Междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Цель программы - продолжить работу по развитию умений смыслового чтения учащихся 10- 11 классов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
-способствовать участию учащихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом; обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности. Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа «Стратегии смыслового чтения» опирается на принцип преемственности: учитывается связь с планируемыми результатами, установленными при освоении программы учащимися основной школы.
Выпускник научится:
- применять способы концентрации внимания при чтении;
- применять интеллектуальные приемы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых компонентов, категоризация отдельных значимых для читателя фрагментов текста);
- применять приемы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана организации материала применительно к конкретным темам, ответы на вопросы, сформулированные в учебном пособии, пересказ содержания материала, интерпретация его смысла в контексте изучаемой дисциплины).
Понимание текста:
Выпускник научится:
- выделять уровни текста (лингвистический, содержательный, смысловой);
- интерпретировать текст применительно к определенному социокультурному контексту;
- определять взаимосвязь понимания, интерпретации и запоминания текста.
Выпускник будет знать и научится использовать:
Компоненты учебных и научных изданий:
- разделы, главы, параграфы; иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, , карты со словесными пояснениями к ним, различные виды символов, шрифтов; - справочный аппарат: назначение, функции, структура;
- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе: их основные функции информационная, поисковая, идентификационная;
- средства дополнения и сопровождения издания: предисловие, введение, библиографические ссылки и списки литературы, комментарии, приложения .
- поисковые средства изданий: оглавление, рубрикация, указатели;
- вспомогательные указатели: алфавитно-предметные, именные, формульные,
патентные, нумерационные; указатели иллюстраций, таблиц.
Компоненты печатных СМИ:
- рубрики, заголовки текстов, иллюстративный материал;
- различные виды шрифтов;
- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе журнала или
первой полосе газеты, логотипы, их функции;
- поисковые средства изданий: постоянная рубрикация, указатели в журналах;
- оглавление.
Компоненты литературно-художественных изданий:
- части, главы; иллюстрации; различные виды шрифтов;
- справочный аппарат - от автора, от издательства;
- отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе; их функции;
- средства дополнения и сопровождения издания от автора и от издательства:
предисловие, примечания, комментарии;
- поисковые средства издания: оглавление.
Выпускник научится:
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации
Содержание программы
Структура текста как объекта чтения:
Выпускник научится:
-выделять структурные характеристики текста (целое, части, их соотношение);
-определять способ представленности информации (экономный, избыточный);
-определять стилистические характеристики текста (моно-, полистилистика, эклектизм);
-определять смысловые единицы текста и связи между ними (линейные, нелинейные);
-определять формальные признаки (членение на абзацы, выделенность определенным шрифтом, подзаголовки и т.п.), указывающие на логические соотношения компонентов текста;
-виды слов-ориентиров, выражающих: логические и последовательные связи излагаемого содержания; причинно-следственные связи между компонентами текста разных уровней (слова, предложения, абзацы, главы, разделы, издание в целом);
-противопоставление фактов, явлений в рамках компонентов текста различных уровней; выводы, итоги, результаты авторских построений, рассуждений.
Выпускник получит возможность научиться:
-определять культурную значимость текстов различных видов.
Основные приемы работы с учебными и научными текстами:
Выпускник научится:
-Составлению плана интерпретации текста: логика построения простого и сложного плана/ его анализа; выписки и цитаты в соотнесении с планом анализа текста; правила оформления цитат (точность, выделенность, указание источника цитирования); библиографическое оформление выписок и цитат.
-Составлению тезисов как совокупности основных положений текста: формы тезисов (краткие, развернутые; логически последовательные, свободные); правила составления (лаконичность, логическая ясность, терминологическая точность, определенность изложения).
-Написанию рефератов как письменному изложению основных тем и выводов первоисточника: логическая схема составления реферата; точность и объективность репрезентации содержания и смысла первоисточника; полнота отображения коммуникативного намерения автора и способа его реализации; ясность изложения, делающая реферат понятным читателю; резюме как оправдание соотношения представленных и опущенных компонентов содержания репрезентируемого текста.
-Написанию конспектов, содержащих запись, как основных положений первоисточника, так и значимых для составителя мыслей, построений, ассоциаций автора: форма конспекта (текстуальная, свободная, смешанная); индивидуальные интенции конспектирования; требования к конспекту (выделение наиболее информативных фрагментов текста, соблюдение логических связей между структурными частями конспекта, обусловленных интенциями автора первоисточника, составителя конспекта или обоих).
-Сопоставительному анализу как выявлению сходств и различий однотипных текстов: исходное обоснование однотипности сравниваемых документов; выделение параметров и признаков, в соответствии с которыми они сравниваются; выделение критериев для сравнительной оценки их качества.
