СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Междисциплинарная программа смысловое чтение МБОУ Сорская СОШ № 3 с УИОП Среднее общее образование

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности. Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Междисциплинарная программа смысловое чтение МБОУ Сорская СОШ № 3 с УИОП Среднее общее образование»

Междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Цель программы - продолжить работу по развитию умений смыслового чтения учащихся 10- 11 классов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

-способствовать участию учащихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом; обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности. Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа «Стратегии смыслового чтения» опирается на принцип преемственности: учитывается связь с планируемыми результатами, установленными при освоении программы учащимися основной школы.

Выпускник научится:

- применять способы концентрации внимания при чтении;

- применять интеллектуальные приемы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых компонентов, категоризация отдельных значимых для читателя фрагментов текста);

- применять приемы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана организации материала применительно к конкретным темам, ответы на вопросы, сформулированные в учебном пособии, пересказ содержания материала, интерпретация его смысла в контексте изучаемой дисциплины).

Понимание текста:

Выпускник научится:

- выделять уровни текста (лингвистический, содержательный, смысловой);

- интерпретировать текст применительно к определенному социокультурному контексту;

- определять взаимосвязь понимания, интерпретации и запоминания текста.

Выпускник будет знать и научится использовать:

Компоненты учебных и научных изданий:

- разделы, главы, параграфы; иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, , карты со словесными пояснениями к ним, различные виды символов, шрифтов; - справочный аппарат: назначение, функции, структура;

- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе: их основные функции информационная, поисковая, идентификационная;

- средства дополнения и сопровождения издания: предисловие, введение, библиографические ссылки и списки литературы, комментарии, приложения .

- поисковые средства изданий: оглавление, рубрикация, указатели;

- вспомогательные указатели: алфавитно-предметные, именные, формульные,

патентные, нумерационные; указатели иллюстраций, таблиц.

Компоненты печатных СМИ:

- рубрики, заголовки текстов, иллюстративный материал;

- различные виды шрифтов;

- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе журнала или

первой полосе газеты, логотипы, их функции;

- поисковые средства изданий: постоянная рубрикация, указатели в журналах;

- оглавление.

Компоненты литературно-художественных изданий:

- части, главы; иллюстрации; различные виды шрифтов;

- справочный аппарат - от автора, от издательства;

- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе; их функции;

- средства дополнения и сопровождения издания от автора и от издательства:

предисловие, примечания, комментарии;

- поисковые средства издания: оглавление.

Выпускник научится:

- критически относиться к рекламной информации;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или

конфликтной ситуации

Содержание программы

Структура текста как объекта чтения:

Выпускник научится:

-выделять структурные характеристики текста (целое, части, их соотношение);

-определять способ представленности информации (экономный, избыточный);

-определять стилистические характеристики текста (моно-, полистилистика, эклектизм);

-определять смысловые единицы текста и связи между ними (линейные, нелинейные);

-определять формальные признаки (членение на абзацы, выделенность определенным шрифтом, подзаголовки и т.п.), указывающие на логические соотношения компонентов текста;

-виды слов-ориентиров, выражающих: логические и последовательные связи излагаемого содержания; причинно-следственные связи между компонентами текста разных уровней (слова, предложения, абзацы, главы, разделы, издание в целом);

-противопоставление фактов, явлений в рамках компонентов текста различных уровней; выводы, итоги, результаты авторских построений, рассуждений.

Выпускник получит возможность научиться:

-определять культурную значимость текстов различных видов.

Основные приемы работы с учебными и научными текстами:

Выпускник научится:

-Составлению плана интерпретации текста: логика построения простого и сложного плана/ его анализа; выписки и цитаты в соотнесении с планом анализа текста; правила оформления цитат (точность, выделенность, указание источника цитирования); библиографическое оформление выписок и цитат.

-Составлению тезисов как совокупности основных положений текста: формы тезисов (краткие, развернутые; логически последовательные, свободные); правила составления (лаконичность, логическая ясность, терминологическая точность, определенность изложения).

-Написанию рефератов как письменному изложению основных тем и выводов первоисточника: логическая схема составления реферата; точность и объективность репрезентации содержания и смысла первоисточника; полнота отображения коммуникативного намерения автора и способа его реализации; ясность изложения, делающая реферат понятным читателю; резюме как оправдание соотношения представленных и опущенных компонентов содержания репрезентируемого текста.

