СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития обучающихся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми предметами. Эмоциональная составляющая уроков музыки необычайно велика и важна.

Просмотр содержимого документа
««Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития обучающихся»»

Направление: «Современный урок как ресурс повышения качества образования»





«Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития обучающихся»

                                                           

Одним из основных в содержании современного образования являются межпредметные связи.

Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на обучающихся. Развивают в детях такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи

   Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения.

     Музыка легко и естественно соприкасается со всеми предметами. Эмоциональная составляющая уроков музыки необычайно велика и важна. Чтобы воспитать у учащихся интерес и любовь к музыке, сформировать эмоциональную отзывчивость, обогатить их художественные впечатления, важны многие моменты: слово учителя, микроклимат, сравнение, историзм и другие методы обучения и воспитания.

Серьезный подход к музыкальному образованию в школе потребовал адекватного методологического обоснования. Так одним из важнейших стратегических методов программы по музыке стал метод междисциплинарных взаимодействий. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи и является одним из важных аспектов современного стандарта образования  школьников.

Невозможно представить себе процесс обучения музыке без связи с миром эмоций, чувств, в отрыве от других видов искусства: литературы, живописи, поэзии, а также без связи с такими предметами как, например, история, география, анатомия, физика, иностранные языки и увидеть главную связь «музыка и жизнь».

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду. При этом учитывается, что искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных средах, как среда исторической эпохи, пространство природы и среда жизни, пространство звука, цвета, света, движения и т.д..

Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи, как один из способов интеллектуального развития школьников, дает возможность:

  • включать разные типы художественного мышления;

  • визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;

  • осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;

  • развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.

Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Важно уметь правильно выявить логическую связь, связь «музыки и жизни».

Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на обучающихся. Развивают в детях такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи, а так же наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в совершенно другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь и формируют разнообразные умения учиться.

Связь музыки  и литературы хорошо рассматривается в двух вопросах: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, и наоборот, какие потери понесла бы литература без музыки?  Наиболее простой пример связи слова и музыки – песня, более сложные жанры -опера, балет, кантата, оратория. Учащиеся приходят к пониманию того, что слово и музыка –два великих начала. Которые на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию . Их столкновения и примирения порой рождают шедевры, с которыми школьники встречаются в великих образцах двух искусств.

Изучение музыкальных произведений . написанных на основе литературы дополнительно знакомит учащихся с различными литературными жанрами , помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отражённые в музыкальных произведениях. Например: При изучении творчества Г. Шуберта и его баллады «Лесной царь» на слова И. Гёте в 7 классе, невозможно провести урок без детального изучения текста баллады и художественных образов произведения. Баллада Г. Шуберта звучит на немецком языке, поэтому выразительное чтение текста учителем на русском языке и определения образов героев имеет огромное значение для выстроения музыкальной драматургии.

Знакомясь с темой "Музыка в театре" школьники показывают знания, полученные ими на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия "художественный образ", "жизненная правда и художественный вымысел" в литературном произведении, "тема и идея произведения"; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. («Пер Гюнт» Э. Грига).

  Приобретенный на уроках изобразительного искусства опыт эстетического восприятия произведений живописи, развивает в учащихся способность сопоставлять, отзываться на прекрасное в окружающем нас мире, замечать особенности природы; испытывать наслаждение от созерцания пейзажа в произведениях музыки и изобразительного искусства. Учащиеся знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – всё это способствует и более полному восприятию музыки. (Богатырские образы Бородина и Васнецова, портреты человека , воплощенные в произведениях Мусоргского и Репина. Картины русской природы в творчестве Левитана и в музыке П.Чайковского, С.Рахманинова, буйство праздничных красок в «Масленице» Кустодиева и «Петрушке» Стравинского).

Изучение опер  С.Прокофьева «Война и мир»,  Мусоргского «Борис Годунов», Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина «Князь Игорь», кантаты «Александр Невский», симфонии №7 Д. Шостаковича  невозможно без обращения к историческим сведениям.   Знания, полученные на уроках географии и окружающего мира, дают учащимся достаточно широкое и яркое представление  о картине мира, природных явлениях, культурных связях, которые они используют при знакомстве с временами года: весна, капель, прилет птиц; зима, метель и т.д. - все это можно услышать в музыке П. Чайковского и А. Вивальди  «Времена года». «Утро» Э.Грига, «Зимнее утро» П.Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского. Без географических знаний не обходится     изучение тем «Музыка народов мира». 

   Трудно объяснить ребенку, что значит половинная, четвертная или восьмая паузы? Можно привести  пример, как разделить целое яблоко на двоих, на троих и на четверых человек. В игровой форме решить музыкально-математические примеры, использовать различные шифровки . Все это не возможно без математики.  

Первое знакомство с физикой дети получают уже в начальных классах, когда начинают знакомство с музыкальными инструментами и с каждым годом их интерес повышается.

Химия знакомит со звучанием колоколов. Дети узнают почему они так звонко звонят.

   Работая над вокально-хоровыми навыками, очень важны знания по  биологии: «Дыхательная система: носоглотка, гортань, строение голосовых связок»

И примеров этому бесконечно.

   Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая учителя постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы работы. Используя все возможности межпредметных связей в современной школе, учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!