СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международный конкурс в номинации "Выдающиеся учителя"..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о вадающихся учителях.

Просмотр содержимого документа
«Международный конкурс в номинации "Выдающиеся учителя"..»



Международный педагогический конкурс в номинации «Выдающийся учитель»







Работу подготовила учитель начальных классов Курашинова Ф.Х.



8 выдающихся российских педагогов

Давайте вспомним и российских педагогов, которые внесли огромный вклад в разивтие образования. 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Константин Дмитриевич Ушинский


Константин Ушинский – это один из выдающихся русских педагогов. В процессе образования детей он уделял первостепенное внимание воспитанию и нравственному просвещению. Его основной идеей было привитие будущему поколению стремления к сохранению национальной культуры, а также самобытности.

В 19 веке в свете и в семьях говорили в основном на французском языке, на нём же и обучали. Образцом педагогического воззвания по сей день считается статья «О необходимости сделать русские школы русскими», написанная педагогом-публицистом Константином Ушинским в то время. В ней были затронуты вопросы воспитания ребёнка, его образования, а также излагались мысли о любви к детям, ко всему русскому народу.

Работа Константина Дмитриевича поспособствовала тому, что в России возродился былой интерес к педагогике.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой

Дети в школе, изучая на уроках русскую литературу, всегда знакомятся с творчеством Льва Николаевича Толстого. Сначала это короткие произведения, а потом более длинные, которые стали классикой русской литературы.

Лев Николаевич Толстой являлся мастером художественного слова. К вопросам воспитания относился с необычайным интересом. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к основанию школы для обучения крестьянских детей. Она получила название «Яснополянская школа».

Любовь к детям и внимание буквально творили чудеса: изо дня в день ранним утром ребята прибегали в школу, чтобы узнать много нового, весь день были послушными, вели себя примерно, а когда приходило время расходиться по домам, то они с печальным видом покидали стены учебного заведения. Примечательно, что под влиянием Льва Толстого многие подростки приступали к сочинению повестей, изумлявших литературных критиков того времени.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922)

Петр Федорович Каптерев

Петр Федорович Каптерев – это выдающийся педагог и психолог 19 века, который рассматривал образование как общественно-государственное дело. Он выдвигал гипотезу о том, что образовательные курсы должны быть выстроены таким образом, «чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития».

Также Пётр Каптерев хотел донести до общества, что, когда дети учатся в школе, то наиболее важным аспектом является не только их демократическое самоуправление, но и непосредственное участие родителей в делах образовательного учреждения.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Антон Семёнович Макаренко

Одним из выдающихся советских педагогов был Антон Семёнович Макаренко, который определил дальнейшее движение педагогической мысли 20 века, но, увы, его методика так и не получила признание современников. Нужно сказать, что это вовсе не расстраивало педагога. Он много времени уделял свои подопечным. Это принесло заслуживающие уважения результаты: подростки из колонии менялись в лучшую сторону, перестали быть неуправляемыми.

Антон Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. Помимо этого, немаловажным условием является физический труд.

Важно, чтобы подростки сами смогли заработать на свои нужды. На сегодняшний день многие примут это за атавизм, но чувство ответственности, чувство товарищества, любовь к труду всегда будут актуальными, сколько бы времени ни прошло.Начало формыКонец формыЭтого выдающегося педагога СССР часто критиковали за его методику, но он был ей верен, никогда не отступал от своих принципов, а только публиковал вновь написанные книги. Например, в «Педагогической поэме» рассказаны истории о судьбах несовершеннолетних правонарушителей, сделаны определённые выводы, которые применимы в различных образовательных ситуациях и в нынешнее время.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Лев Семенович Выготский

В список выдающихся педагогов входит и Лев Семёнович Выготский, сумевший связать воедино сразу две отрасли науки, соответственно, педагогику и психологию. Его имя знают специалисты разных областей: культурологи, лингвисты, психологи, педагоги и другие.

В процессе многочисленных исследований Льва Выготского возникли абсолютно новые направления, именуемые в дальнейшем как педология и коррекционная педагогика.

Лев Семёнович Выготский был уверен в том, что учителя в образовательных учреждения должны обучать детей, опираясь не только на научные достижения предков, но и на психологию.

Выводы педагога о воспитании стали знаковыми, так как основная мысль заключалась в том, что воспитание не является приспособлением ребёнка к среде, это сложный процесс формирования личности, который выходит за её границы. Навязанная деятельность никогда не станет для детей основой воспитания.

Нужно заметить, что сам ученый не является автором ни одной методики воспитания. Его труды – это книги по культурно-исторической теории, которые впоследствии стали основой некоторых дошкольных практик.