-Написанию конспектов, содержащих запись, как основных положений первоисточника, так и значимых для составителя мыслей, построений, ассоциаций автора: форма конспекта (текстуальная, свободная, смешанная); индивидуальные интенции конспектирования; требования к конспекту (выделение наиболее информативных фрагментов текста, соблюдение логических связей между структурными частями конспекта, обусловленных интенциями автора первоисточника, составителя конспекта или обоих).

-Сопоставительному анализу как выявлению сходств и различий однотипных текстов: исходное обоснование однотипности сравниваемых документов; выделение параметров и признаков, в соответствии с которыми они сравниваются; выделение критериев для сравнительной оценки их качества.

Формализованный метод анализа письменных текстов (контент-анализ):

Выпускник будет знать:

- определение понятий «формализация» и «формализованный анализ» (контент-анализ) текстов и функции этого типа анализа (снижение уровня вариативности в интерпретации текста; упрощение содержания текста, сведение его к основным содержательным компонентам; стандартизация процедур анализа содержания текстов); - область применимости формализованных методов работы с письменными текстами, их преимущества и недостатки.

Выпускник научится:

- классификации письменных источников и целей работы с ними с точки зрения целесообразности использования контент-анализа; выделение семантических блоков, тем, ключевых слов, словесных клише; выявление распределений выразительных средств применительно к каждой теме и семантическому блоку; интерпретация полученных результатов в соответствии с индикаторами, указывающими на содержательные характеристики используемых выразительных средств;

Выпускник получит возможность научиться:

- построению про грамм контент-анализа письменных текстов разных видов (учебные, научные, тексты печатных СМИ, официальные документы, художественная литература, публицистика);

- формализованному методу подготовки вторичных документов (рефератов- экстрактов, или дайджестов, аннотаций, рецензий и) с помощью формальных (количественных)признаков текста: количество структурных единиц, слов, в том числе повторяющихся, их распределение по тексту.

Стратегия чтения

Выпускник научится:

- различать типы содержания сообщений;

- факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавать иерархии смыслов в рамках текста;

- основная идея, тема, ее составляющие;

- использовать основные составляющие общей стратегии чтения: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).






Предмет


Выпускник научится:


Выпускник получит

возможность научиться:


Русский язык/

Литература


Речь и

речевое общение


Использовать различные виды монолога

(повествование, описание, рассуждение; докладом;

сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

Использовать различные виды диалога в

ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного ивном

общения;

Соблюдать нормы речевого поведения в анную

типичных ситуациях общения; монологической и диалогической речи с

точки зрения соответствия ситуации

речевого общения, достижения достижения коммуникативных неудач и

коммуникативных целей речевого взаимодействия.


Выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;

публично защищать свою позицию;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать собственную позицию;

убеждать;

Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Письмо

Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-­этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

Излагать содержание прослушанного

прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

Соблюдать в практике письма основные

лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные

нормы современного русского

литературного языка; стилистически

корректно использовать лексику и

фразеологию.


Писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы, выступления, конспекты;

Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


Аудирование

Понимать и формулировать в устной

форме тему, коммуникативную задачу, (подтекстовую) информацию

основную мысль, логику изложения публицистического

учебно-научного, официально-делового,

художественного аудиотекстов,

распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения( подробного, выборочного, сжатого).


Понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.


Чтение

Понимать содержание прочитанных учебно- научных, публицистических (информационных и аналитических,

художественно-публицистического

жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в

форме плана, тезисов (в устной

письменной форме); функционально-стилевой и

Использовать практические умения

ознакомительного, изучающего, про смотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приёмы работы с книгой ,справочниками и другими информационными источниками, включая представленных СМИ и ресурсы Интернета;

отбирать и систематизировать материал информационных

на определённую тему, анализировать Ф

отобранную информацию и носителях, о ициально

интерпретировать её в соответствии с деловых текстов), высказывать

поставленной коммуникативной задачей. собственную точку зрения на

Понимать,анализировать,

оценивать явную и скрытую

(подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной стилевой и жанровой принадлежности;

Извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки

зрения на её решение) из

различных источников, текстов СМИ, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение


Создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно- Участвовать в дискуссии на

этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других с содержанием учебно-научные соблюдая нормы других научного общения;

изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии направленности в

с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения,

бытовой рассказ о событии, история, результата.

