ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК» 9 класс
«Пищевая и легкая промышленность»
Цель урока: познакомить учащихся с третьим звеном АПК.
- раскрыть последовательность производственных процессов в АПК: от получения сырья до выпуска готовой продукции;
-раскрыть закономерности размещения отраслей легкой и пищевой промышленности;
-выявить состав и факторы размещения легкой и пищевой промышленности.
Учебник В.П Дронов, В.Я Ром , «География . Население и хозяйство», 9кл, М., Дрофа ,2018 Тип Изучение нового материала Форма Практикум Цели: Образовательные цели: -Изучить особенности предприятий пищевой промышленности и легкой промышленности. Развивающие цели: -Совершенствовать навыки анализа тематических карт, справочных коллекционных материалов. -Формировать навыки работы в группе Воспитательные цели: Формировать экологическую культуру школьников Задачи урока: -Изучить факторы, влияющие на размещение пищевой и легкой промышленности; -Определить особенности размещения предприятий; -Показать связи звеньев АПК; -Научить коллективно, анализировать карты, делать выводы, презентовать свои знания Применяемые формы работы Работа в группах по карточкам, анализ текста учебника и тематических карт Оборудование урока -Карты «Экономическая карта». -Контурная карта -Коллекция « Продукция легкой промышленности», карточки с названиями отраслей пищевой промышленности и факторов производства. |
План урока | Время |
1. | Разминка. Актуализация знаний | 5 | мин |
2. | Работа в парах | 10 | мин |
3. | Отчет групп. Презентация результатов работы | 15 | мин |
4. | Подведение итогов | 5 | мин |
5. | Домашнее задание | 3 | мин |
Ход урока |
Разминка. |
- Мы продолжаем изучать МОК и готовиться к экзамену, сегодня в качестве разминки следующие вопросы. Карты атласа открыты у всех. |
Д/З - Тест! (см.слайды) (КРС разводят в районах выращивания зерновых культур, вблизи сенокосов и пастбищ. Свиноводство- наиболее развито в районах выращивания зерна и картофеля, вблизи крупных городов и центров пищевой промышленности, где оно ориентируется на использование пищевых отходов. Главные районы – это Поволжье и Центральная Россия.) Разведение овец наиболее рационально в районах пастбищ(Северный Кавказ). |
Пункт плана №1. Актуализация знаний. |
Работа учителя | Работа учащихся |
Учитель организует беседу. - Вспомните, какой комплекс мы изучаем? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Используется методический прием «Мостик», на основе понятий, учитель просит сформулировать понятия АПК. Как связаны между собой понятия Производство, потребитель, переработка | На основе имеющихся опорных слов формулируют понятие АПК, используя ключевые слова: Производство, потребитель, переработка |
Вспомните, какую структуру имеет АПК? Используя методический прием « Лото», на основе размещенных на слайде карточек, учитель просит вспомнить состав АПК | Учащие распределяют отрасли промышленности по звеньям. Выполнение задания « Лото» На доске схема АПК 1 звено 2 звено 3 звено 1. производство зерноуборочных комбайнов 2.доильные аппараты 3.рыболовство, 4.пищеваяпромышленность 5.овцеводство, 6.виноградарство, 7.картофелехранилище 8.озимая пшеница 9. Минеральные удобрения 10.кукуруза 11. поливальная установка 12. доставка овощей в магазин |
Все ли звенья АПК мы изучили? Какое важное звено мы охарактеризуем сегодня? | Учащиеся выделяют «3 звено» АПК Отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства. Формулируют тему урока « Пищевая и легкая промышленность» (Записать в тетрадь!) |
Какие цели урока мы поставим? Выслушивает мнение учащихся, предлагает сопоставить с заранее сформулированными целями | Совместно с учителем определяют цели урока. Слайд с заранее сформулированными целями появляется на экране, сопоставляют, выделяют главное. |
Пункт плана №2. Работа в группах |
Работа учителя | Работа учащихся |
Учитель сообщает о работе в группах и предлагает задания на карточках. Каждая группа получает необходимые источники информации. Для отчета: необходимо оформить отчет и подготовить отвечающего. Ответ группы должен быть четким и продуманным. Время для отчет- 3 минуты. В течение 10 минут учитель консультирует группы, координирует размещение материалов на доске. На данном уроке важно, чтобы по итогам работы получилась четкая последовательная схема на доске. | Учащиеся работаю в 5 группах в течение 10 минут. Результаты работы оформляются в тетради. Задания на столах |
