СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология и методика реализации Государственных образовательных стандартов общего образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Просмотр содержимого документа
«Методология и методика реализации Государственных образовательных стандартов общего образования»

Методология и методика реализации Государственных образовательных стандартов общего образования

Познание, созидание, воспитание


Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Единое образовательное пространство (обучение и воспитание):

  • обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся;

  • сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся;

  • непрерывное совершенствование качества образования;

  • развитие обучающихся (интеллект, талант, личность);

  • социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия);

  • поддержка учительства (включение учителей физической культуры в российские образовательные проекты, развитие внутришкольной системы профессионального роста и развития педагогов, наставничество (поддержка молодых учителей));

  • участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность);

  • конструирование современной образовательной среды (обучение, опыт, демонстрация).

Ключевые компоненты единого образовательного пространства (обучение и воспитание):

  • образование: примерные рабочие программы, внеурочная деятельность, проектная и исследовательская деятельность, сетевая форма обучения;

  • воспитание: наличие школьного спортивного клуба; доступность спортивной инфраструктуры для семей с детьми (во внеклассное время), сеть школьных спортивных команд;

  • качество и объективность: система управления качеством преподавания учебного предмета «Физическая культура», внутри школьный медико-педагогический контроль;

  • профориентация: профориентационные блоки, внедренные в учебный предмет, тематические классные часы, внеклассная проектно-исследовательская деятельность, связанная с реальными жизненными/ производственными задачами и т.д.;

  • здоровье:

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • просветительская деятельность по ЗОЖ (минимум 1-2 мероприятия за учебный год);

  • профилактика табакокурения, наркомании;

  • школьные спортивные клубы (минимум 5 видов спорта, культивируемых в ШСК);

  • ГФСК «ГТО ДНР» (минимум до 10% обучающихся, имеющих знак ГТО, подтвержденный приказом, соответствующий его возрастной категории на 1 сентября текущего года);

  • доступность спортивной инфраструктуры;

  • массовые физкультурно-спортивные мероприятия (минимум - школьный этап);

  • школьная программа здоровьесбережения;

  • творчество: реализация дополнительных общеобразовательных программ - внеурочная деятельность и дополнительное образование, система конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, соревнований, спартакиад;

  • учитель: владение нормативно-правовыми основами педагогической деятельности в образовании в условиях реализации ГОС, профессиональная компетентность педагогической деятельности в условиях реализации ГОС, планирование и организация образовательной деятельности с учетом ГОС, методическое сопровождение преподавания предмета, повышение квалификации, развитие системы наставничества, участие педагогов в физкультурно-массовом и конкурсном движении, развитие школьных команд;

  • школьный климат: антибуллинговые программы, зона отдыха (школа полного дня), креативное пространство (разгрузка, игры, общение);

  • образовательная среда: доступ к официальным электронным образовательным ресурсам, оцифрованным учебникам, создание профессиональных сообществ педагогов для обмена опытом и помощи начинающим учителям.

Актуальными направлениями преподавания учебного предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2022-2023 учебном году являются:

  • дальнейшее внедрение в учебный предмет «Физическая культура» вида программы «Самостраховка на основе вида спорта дзюдо», видов спорта «Дзюдо» и «Бадминтон»;

  • дальнейшая реализация проекта «Дзюдо в школу»;

  • формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, расширение массового физкультурно-спортивного движения ГФСК «ГТО ДНР»;

  • дальнейшее развитие шахматного образования в общеобразовательных организациях.

Следует отметить новые направления в физкультурном образовании школьников:

  • запуск проекта «Самбо в школу!»,

  • включение физкультурных коллективов школ в активное участие во

  • Всероссийских спортивных соревнованиях школьников, «Президентские состязания»;

  • Всероссийских спортивных играх школьников «Президентские спортивные игры»;

  • Всероссийских спортивных играх школьных спортивных клубов

Учитель физической культуры должен

- знать:

  • государственную политику физического воспитания школьников по материалам обновленных законодательных и нормативных актов Донецкой Народной Республики;

  • общую характеристику учебного курса «Физическая культура» на современном этапе и основные принципы обучения учащихся;

  • классификацию физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем;

  • личностные, метапредметные результаты и предметные результаты в соответствии с обновленным ГОС ОО;

  • основные принципы обучения для получения результатов освоения программ общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в рамках обновленного ГОС ОО;

  • методы проектирования учебных занятий по физической культуре, ориентированных на формирование знаний, навыков и умений в рамках

  • обновленного ГОС ОО. 