Леонид Владимирович Занков (1901-1977)

Леонид Владимирович Занков

В конце 50-х гг. 20 века научный коллектив во главе с Леонидом Владимировичем Занковым начал масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, а также по соотношению обучения и общего психического развития учеников школ. Леонид Занков продолжил развивать направление, над которым когда-то работал Лев Выготский.

Помимо этого, он основал экспериментальную школу, в которой проходили исследования высших психических функций детей: мышления, памяти и речи.

Монография «Обучение и развитие», автором которой был Леонид Владимирович Занков, стала прорывом в методологии исследования проблемы обучения детей, их развития, так как были предложены оптимальные способы взаимодействия слова с наглядностью.

К задачам обучения он отнёс представление педагогами ученикам школы целостной картины мира посредством литературы, искусства, науки и познания. В процессе дети должны овладеть не только нормами знаний, мышления, но и поведения.

Также Леонид Занков писал о том, что педагог обязан обладать знаниями по дидактике, для того чтобы знать не только прямые пути воздействия на обучающихся, но и косвенные.

Система, созданная педагогом, считается очень гуманной, ведь подготавливая детей к жизни, она создаёт отличные условия как для психического, физического развития, так и для счастливого детства в период обучения в школе.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

Василий Александрович Сухомлинский

Выдающимся педагогом, занимающимся вопросами воспитания и обучения детей, был Василий Александрович Сухомлинский. Он стал создателем уникальной педагогической системы, в которой дети были, есть и будут оставаться наивысшей ценностью в мире.

Педагог высказывал мысль о том, что личность отдельного ребёнка должна быть ориентиром, на который будут направлены все процессы воспитания и образования.

Помимо этого, сам процесс обучения он называл «радостным трудом», делая небольшой акцент на речи преподавателей, а также на художественном стиле изложения. Идея сочинения сказок вместе с детьми также принадлежит Василию Сухомлинскому.

Симон Львович Соловейчик (1930-1996)

Симон Львович Соловейчик

Главной идеей, а впоследствии и названием книги стала фраза «Педагогика для всех». Она принадлежит выдающемуся журналисту, педагогу и публицисту России 20 века Симону Львовичу Соловейчику. Он считал, что педагогикой является совсем не то, что происходит в школе, что к ней причастны не только одни преподаватели. Педагогика, по его словам, нечто большее, что выходит за пределы кабинета школы, за пределы семьи.

Скорее всего, вам в жизни приходилось слышать фразу «педагоги-новаторы». Под этим лозунгом формировалось общество современных учителей, которые стали создателями «Манифеста новой демократической школы». Его суть заключалась в сотрудничестве между учителями и учениками школы.

Симон Львович Соловейчик всегда говорил о том, что воспитание, как и образование, является двусторонним, поэтому дети могут научить нас многим вещам. Популярным стал его афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми надо дружить».

Каких педагогов современности можно назвать выдающимися

Выше уже упоминалось о сообществе «педагогов-новаторов». Давайте разберёмся, что это за движение.

Известно, что движение «педагоги-новаторы» появилось в начале 80-х гг. 20 века, как раз на стыке движений коммунаров, вальдорфцев и школы Марии Монтессори. Оно представляет собой некую тренинговую групповую культуру, в составе которой не только авторские педагогические разработки, но и инициативы отечественных учителей.

Мастер-классы, семинары, учебные лагеря – всё это основные трансляторы движения «педагогов-новаторов». Именно так они демонстрируют самостоятельно созданные педагогические программы.

Причиной возникновения подобного движения стал кризис в системе образования, что повлекло за собой потребность в пересмотре целей и задач всего образования.

Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна – выдающийся педагог-новатор. Она сформулировала и выдвинула своё видение основной цели образования, которая заключается в создании целенаправленного воспитания ребёнка, как возрождения нравственного и культуры.

Основные составляющие концепции Евгении Бондаревской:

  • усвоение главных ценностей человека, сохранение и укрепление культурного наследия, а также духовного опыта, накопленного предками;

  • воспитание уважительного отношения к различным национальностям, культурам и жизни человека;

  • овладение навыками, которые могут потребоваться для успешной и продуктивной жизнедеятельности в современном мире;

  • формирование у обучающихся детей стремления к укреплению своего здоровья, охране окружающей среды, сохранению культурного наследия, а также уважительному отношению к взрослым;

  • освоение духовных и материальных ценностей национальной и общечеловеческой культур;

  • формирование патриотизма, гражданской и жизненной позиции;

  • овладение навыками, необходимыми для действий в различных жизненных ситуациях.