Формализованный метод анализа письменных текстов (контент-анализ):
Выпускник будет знать:
- определение понятий «формализация» и «формализованный анализ» (контент-анализ) текстов и функции этого типа анализа (снижение уровня вариативности в интерпретации текста; упрощение содержания текста, сведение его к основным содержательным компонентам; стандартизация процедур анализа содержания текстов); - область применимости формализованных методов работы с письменными текстами, их преимущества и недостатки.
Выпускник научится:
- классификации письменных источников и целей работы с ними с точки зрения целесообразности использования контент-анализа; выделение семантических блоков, тем, ключевых слов, словесных клише; выявление распределений выразительных средств применительно к каждой теме и семантическому блоку; интерпретация полученных результатов в соответствии с индикаторами, указывающими на содержательные характеристики используемых выразительных средств;
Выпускник получит возможность научиться:
- построению про грамм контент-анализа письменных текстов разных видов (учебные, научные, тексты печатных СМИ, официальные документы, художественная литература, публицистика);
- формализованному методу подготовки вторичных документов (рефератов- экстрактов, или дайджестов, аннотаций, рецензий и) с помощью формальных (количественных)признаков текста: количество структурных единиц, слов, в том числе повторяющихся, их распределение по тексту.
Стратегия чтения
Выпускник научится:
- различать типы содержания сообщений;
- факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавать иерархии смыслов в рамках текста;
- основная идея, тема, ее составляющие;
- использовать основные составляющие общей стратегии чтения: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Предмет | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Русский язык/ Литература Речь и речевое общение | Использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; докладом; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; Использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного ивном общения; Соблюдать нормы речевого поведения в анную типичных ситуациях общения; монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения достижения коммуникативных неудач и коммуникативных целей речевого взаимодействия. | Выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; Участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать собственную позицию; убеждать; Понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |
Письмо | Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); Излагать содержание прослушанного прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; Соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | Писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы, выступления, конспекты; Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. |
Аудирование | Понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, (подтекстовую) информацию основную мысль, логику изложения публицистического учебно-научного, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения( подробного, выборочного, сжатого). | Понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. |
Чтение | Понимать содержание прочитанных учебно- научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной письменной форме); функционально-стилевой и Использовать практические умения ознакомительного, изучающего, про смотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приёмы работы с книгой ,справочниками и другими информационными источниками, включая представленных СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал информационных на определённую тему, анализировать Ф отобранную информацию и носителях, о ициально интерпретировать её в соответствии с деловых текстов), высказывать поставленной коммуникативной задачей. собственную точку зрения на | Понимать,анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной стилевой и жанровой принадлежности; Извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников, текстов СМИ, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Говорение | Создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно- Участвовать в дискуссии на этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других с содержанием учебно-научные соблюдая нормы других научного общения; изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии направленности в с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, результата. участие в беседе, споре); Обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; Извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; Соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; Участвовать в дискусии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; Анализировать оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Письмо | Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения . Приемы стратегии смыслового чтения Стратегии предтекстовой деятельности (нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению) Стратегии развития словаря. Стратегии текстовой деятельности. Стратегии послетекстовой деятельности. Стратегии компрессии текста. | Писать рецензии,рефераты; Писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований и в соответствии со спецификой употребления языковых средств |
Текст | в устной и Анализировать и характеризовать тексты форме учебно- различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому конспект, участие в беседе, произведению; дискуссии), официально Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы; внеязыковых Создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. | Создавать в устной и письменной речи учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним. |
Иностранный язык. Говорение. Диалогическая речь | Вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка | Научиться брать и давать интервью |
Говорение. Монологическ ая речь. | Рассказывать о себе,своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своём городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с Делать сообщение на заданную опорой на зрительную наглядность и/или Пему на основе про читанного; вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы); комментировать факты из Описывать события с опорой на прочитанного/прослушанного зрительную наглядность и/или вербальные текста, Аргументировать своё опоры (ключевые слова, план, вопросы); Давать краткую характеристику реальных прослушанном. Кратко людей и литературных персонажей; высказываться без передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые на заданную тему в слова/ план/вопросы. соответствии с предложенной | Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному. Кратко высказываться без предварительной подготовки в соответствии с предложенной ситуацией общения; Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. |
Аудирование | Воспринимать на слух и понимать содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных ' языковых явлений; отделять в Воспринимать на слух и понимать воспринимаемом на значимую/нужную/запрашиваемую главные факты информацию в аутентичных текстах, второстепенных; содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. языковую догадку | Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных. Игнорировать незнакомые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста. |
Чтение | Читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. Пользоваться сносками и текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых лингвострановедческим явлений. справочником. Читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений. | Пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Читать и полностью понимать содержание несложных текстов, построенных на изученном языковом материале; Догадываться означении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту. |
