Методы исследования в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Методика исследования – совокупность методов, применяемых в данном исследовании. Метод – способ достижения цели исследования: способ познания, способ исследования. Методы исследования и их грамотное использование повышают качество научной работы: делают её логичной и доказательной. Владение методами исследования является профессиональным умением. Методы обладают воспитывающей способностью: пользование методами учит рефлексии, самооценке, самокритике, а также воспитывает терпение, реалистический подход к жизни, аккуратность в работе.
Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений.
Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.
Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.
1. Метод эксперимента - метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения
Это ведущий метод познания в большинстве наук. Экспериментальное исследование в проектной работе занимает главное место. Существуют определённые требования к ведению и оформлению экспериментального исследования. Оно включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлексивный этап.
2. Метод структурированного интервью:
сбор информации, опрос, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанный на непосредственном, личном контакте исследователя и респондента. Использование предварительно составленного перечня вопросов. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи интервьюера входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Во время опроса у спрашивающего, налицо, личный контакт с отвечающим, т.е. он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос. Наблюдатель может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и таким образом получить дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам. Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя.
3. Метод анкетирования – вербальнокоммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. Анкетирование в социологии и демографии играет лишь вспомогательную роль. Здесь контакт с респондентами сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопросответ» строго регламентирована. При помощи этого метода можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по какимто вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
4. Метод наблюдения - метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов.
Виды наблюдения:
Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения;
Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке; лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях;
Непосредственное наблюдение – это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение – это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором.
Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе.
Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего.
Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом:
Определение цели наблюдения.
Выбор объекта наблюдения.
Выбор способов достижения цели наблюдения.
Выбор способа регистрации полученной информации.
Обработка и интерпретация полученной информации.
5. Картографический метод.
Картографический метод исследования основан на получении информации с помощью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.
6. Математический метод.
Математические методы являются важнейшим инструментом анализа экономических явлений и процессов в обществе. Исследования и практические задачи базирующиеся на большом объеме информации, которую необходимо объективно оценить и провести группировку или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование, выявить оптимальные условия развития или установить пространственные закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Эти вопросы успешно решаются с помощью математических методов.
7. Метод иллюстрирования.
Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какойлибо форме. Говоря об этом методе, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоциональновыразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Этот метод не просто вносит элементы художественности, он раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по-разному. Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия.
8. Метод моделирования.
Моделирование – позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений или процессов путем построения и изучения их модели. Моделью можно назвать образ какого-либо объекта.
Виды моделирования:
1. Материальное (предметное) моделирование:
– физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
- аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).
2. Мысленное (идеальное) моделирование:
– интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.
– знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какоголибо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
9. Теоретические методы:
Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя.
Сопоставления и сравнения. Сравнение – это научный метод, в процессе которого неизвестные явление, предметы сопоставляются уже с известными, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.
Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
Определяют два основных обобщения: индуктивное и дедуктивное:
- индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения
- дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов
Классификация предполагает делание рода (класса) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Определение понятий - способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.