СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междисциплинарное и межведомственное сопровождение специалистов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал по взаимодействию специалистов различного профиля в сопровождении детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Междисциплинарное и межведомственное сопровождение специалистов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.»

 Междисциплинарное и межведомственное сопровождение специалистов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи  Барановская Елена Сергеевна, учитель-логопед МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

Междисциплинарное и межведомственное сопровождение специалистов в коррекционной работе

с детьми с нарушениями речи

Барановская Елена Сергеевна, учитель-логопед

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1

им. Г.И.Шелехова»

Взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ , включает: многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка составление комплексных индивидуальных программ  общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка комплексность в определении и решении проблем у ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля

Взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ , включает:

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка
  • комплексность в определении и решении проблем у ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля

Модель взаимодействия  учителя-логопеда, педагога-психолога,  социального педагога Учитель-логопед  Мониторинг результатов  Коррекционно-развивающая работа Диагностика Педагог-психолог Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционной работы  Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей  Проведение психолого-педагогических консилиумов Социальный педагог  Консультирование, просвещение педагогов и родителей  Организационная работа

Модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога

Учитель-логопед

Мониторинг результатов

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика

Педагог-психолог

Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционной

работы

Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей

Проведение психолого-педагогических консилиумов

Социальный педагог

Консультирование, просвещение педагогов и родителей

Организационная работа

ПМП-консилиум ПМПк  - организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов, других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей. Цель  - обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

ПМП-консилиум

ПМПк - организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов, других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей.

Цель - обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

 Основная цель работы учителя-логопеда  - оказание своевременной помощи обучающимся с нарушениями устной и письменной речи в усвоении ими общеобразовательных программ. Задачи: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; профилактика и коррекция трудностей, которые возникают у обучающихся в процессе обучения; консультирование родителей и педагогов по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии речи.

Основная цель работы учителя-логопеда - оказание своевременной помощи обучающимся с нарушениями устной и письменной речи в усвоении ими общеобразовательных программ.

Задачи:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • профилактика и коррекция трудностей, которые возникают у обучающихся в процессе обучения;
  • консультирование родителей и педагогов по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии речи.
Основные направления деятельности  учителя-логопеда

Основные направления деятельности учителя-логопеда

     ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИКА    Определение уровня речевого и психического развития ребенка, социальной адаптации  Выделение факторов риска, на основе полученных результатов  Составление общей карты развития ребенка  Оценка результативности коррекционной работы с детьми

    ДИАГНОСТИКА

    ДИАГНОСТИКА

    Определение уровня речевого и психического развития ребенка, социальной адаптации

    Выделение факторов риска, на основе полученных результатов

    Составление общей карты развития ребенка

    Оценка результативности коррекционной работы

    с детьми

    Формы диагностики диагностика дошкольников на этапе приема в школу (учитель-логопед входит в состав приемной комиссии по набору детей в 1 класс); основная диагностика , которая осуществляется в первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) с целью определения уровня развития устной речи первоклассников и письменной речи обучающихся 2-4 классов и в последние две недели мая (с 16 по 31 мая), которые отводятся для обследования обучающихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп на новый учебный год; динамическое изучение обучающихся , которое проводится в процессе коррекционно-развивающих занятий с целью определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития детей;  текущая диагностика проводится по запросу педагогов, родителей, специалистов консилиума по мере необходимости в течение всего учебного года.

    Формы диагностики

    • диагностика дошкольников на этапе приема в школу (учитель-логопед входит в состав приемной комиссии по набору детей в 1 класс);
    • основная диагностика , которая осуществляется в первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) с целью определения уровня развития устной речи первоклассников и письменной речи обучающихся 2-4 классов и в последние две недели мая (с 16 по 31 мая), которые отводятся для обследования обучающихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп на новый учебный год;
    • динамическое изучение обучающихся , которое проводится в процессе коррекционно-развивающих занятий с целью определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития детей;
    • текущая диагностика проводится по запросу педагогов, родителей, специалистов консилиума по мере необходимости в течение всего учебного года.
     Коррекционно-развивающее направление   Содержание и направленность коррекционной работы определяется структурой и степенью выраженности речевого нарушения. В общеобразовательной школе традиционно принято использовать психолого-педагогическую классификацию, которая ориентируется на процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

    Коррекционно-развивающее направление

    Содержание и направленность коррекционной работы определяется структурой и степенью выраженности речевого нарушения. В общеобразовательной школе традиционно принято использовать психолого-педагогическую классификацию, которая ориентируется на процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

    Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в рамках комплексной программы осуществляется в двух формах:  -  оказание помощи педагогам, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также консультирование других участников ПМПк;  -проведение коррекционно-развивающих занятий с учетом структуры нарушений ребенка.   Эти занятия направлены на решение следующих задач: формирование звуковой стороны речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи.

    Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в рамках комплексной программы осуществляется в двух формах:

    - оказание помощи педагогам, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также консультирование других участников ПМПк;

    -проведение коррекционно-развивающих занятий с учетом структуры нарушений ребенка.

    Эти занятия направлены на решение следующих задач:

    • формирование звуковой стороны речи;
    • формирование лексико-грамматического строя речи;
    • развитие связной речи.
    Консультативное направление Социальный педагог  Предполагает оказание помощи педагогам и родителям обучающихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.  Для этого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся в условиях ПМПк учителем-логопедом или совместно с другими специалистами (психологом, дефектологом) разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.  Учитель-логопед Педагог- психолог Разработка рекомендаций Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, социальным проблемам

    Консультативное направление

    Социальный

    педагог

    Предполагает оказание помощи педагогам и родителям обучающихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

    Для этого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся в условиях ПМПк учителем-логопедом или совместно с другими специалистами (психологом, дефектологом) разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.

    Учитель-логопед

    Педагог- психолог

    Разработка рекомендаций

    Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, социальным проблемам

    Просветительское и профилактическое направление  Просветительская работа для педагогов проводится в ходе выступлений учителя-логопеда на педагогических советах школы и методических объединениях учителей  Для родителей проводятся тематические лектории и выступления на родительских собраниях.

    Просветительское и профилактическое направление

    Просветительская работа для педагогов проводится в ходе выступлений учителя-логопеда на педагогических советах школы и методических объединениях учителей

    Для родителей проводятся тематические лектории и выступления на родительских собраниях.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Социальный педагог  Педагог- психолог Уитель-логопед Разработка годового плана коррекционно-методической работы Создание индивидуальных и групповых коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи, социальной и психологической дезадаптацией Изучение результатов медицинского обследования  Посещение методических объединений, обмен опытом

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Социальный педагог

    Педагог-

    психолог

    Уитель-логопед

    Разработка годового плана коррекционно-методической работы

    Создание индивидуальных и групповых

    коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи, социальной и психологической дезадаптацией

    Изучение результатов медицинского обследования

    Посещение методических объединений, обмен опытом

     В условиях взаимодействия специалистов ПМПк существуют следующие формы работы учителя-логопеда: Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением Сопровождение-наблюдение Кураторство

    В условиях взаимодействия специалистов ПМПк существуют следующие формы работы учителя-логопеда:

    • Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением
    • Сопровождение-наблюдение
    • Кураторство
    Спасибо за внимание

    Спасибо за внимание

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. №32 Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002  Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005 Российское образование. Федеральный портал Сеть творческих учителей http :// www.edu.ru / Российское образование. Федеральный портал  http://en.edu.ru/

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    • Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. №32
    • Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
    • Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005
    • Российское образование. Федеральный портал
    • Сеть творческих учителей http :// www.edu.ru /
    • Российское образование. Федеральный портал

    http://en.edu.ru/


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!