Междисциплинарное и межведомственное сопровождение специалистов в коррекционной работе
с детьми с нарушениями речи
Барановская Елена Сергеевна, учитель-логопед
МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1
им. Г.И.Шелехова»
Взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ , включает:
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка
- комплексность в определении и решении проблем у ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля
Модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога
Учитель-логопед
Мониторинг результатов
Коррекционно-развивающая работа
Диагностика
Педагог-психолог
Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционной
работы
Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей
Проведение психолого-педагогических консилиумов
Социальный педагог
Консультирование, просвещение педагогов и родителей
Организационная работа
ПМП-консилиум
ПМПк - организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов, других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей.
Цель - обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Основная цель работы учителя-логопеда - оказание своевременной помощи обучающимся с нарушениями устной и письменной речи в усвоении ими общеобразовательных программ.
Задачи:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- профилактика и коррекция трудностей, которые возникают у обучающихся в процессе обучения;
- консультирование родителей и педагогов по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии речи.
Основные направления деятельности учителя-логопеда
ДИАГНОСТИКА
ДИАГНОСТИКА
Определение уровня речевого и психического развития ребенка, социальной адаптации
Выделение факторов риска, на основе полученных результатов
Составление общей карты развития ребенка
Оценка результативности коррекционной работы
с детьми
Формы диагностики
- диагностика дошкольников на этапе приема в школу (учитель-логопед входит в состав приемной комиссии по набору детей в 1 класс);
- основная диагностика , которая осуществляется в первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) с целью определения уровня развития устной речи первоклассников и письменной речи обучающихся 2-4 классов и в последние две недели мая (с 16 по 31 мая), которые отводятся для обследования обучающихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп на новый учебный год;
- динамическое изучение обучающихся , которое проводится в процессе коррекционно-развивающих занятий с целью определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития детей;
- текущая диагностика проводится по запросу педагогов, родителей, специалистов консилиума по мере необходимости в течение всего учебного года.
Коррекционно-развивающее направление
Содержание и направленность коррекционной работы определяется структурой и степенью выраженности речевого нарушения. В общеобразовательной школе традиционно принято использовать психолого-педагогическую классификацию, которая ориентируется на процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в рамках комплексной программы осуществляется в двух формах:
- оказание помощи педагогам, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также консультирование других участников ПМПк;
-проведение коррекционно-развивающих занятий с учетом структуры нарушений ребенка.
Эти занятия направлены на решение следующих задач:
- формирование звуковой стороны речи;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Консультативное направление
Социальный
педагог
Предполагает оказание помощи педагогам и родителям обучающихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.
Для этого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся в условиях ПМПк учителем-логопедом или совместно с другими специалистами (психологом, дефектологом) разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.
Учитель-логопед
Педагог- психолог
Разработка рекомендаций
Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, социальным проблемам
Просветительское и профилактическое направление
Просветительская работа для педагогов проводится в ходе выступлений учителя-логопеда на педагогических советах школы и методических объединениях учителей
Для родителей проводятся тематические лектории и выступления на родительских собраниях.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Социальный педагог
Педагог-
психолог
Уитель-логопед
Разработка годового плана коррекционно-методической работы
Создание индивидуальных и групповых
коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи, социальной и психологической дезадаптацией
Изучение результатов медицинского обследования
Посещение методических объединений, обмен опытом
В условиях взаимодействия специалистов ПМПк существуют следующие формы работы учителя-логопеда:
- Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением
- Сопровождение-наблюдение
- Кураторство
Спасибо за внимание
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. №32
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
- Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005
- Российское образование. Федеральный портал
- Сеть творческих учителей http :// www.edu.ru /
- Российское образование. Федеральный портал
http://en.edu.ru/