- уметь

  • определять цели и задачи, планировать учебные занятия в соответствии с задачами обновленного ГОС ОО и примерных рабочих образовательных программ «Физическая культура» по уровням образования;

  • проводить учебные занятия для получения личностных, метапредметных и предметных результатов, включая овладение учащимися упражнениями учебной программы;

  • применять технологии формирования и укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению норм ГТО;

  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения, анализировать уровень физической подготовки и обеспечивать результаты освоения уровня образования в части физического воспитания и физической культуры каждым обучающимся с учетом представления об уникальности личности каждого учащегося, индивидуальных возможностях каждого школьника и в соответствии с национальными целями, стратегическими задачами, Концепцией преподавания.

Грамотный педагог должен уметь формировать у каждого ребёнка желание заниматься физическими упражнениями, знать современные подходы для реального укрепления здоровья детей и повышения их трудоспособности, обладать навыками всестороннего развития учащихся с ОВЗ, опираться на ГОС в разработке средств и методов.

Современные требования повысились к учителю с высшим образованием, который в первый год своей работы должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка. А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.

Сегодня педагог должен не только знать свой предмет, но быть воспитателем, вожатым, знать особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, быть тьютором, владеть цифровыми технологиями.

В рамках интеграции системы образования Донецкой Народной Республики в Российское образовательное пространство, процесса обновления содержания и методики преподавания учебного предмета, учителя физической культуры имеют возможность полноценного включения как в методические мероприятия Донецкой Народной Республики по повышению профессиональной компетентности в рамках преподавания учебного предмета, так и в российские образовательные проекты. Деятельность учителя физической культуры в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с требованиями ГОС ОО ДНР.

Критерии единого образовательного пространства

(разрабатываемые документы)

Преподавание учебного предмета «Физическая культура» должно соответствовать стандартам общего образования. ГОС - это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам.

Действительным является Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. приказа Министерства образования и науки ДНР от 23.06.2021 No 80-НП). В 2022-2023 учебном году содержание программного обеспечения для преподавания в 10-11 классах остается прежним. Стандарты всех уровней школьного образования прошли проверку практикой преподавания, конструктивную модернизацию и научно-методическую корректировку.

С целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, государственных гарантий качества образования преемственности и вариативности основных образовательных программ начального и основного уровня образования с 01 сентября 2022 года вступают в действие Государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Основная задача современного учителя физической культуры – обеспечивать подготовку учебного процесса на универсальной основе установок, целей, задач, определенных Государственными образовательными стандартами общего образования Донецкой Народной Республики.

Стандарт рассматривается как «средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития». Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса и требует активизации повышения уровня профессионального мастерства педагогов, от компетентности которых во многом зависит уровень качества физкультурного образования школьников.

Примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования:

  • конкретизируют требования Государственных образовательных стандартов общего образования;

  • определяют стратегию образо­вательной деятельности конкретного уровня образования;

  • включают в себя набор учебно-методической докумен­тации;

  • определяют наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов про­грамм по уровню образования с учетом возможности поддержки одарённых школьников или детей, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением и др.).

Обязательной частью целевого раздела является характеристика планируемых результатов обучения. Планируемые результаты примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с ГОС ОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения школьников. Организация образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» в 2022-2023 учебном году должна быть направлена на личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное.

Государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования устанавливают требования к результатам обучения:

К личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметность предполагает прямое включение учащихся в реальную социальную практику.

К предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Новые ГОС 2022 года начального и основного общего образования устанавливают строгие требования к предметным результатам по учебной дисциплине, учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Если в образовательной организации предусмотрено обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается учителем физической культуры на основе требований и в соответствии с Государственными образовательными стандартами Донецкой Народной Республики, с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ (ПАООП) Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.08.2022 г. №659 «Об утверждении примерных адаптированных основных общеобразовательных программ»).

Государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям и умениям учителей-предметников. Наиболее востребованными среди них являются знания и умения по разработке программно-методической документации по основам организации образовательного процесса, овладению новыми средствами и технологиями обучения, воспитания и образования учащихся, использованию современных технических средств, включая и компьютерные технологии.

Так, разработка учебных (рабочих) программ по образовательным дисциплинам, которая возложена сегодня на учителей, в том числе и физической культуры, требует от них знаний базовых положений концептуальных основ преподаваемого ими учебного предмета, без которых создание рабочей программы становится весьма затруднительным делом. Именно знание сущности предметных концепций позволяет учителям ориентироваться в содержательном наполнении своих рабочих программ, обеспечивать их преемственность по ступеням образования, включать в единый педагогический процесс, который регулируется основными образовательными программами, разрабатываемыми самими образовательными организациями.

Основой для разработки учителями рабочих программ по предмету «Физическая культура» и программы внеурочной деятельности являются:

  • Примерная рабочая программа начального общего образования физическая культура (для 1-4 классов образовательных организаций) Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3);

  • Примерная рабочая программа основного общего образования физическая культура (для 1-4 классов образовательных организаций). Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3);

  • Примерная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 10-11 классы для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Рекомендована решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (протокол № 3 от 19.08.2021 г.).

