «бодегон» (в переводе с испанского «харчевня»). Таких бодегонов в 1618—1620 годах Веласкесом было написано немало — «Завтрак», «Пожилая женщина с яичницей». Их неизменными элементами являлись грубая деревянная и медная посуда, незамысловатая еда, простые люди – суровая красота народного быта.
В 1622 году Веласкес предпринял самостоятельную попытку «завоевания» столицы. Но поездка оказалась неудачной, вернее, не вполне удачной, так как художнику все-таки удалось написать «Портрет поэта Луиса де Гонгоры-и-Арготе». Главным достоинством произведения стала та степень постижения психологии изображаемого человека, которая характеризует лишь... мастерски написанный портрет. Через год хлопоты тестя и слухи об авторе прекрасно написанного полотна сделали свое дело. Первый министр герцог де Оливарес пригласил Веласкеса в Мадрид, чтобы тот «на пробу» написал конный портрет недавно взошедшего на престол Филиппа IV.
После того как полотно выдержало всеобщее обозрение перед церковью Сан Фелипе эль Реаль, Диего Веласкеса назначили придворным живописцем. Король, цитируя Александра Македонского, торжественно произнес: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Под мастерскую художника отвели несколько дворцовых покоев, где за 37 лет службы было создано полтора десятка изображений Филиппа IV, бесчисленные портреты членов королевской семьи.
Многие испанские мастера позавидовали блестящему положению Веласкеса. Стать придворным художником в 24 года, написав всего лишь один портрет короля! Поползли слухи о том, что севильец ловок лишь в несложном рисунке человеческой головы. Для остальных же благородных жанров ему не хватит ни умения, ни таланта. Это ведь не грубые бодегоны малевать. Но победа на королевском живописном конкурсе заставила умолкнуть самых злых завистников. Ведь даже мастера старшего поколения не выполнили лучше Веласкеса задания конкурса. Король и придворные без устали любовались великолепным историческим полотном «Изгнание морисков Филиппом III». Позже картину перенесли в зеркальный зал, где находились произведения Тициана и Рубенса. А не очень знатного Веласкеса назначили хранителем королевской двери.
В 1628 году появилось новое полотно придворного художника — «Триумф Вакха». Необычайно смелое, полное удали и веселья, света и богатства красок. Но лишь высокая придворная должность защитила Веласкеса от гнева католической церкви, давным-давно наложившей запрет на использование языческих сюжетов. И в религиозных сюжетах, и в мифологических сценах Веласкес охотно использует простонародные типажи, решительно отказываясь от традиционной трактовки тем.
Приезд в Мадрид знаменитого фламандского художника Рубенса убедил Веласкеса в том, что многое еще не увидено и не познано. Настоящий мастер обязательно должен побывать в Италии — живописной столице мира. 10 августа 1629 году Веласкес, получив разрешение короля, сел на корабль в Барселоне и отплыл в Италию — с тем, чтобы усовершенствовать свое профессиональное мастерство и приобрести для украшения королевского дворца творения итальянских живописцев. Веласкес останавливался в Венеции, Ферраре, Риме, Неаполе, любовался полотнами Рафаэля, фресками Микеланджело, копировал картины Тинторетто, посещал Сикстинскую капеллу и Станцы делла Сеньятура. Чтобы по возвращении в Мадрид написать для живописной коллекции Филиппа IV «Кузницу Вулкана» и «Тунику Иосифа»; во искупление королевских грехов — «Распятие» для монастыря бенедиктинок Сан Пласидо; во имя славы австрийского королевского рода и для украшения дворца Буэн Ретиро — свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды». Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды». Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Художник отказался от распространенной в живописи XVII в. парадно-аллегорической трактовки исторических событий. Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры. Драматизм исторического события подчеркнут противопоставлением двух групп людей, победителей и побежденных, передан всем строем композиции, компоновкой фигур, в панорамном охвате расстилающегося до горизонта пейзажа.
А еще Веласкес создал портреты придворных карликов, шутов и уродцев. Глуповатых и умных, грустных и улыбающихся, одиноких и задумчивых, листающих толстые книги и забавляющихся тыквами («Эль Бобо дель Кориа»). Особая группа произведений — портреты королевских шутов — униженных, увечных, призванных забавлять двор. В Них отразилось уважение художника к человеческому достоинству, внутреннему миру обездоленных. Веласкес подчеркивает скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Себастьяна Мора, трогательную беспомощность больного Эль Бобо.
Во второй раз, в 1649 году, Веласкес «едет в Италию не для того, чтобы учиться, а чтобы учить» (Паломино). Одно из полотен, созданных во время поездки, — «Портрет Хуана Парехи», ученика и слуги художника. Весь Рим посетил Пантеон, чтобы взглянуть на виртуозно написанный портрет и сравнить его с находящейся тут же моделью Хуаном Парехой. За это произведение Веласкес был избран членом Академии Святого Луки.
Об искусстве Веласкеса словами говорить труднее, чем о каком бы то ни было художнике. Просится на язык перед его произведениями старое наивное восклицание: «Совсем как живое! Не правда ли?»
