Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО»
Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО
Автор: учитель технологии
МОУ Раменская СОШ№19
Асланова Наталья Ильинична
«Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память» Лу́ций А́нней Се́нека
Методы обучения
(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения
Словесные методы
Наглядные методы
Методы практического обучения
Методы проблемного обучения
Применение активных и интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность обучающихся;
- обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Критерии отбора методов обучения:
- Соответствие содержанию темы занятия;
- соответствие дидактическим целям занятия;
- соответствие логике учебного процесса;
- соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности;
- соответствие профессионализму и опыту преподавателя;
- соответствие способу руководства учебной деятельностью.
Метод интеллект - карт
Интеллект-карта - технология изображения информации в графическом виде
Интеллект-карты позволяют:
- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
- мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
- Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений при выборе объекта труда
Алгоритм кейс метода
Проблема
Цель
Сбор информации
Анализ
Гипотезы
Вывод
Результат
Самоконтроль
Заключение
Кейс-метод
Информация ( Объект: кадры из мультфильма «Федорино горе»). Раздел Кулинария, тема «Оборудование кухни и уход» 5класс.
- Кейс-задание.
- Проанализировать ситуацию в мультфильме
- Скажите, какое горе случилось с Федорой?
- Соблюдала ли Федора санитарно-
гигиенические требования?
- Предложите, как можно помочь Федоре?
- Составьте план ухода за кухонной посудой
- Какие средства использовать для ухода
за посудой?
Учащиеся самостоятельно делают выводы.
Находят решение проблемы
Метод морфологического анализа
Алгоритм ММА
1. Формулируется цель, задача, даётся, возможно, более полное и точное определение исследуемого объекта.
2. Расчленяется объект (процесс, проблема) на важнейшие функциональные узлы (параметры), выявляется набор характеристик.
3. По каждой характеристике раскрываются возможные варианты использования.
4. Совокупность полученных вариантов сводится в морфологическую матрицу (таблицу).
5. Выбирается решение и определяется его функциональная ценность. При этом отбрасываются не новые, исключаются технически несовместимые.
Проблемное обучение
- Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, призывом к поиску.
Дидактическая игра
В процессе дидактической игры обучаемые выполняют действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация знаний. Игра – аукцион «Юный технолог», « Знаю-делаю», деловая игра «Ателье».
Исследовательские методы
- Исследовательские методы (активизируют самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор). «Использование кожи в современных техниках декоративно –прикладного творчества», «Рациональное питание – залог крепкого здоровья школьника», «Вышивка – традиционный вид творчества народов ПМР».
Творческие задания и проекты учащихся
Приемы обучения:
- Прием «Удивляй!»
- Прием « Практичность теории»
- Прием « Практичность теории»
- Прием «Отсроченная загадка»
- Решение технологических задач
- Диаграмма Венна
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать у ребенка интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»
В.А. Сухомлинский