СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа в образовательной организации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может служить сопровождением к докладу по формам организации образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в образовательной организации»

Формы организации методической работы в школе   Выполнила: Диденко О.Р.

Формы организации методической работы в школе

Выполнила: Диденко О.Р.

Структура методической работы Педсовет  Медико – Психологическая служба - - Методсовет  Образовательное ШМО  классных руководителей пространство Мониторинг и диагностика Постоянно Действующий  тематический  семинар Повышения  квалификации и самообразование педагогов ВШК 2

Структура методической работы

Педсовет

Медико –

Психологическая

служба

-

-

Методсовет

Образовательное

ШМО

классных

руководителей

пространство

Мониторинг и

диагностика

Постоянно

Действующий

тематический

семинар

Повышения

квалификации и

самообразование

педагогов

ВШК

2

На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность?  На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества;  На создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности;  На повышений методического мастерства педагогов;  На активное участие в управлении качеством педагогов;  На повышение качества воспитательного процесса; на повышение уровня воспитанности учащихся;  На создание банка инновационных идей и технологий;  На разработку творческих авторских программ.

На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность?

  • На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества;

  • На создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности;

  • На повышений методического мастерства педагогов;

  • На активное участие в управлении качеством педагогов;

  • На повышение качества воспитательного процесса; на повышение уровня воспитанности учащихся;

  • На создание банка инновационных идей и технологий;

  • На разработку творческих авторских программ.

Формы методической работы:     Методическая служба должна создать такие условия, в которых классный руководитель мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне классного руководителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.

Формы методической работы:

Методическая служба должна создать такие условия, в которых классный руководитель мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне классного руководителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.

педсовет, методический совет, методические дни, недели диспут, дискуссия  творческий отчет конкурсы семинары, семинары- практикумы Фестиваль  педагогических идей доклады, выступления Формы методической работы: деловая игра творческая стажировка Круглый стол эксперимент Педагогический  консилиум презентация мозговой штурм аукцион

педсовет,

методический

совет,

методические

дни, недели

диспут,

дискуссия

творческий

отчет

конкурсы

семинары,

семинары-

практикумы

Фестиваль

педагогических

идей

доклады,

выступления

Формы

методической

работы:

деловая игра

творческая

стажировка

Круглый стол

эксперимент

Педагогический

консилиум

презентация

мозговой

штурм

аукцион

выставки, смотры научно- практические конференции самообразование, самоотчеты  обсуждение проблем анкетирование конференции,  научно-исследовательские  лаборатории наставничество Совещание  при директоре  и завуче по ВР Формы методической работы: мастер-классы защита авторских  проектов и разработок,  - кафедры МО классных руководителей  Методические  консультации творческие группы методические оперативки психолого- педагогические чтения Микро- исследование 6

выставки,

смотры

научно-

практические

конференции

самообразование,

самоотчеты

обсуждение

проблем

анкетирование

конференции,

научно-исследовательские

лаборатории

наставничество

Совещание

при директоре

и завуче по ВР

Формы

методической

работы:

мастер-классы

защита авторских

проектов и разработок, - кафедры

МО

классных

руководителей

Методические

консультации

творческие

группы

методические

оперативки

психолого-

педагогические

чтения

Микро-

исследование

6

От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы?    Прежде всего, от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива.  Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив.  Предположим, что одна из них - повышение уровня образованности педагогического коллектива.  6

От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы?

Прежде всего, от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива. Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив. Предположим, что одна из них - повышение уровня образованности педагогического коллектива.

6

  Какие формы методической работы будут наиболее эффективны?    семинары, семинары-практикумы организация методического дня, недели, методические консультации. психолого-педагогические чтения, анкетирование. методические оперативки. доклады, выступления.

Какие формы методической работы будут наиболее эффективны?

  • семинары, семинары-практикумы
  • организация методического дня, недели,
  • методические консультации.
  • психолого-педагогические чтения,
  • анкетирование.
  • методические оперативки.
  • доклады, выступления.

Формы самообразования    Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими: общение с опытными классруками, мастерами своего дела;   решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение новых технологии в воспитательный процесс,);   критический обзор периодической печати;   критический обзор существующих форм ведения классных часов и  внеклассных мероприятий;   реферат;   самоаттестация;   анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.

Формы самообразования

Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими:

  • общение с опытными классруками, мастерами своего дела;
  • решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение новых технологии в воспитательный процесс,);
  • критический обзор периодической печати;
  • критический обзор существующих форм ведения классных часов и

внеклассных мероприятий;

  • реферат;
  • самоаттестация;
  • анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.

Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций?     «Мозговой штурм»   используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности.

Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций?

«Мозговой штурм»

используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности.

«Фестиваль педагогических и методических идей»    Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации воспитательного процесса, самодеятельности и творчества.  Цель таких фестивалей - познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.  В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

«Фестиваль педагогических и методических идей»

Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации воспитательного процесса, самодеятельности и творчества. Цель таких фестивалей - познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов. В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

Критерии эффективности  методической работы    Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности классных руководителей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

Критерии эффективности методической работы

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности классных руководителей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

 Системность   - соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.   Цель - это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть: повышение педагогического мастерства каждого классного руководителя формирование индивидуальных методических систем отдельных классруков; освоение новых педагогических технологий и др.

Системность

- соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы. Цель - это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:

  • повышение педагогического мастерства каждого классного руководителя
  • формирование индивидуальных методических систем отдельных классруков;
  • освоение новых педагогических технологий и др.