Группа №1 Факторы производства пищевой промышленности Цель: определить факторы производства играющие решающую роль при размещении предприятий пищевой промышленности Проанализируйте следующие факты: Для производства 1 т. сахара необходимо использовать 7т сахарной свеклы Для производства 40т макарон требуется 60т муки Срок хранения тортов составляет то24 часов до 30 суток. Срок реализации некоторых молочных продуктов составляет всего 7 дней Чем отличается исходное сырье? Отличаются ли факторы, которые будут определять размещение предприятий пищевой промышленности? Из предложенных карточек (факторы производства) отберите два решающих. Подготовьте выступающего от группы. |
| Группа №2 География пищевой промышленности Цель: установить районы концентрации предприятий пищевой промышленности -Проанализируйте экономическую карту(Атл. 28-29) и карту размещение населения РФ (Атл. 12) -Где наблюдается скопление предприятий пищевой промышленности? -Назовите причины размещения этих предприятий. -Обозначьте ареалы скопления на контурной карте. Подготовьте выступающего от группы. |
| Группа № 3Размещение отраслей пищевой промышленности Цель: определить влияние факторов на размещение отраслей пищевой промышленности Используя текст стр.134-135, рис. 51. Поделите название отраслей на группы: |
| Тяготеют к сырьевой базе: Тяготеют к потребителю: Мукомольная – Сахарная - Маслодельная Молочная – Мясная - Консервная Кондитерская – Рыбная - Хлебопекарная Макаронная - Крупяная Оформите схему в тетради. По какому принципу ВЫ осуществляли деление. Подготовьте выступающего от группы. |
| Группа №4 .Размещение рыбной промышленности Этнограф и писатель19 века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России- тарань, на Волге - вобла, на востоке и северо - востоке – судак, на западе – сельдь, на севере - треска: вот те благодетели, которые выручали русских людей, заменяя им мясо и подслащивая сухой хлеб» Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение рыбной промышленности Используя текст стр.134-135 составьте схему « Состав рыбной промышленности» Проанализируйте экономическую карту РФ(Атл.28-29). Где концентрируется рыбная промышленность? Какой фактор является главным? На основе анализа « экологической карты», установите районы, где ведутся работы по разведению и сохранению рыбных запасов. Обозначьте районы на контурной карте. |
| Группа №5. Текстильная промышленность Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение текстильной промышленности Изучите схему стр1137, рис.52. «Отраслевой состав и факторы размещения легкой промышленности». Оформите схему в тетради |
| « Состав легкой промышленности» « Технологический цикл текстильной промышленности» Сырьё ? т екстильная промышленность ? готовая продукция? Проанализируйте экономическую карту РФ (Атл.28-29). - Где сконцентрированы отрасли легкой промышленности и почему? -Какие факторы на ваш взгляд, играют роль при размещении текстильной промышленности? А) ориентация на сырьё; Б) ориентация на женские трудовые ресурсы; В) ориентаций на потребителя; Г) ориентаций на дешевую энергию. Выделите главный фактор |
Пункт плана № 3. Презентация знаний |
Работа учителя | Работа учащихся |
Учитель предоставляет слово учащимся . | Учащиеся записывают схему. Фиксируют информацию в тетради. |
Пункт плана № 4. Итог урока |
Работа учителя | Работа учащихся |
Учитель предлагает вернуться к целям урока. | Учащиеся определяют уровень выполнения целей. Заполняют карточки самоконтроля Релаксация. |
Пункт плана №5 Домашнее задание исследовательского характера |
Работа учителя | Работа учащихся |
§ 30 На основе текста параграфа: 1.Установить проблемы отрасли 2. Изучение географии пищевой промышленности по этикеткам пищевых продуктов на выбор учащегося. ▶ Рыбная продукция ▶ Хлебобулочные изделия ▶ Свои варианты. Анализ холодильника и своего гардероба Отв. на вопрос № 1 стр. Рубрика «Моя география» | Выставляют оценки, полученные за урок. |
Приложение
Информационная карточка.
