СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формирования и совершенствования навыков аудирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и формирования и совершенствования навыков аудирования.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формирования и совершенствования навыков аудирования.»

Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования.

Классическая методика обучения иностранному языку подходила к вопросу обучения аудированию как к одному из видов речевой деятельности, который не требует особенного подхода. Но как показала практика, именно понимание, восприятие на слух иностранной речи является одним из самых проблематичных аспектов для учеников любой возрастной группы. Аудирование, как и говорение, составляет основу изучения любого языка, что дает возможность общения на нем. Но тем не менее, аудирование вызывает сложности как у учителя в обучении учащихся, так и у учеников в его овладении. Именно поэтому преподавателю необходимо учитывать все трудности и пути их преодоления учащимися.

Хотя аудирование и является сложным видом речевой деятельности, но тем не менее усвоение языка и развитие речевых навыков главным образом происходит через него.

Подготовка к части «Прослушивание» в итоговой аттестации должна начинаться с первых уроков в начальной школе. Для адаптации к аудированию и устранения психологических сложностей вводятся песни, стихи, мини диалоги, которые озвучены носителями языка. В настоящее время современные технические условия, такие как аудио-видео записи, интернет позволят в полной мере не только формировать навыки аудирования, но развивать и усовершенствовать их. В данном вопросе основными критериями обучения являются: комплексный подход в обучении аудированию, систематическое использования различных методов, поэтапное внедрение различной степени сложности упражнений, дифференцированный подход.


Учитывая тот факт, что обучение английскому языку начинается с1 класса, это дает нам большие возможности как можно раньше научить детей слушать, распознавать и понимать иностранную речь.

На каждой ступени обучения используются свои методы, подходы и технологии. Чем старше дети, тем интенсивнее внедряются усложненные упражнения. Но структура обучения едина для любой возрастной категории.

Работая с УМК «Звёздный английский», я в полной мере стараюсь использовать все компоненты данного УМК.

В 5-6 классах :

  1. Ученики получают задание на дом: прочитать и понять текст. На уроке при закрытых глазах, чтобы все внимание было сосредоточено только на прослушивании, слушают текст 2 раза.

  2. Ученики дают самооценку пониманию содержания текста, анализируют ошибки и моменты, в которых у них возникли затруднения. Чаще всего это новые слова, которые они еще не запомнили, реже это слова, которые они не смогли распознать.

  3. Дети передают общий смысл текста.

  4. Словари с новыми словами лежат в открытом виде на партах. Вся последующая работа происходит с опорой на словарь, что позволят детям быстрее запомнить новые слова.

  5. Паузированное прослушивание с повторением отдельных слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали затруднения у учащихся в понимании. В данной работе успешно используется метод самооценивания при помощи «смайлов». Если ученик все понял и у него не возникло вопросов и затруднений, то он показывает «улыбающийся» смайл, если у ученика возникли сложности, то он показывает «сдержанный» смайл, если ученик понял меньше половины, то у него «грустный» смайл. Как правило, учащиеся не боятся показывать соответствующий смайл, т. к. за это не снижается итоговая оценка за работу на уроке, что позволяет стимулировать ученика на полноценную работу. Чаще всего объяснения по паузированному прослушиванию дает тот ученик, который показал «сдержанный» или «грустный» смайлик. Все сообща выясняют с какими проблемами столкнулся данный ученик, дают объяснения, таким образом происходит повторение грамматики, правил чтения и других моментов.

  6. Прослушивание текста еще раз, чтобы убедиться в правильном понимании текста всеми учениками.

  7. Пересказ текста, рассказ диалога по ролям, что позволяет отработать и закрепить новый материал.

После таких практических занятий, когда у учащихся сформировались навыки аудирования, из плана работы можно исключить пункт «чтение и понимание текста дома» и проводить аудирование по незнакомому тексту по той же схеме.

В дальнейшем задача усложняется следующим образом: может быть несколько вопросов-задач до начала аудирования, уровень этих вопросов может быть различным и т.д.

