Методическая разработка изучения неправильных глаголов английского языка.
Данная методическая разработка включает рекомендации по изучению английских неправильных глаголов. Методические разработки можно использовать на уроках английского языка в средних и старших классах общеобразовательной школы, на дополнительных занятиях, для самостоятельного изучения английского языка.
Учителям и изучающим английский язык известно, как непросто дается изучение английских неправильных глаголов. Однако важность знания неправильных глаголов очень велика, так как знание неправильных глаголов дает, во-первых, увеличивает словарный запас ,во-вторых, дает возможность свободного использования в речи таких часто используемых времен в английском языке как Past Simple Active, Present Perfect Active, и глаголов в пассивном залоге Passive Voice, который достаточно часто употребляется в английском языке, а его построение невозможно без знания третьей формы глагола. Таким образом, оказывается неразумным постоянное использование словаря или грамматического справочника при необходимости построить видо-временную форму глагола, требующую его второй или третьей неправильной формы. Проще выучить, выучить так, чтобы таблица неправильных глаголов английского языка запомнилась как когда-то выученная таблица умножения по математике.
При системной работе по определенному УМК эта тема не представляет сложности, так как ввод глаголов происходит постепенно. Еще в младших классах ученики знакомятся с некоторыми глаголами, запоминают их, активно используют на уроках в форме Present Simple, затем при изучении темы Past Simple учат вторую форму глагола, только в средних классах, изучая тему Present Perfect, учат третью форму неправильных глаголов. Однако 10-летний опыт работы в общеобразовательной школы показывает, что, к сожалению, не всегда ученикам удается сохранить эти знания, очень часто, изучая новую тему в средних классах, казалось бы, на базе старого материала, приходится тщательно повторять, а порой, как будто, давать заново то, что уже изучалось несколько лет назад. Происходит это по разным причинам, разбирать которые не представляется целесообразным, так как цель статьи – показать возможный вариант повторения-изучения неправильных глаголов, необходимых для комфортного изучения английского языка в средних и старших классах общеобразовательной школы. Лично мне эта методика помогает в работе с учениками, которые приходят ко мне в средней и старшей школе, относительно которых я не знаю, как и чему их учили в предыдущих классах.
Подходя по программе к теме (любой из вышеперечисленных, для освоения которой необходимо знания трех форм неправильных глаголов), я провожу тест на знание глаголов. По результатам теста понимаю, насколько подробно необходимо остановиться на этой теме.
Чаще всего оказывается, что ученики даже старших классов не совсем понимают значения первой, второй и третьей форм глагола. Объяснение этого вопроса оказывается очень полезным, ученики начинают понимать важность этой темы, у них формируется осмысление необходимости действительно выучить глаголы, появляется желание уделить этой теме время для того, чтобы затем свободно владеть материалом. Иногда этому шагу приходится уделить особое внимание, так как он очень важен, ведь понимание, зачем что-то делать ведет к успеху любого дела.
Достигнув понимания важности знания трех форм глагола, мы с ребятами открываем таблицу неправильных глаголов, которая, как правило, располагается в конце учебника, и анализируем ее. Обращаем внимание на расположение глаголов в алфавитном порядке, анализируем глагол to be, единственный неправильный глагол, который имеет две вторые формы, задаемся вопросом, как же это все можно выучить, если по каким-то причинам не получилось выучить поэтапно, с первых лет изучения английского языка. Ведь 100 глаголов (такое количество глаголов необходимо знать в средней общеобразовательной школе) в трех формах – это 300 слов!
Я предлагаю ученикам таблицу, в которой глаголы разбиты на группы по принципу сходства второй и третьей формы. Глаголы имеют одинаковую первую, вторую и третью формы: to cut – cut - cut, to put – put – put, to shut-shut-shut и др. У глаголов появляется одинаковая корневая гласная во второй и третьей формах: to drink – drank – drunk,to run – ran – run, to swim – swam –swum и др. Проблема запоминания неправильных глаголов на этом этапе кажется уже не такой непреодолимой. Осталось выучить.
Учить глаголы предлагаю по группам, их количество зависит от уровня подготовки учеников. Каждый урок ребята проходят проверку знаний неправильных глаголов (о формах проверки расскажу ниже). Следующее домашнее задание, новый объем неправильных глаголов задается исходя из качества усвоения выученных глаголов. Главное – начав работу с группой в данном направлении, не останавливаться, находить пути мотивации учеников, даже если ученики плохо усвоили предыдущие глаголы, продолжать проводить проверочно-тренировочные работы, задавать хотя бы два-четыре новых глагола. В некоторых группах изучение-повторение неправильных глаголов занимает 3-4 занятия, в других требуется большее внимание этой теме.