участие в беседе, споре);

Обсуждать и чётко формулировать цели,

план совместной групповой учебной

деятельности, распределение частей

работы;

Извлекать из различных источников,

систематизировать и анализировать

материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

Соблюдать в практике устного речевого

общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы

современного русского литературного

языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

Участвовать в дискусии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

Анализировать оценивать

речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо


Создавать письменные монологические

высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения .

Приемы стратегии смыслового чтения Стратегии предтекстовой деятельности (нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению)

Стратегии развития словаря.

Стратегии текстовой деятельности.

Стратегии послетекстовой деятельности.

Стратегии компрессии текста.

Писать рецензии,рефераты;

Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований и в соответствии со спецификой употребления языковых средств

Текст


в устной и

Анализировать и характеризовать тексты форме учебно-

различных типов речи, стилей, жанров с

точки зрения смыслового содержания и и

структуры, а также требований,

предъявляемых к тексту как речевому конспект, участие в беседе,

произведению; дискуссии), официально

Осуществлять информационную

переработку текста, передавая его

содержание в виде плана (простого,

сложного), тезисов, схемы, таблицы; внеязыковых

Создавать и редактировать собственные

тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению

связного текста.


Создавать в устной и письменной речи учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), официально-деловые

тексты (резюме,

деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним.



Иностранный

язык. Говорение. Диалогическая речь


Вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального

общения, соблюдая нормы речевого

этикета, принятые в стране изучаемого

языка


Научиться брать и давать интервью


Говорение.

Монологическ ая речь.



Рассказывать о себе,своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей

стране и странах изучаемого языка с Делать сообщение на заданную

опорой на зрительную наглядность и/или Пему на основе про читанного;

вербальные опоры (ключевые слова, план,

вопросы); комментировать факты из

Описывать события с опорой на прочитанного/прослушанного

зрительную наглядность и/или вербальные текста, Аргументировать своё

опоры (ключевые слова, план, вопросы);

Давать краткую характеристику реальных прослушанном. Кратко

людей и литературных персонажей; высказываться без

передавать основное содержание

прочитанного текста с опорой или без

опоры на текст/ключевые на заданную тему в

слова/ план/вопросы. соответствии с предложенной



Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному. Кратко высказываться без предварительной подготовки в соответствии с предложенной

ситуацией общения;

Излагать в письменном виде результаты своей проектной

деятельности.


Аудирование


Воспринимать на слух и понимать содержание несложных

аутентичных текстов, содержащих

некоторое количество неизученных '

языковых явлений; отделять в

Воспринимать на слух и понимать воспринимаемом на

значимую/нужную/запрашиваемую главные факты

информацию в аутентичных текстах, второстепенных;

содержащих как изученные языковые

явления, так и некоторое количество

неизученных языковых явлений.

языковую догадку

Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных.

Игнорировать

незнакомые

явления, несущественные для понимания основного

содержания воспринимаемого на слух текста.


Чтение


Читать и выборочно понимать

значимую/нужную/запрашиваемую

информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое

количество неизученных языковых

явлений.

Пользоваться сносками и

текстах, содержащих некоторое

количество неизученных языковых лингвострановедческим

явлений. справочником.

Читать и понимать основное содержание

несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.


Пользоваться сносками и

лингвострановедческим справочником.

Читать и полностью понимать содержание

несложных текстов,

построенных

на изученном

языковом

материале;

Догадываться означении

незнакомых слов по сходству с

русским/родным языком, по

словообразовательным элементам, по контексту.


Письменная речь


Заполнять анкеты и формуляры в

соответствии с нормами, принятыми

стране изучаемого языка;

Писать личное письмо в ответ на письмо­стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка


Составлять

планы/тезисы

устного или письменного

сообщения;

Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности.

Писать

небольшие

письменные высказывания с опорой на

образец.


История



Анализировать информацию из исторических источников-текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других

странах, б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; Систематизировать исторический

материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;


Применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческим материалом. Осуществлять поиск

исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах,

систематизировать и представлять её в виде

рефератов, презентаций ;

излагать

кратко результаты выполненной проектной работы.

Обществознание


Осуществлять переработку текста,

передавая его содержание в виде плана

(простого, сложного), тезисов,

таблицы;

Создавать и редактировать собственные тексты различных стилей, жанров

с учётом требований к построению или

связного текста. Использовать приёмы сообщения;

работы с учебной книгой, справочниками Излагать в

и другими информационными источниками включая СМИ

Интернет; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

отобранную информацию и и опорой на образец.

интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


Делать краткие выписки из текста; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения,

излагать в письменном виде

результаты выполненной проектной работы.

География


Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран

Использовать приёмы сообщения;

работы с учебной книгой, справочниками Излагать в

и другими информационными источниками включая СМИ

Интернет; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

отобранную информацию и и опорой на образец.

интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей


Делать краткие выписки из текста; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения,

излагать в письменном виде

результаты выполненной проектной работы

Информатика.

Информация и способы её представления.

использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между

употреблением этих терминов в

обыденной речи и в информатике.

Кодировать и декодировать тексты при формализации прикладной

известной кодовой таблице; использовать основные способы графического представления числовой информации. Излагать в письменном виде информации.

Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; излагать в письменном виде

результаты выполненной проектной работы

Математика


Работать с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использовать теории в различных учебных и жизненных

ситуациях;

Составлять самостоятельно план обобщенного характера для новых структурных

элементов системы научных

знаний.

Использовать приобретенные

умения в работе по

самообразованию,

протекающему без

руководства и контроля со

стороны учителя

Излагать в письменном виде результаты своей проектной

деятельности.

Физика

Работать с рисунками, графиками,

таблицами, имеющимися в тексте,

извлекать из них необходимую

информацию; работать со сложным

текстом, выделять в нем части,

раскрывающие отдельные структурные

элементы системы научных знаний;

Переконструировать текст в процессе

подготовки ответа о прочитанном или при конспектировании прочитанного в

соответствии с планом обобщенного

характера;

Работать с научно-популярной

литературой, подготовить на основе

работы с одним источником доклад,

сообщение;

Работать с несколькими источниками;

Сопоставлять изложение одних и тех же

вопросов в различных пособиях;

осуществлять сравнение различных точек зрения; формулировать выводы и делать

обобщения;

Пользоваться планами

обобщенного характера в

работе с простым текстом,

содержащим один из

компонентов систем научных

знаний, в соответствии с ним строить рассказ о

прочитанном;

Составлять самостоятельно

план обобщенного характера

для новых структурных

элементов системы научных знаний;

Использовать приобретенные

умения в работе по

самообразованию,

протекающему без

руководства и контроля со

стороны учителя


Биология/ экология

Находить в тексте отличительные

признаки основных систематических

групп; в биологических, словарях и

справочниках значения биологических

терминов; в различных источниках

необходимую информацию о живых

организмах (в том числе с использованием информационных технологий)

Работать с текстами

биологического содержания

различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств

массовой информации;

Самостоятельно создавать

алгоритмы познавательной

деятельности для решения

задач творческого и

поискового характера;

Излагать в письменном виде результаты своей проектной

деятельности.

Химия

Находить и отбирать соответствующую

информацию по заданным параметрам;

Находить ответы на поставленные

вопросы с использованием предложенного

текста;

Находить ответы на вопросы, выходящие за рамки приведённого текста (использование справочной информации, других источников информации, в том числе ресурсов Интернета); Трансформировать текст в иную форму (схему, таблицу, соответствующие

уравнения реакций).

Формировать собственную

позиции по отношению к

химической информации,

получаемой из разных

источников.

Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности.

Экономика


Писать творческие работы по

экономическим вопросам;

Готовиться различным видам публичных выступлений;

Участвовать в дискуссиях, диспутах по

актуальным социально-экономическим проблемам;

Осуществлять учебно-исследовательской работы по социально-экономической проблематике.


Работать с текстами экономического содержания различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации; Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности.


ОБЖ


Использовать приёмы работы с учебной Составлять план/тезисы

книгой, справочниками и другими устного или письменного

информационными источниками, включая сообщения СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на

определённую тему, анализировать

отобранную информацию и Писать небольшие

интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

Кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной работы. Писать небольшие высказывания с опорой на образец.






Методические приемы реализации программы стратегии смыслового чтения.

Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование - это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов.

Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.

Алгоритм чтения - последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность .

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.

Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Сущность метода:

-фиксация определенных единиц содержания

-изучает документы в их социальном контексте,

-может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ

текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Смысловые ряды - это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста.

Доминанта - это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика статьи, книги и т. д. С точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье. IIисьменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Реферат (от лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами.


-изучает документы в их социальном контексте,

-может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ

текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Смысловые ряды - это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов

некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста.

Доминанта - это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.

Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика статьи, книги и т. д. С точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье. IIисьменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Реферат (от лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми слова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!