СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика освоения упражнений и технических приемов в гаммах»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Методика освоения упражнений и технических приемов в гаммах»»

«Бекітемін»

ШҚО Білім басқармасының

«Халық әртістері ағайынды

Абдуллиндер атындағы

Шығыс Қазақстан өнер

училищесі» КМҚК ОІ жөніндегі

директордың орынбасары

______________Миськив О.Н.




Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық/Специальность: 02150100 – «Инструментальное исполнительство»

Біліктілігі/Квалификация: 4S02150102 – «Артист оркестра (дирижер), преподаватель детской музыкальной школы»

Пән аттауы/Наименование дисциплины: Обязательное фортепиано

Курс: 2ОСИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)

Сабақ тақырыбы/Тема урока: «Методика освоения упражнений и технических приемов в гаммах»

Оқытушы/Преподаватель: Антипина Анна Сергеевна











Өскемен қ./г. Усть-Каменогорск 2023ж.г.

Дата открытого урока: 27.10.2023г

Время: 11.30

Учащийся: Жомартулы Мансур, 2 курс, отделение струнных инструментов

Тема: «Работа над техническими приемами в гаммах»

Цель: Формирование исполнительских навыков игры на фортепиано: освоить методы работы над различными видами техники

Задачи: обучающие –

  • навык игры гамм, аккордов, арпеджио, хроматических гамм

  • свобода и удобство владения инструментом,

  • умение использовать различный арсенал приемов игры,

развивающие –

  • развитие слухового самоконтроля

  • развитие мышления, эмоциональной сферы личности,

воспитательные –

  • создание мотивации к получению знаний.

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания,

  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности,

  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам в частности.



Тип урока: Комбинированный


Методы работы:

  • словесные (беседа, инструктаж)

  • метод показа

  • тактильный метод.

Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:


1. Освоить прием плавного движения кисти.

2.Уметь контролировать свободу аппарата.

3.Уметь исполнять гаммы двумя руками в быстром темпе с правильной аппликатурой.


Техническое оснащение, материалы: фортепиано, ноты

Музыкальный материал: Николаев «Школа игры на фортепиано»





Структура урока:

I.Организационный момент

II . Вступление

III. Проверка домашнего задания

IV.Теоретическая часть. Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах.

V. Практическая часть

VI. Закрепление полученных навыков и рефлексия

VII. Домашнее задание

VIII. Заключение.

IX. Список методической литературы.




I.Организационный момент.

Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока: «Методика освоения гамм, упражнений и технических приемов в гаммах»

Урок проводится со студентом 2 курса отделения «Струнные инструменты» Жомартулы Мансуром.


II. Вступление.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на фортепиано, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в пианизме в виде типовых технических движений. Например, у истоков классической (пассажной) техники лежит навык пальцевой игры, а в основе владения кантиленой – навыки весовой игры, цепкость и чуткость пальцев, а также разнообразные движения запястья.



III.Проверка домашнего задания


Домашним заданием было закрепление основных аппликатурных принципов при работе с гаммами. Вспомним их.

Вопрос: «Мансур, расскажи пожалуйста, какую роль играет подкладывание первого пальца?»

Мансур: «Подкладывание первого пальца является очень важным моментом при работе с гаммами. Благодаря правильному приему можно решить ряд вопросов, таких как переход из одной позиции руки в другую, перенос руки из одной октавы в другую, а также на этом приеме основывается большинство приемов, используемых в сложных произведениях» (планируемый ответ)


Вопрос: «Мансур, скажи пожалуйста, какая сложность бывает в аппликатуре короткого арпеджио в правой руке?»

Мансур: «В правой руке обязательно нужно следить за 4 пальцем в арпеджио квартсекстаккорда, так как большинство студентов берут 3 палец по привычке.» (планируемый ответ)

Вопрос: «Насколько интересно было тебе заниматься дома и самостоятельно добиваться результата?»

Ответ: «Мне было очень интересно, особенно когда гаммы стали получаться в темпе гораздо быстрее чем я играл раньше»

Эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие домашнего задания)-понравилось или нет, интересно или скучно, насколько было интересно выполнять домашнее задание с настроением и желанием.

IV. Теоретическая часть.

Начальная подготовка ученика к освоению типовых технических движений. Разогревание пианистического аппарата на гаммах.



-«Мансур, как ты думаешь, есть ли определенные критерии, по которым ты можешь определить уровень своей игры?»

-«Да, конечно, каждый музыкант сможет оценить свою игру, если будет знать эти критерии»:


Критерии самооценки:

Оценка 3

Оценка 4

Оценка 5

-неуверенная игра


-остановки



-ошибки




-неправильная аппликатура



-скорость исполнения низкая

-уверенная игра


-остановки незначительные


-количество ошибок незначительное


-аппликатура верная 50/50



-скорость исполнения средняя

-уверенная игра


-остановок нет



-ошибок нет




-правильная аппликатура



-скорость исполнения высокая





Нет необходимости объяснять насколько полезно для учащихся играть гаммы. Данную аксиому знает любой музыкант, причем никто не сомневается в том, что именно гаммы положительно влияют на их техническое развитие.