В тематическом планировании примерной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов, и 5-9 классов на программные разделы учебного предмета «Знания о физической культуре» и «Способы самостоятельной деятельности» выделены определенные часы.

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемых для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленных в электронном (цифровом) виде и реализующих дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Содержание Примерных рабочих программ 1-4 и 5-9 классы изложено по годам обучения, где для каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям школьников данного возраста Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия. Отдельным уроком с 1 по 9 класс выделен третий урок физической культуры.

При реализации рабочей программы по предмету «Физическая культура» преподавателям следует учитывать, что вариативные модули (не менее 1 часа в неделю с 1 по 9 класс) могут быть реализованы во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.

Учебный процесс и основная его форма – урок в современной образовательной среде строится как интегрированная система, состоящая из многих компонентов, важнейшим качеством которой является целостность. Исходя из технологических этапов проектирования урока, определены следующие компоненты:

– анализ и планирование новых образовательных результатов (целей) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач;

– подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

– выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.

Вся учебная деятельность на уроке должна быть представлена как система неких учебных задач. Эти учебные задачи даются учителем через создание определённых учебных ситуаций, которые и предполагают осуществление учащимися определённых универсальных учебных действий.


 Современный урок по ГОС – это 

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя. 

  • Целеполагание и мотивация учения. 

  • Системно-деятельностный подход. 

  • Современные средства обучения. 

  • Выбор оптимальных средств обучения. 

  • Создание условий для саморазвития. 

  • Анализ каждого учебного занятия.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

В структуре ГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Типы уроков по ГОС:

  • урок усвоения новых знаний;

  • урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление);

  • урок актуализации знания и умений (урок-повторение);

  • урок обобщения и систематизации;

  • урок контрольного учета и оценки ЗУН;

  • урок коррекции ЗУН;

  • комбинированный урок — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.

Классификация форм уроков

  • уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль;

  • уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет;

  • уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут;

  • уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд;

  • уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры; 

  • уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз;

  • интегрированные уроки.

В настоящее время методики и практики преподавания в школе по государственным стандартам приобрели богатое творческое наполнение. Методология преподавания учебных предметов в школе опирается на широкий отечественный и мировой педагогический опыт. Практика преподавания учебных дисциплин включает в себя классические и инновационные образовательные технологии, оптимизированный объем дидактического материала, индивидуальный максимум развития каждого ребенка. Вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ГОС.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Среди активных методов проведения занятий по физической культуре можно выделить:

- Урок-беседа. Это теоретический урок, где разбираются правила поведения на уроках физкультуры, меры безопасности на занятиях спортивными играми, легкой атлетикой с использованием современных информационных технологий. Учащиеся готовят презентации по теме занятия, вовлекают в беседу своих одноклассников.

- Урок-дискуссия. Это тоже теоретический урок. Обучающиеся готовят сообщения или выполняют индивидуальные задания по определенным темам. Здесь выступающие могут выразить себя творчески. представить свои работы, ответить на вопросы по теме занятия, решить тесты.

Итоговые тематические уроки могут проводиться в различных формах:

- Урок–игра. На занятиях проводятся подвижные и спортивные игры. Игры – это источник радостных эмоций, которые содействуют расширению сенсорной сферы ребенка, развитию мышления и самостоятельности действий, взаимовыручки, смекалки, быстроты и ловкости, стремление к победе, работе в команде и т.д.

-Урок-соревнование. Соревнования включаются на разных уровнях подготовленности обучающихся. Соревновательные моменты способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на занятии.

-Урок-путешествие. На таких занятиях дети окунаются в мир прекрасных и увлекательных путешествий. Они могут быть капитанами, машинистами и т.д. Самостоятельно решать те или иные задачи на уроке, помогать справится с заданием своим одноклассникам. Оценивать свою работу и работу своих одноклассников, оценивать урок в целом.

- «Спортивный праздник». Это красочное и массовое мероприятие, которое включает в себя множество подвижных конкурсов и эстафет. В эмоциональном плане спортивный праздник дарит хорошее настроение, общение между учащимися, дает возможность проявить свои индивидуальные возможности. Дети учатся сопереживать за команду, совместное стремление к победе, взаимовыручка в команде.

В рамках ГОС предполагается использование активных и интерактивных

методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ГОС.

  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;

  • уровня подготовленности учащихся;

  • возраста учащихся;

  • времени, отведенного на изучение материала;

  • оснащенности школы;

  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. Методика и практика учебного процесса по стандартам последнего поколения ориентированы на индивидуальный максимум работы каждого учащегося и учителя.

Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Стратегическая задача развития образования заключается в обновлении методов обучения и достижении нового качества его результатов, гарантии обеспечения воспитания как неотъемлемой части образования. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!