Любое аудирование текста завершается его пересказом, рассказом по ролям, изложением в зависимости от уровня знаний учащихся.

С 7-8 классов вводится домашнее аудирование. Детям выдается аудиозапись и упражнения к ней: вопросы, true-false, упражнения на лексику, которая встречается в тексте, список незнакомых слов к данному тексту. Ученикам дается задание прослушать дома текст столько раз, сколько им необходимо для полного его понимания. На завершающем этапе учитель рекомендует 2 разовое прослушивание текста. Я использую аудио книги издательства Express Publishing. Аудио комплект состоит из: книги для чтения, книги с упражнениями и аудио диска. Как правило, мы исключаем книги для чтения.

План урока по домашнему аудированию:

  1. Прослушивание текста.

  2. Самооценивание домашнего прослушивания.

  3. Выявление проблем, сложностей с домашним прослушиванием, разбор моментов, в которых возникли сложности при понимании (исключается паузированное прослушивание текста).

  4. Ответы на вопросы учителя.

  5. Проверки лексических упражнений.

  6. Пересказ текста (в случае, если не остается времени на данный пункт, то в качестве домашнего задания задается изложение).

  7. Подведение итогов.

В настоящее время методика преподавания аудирования включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения и как средству овладения другими видами речевой деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию следует применять подготовительные и речевые упражнение в последовательной системе.

В качестве результата вышеуказанных способов по обучению аудированию, барьер в понимании иноязычой речи снимается уже в начальной школе. Ученики с легкостью выполняют любые задания по прослушиванию в соответствующем им уровне знаний. Данная система позволяет ученикам справиться с итоговым государственным экзаменом в части аудирование.



Из исследований отечественных и зарубежных психологов известно, что при аудировании слушающий опирается на свой альтернативный опыт и достаточно развитые психологические механизмы. Этот процесс личностный и сложный, поскольку он зависит от многих факторов, таких как речевой слух,          память, внимание, темп речи, вероятностное прогнозирование.

Речевой слух (интонационный и фонематический) относится к одному из основных условий успешного обучения иностранному языку. При восприятии на слух фраза как одна из единиц восприятия понимается не путем анализа и последующего синтеза составляющих ее слов, а в результате распознавания информативных признаков. Интонацию принято считать наиболее информативным признаком, так как она обладает воспринимаемыми качествами, благодаря которым слушающий может сегментировать речь на синтаксические блоки, понимать связь между частями фразы, а, следовательно, и раскрывать содержание.

Если под интонационным слухом принято понимать способность воспринимать интонационную структуру фразы и правильно соотносить ее с интонационным вариантом, то под фонематическим слухом понимается умение различать звуки речи и идентифицировать их с соответствующими фонемами. На практике обучение аудированию связано с обучением другим видам речевой деятельности: говорению и чтению. Психологи экспериментально доказали, что при слушании иноязычной речи осуществляется так называемая микроартикуляция, которая подготавливает учащегося к громкому артикулированию речевых единиц. Другими словами, аудирование подводит к созданию умений говорения, так как образование стойких слуховых образов является основой, на которой сравнительно формируются навыки активного владения иноязычной речью. Наличие тесной взаимосвязи между обучением аудированию и чтению также не вызывает сомнения. При этом наблюдается перенос в аудирование слов, усвоенных в чтении и наоборот.

Для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Узнанную единицу необходимо удержать, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней. Следовательно, память — важный фактор при обучении аудированию.

Внимание можно связать с языковым опытом учащихся, который позволяет быстро входить в тему сообщения. Внимание обучающихся концентрируется при наличии речевой задачи, которая способна обеспечить лучшее запоминание информации.

Следует помнить, что главная цель аудирования — понять чужую речь, причем понять правильно, полно и достаточно глубоко. Для русскоязычного учащегося дополнительная сложность заключается еще и в том, что темп англоязычной речи значительно выше темпа родной речи (150–180 слов в минуту по сравнению со 120 словами в минуту в русском языке). Правильный темп речевых сообщений определяет не только быстроту и точность их понимания, но и эффективность запоминания.

