СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы с арт-терапией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика работы с арт-терапией»

Методика работы с арт-терапией.


Что является естественным для каждого человека? Конечно сам процесс рисования, который может в достаточной степени развивать задатки графика, живописца или скульптора, которые есть практически у каждого. В свою очередь поможет осмыслить и привести к гармоничному эмоциональному состоянию младших школьников.

Коррекция эмоционального состояния посредством рисования это и есть основная цель арт- терапии, которая поможет выходу творческой энергии у младших школьников.

В какой форме использовать учителю арт-терапию для снятия эмоционального напряжения младших школьников? Конечно же в форме упражнений по арт-терапии, которые учитель использует на уроках изобразительного искусства[10].

Упражнения по арт-терапии на подготовительном этапе используются для развития уверенности в себе, уверенности в своих способностях, снятие тревожности перед выполнением работы.

Рисование различных объектов в воздухе, такое упражнение позволить подготовить школьника к творческой деятельности. Учитель изображает в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем ученикам требуется повторить изображение сначала в воздухе, а потом продублировать это на бумагу.

Быстрое написание различны знаков, это упражнение позволить школьнику увеличить также быстроту реакции и повысить тем самым мотивацию рисовать. В результате использования этого упражнения школьник понимает, что он действительно может рисовать, открывая новое видение мира.

Упражнение «Озорные рисунки» выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго отгадать «нарисованное». Затем школьники меняются местами.

Работа с пластилином, позволяет выразить неприятные чувства: обида, гнев, страха, а также для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

Упражнения по арт-терапии, используемые на первом этапе, позволяет более комплексно использовать различные их формы. Сначала классу проводят инструктаж по выполнению упражнений. В течение всего времени выполнения упражнения, пока играет музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева, при этом не особо задумываясь над тем, что получается, и давая свободу своим рукам.

Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели, которую преследует учитель. Как из вариантов, к примеру, можно предложить слепить образ с соседом по парте с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, младшему школьнику предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени рассказать про слепленный образ, и почему он слепил именно его.

В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге.

На втором этапе использования упражнений по арт-терапии позволяет выработать образ, приносящий им психологическую защиту. Если младший школьник лепил в одиночку, то ем предлагается выполнить совершенно противоположный образ.

Задача школьника - под музыку слепить общий ресурс или то, что является для него защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно учителю проговорить название их образа и что он несёт людям. При выполнении данной работы учителю нужно задавать такие вопросы, для выявления эмоционального фона класса.

Как лепил этот образ младший школьник? Как младшие школьники разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно младшему школьнику в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате? При демонстрации образа младшими школьниками учителю важно выделить вклад каждого в работу и в конце поставить качественную оценку.

Упражнения, связанные с работой по глине, используют для снятия тревожности, агрессивности, а также позволит младшему школьнику управлять своим эмоциональным состоянием. Лепка по глине может использоваться в разных формах.

Первый вид- это лепка с натуры довольно сложный вид деятельности для младших школьников, потому что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия, которого выполняют младшие школьники. Во время работы младший школьник использует мелкую моторику рук и тем самым позволяет физически «выплеснуть» все негативные эмоции, накопленные в течении дня.

Второй вид - это лепка по представлениям младшего школьника, который способствует закреплению знаний о пространственности предметов, а также выявить то, что беспокоит младшего школьника на данный момент времени. Лепка по представлениям расширяет простор младшего школьника для развития потенциала скульптора, воображения, фантазию.

Третий вид представлен лепкой по памяти. Сначала у учеников формируется положительные характеристики вылепляемого образа, создавая тем самым положительную эмоциональную оценку у младших школьников. После представления этого образа под хорошую спокойную музыку по памяти предлагается слепить этот образ. Затем после этого необходимо организовать представления работ учащихся, при этом выявляя их эмоциональное состояние.

Работа с бумагой для создания коллажа, способствует развитию представления о объектах действительности, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств и ресурсов, организации работы в команде. Данная работа может быть проделана в двух вариантах.

Первый вариант производится в два этапа. Первый этап если это индивидуальная работа, то школьнику предлагается с помощью цветной бумаги, картона, ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Примерные темы, которое можно предложить школьнику «Трудности в школе», «Наш класс», «Дружба». Работы школьники выполняют пока длится музыка. После того, как завершили школьники выполнять свои работы, им необходимо их представить.

Если работа реализуется в группах, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого дается тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя при этом только бумагу, ножницы и клей.

На втором этапе участникам нужно рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу её выполнения. Если работа производилась в группах, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ. При этом нужно помнить, что акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить. В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

Второй вариант, наиболее простой по сравнении с первым. Здесь необходимо вырезать из имеющихся у школьников журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были школьники. При этом младшему школьнику желательно вспомнить и описать детали этих событий и что он при этом чувствовал.

При работе с бумагой нужно учесть и то, какие цвета использует младший школьник. Если использовались темные цвета, то при следующих упражнений учителю необходимо предложить более светлые и яркие тона, которые поспособствует снижению эмоциональной напряженности.

Рисунок на стекле, тоже альтернативный вид работы над эмоциональной составляющей младшего школьника. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой для того чтобы не пораниться, или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги, который послужит фоном, из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Так же в арт-терапии можно использовать и граттографию. Это графический рисунок, который выполнен в технике процарапывания по воску острым инструментом. Суть использования этой техники заключается в красках, которые использует учащийся, и методом процарапывания. При использовании граттографии желательно исключить темные цвета и слишком агрессивные цвета.

Пластилинография, также может оказывать коррекционное действе на эмоциональную сферу младших школьников. Учитель, предварительно сделав контурное изображение предмета, предлагает младшему школьнику размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя при этом за контур. При этом допускается использования несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются учащимися.

При создании своих рисунков и образов младший школьник может также использовать различные техники рисования.

1. Штампы. Штампы представлены предметами с рельефной поверхностью, найденные в лесу, на природе, найденные дома на кухне. Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

2. Кляксы первый вариант. Школьникам предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».

3. Кляксы второй вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

4. Рисование по точкам. Учитель заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

5. Пальцевая живопись. Учитель предлагает школьникам нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

6. Набрызгивание. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.

7. «Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует удержать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

В конце каждого занятия нужно учителю предложить ученика, изображать своё настроение определенным цветов, что покажет эффективность того или иного использованного способа арт-терапии.

После нужно предложить младшему школьнику победить над своим страхом. Путем его разрезания ножницами или же выбрасыванием его в корзину под названием «Я больше не боюсь».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!