СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Межличностные конфликты в педагогическом процессе".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

ученик — ученик;

ученик — учитель;

учитель — учитель.

Просмотр содержимого документа
«"Межличностные конфликты в педагогическом процессе".»

Межличностные конфликты в педагогическом процессе.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

ученик — ученик;

ученик — учитель;

учитель — учитель.

Конфликт “ученик — ученик”

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов.

Конфликт “ученик — учитель”

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт “педагог — педагог”

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

1) соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;

2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;

3) создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов. Учитель, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников. Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов повеления, необходимых для успешной работы учителя:

в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы;

не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;

справедливое отношение ко всем ученикам;

вся деятельность учителя сосредоточивается на процессе обучения и воспитания; не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;

учить школьников умению учиться;

в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

2.Внутриличностные конфликты: виды, причины и методы решения.

А. Лурия: один из первых отечественных исследователей феномена внутриличностного конфликта, под которым он понимал такую ситуацию, когда в поведении человека происходит столкновение сильных противоположных друг другу тенденций.

В. Мерлин: внутренний конфликт возникает в результате невозможности личности реализовать свои глубокие и актуальные мотивы. Это психическое состояние длительной дезинтеграции личности, выраженное в обострении противоречий между ее состояниями, свойствами и действиями.

H. Левитов: внутренний конфликт- это осознанное переживание душевного, эмоционального разлада, вызванное борьбой мотивов.

Ф.Василюквозникновение конфликта происходит в результате столкновения противоположных друг другу побуждений, которые в сознании отражаются в виде независимых, самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт - это своеобразное ценностное переживание, а его показателем является сомнение по поводу истинности ценности, правильности и значимости жизненных принципов и мотивов человека.

Внутриличностный конфликт имеет свои показатели и проявления во многих сферах личности.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика; задержка принятия решений; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми ранее руководствовался субъект.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенностью деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегративные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Генезис внутриличностного конфликта

Факторы возникновения любого внутриличностного конфликта: внешняя среда и личностные психологические особенности индивида. В соответствии с природой противоречия, лежащего в основе внутриличностного конфликта, выделяется две группы конфликтов:

1. конфликты, возникающие в результате перехода объективных противоречий внешней среды во внутренний мир человека (моральные, адаптационные);

2. конфликты, возникающие в результате внутренних противоречий, возникающих у личности и отражающих ее отношение к внешней окружающей среде (мотивационные, конфликт неадекватной самооценки).

Уровни психологического противоречия:

  • психологическое равновесие, существующее во внут­реннем мире личности;

  • нарушение равновесия, ведущее к трудностям в основных для личности видах деятельности из-за проецирования возникшего психологического дискомфорта на основные сферы жизнедеятельности человека;

  • невозможность реализации намеченных целей, планов, трудность выполнения своих жизненных функций до момента разрешения возникшего противоречия (жизненный кризис личности).

Перерастание противоречия во внутренний конфликт личности, то есть его актуализация, возможна при совместном действии определенных причин и условий.

Личностные условия: сложность внутреннего мира личности, актуализация этой сложности; сложно организованная иерархия потребностей;

сложная организация и высокий уровень развития когнитивных структур личности, высокоразвитая способность личности к рефлексии, осознанию и самоанализу.

Внешние ситуативные условия: невозможность или сложность для личности удовлетворить какие-то свои значимые, жизненно важные потребности и мотивы.

Внутренние ситуативные условия: внутренние противоречия между несколькими равнозначимыми сторонами одной личности.

Основа формирования внутриличностного конфликта: осознание человеком субъективной неразрешимости возникшего противоречия; понимание невозможности изменить ситуацию, переживание ситуации выбора и эмоциональное погружение в нее.

Виды внутриличностных конфликтов

Основанием для построения типологии межличностных конфликтов является ценностно-мотивационная сфера личности, и в конфликт вступают те структуры, которые составляют эту сферу (мотивы, ценности, самооценка личности).

