СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологическая культура современного педагога как залог успешной реализации государственных образовательных стандартов

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В статье раскрываются характерные черты  методической культуры педагога, их  влияние на  качество образования, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности при реализации государственных образовательных стандартов в процессе обучения.

Методологическая культура  является важнейшим фактором создания условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен образовательный процесс в учебном заведении

Просмотр содержимого документа
«Методологическая культура современного педагога как залог успешной реализации государственных образовательных стандартов»

3. Современные векторы педагогического роста в системе гуманитарного образования: традиции и инновации


Мосендз Елена Владимировна,

учитель истории

МОУ «Школа № 89 города Донецка».

Мосендз Татьяна Ивановна

заведующий библиотекой

МОУ «Школа № 89 города Донецка».



МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация. В статье раскрываются характерные черты методической культуры педагога, их влияние на качество образования, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности при реализации государственных образовательных стандартов в процессе обучения.

Методологическая культура является важнейшим фактором создания условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен образовательный процесс в учебном заведении.


Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, воспитание, образование, мастерство, личность, компетенции, технологии, методы и формы обучения.




«Педагог, лишь до тех пор способен на самом деле

воспитывать и образовывать,

пока сам работает над своим собственным

воспитанием и образованием».

А. Дистервег


На современном этапе модернизации и трансформации образования, в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, произошло существенное расширение содержания профессиональной деятельности учителя, связанного с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: разработкой учебных программ, конструированием учебного материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Это выдвигает повышенные требования к методической деятельности учителя, к его методической культуре, требует ее нового осознания.

Методологическая культура предусматривает высокий уровень развития личности учителя и его профессионального мастерства в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Сформированная на высоком уровне она дает возможность учителю ориентироваться в современных научно-методологических подходах к осуществлению педагогической деятельности, эффективно использовать инновационные и новые технологии обучения.

Существует философский принцип – подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание – знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются, в конечном счете, все добываемые ею знания.

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Чтобы стать обладателем методической культуры, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения. Именно на создание условий для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования учителя и ориентирована модель методической работы нашей школы. Итогом планомерной методической работы является формирование методической культуры учителя.

Складывается и развивается методическая культура под влиянием внешних факторов (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий) и факторов внутренних (к которым относятся значимые для учителей нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Можно сказать, что если внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, то изнутри она направлена на собственную консервацию, закрепляя в коллективном профессиональном сознании учителей «вечные истины» педагогического успеха. В этом взаимодействии внешних и внутренних импульсов рождается и длительно существует методическая культура как педагогическая реальность.

Именно формирование умения осознанно подходить к инновациям, осмысливать их, правильно выбирать наиболее подходящий методический инструментарий и грамотно применять его и составляет основу методической культуры.

Современный образовательный процесс, насыщенный техническими средствами обучения, новыми и обновленными педагогическими технологиями, возможностями информационного общества делает это умение особенно актуальным. Задачей методической службы школы является обеспечение поэтапного введения инновационных подходов, отслеживание их эффективности, предупреждение возможных рисков.

Возможности мультимедиа используются в урочной и внеурочной деятельности. Проведение урока или внеклассного мероприятия с использованием современных технических средств меняет философию, дидактику, методологию урока, внеурочного мероприятия.

И важнейшим условием формирования методической культуры учителя, в том числе и в области применения ИКТ, представляется повышение квалификации как в методологическом и методическом направлении, так и в техническом.

Только в этом учебном году 14 педагогов из 32 пройдут курсы повышения квалификации в РИДПО Донецка. Не менее важна возможность обмена опытом и получения независимой внешней оценки проведенных уроков и внеурочных мероприятий с целью получения представления об адекватности применяемого методического инструментария, что происходит на открытых уроках, мероприятиях, педсоветах.

Педагоги школы являются активными участниками районных семинаров, методических обьединений, конференций и др.

Проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм методической работы педагогами. Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективности организации методической работы показало, что переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования, существенно меняет отношение педагогов к своей профессиональной деятельности.

В школе функционируют компоненты способствующие повышению квалификации педагогов:

  • педагогический совет;

  • методический совет;

  • школьное МО учителей предметников;

  • школьное МО классных руководителей

  • МО классных руководителей;

  • школа повышения педагогического мастерства;

  • школа молодых учителей «Путь к звездам»

  • творческие динамические группы.

Существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:

  • проблемные семинары;

  • семинары-практикумы;

  • наставничество;

  • педагогические советы;

  • педагогические чтения;

  • повышение квалификации.

2. Инновационные:

  • мастер-классы;

  • проведение предметных недель;

  • декады открытых уроков;

  • творческие конкурсы;

  • школа молодых учителей «Путь к звездам»;

  • информационно-методические дни.

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в школе проходят декады открытых уроков (истории, математики, физики, предметные недели неделя начальной школы, неделя русского языка и литературы, неделя истории и обществознания, неделя математики и др.). В рамках проведения этих мероприятий учителя представляют лучший опыт в образовательном процессе школы.

Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Не менее важна и возможность просмотра видеозаписи своих и чужих уроков. Создание видеотеки уроков является одной из наиболее важных задач методической службы.

Мастер-классы проводятся с целью обучения учителей. Они дают возможность установить непосредственный контакт с учителем во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем педагогического творчества.

С этой целью преодоления трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма используются педагогические мастерские и наставничество.

Методическая работа включает в себя систему организационно-методических, научно-методических семинаров. Важное место занимает работа школьных предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ. Особое внимание обращено на изменения в содержании программ.

Важным в развитии профессионального мастерства является возможность знакомства с опытом коллег других ОУ нашего района. Учителя школы принимают активное участие в работе районных семинаров.

На базе нашей школы проводятся заседания районных методических обьединений, где обсуждаются важнейшие проблемы современного образования, проводятся открытые мероприятия различного уровня. Учителя могут получить практическую помощь по возникающим вопросам и представить свой опыт коллегам, получить внешнюю оценку. Так в 2019-2020 учебном году на базе школы прошло методическое обьединение учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка в условиях реализации государственных стандартов. Универсальные учебные действия». В МО приняли участие педагоги Кировского района Донецка. Наши коллеги не только провели открытые уроки, но и могли пообщаться обсудить проблемные вопросы, услышать чужое мнение о проблемах применения ИКТ в образовательном процессе.

Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность – это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.

Выводы. Для осуществления процесса формирования методической культуры преподавателя необходимо направлять его, прежде всего, на формирование личности, обладающей общечеловеческими и профессионально-педагогическими ценностями, способной к производительной, творческой методической деятельности. Для этого необходимо единство организации учебно-познавательной, поисковой и творческой деятельности, призванной формировать методическую культуру преподавателя; органическое единство обучения и воспитания, оптимизация выбора форм, методов, средств формирования методической культуры преподавателя



Список литературы

  1. Адольф,В.А. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Инновации в образовании. -2011. - № 10. - С. 14 — 24

  2. .Гусинский, Э. Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. -М. : Интерпракс, 1994. - 136 с.

  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. Козырева В. А. и Родионовой Н. Ф. - СПб,:. РГПУ им. Герцена, 2004,- 392 с. Количественные оценки измерения компетентности [Электронный ресурс] /www.sveiby.com.au/intag/ass/selemi/

  4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 240 

  5. Ходусов ,А.Н. Методологическая культура учителя и условия. А.Н.Ходусов. ее формирования в системе современного педагогического образования /А.Н.Ходусов. — М., 1997 — С.382

  6. Шкерина, Л. В. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: учеб.-метод.е пособие / Л. В. Шкерина, В. А. Адольф, Г. С. Саволайнен, М. Б. Шашкина - Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 244 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!