СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО»

Методы и приемы активизации познавательной деятельности  на уроках технологии  в рамках ФГОС ООО   Автор: учитель технологии МОУ Раменская СОШ№19 Асланова Наталья Ильинична

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в рамках ФГОС ООО

Автор: учитель технологии

МОУ Раменская СОШ№19

Асланова Наталья Ильинична

«Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память»   Лу́ций А́нней Се́нека

«Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память» Лу́ций А́нней Се́нека

Методы обучения  (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения Словесные методы Наглядные методы Методы практического обучения Методы проблемного обучения

Методы обучения

(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

Словесные методы

Наглядные методы

Методы практического обучения

Методы проблемного обучения

Применение активных и интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Применение активных и интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность обучающихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Критерии отбора методов обучения: Соответствие содержанию темы занятия; соответствие дидактическим целям занятия; соответствие логике учебного процесса; соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности; соответствие профессионализму и опыту преподавателя; соответствие способу руководства учебной деятельностью.

Критерии отбора методов обучения:

  • Соответствие содержанию темы занятия;
  • соответствие дидактическим целям занятия;
  • соответствие логике учебного процесса;
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности;
  • соответствие профессионализму и опыту преподавателя;
  • соответствие способу руководства учебной деятельностью.
Метод интеллект - карт Интеллект-карта - технология изображения информации в графическом виде Интеллект-карты позволяют: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.  Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений при выборе объекта труда

Метод интеллект - карт

Интеллект-карта - технология изображения информации в графическом виде

Интеллект-карты позволяют:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 
  • Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений при выборе объекта труда
Алгоритм кейс метода Проблема Цель Сбор информации Анализ Гипотезы Вывод Результат Самоконтроль Заключение

Алгоритм кейс метода

Проблема

Цель

Сбор информации

Анализ

Гипотезы

Вывод

Результат

Самоконтроль

Заключение

Кейс-метод Информация ( Объект: кадры из мультфильма «Федорино горе»). Раздел Кулинария, тема «Оборудование кухни и уход» 5класс. Кейс-задание. Проанализировать ситуацию в мультфильме Скажите, какое горе случилось с Федорой? Соблюдала ли Федора санитарно-  гигиенические требования? Предложите, как можно помочь Федоре? Составьте план ухода за кухонной посудой Какие средства использовать для ухода  за посудой? Учащиеся самостоятельно делают выводы. Находят решение проблемы

Кейс-метод

Информация ( Объект: кадры из мультфильма «Федорино горе»). Раздел Кулинария, тема «Оборудование кухни и уход» 5класс.

  • Кейс-задание.
  • Проанализировать ситуацию в мультфильме
  • Скажите, какое горе случилось с Федорой?
  • Соблюдала ли Федора санитарно-

гигиенические требования?

  • Предложите, как можно помочь Федоре?
  • Составьте план ухода за кухонной посудой
  • Какие средства использовать для ухода

за посудой?

Учащиеся самостоятельно делают выводы.

Находят решение проблемы

Метод морфологического анализа Алгоритм ММА 1. Формулируется цель, задача, даётся, возможно, более полное и точное определение исследуемого объекта. 2. Расчленяется объект (процесс, проблема) на важнейшие функциональные узлы (параметры), выявляется набор характеристик. 3. По каждой характеристике раскрываются возможные варианты использования. 4. Совокупность полученных вариантов сводится в морфологическую матрицу (таблицу). 5. Выбирается решение и определяется его функциональная ценность. При этом отбрасываются не новые, исключаются технически несовместимые.

Метод морфологического анализа

Алгоритм ММА

1. Формулируется цель, задача, даётся, возможно, более полное и точное определение исследуемого объекта.

2. Расчленяется объект (процесс, проблема) на важнейшие функциональные узлы (параметры), выявляется набор характеристик.

3. По каждой характеристике раскрываются возможные варианты использования.

4. Совокупность полученных вариантов сводится в морфологическую матрицу (таблицу).

5. Выбирается решение и определяется его функциональная ценность. При этом отбрасываются не новые, исключаются технически несовместимые.

Проблемное обучение Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, призывом к поиску.

Проблемное обучение

  • Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается учащимися. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей, призывом к поиску.
Дидактическая игра  В процессе дидактической игры обучаемые выполняют действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация знаний. Игра – аукцион «Юный технолог», « Знаю-делаю», деловая игра «Ателье».

Дидактическая игра

В процессе дидактической игры обучаемые выполняют действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация знаний. Игра – аукцион «Юный технолог», « Знаю-делаю», деловая игра «Ателье».

Исследовательские методы Исследовательские методы (активизируют самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор). «Использование кожи в современных техниках декоративно –прикладного творчества», «Рациональное питание – залог крепкого здоровья школьника», «Вышивка – традиционный вид творчества народов ПМР».

Исследовательские методы

  • Исследовательские методы (активизируют самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор). «Использование кожи в современных техниках декоративно –прикладного творчества», «Рациональное питание – залог крепкого здоровья школьника», «Вышивка – традиционный вид творчества народов ПМР».
 Творческие задания и проекты учащихся

Творческие задания и проекты учащихся

Приемы обучения: Прием «Удивляй!» Прием « Практичность теории» Прием « Практичность теории» Прием «Отсроченная загадка» Решение технологических задач Диаграмма Венна

Приемы обучения:

  • Прием «Удивляй!»
  • Прием « Практичность теории»
  • Прием « Практичность теории»
  • Прием «Отсроченная загадка»
  • Решение технологических задач
  • Диаграмма Венна
 «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать у ребенка интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»  В.А. Сухомлинский

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать у ребенка интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»

В.А. Сухомлинский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!