Основные виды внутриличностных конфликтов:

мотивационный: между бессознательными устремлениями, между стремлением к обладанию и потребностью в безопасности, между двумя положительными выборами, между противоположенными мотивами;

нравственный: между желанием и долгом, между моральными принципами личности и ее привязанностями, между собственными желаниями и требованиями взрослых, общества;

конфликт нереализованного желания: основа - комплекс неполноценности, когда желания, потребности личности сталкиваются с действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или человек сам не может их реализовать;

ролевой: основан на переживаниях, которые вызваны объективной или субъективной невозможностью реализации личностью сразу нескольких ролей, либо противоречиями в понимании личностью своей роли и пониманием этой роли другими людьми;

адаптивный: возникновение противоречия между реальными возможностями и способностями человека и теми требованиями, которые предъявляются к нему окружающей действительностью;

конфликт неадекватной самооценки: существенные расхождения между уровнем притязания личности оценкой ею своих реальных возможностей, которые ведут к формированию высокой тревожности, эмоциональным срывам. 

невротический: возникает как следствие длительного сохранения и развития у личности любого «простого» внутреннего конфликта.

Внутриличностный конфликт имеет и положительные, и отрицательные последствия, поэтому он может являться конструктивным и деструктивным.

Конструктивный внутриличностный конфликт определяется как такой, в результате которого конфликтующие стороны испытывают максимальное развитие, а разрешение конфликта осуществляется минимальными усилиями. Конструктивный, или оптимальный конфликт рассматривается как важный механизм развития, роста и гармонизации всех личностных структур. Он выполняет следующие связанные с этим функции: усложнение внутренней психической жизни и обеспечение ее перехода на новые, более сложные уровни деятельности; является основой морального развития личности; через разрешение внутренних противоречий и конфликтов способствует осознанию индивидом себя как личности; формирует важнейшие адаптивные качества и стабильную направленность личности, а также такие качества характера, как решимость, уверенность в себе, эмоциональную и поведенческую устойчивость, независимость от влияния случайных событий и обстоятельств; способствует формированию адекватной самооценки, что существенно способствует развитию самосознания личности и ее самореализации.

Деструктивные внутренние конфликты понимаются как такие конфликты, которые перерастают в серьезные и глубокие жизненные кризисы, формирует различные невротические симптомы и неврозы, а также ведут к расщеплению и рассогласованности личностных структур. Последствия длительного деструктивного конфликта: угроза серьезного снижения эффективности деятельности; торможение в развитии и росте личности и самосознания; снижается уверенность личности в себе и своих силах; разрушение межличностных контактов и взаимоотношений личности, повышение агрессии, тревожности, раздражительности; возможность перерастания внутреннего конфликта в невротический.

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Две точки зрения на сущность механизмов психологической зашиты:

1) механизм жизнедеятельности и социально-психологической адаптации личности через контроль эмоций, выражение которых может иметь негативные последствия;

2) непродуктивный способ разрешения внутреннего конфликта, ограничивающий развитие личности и ее внутреннюю активность.

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Многообразные отношения, — писал в этой связи А.Н. Леонтьев, — в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности

Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие: противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом; противоречие мотивов, интересов и потребностей; противоречие социальных ролей; противоречие социальных ценностей и норм. Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения.

Внешние причины

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: 1)положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации ;

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда ;

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями ;

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения;

5) противоречие между требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой;

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности;

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.  Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям ,наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.

3.Конфликты в молодежной среде

Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов. Выделим:

I. Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений. Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам:

1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

3. Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

6. Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

II. Межгрупповые молодежные конфликты – конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций.

2. Другой тип конфликтов – ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы.

3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.

III Межличностные молодежные конфликты – конфликты между индивидами, в основе лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов .

Выделим такие типы конфликтов, в основе которых лежит:

1. Конфликт ценностей – конфликт, связанный с исповедованием индивидами различных ценностей, установок и предпочтений.

2. Конфликт интересов – имеет место, когда действие одной личности, стремящийся достичь своих целей, блокируются, сталкиваются с действиями другой личности, также пытающейся достичь своих целей.

3. Обладание возможностями – конфликты, связанные с контролированием и обладанием материальных ценностей и возможностей. Различие в ценностных представлениях подростков является основным, для дальнейших, более сложных конфликтных взаимоотношениях. 


 Источники информации:

http://conflictmanagement.ru/


https://studfiles.net/preview/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!