«Факторы размещения пищевой промышленности»
Тяготение к районам производства сельскохозяйственного сырья.
Экологический
Тяготение к потребителям готовой продукции.
Ориентация в равной степени на сырьё, и на потребителя.
Водный.
Научный.
Транспортный.
Группа№1.
Факторы размещения пищевой промышленности
Цель: определить факторы производства, играющие решающую роль при размещении предприятий пищевой промышленности
Проанализируйте следующие факты:
Для производства 1 тонны сахара необходимо использовать 7 тонн сахарной свеклы.
Для производства 40 тонн макарон требуется 60 тонн муки.
Срок хранения тортов составляет то 24 часов до 30 суток.
Срок реализации некоторых молочных продуктов составляет всего 7 дней.
Чем отличается исходное сырье?
Отличаются ли факторы, которые будут определять размещение предприятий пищевой промышленности?
Из предложенных факторов производства (информационная карточка) отберите два решающих. Запишите их разборчиво на листе
В случае затруднения загляните в учебник стр. 126-127
Подготовьте выступающего от группы.
Группа №2.
География пищевой промышленности Цель: установить районы концентрации предприятий пищевой промышленности.
Задание. Проанализируйте экономическую карту и карту размещение населения России.
Где наблюдается скопление предприятий пищевой промышленности?
Назовите причины размещения этих предприятий.
- Обозначьте ареалы скопления предприятий на контурной карте.
Подготовьте выступающего от группы
Группа №3.
Размещение отраслей пищевой промышленности
Цель: определить влияние факторов на размещение отраслей пищевой промышленности
Задание. Используя текст учебника стр.134-135, рис. 51. Поделите название отраслей на группы: 1. Тяготеют к сырьевой базе 2. Тяготеют к потребителю.
Консервная - Кондитерская- Рыбная - Хлебопекарная
-Оформите схему в тетради.
-По какому принципу ВЫ осуществляли деление?
Подготовьте выступающего от группы.
Группа №4.
Размещение рыбной промышленности
Этнограф и писатель 19 века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России- тарань, на Волге - вобла, на востоке и северо - востоке –судак, на западе – сельдь, на севере- треска: вот те благодетели, которые выручали русских людей, заменяя им мясо и подслащивая сухой хлеб»
Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение рыбной промышленности.
Задание. Используя текст учебника стр.134 составьте схему в тетради.
« Состав рыбной промышленности» Задание. Проанализируйте экономическую карту России.
- Какой фактор является главным?
- На основе анализа « Экологической карты», установите районы, где ведутся работы по разведению и сохранению рыбных запасов.
- Обозначьте крупные центры рыбной промышленности на контурной карте.
Подготовьте выступающего от группы.
Группа №5.
Текстильная промышленность
Цель: познакомиться с составом и особенностями размещение текстильной промышленности.
Задание. Изучите схему в учебнике стр. 137, рис. 52 «Отраслевой состав и факторы размещения легкой промышленности».
Изучите коллекции « Шерсть»; «Хлопок»; « Лен»
Оформите на листке бумаги аккуратно схему:
« Состав легкой промышленности»
« Технологический цикл текстильной промышленности»
Сырьё
Задание. Проанализируйте экономическую карту России.
Где сконцентрированы отрасли легкой промышленности и почему?
Какие факторы на ваш взгляд, играют роль при размещении текстильной промышленности?
А) ориентация на сырьё;
-Б) ориентация на женские трудовые ресурсы;
-В) ориентаций на потребителя;
-г) ориентаций на дешевую энергию.
Выделите главный фактор.
Подготовьте выступающего от группы