Вероятностное прогнозирование — это предвосхищение хода событий. Выделяют структурное и смысловое прогнозирование. Система лексико-семантических отношений определяет структурное прогнозирование, тогда как смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а также и возможных ситуаций, которые предполагают использование определенных структур, речевых формул и так далее.

При обучении аудированию важное значение имеет и лингвистическое прогнозирование. Чем больше объем семантического поля, чем прочнее лексические и грамматические навыки, чем лучше учащийся знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще ему распознать их со слуха. Аудирование и говорение, чтение и письмо, лексика и грамматика неразрывны в реальном общении, а тем более на уроке. Лингвистическое прогнозирование подкрепляется смысловым и наоборот.

Таким образом, знание трудностей восприятия речи дает учителю возможность воспользоваться упражнениями для преодоления затруднений, возникающих в процессе иноязычного обучения.



Предлагаем вам проверить себя в предлагаемых ниже коммуникативных задачах для развития умений аудирования.

  1. Учитель предлагает повторить пары слов. Что развивает такое упражнение?

scene — sin; bee — be; eyes — ice; word — world; walk — work

(речевой слух)

  1. Учитель предлагает учащимся слушать и повторять. Что развивает такое упражнение?

I know

I know a lot

I know a lot of

I know a lot of English words

(речевой слух, память)

  1. Учитель предлагает учащимся прослушать фразы и соединить их в одно предложение. Что развивает такое упражнение?

This is my friend. He is the best of all. — This is my best friend.

— Where is my cat?

— A black cat?

— Yes, a black fat cat.

— Well, your black fat cat is in the box.

(речевой слух, память, внимание)

  1. Учитель предлагает учащимся прослушать предложения и показать соответствующие иллюстрации. Что развивает такое упражнение?

(внимание, память)

  1. Учитель предлагает прослушать две фразы и сказать, что появилось нового (пропущенного) во второй. Что развивает такое упражнение?

(внимание, речевой слух)

  1. Учитель предлагает учащимся прослушать предложения и организовать их в логической последовательности. Что развивает такое упражнение?

(внимание, память, логическое мышление)

  1. Учитель сообщает учащимся, что у него часы то спешат, то отстают: [tik-ti:k]. Как спешат часы у учителя? [tik-tik-tik]. Как отстают? [ti:k-ti:k-ti:k]. Что развивает такое упражнение?

(внимание, речевой слух)

  1. Учитель предлагает учащимся прослушать омонимы и найти в списке слов соответствующие слова на родном языке. Преодолению каких трудностей при обучении аудированию помогает такое упражнение?

(лексические трудности)

  1. Учитель предлагает учащимся прослушать вопросы со следующими интонациями и определить, какая из интонаций показалась вежливой, а какая — нет. Что развивает такое упражнение?

(речевой слух, внимание)

 

  1. Учитель предлагает учащимся слова с любимым звуком и просит сказать, в каких названиях продуктов питания спрятались эти звуки. Что развивает такое упражнение?

Учитель: [s]

Учащиеся: sweets, salad, sandwich, etc.

Учитель: [p]

Учащиеся: potatoes, apple, pie, etc.

(речевой слух, лингвистическое прогнозирование)

Вот несколько практических советов, для достижения больших успехов в обучении аудированию.

Занятия по аудированию не должны быть стихийными. Следует учитывать трудности при работе с текстами и предлагать учащимся методически-ориентированные тексты, направленные на развитие речевого слуха, памяти, внимания, умений вероятностного планирования, а для этого заранее планировать учебные действия на каждом уроке.

Важно включать прослушивание аудиотекстов в домашнюю работу учащихся, что поможет продлить время пребывания в иноязычной среде. Проверка уровня сформированности аудитивных навыков и умений должна проходить систематически с использованием тестовых заданий, составленных для разных этапов обучения, что позволит судить об успехах учащихся в этом виде речевой деятельности и вносить изменения в учебный процесс.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!