Иван Николаевич Крамской, благоговевший перед Веласкесом, говорил: «Смотрю на него - и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, - и, как у Господа Бога, - шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».
Веласкес в течение почти 40 лет был придворным живописцем короля Филиппа IV, писал портреты самого короля, его детей, приближенных карликов, шутов, развлекавших королевское семейство; у него всего несколько картин на религиозные и мифологические темы и одно историческое полотно с новаторски решенной художником исторической темой - «Сдача Бреды». Ограниченность выбора предметов, необходимость по многу раз писать все те же лица и соблюдать принятый тип чинного придворного портрета не очень сковывали Веласкеса, потому что те главные задачи, которые он решал, могли решаться и на этом материале, новые живописные горизонты, им открываемые, могли быть открыты и в этих условиях.
Более того, его доведенные до совершенства живописные принципы давали ему «тайную свободу» высказывать кистью правду о людях, которых он писал, оставаясь в то же время в подобающих рамках этикета. Филипп IV оставался доволен своими портретами, ибо они были действительно «как живые» и представляли оригинал с должной мерой репрезентации, а приукрашивать было вообще не принято у испанцев. Но, как и его приближенные, Филипп IV был слишком упоен своим гонором, чтобы заметить, что кисть Веласкеса просвечивает его насквозь, просвечивает безжалостно. Король не видел в своих изображениях того, что теперь нам так ясно видно: слабодушного заурядного человека с закрученными жидкими усами. А если бы он что-то подобное и подозревал - как он мог в этом признаться? Это значило бы признать ничтожным себя: ведь портреты были необыкновенно похожи.
Но все-таки главной итальянской работой художника стал «Портрет папы Иннокентия X». Он заворожил зрителей своими яркими и богатыми цветами — красным и белым, цветами кружевной рясы и атласной сутаны. Поразил глубиной психологической характеристики понтифика: хитрый, жестокий, лицемерный взгляд папы одновременно выражал силу и острый ум. Папа Иннокентий X, человек подозрительный, недоверчивый, но умный и достаточно проницательный, при виде своего портрета не смог удержаться от восклицания: «Troppo vero!» («Чересчур правдиво!»). Впрочем, и он портретом остался доволен - через несколько дней Веласкесу были присланы в дар золотая цепь и медальон с изображением папы Иннокентия X.
Прослышав об этом триумфе, Филипп IV сердитым, ревнивым письмом возвратил своего придворного художника в Мадрид, чтобы возвести живописца в почетную должность гофмаршала и получить для своей коллекции новые картины Веласкеса — «Венеру перед зеркалом», «Менины», «Пряхи».
«Пряхи, или Миф об Арахне» — многоплановое плотно. В нем и будни ткацкой мануфактуры, и прекрасные изображения работниц, прядущих и разматывающих нити, и фигуры богатых покупательниц, и огромный ковер в глубине мастерской с античным сюжетом о разгневанной богине Афине и самоуверенной ткачихе Арахне. Завораживают мягкий свет картины, прозрачная атмосфера, переливы шелковых тканей. И будоражит неразгаданная загадка сюжета картины — о случившемся или грядущем наказании Арахны повествует произведение Веласкеса?
Впрочем, не менее загадочны и «Менины» (в переводе с испанского «Фрейлины»). Фрейлин на картине две — донья Мария Агостина де Сармиенто и донья Исавель Веласко. Две юные фрейлины при пятилетней инфанте Маргарите. В сопровождении карлицы Марии Барболы и карлика Николае Пертусато. А еще в «Менинах» присутствует живописец, на минуту отвлекшийся от полотна, чтобы взглянуть на королевскую чету, которая видна зрителям лишь в зеркальном отражении за спиной художника. Мастер находит неожиданный прием. Зритель видит самого художника, присутствующих на сеансе маленькую принцессу Маргариту, фрейлин, карликов. Портретируемые же едва видны в зеркале, их Веласкес не изображает; на их месте словно находится сам зритель, перед которым открывается вся эта сцена.
«Королевская семья» — так числились «Менины» в старых инвентарных списках. Но о королевской ли семье была картина или о любимой модели живописца — инфанте Маргарите? А может, это самый удачный автопортрет художника? Или картина о создании картины? Еще одна загадка.
Ответ на нее Веласкес унес с собой под каменную плиту церкви Святой Хуаны Батисты. После долгого и утомительного декорирования зала для венчания инфанты Марии Терезы с французским королем Людовиком XIV. Гофмаршал безупречно выполнил все свои обязанности в устройстве свадебной церемонии и скончался — спустя несколько часов после ее завершения!
А через год к изображению художника на картине «Менины» был пририсован крест рыцаря ордена Сант Яго. Это опечаленный Филипп IV приказал навеки запечатлеть не очень-то родовитого севильца с высшим испанским дворянским орденом. Наградой, вызвавшей горячее осуждение остальных придворных и порадовавшей живописца за год до его кончины.