Как проводить проверочные работы на знание неправильных глаголов. Главное – я не считаю необходимым уделять работе над глаголами все время урока. Проверка, анализ качества усвоения материала и новое домашнее задание должны занимать не больше 15 минут от урока. Это дает возможность учителю не отходить от основной программы, держит учеников в тонусе, показывая неминуемость проверки знаний по глаголам, дает возможность переключиться на материал, который дается ученику на данном этапе проще и получить в целом от урока положительные впечатления, что сохраняет желание продолжать работать над трудностями (в данном контексте – изучение неправильных глаголов).
Формы проверки. Сначала это может быть устная форма: учитель говорит глагол по-русски, ученик три формы по-английски, учитель может называть одну из форм глагола по-английски, ученик называет остальные формы, дает перевод. Таким же образом можно проводить и письменную проверку, причем проверять глаголы может сам учитель или ученики могут обмениваться тетрадями с соседом и таким образом проверять тетради самостоятельно. Во-первых, не тратя время учителя, а, во-вторых, используя эту работу для повторения того, что не очень запомнилось. Также можно организовывать работы в паре, предлагая взаимопроверку по знаниям глагола в устной и письменной формах, учитель может ходить по классу и контролировать работу учеников, для уточнения окончательной оценки за работу учителю необходимо задать несколько вопросов. После того, как все глаголы выучены, проводится общая проверочная работа в устной и письменной форме. После этого начинается следующий важный этап – применение знаний на практике, полезно подобрать материал из УМК или дополнительной литературы, по которому ребята отработают применение трех форм глагола в письменной и устной речи.
Таблица неправильных глаголов, представленных в удобных для изучения группах, прилагается.
Неправильные глаголы/ Irregular verbs
to be – was/were – been
to do – did – done
to blow –– blew - blown
to fly – flew – flown
to grow – grew – grown
to know – knew – known
to draw – drew - drawn
to throw – threw – thrown
to bear – bore – born
to swear – swore – sworn
to tear – tore – torn
to wear – wore – worn
to break – broke – broken
to freeze – froze – frozen
to speak – spoke – spoken
to steal – stole – stolen
to wake – woke – woken
to choose – chose – chosen
to build – built – built
to lend – lent – lent
to send – sent – sent
to spend – spent – spent
to deal – dealt – dealt
to burn – burnt – burnt
to dream – dreamt – dreamt
to feel – felt – felt
to keep – kept – kept
to learn – learnt – learnt
to leave – left – left
to lose – lost – lost
to mean – meant – meant
to sleep – slept – slept
to smell – smelt – smelt
to spell – spelt – spelt
to sweep – swept – swept
to begin – began – begun
to drink – drank – drunk
to ring – rang – rung
to run – ran – run
to sing – sang – sung
to swim – swam – swum
to catch – caught – caught
to teach – taught – taught
to bring – brought – brought
to buy – bought – bought
to fight – fought – fought
to think – thought – thought
to become – became – become
to come – came – come
to burst – burst – burst
to cost – cost – cost
to cut – cut – cut
to hit – hit – hit
to hurt – hurt – hurt
to let – let – let
to put – put – put
to set – set – set
to shut – shut – shut
to beat – beat - beaten
to eat – ate – eaten
to fall – fell – fallen
to forbid – forbade – forbidden
to forgive – forgave – forgiven
to give – gave - given
to bite – bit – bitten
to hide – hid – hidden
to drive – drove – driven
to ride – rode – ridden
to rise – rose – risen
to write – wrote – written
to see – saw – seen
to sew – sewed – sewn
to show – showed – shown
to feed – fed – fed
to have – hed – hed
to hold – held – held
to lead – led – led
to meet – met – met
to read – read – read
to say – said – said
to find – found – found
to hear – heard – heard
to light – lit – lit
to make – made – made
to pay – paid – paid
to shine – shone – shone
to have – had – had
to sit – sat - sat
to sell – sold – sold
to tell – told – told
to get – got – got
to shoot – shot – shot
to stand – stood – stood
to understand – understood – understood
to win – won – won
to dig – dug – dug
to hang – hung – hung
to sting – stung – stung
to stick – stuck – stuck