Письменная речь | Заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми стране изучаемого языка; Писать личное письмо в ответ на письмостимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка | Составлять планы/тезисы устного или письменного сообщения; Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. Писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. |
История | Анализировать информацию из исторических источников-текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах, б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; | Применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческим материалом. Осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций ; излагать кратко результаты выполненной проектной работы. |
Обществознание | Осуществлять переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, таблицы; Создавать и редактировать собственные тексты различных стилей, жанров с учётом требований к построению или связного текста. Использовать приёмы сообщения; работы с учебной книгой, справочниками Излагать в и другими информационными источниками включая СМИ Интернет; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и и опорой на образец. интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | Делать краткие выписки из текста; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения, излагать в письменном виде результаты выполненной проектной работы. |
География | Создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран Использовать приёмы сообщения; работы с учебной книгой, справочниками Излагать в и другими информационными источниками включая СМИ Интернет; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и и опорой на образец. интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей | Делать краткие выписки из текста; составлять план/тезисы устного или письменного сообщения, излагать в письменном виде результаты выполненной проектной работы |
Информатика. Информация и способы её представления. | использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике. Кодировать и декодировать тексты при формализации прикладной известной кодовой таблице; использовать основные способы графического представления числовой информации. Излагать в письменном виде информации. | Владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; излагать в письменном виде результаты выполненной проектной работы |
Математика | Работать с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использовать теории в различных учебных и жизненных ситуациях; | Составлять самостоятельно план обобщенного характера для новых структурных элементов системы научных знаний. Использовать приобретенные умения в работе по самообразованию, протекающему без руководства и контроля со стороны учителя Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. |
Физика | Работать с рисунками, графиками, таблицами, имеющимися в тексте, извлекать из них необходимую информацию; работать со сложным текстом, выделять в нем части, раскрывающие отдельные структурные элементы системы научных знаний; Переконструировать текст в процессе подготовки ответа о прочитанном или при конспектировании прочитанного в соответствии с планом обобщенного характера; Работать с научно-популярной литературой, подготовить на основе работы с одним источником доклад, сообщение; Работать с несколькими источниками; Сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных пособиях; осуществлять сравнение различных точек зрения; формулировать выводы и делать обобщения; | Пользоваться планами обобщенного характера в работе с простым текстом, содержащим один из компонентов систем научных знаний, в соответствии с ним строить рассказ о прочитанном; Составлять самостоятельно план обобщенного характера для новых структурных элементов системы научных знаний; Использовать приобретенные умения в работе по самообразованию, протекающему без руководства и контроля со стороны учителя |
Биология/ экология | Находить в тексте отличительные признаки основных систематических групп; в биологических, словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий) | Работать с текстами биологического содержания различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации; Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. |
Химия | Находить и отбирать соответствующую информацию по заданным параметрам; Находить ответы на поставленные вопросы с использованием предложенного текста; Находить ответы на вопросы, выходящие за рамки приведённого текста (использование справочной информации, других источников информации, в том числе ресурсов Интернета); Трансформировать текст в иную форму (схему, таблицу, соответствующие уравнения реакций). | Формировать собственную позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. |
Экономика | Писать творческие работы по экономическим вопросам; Готовиться различным видам публичных выступлений; Участвовать в дискуссиях, диспутах по актуальным социально-экономическим проблемам; Осуществлять учебно-исследовательской работы по социально-экономической проблематике. | Работать с текстами экономического содержания различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации; Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; Излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности. |
ОБЖ | Использовать приёмы работы с учебной Составлять план/тезисы книгой, справочниками и другими устного или письменного информационными источниками, включая сообщения СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и Писать небольшие интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; Кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной работы. Писать небольшие высказывания с опорой на образец. |
Методические приемы реализации программы стратегии смыслового чтения.
Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование - это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов.
Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.
Алгоритм чтения - последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность .
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.
Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Сущность метода:
-фиксация определенных единиц содержания
-изучает документы в их социальном контексте,
-может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ
текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Смысловые ряды - это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста.
Доминанта - это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.
Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика статьи, книги и т. д. С точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье. IIисьменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.
Реферат (от лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами.
-изучает документы в их социальном контексте,
-может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ
текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Смысловые ряды - это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов
некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста.
Доминанта - это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды.
Аннотация (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика статьи, книги и т. д. С точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации - ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье. IIисьменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.
Реферат (от лат. refere - докладывать, сообщать) - краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми слова