 Системность  Задачи - для повышения педагогического мастерства классных руководителей необходимо решить следующие задачи:   а) выявить исходный уровень педмастерства каждого классного руководителя, т. е. уровень его знаний, способностей и умений;  б) выработать у классруков потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;  в) развить гуманистическую направленность личности каждого классрука;  г) развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Системность

  • Задачи - для повышения педагогического мастерства классных руководителей необходимо решить следующие задачи: а) выявить исходный уровень педмастерства каждого классного руководителя, т. е. уровень его знаний, способностей и умений; б) выработать у классруков потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого классрука; г) развить педтехнику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

   Системность  Содержание методической работы В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное  воспитательное физиологическое психологическое самообразовательное техническое

Системность

Содержание методической работы

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное

воспитательное

физиологическое

психологическое

самообразовательное

техническое

 Системность   Ситуации методического развития    Виды ситуации Их методические функции    1.«Выражение собственного мнения»   Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции   2.«Профессиональный диалог»   Усвоение различных вариантов опыта   3.«Выбор приоритетов»   Изменение ценностных ориентации и целевых установок в профессиональной деятельности   4.«Отказ от стереотипов»   Критическая переоценка собственного опыта

Системность Ситуации методического развития

  Виды ситуации

Их методические функции 

  1.«Выражение собственного мнения»

  Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции

  2.«Профессиональный диалог»

  Усвоение различных вариантов опыта

  3.«Выбор приоритетов»

  Изменение ценностных ориентации и целевых установок в профессиональной деятельности

  4.«Отказ от стереотипов»

  Критическая переоценка собственного опыта

 Системность   Методические формы повышения квалификации     Индивидуальные   Групповые   Индивидуальное шефство   Наставничество   Консультации заведующей, методиста, психолога   Самообразование (самовоспитание)   Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого классрука   Фронтальные    Проблемные консультации   Творческие микрогруппы   Тематические семинары   Психологический тренинг   Школа педагогического мастерства   Организационно-деятельностные, ролевые игры   Коллоквиумы   Психолого-педагогический практикум   Школа молодого классрука   АКС (анализ конкретных ситуаций)   Взаимопосещение занятий   Творческие мастерские   Педсовет   Методсовет   Психолого-педагогические семинары   Аукционы знаний, методических находок, идей   Педагогические и методические ринги   «Круглый стол»   «Час защиты позиций»   Теоретические, методические и практические конференции   КМН (конкурс методических находок)   Фестиваль методических идей  

Системность Методические формы повышения квалификации 

  Индивидуальные

  Групповые

Индивидуальное шефство Наставничество Консультации заведующей, методиста, психолога Самообразование (самовоспитание) Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого классрука

  Фронтальные 

Проблемные консультации Творческие микрогруппы Тематические семинары Психологический тренинг Школа педагогического мастерства Организационно-деятельностные, ролевые игры Коллоквиумы Психолого-педагогический практикум Школа молодого классрука АКС (анализ конкретных ситуаций) Взаимопосещение занятий Творческие мастерские

Педсовет Методсовет Психолого-педагогические семинары Аукционы знаний, методических находок, идей Педагогические и методические ринги «Круглый стол» «Час защиты позиций» Теоретические, методические и практические конференции КМН (конкурс методических находок) Фестиваль методических идей

 

  Дифференциация  Дифференциация -  второй критерий эффективности методической работы - как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с классруками, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:  - низкий (интуитивный);  - средний (поисковый);  - высокий (мастерский).

  Дифференциация

  • Дифференциация -

второй критерий эффективности методической работы - как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с классруками, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства: - низкий (интуитивный); - средний (поисковый); - высокий (мастерский).

  Дифференциация  В школе нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении классруков, даже среди тех, кто проработал много лет.  В соответствии с уровнем педмастерства для каждого классного руководителя руководителю МО необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с классрукоми низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.  Цели методической работы с классруками среднего уровня -формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.  Методическая работа с классруками высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов воспитания школьников.

  Дифференциация

  • В школе нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении классруков, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого классного руководителя руководителю МО необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с классрукоми низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с классруками среднего уровня -формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с классруками высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов воспитания школьников.

Этапность   - показатели эффективности методической работы Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы: 1 этап   4 этап 2 этап   3 этап    теоретический аналитический  - выявление результативности  работы, а также анализ наиболее типичных  затруднений и способов их устранения  методический  осознание  показ лучших образцов:  передового опыта;  построение замысла  индивидуальной  методической  системы - практический – Самостоятельная  разработка и апробация классруками новых технологий воспитания идеи, осмысление передовых систем

Этапность - показатели эффективности методической работы

  • Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

1 этап

4 этап

2 этап

3 этап

теоретический

аналитический

- выявление

результативности

работы,

а также анализ

наиболее типичных

затруднений

и способов

их устранения

  • методический
  • осознание

показ лучших

образцов:

передового опыта;

построение замысла

индивидуальной

методической

системы

- практический –

Самостоятельная

разработка и

апробация

классруками

новых

технологий

воспитания

идеи,

осмысление

передовых

систем

Взаимосвязь этапов и форм методической   № п/п   Этапы методической работы   1   2   Формы методической работы   Теоретический   Методический   Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы   3   Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки»   Практический   4   Аналитический   Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»   Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам месячников, акций и т.д.)

Взаимосвязь этапов и форм методической

 №

п/п

  Этапы методической работы

  1

  2

  Формы методической работы

  Теоретический

  Методический

  Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы

  3

  Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки»

  Практический

  4

  Аналитический

  Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»

  Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам месячников, акций и т.д.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!