  • По мнению Е.В. Бондаревской, процесс обучения и воспитания детей должен опираться на принципы гуманизации, а также гуманитаризации образования. В связи с этим, педагог предлагал следующие направления, которые способны изменить систему образования:

  • направленность воспитательно-образовательных процессов на ценности людей (с опорой на педагогическую культуру);

  • усвоение базовых знаний, умений, навыков и основ общечеловеческой культуры;

  • в воспитании и образовании опора на человеческие, практические, духовные, личностные ценности.

Лысенкова Софья Николаевна

Лысенкова Софья Николаевна


Лысенкова Софья Николаевна является автором методик, которые направлены на преодоление трудностей, с которыми регулярно сталкиваются учителя начальной школы. В процессе их создания Софья Николаевна опиралась на труды Льва Выготского и других выдающихся отечественных педагогов.

Созданная организационно-методическая система обучения, прежде всего, направлена на конкретизацию и уточнение теории управления психическим развитием детей младшего школьного возраста. В соответствии с ней, основной задачей педагогов является организация эффективного взаимодействия с учениками начальных классов, в результате которого будет осуществлен их плавный переход на уровень самоконтроля.

Также нововведением в методике С.Н. Лысенковой является осуществление преподавателем прогрессивной подготовки к освоению учебного материала. Такая подготовка наиболее актуальна в ситуации, когда новая тема урока, с которой предстоит познакомиться детям, сложна для усвоения. Ее смысл состоит в том, что в процессе обучения учитель заблаговременно знакомит ребят с отдельными фактами, понятиями по этой теме.

Таким образом, к моменту прохождения на уроке сложного учебного материала класс уже владеет некоторыми знаниями о нём на нужном уровне. В связи с этим, знакомство с новой темой протекает легко и непринужденно, а также отмечается высокий уровень усвоения полученных знаний.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главный принцип организационно-методической системы Лысенковой Софьи Николаевны – это перспективное опережение изучения сложных программных тем, а также некоторых вопросов. Педагог, использующий в своей работе данную систему, должен понимать, что возникает острая необходимость руководствоваться не только логикой всей учебной программы, но и логикой развития учащихся начальной школы.

Организационно-методическая система этого выдающегося педагога сопровождается большим количеством методических пособий, помогающих учителю в работе с детьми. Все разработки представлены:

  • опорными схемами;

  • таблицами;

  • карточками и т.д.

Они созданы не только для облегчения труда преподавателей, но и для лучшего усвоения школьной программы, организации учебной трудовой деятельности.

Шаталов Виктор Федорович

Шаталов Виктор Федорович

Шаталов Виктор Фёдорович – это выдающийся педагог, который создал методическую систему таким образом, чтобы она смогла решить одну из самых сложных педагогических задач – приобщение детей к каждодневному умственному труду.

Разработанная методическая система направлена на формирование у обучающихся навыков не только самоорганизации, но и самовоспитания, самообучения. Эти навыки рассматриваются в качестве основных факторов развития личности.

Задача учителей в этом случае – дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность, что у него есть свои достоинства. Это поможет детям поверить в себя, свои силы и способности.

Предложенный Виктором Шаталовым метод уникален, и его целесообразно применять в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в следующем:

  • разработка специальных схем;

  • применение схем, включающих в себя вспомогательные сигналы по изучаемому материалу учебника.

По мнению педагога, абсолютно все дети способны на то, чтобы успешно освоить школьную программу, для этого достаточно грамотно подойти к организации уроков, преподнесению учебного материала, практическим занятиям.

В этом случае работа над учебным материалом должна идти следующим образом:

  • развёрнутая подача, использование наглядных материалов;

  • сжатый пересказ материала с применением сигнальной схемы (например, плаката, таблицы и т.д.);

  • изучение всех опорных сигналов учащимися;

  • самостоятельная работа с учебным пособием, опорной схемой;

  • самостоятельная работа над письменным воспроизведением опорной схемы;

  • устные, также письменные ответы с применением опорных схем;

  • регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение.

Преподаватели, педагоги, учителя, наставники… Сколько же ещё синонимов можно подобрать в этот ряд, чтобы рассказать о людях, так много сделавших для детей, для общеобразовательных школ, для начальной и средней ступеней образования? Все вышеперечисленные педагоги признаны выдающимися педагогами мира.

Их теории, методики и разработки в области воспитательно-образовательного процесса по сей день остаются в числе самых востребованных.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета

  2. Всероссийский педагогический портал

  3. Портал Российской образование

  4. Воспитатели России

  5. Портал учителя РФ


Автор статьи

Курашинова Фатимат Хапаговна





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!