Веласкес был психологом, живописцем характеров. Он, может быть, и не преследовал психологическую и уж тем более «разоблачительную» задачу как специальную цель, искания у него чисто живописные: он просто абсолютно правдив, «слишком правдив», и не может лгать ни единым движением кисти. А живописные методы Веласкеса таковы, что они дают возможность передавать явление в сокровенной пульсации жизни. Веласкес не смог бы представить Филиппа IV героическим, а Иннокентия X - добрым, даже если бы захотел. Его кисть, проникающая в тайники живого, сама вела его за собой.
Когда Веласкес писал уродов - шутов короля, он видел и показывал сквозь их жалкую внешность поруганное и глубоко спрятанное человеческое достоинство, тайные муки. Когда он писал юных инфант - принцесс, то за чинной неподвижностью поз, за искусственностью нарядов видел и показывал печаль детей, лишенных детства.
Величайший колорист, Веласкес обычно пользовался немногими красками. Вслед за Эль Греко он открыл богатство живописных возможностей, таящихся в жемчужно-серых тонах, их воздушность и утонченную красоту сочетаний серого с розовым, серого с черным, серого с красным.
Жизнь Веласкеса была сосредоточенным подвигом служения истине, истине искусства, как он ее понимал. Он был придворным, но если за этим словом встает представление о пышной, светской, рассеянной жизни, то оно нисколько не подходит к Веласкесу. Он только писал картины, а кроме того, исполнял чисто деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые ему были в тягость. Он скромен и небогат.
Какое-то грустное братское чувство проглядывает в том, как он пишет королевских шутов, тоже прикованных к своей нелегкой придворной службе.
Но все-таки положение при дворе избавляло его по крайней мере от необходимости работать по заказам церкви. Ничто церковное не вяжется с его искусством, боготворившим реальность.
Веласкес любил простой типаж, простые лица и всячески искал случая их писать, отдыхая от чопорных придворных. Он написал картину «Пряхи», которая представляет собой решение труднейшей пространственной и световой задачи. Было принято писать задние планы затененными, а передние освещать; Веласкес делает обратное - он сплошь заливает солнечным светом глубину, где висит вытканный ткачихами гобелен и стоят, рассматривая его, придворные дамы, а первый план, где мастерицы трудятся за веретенами и ткацкими станками, погружает в тень с более слабым светом из бокового окна. Вся сцена получает налет какой-то волшебности благодаря этому необычному освещению. Но девушки-работницы реальны, как сама реальность, и, в отличие от скованных принцесс и фрейлин, их фигуры и движения - полны чудесной непринужденности.
Картина «Пряхи» была создана Веласкесом в последние годы жизни. Ему было около 60 лет, но линия его творческого развития поднималась выше и выше, и каждое новое произведение было совершеннее предыдущего.
В 1660 году Веласкес умер. На его памятнике высечено два слова: «Живописцу истины».
Словарь: Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614); Хусепе де Рибера (1591—1652); Франсиско де Сурбаран (1598— -664); Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660).
Домашнее задание:
1. Знать основные произведения художников:
Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614)
«Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепорожденного», «Вознесение Девы Марии», «Святая Троица», «Воскресение», «Поклонение волхвов», «Эсполио», «Мученичество святого Маврикия», «Погребение графа Оргаса», «Портрет кавалера с рукой на груди», «Портрет Ортенсио Парависино», «Портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары», «Св. Людовик, король Франции, и паж», «Крещение Христа, «Моление о чаше», «Лаокоон», «Вид Толедо».
Хусепе де Рибера (1591—1652)
«Святой Иероним», «Оплакивание Христа», «Хромоножка», «Сон Иакова», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святая Инесса», «Святое семейство со святыми Анной и Екатериной Александрийской».
Франсиско де Сурбаран (1598— -664)
«Молитва святого Бонавентуры», «Оборона Кадиса от англичан», «Искушение Святого Иеронима», «Святая Маргарита», «Моление святого Франциска», «Святой Лаврентий», «Натюрморт слимонами, апельсинами и розой», «Святая Касильда», «Отрочество Мадонны», «Непорочное зачатие».
Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599—1660)
«Иоанн Евангелист на острове Патмос», «Непорочное зачатие», «Поклонение волхвов», «Трое мужчин за столом» («Завтрак»), «Пожилая женщина с яичницей», «Портрет поэта Луиса де Гонгоры-и-Арготе», портреты Филиппа IV, «Триумф Вакха», «Кузница Вулкана» и «Туника Иосифа», «Сдача Бреды», «Себастьяно де Морра», «Портрет Хуана Парехи», «Портрет папы Иннокентия X», «Венера перед зеркалом», «Менины», «Пряхи».
2. Учиться анализировать произведения художников; определять особенности того или иного художника, построения им композиции (Уметь раскрыть трагический характер образов Эль Греко; выявить народную основу творчества Х.Риберы; материальную достоверность и возвышенность художественных образов, созданных Ф.Сурбараном; композиционное и колористическое мастерство Д.Веласкеса – вершины испанской реалистической живописи.).