В нашей школе существует проблема первоначального освоения гамм: часто обучающиеся боятся играть гаммы, отсюда вырабатываются комплексы при сдаче технических зачетов, которые порой приводят к различным негативным последствиям, вплоть до отчисления из школы.

Сейчас стали доступны многие методические пособия известнейших педагогов и исполнителей, в которых довольно подробно описываются способы работы над гаммами, включающие в себя работу над преодолением различных технических задач, а также звуковых, динамических, ритмических и прочих других. Но, к сожалению, везде описываются способы работы с обучающимися, которые уже достаточно уверенно знакомы с гаммами и свободно ими владеют.

У каждого преподавателя-пианиста в определенный момент возникает вопрос: как начать знакомить обучающегося с гаммами и гаммовым комплексом, чтобы свести к минимуму негативные эмоции, часто возникающие практически у всех обучающихся?

В основном, работа по подготовке к техническому зачету так и идет: сначала разучивается одна гамма, допустим, До мажор, затем, по мере ее освоения, разучивается Соль мажор и так планомерно, пока учащийся не выучит весь необходимый объем.

Я же предлагаю иной способ их освоения, который я практикую уже на протяжении как минимум 15-ти лет. Этим способом я поделилась с нашим молодым специалистом, которая спустя три недели работы пришла ко мне с восторженными отзывами, отмечая, что этот способ «действительно работает».

Суть моего метода заключается в том, что я не работаю над комплексом как таковым в целом, а разбиваю весь объем гамм, необходимых к тех.зачету на блоки: отдельно учим гаммы, после этого учим только аккорды, а затем приступаем и к арпеджио.

Что это дает?

1.Учащийся сразу же охватывает весь объем гамм, имеет полное представление о знаках и отличиях между гаммами.

2.Экономию времени, так как в аккордах много обшего (аккорды с одним диезом посредине или аккорды на белых клавишах), поэтому учащемуся достаточно освоить два вида аккордов, чтобы уверенно их играть во всех тональностях.

3.Аналогичным образом легче проходить и самый сложный вид – арпеджио.

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова.

Чтобы четче понять структуру гаммы, услышать ее периодичность, рекомендуется играть гамму следующим способом: на четыре октавы, первые две октавы играет левая рука, следующие две октавы - правая рука, и наоборот, при движении вниз.

Теперь нужно поработать различными вариантами темповыми, артикуляционными, динамическими, ритмическими и т.д. В пределах двух октав, для продвинутых учеников - четырех октав, отдельно каждой рукой, играть гаммы изменяя скорость игры (быстро-медленно и медленно-быстро), изменяя артикуляцию (staccato(пальцевое, кистевое), non legato, legato), изменяя динамику, изменяя ритм (например исполнять гамму в пунктирном ритме).

Проучить гамму с различными акцентами, играя дуолями, триолями, квартолями, квинтолями).

Можно попробовать такое упражнение: создать мелодическую линию на основе гаммы, путем акцентирования определенных нот. Мелодия должна звучать ярче, а ноты не участвующие в мелодии должны служить аккомпанементом/фоном.

Приступать к игре гамм двумя руками следует после того, как хорошо усвоена игра отдельными руками. Р.Кант рекомендует как можно дольше работать над гаммами отдельными руками. Доводить игру до автоматизма, чтоб впоследствии тратить гораздо меньше времени на освоение гаммы двумя руками.

Расходящиеся гаммы – очень сложная задача, отличающая пианиста от всех других музыкантов. Это камень преткновения для многих учащихся. Можно решить эту проблему следующим способом: при расхождении следить только за одной рукой, а вторую руку играть, не глядя на нее, ориентируясь либо по памяти, либо по другим личным представлениям. Не смотреть я предлагаю правшам на правую руку, а левшам на левую, так как от природы эти руки у них более развиты и вполне могут сыграть две октавы (а расходимся мы именно в две октавы) и без присмотра.

Как научиться играть, не глядя на одну руку? При расхождении мы обязательно подробно разбираем, каким образом совпадают белые и черные клавиши в разных руках. Часто оказывается, что в расходящемся движении много общего: 2 ступень совпадает с 7-й, 3-я с 6-й, 4-я с 5-й и наоборот. В тех случаях, когда совпадений мало, можно запоминать и несовпадения.

Большую сложность практически у всех учащихся вызывают расходящиеся минорные гаммы, в которых одна рука вверх играет мелодический вид, а другая вниз – натуральный. В этом случае можно применить разные способы: следить за той рукой, которая играет вверх, т.е. мелодический вид или следить за рукой, которая играет мелодические или натуральные ступени.

Хроматические гаммы сами по себе достаточно просты. Они играются всего тремя пальцами, следить за которыми довольно просто. Сложность возникает тогда, когда необходимо сыграть гамму с акцентами на 1 и 7 звук. Акценты придают принадлежность к той или иной гамме, а также помогают чувствовать границы гаммы как вверху, так и внизу. Но акценты сбивают учащихся с правильной аппликатуры, и, чтобы этого не происходило, необходимо сначала хорошо усвоить хроматическую гамму без акцентов.

При игре хроматических гамм многие учащиеся высчитывают звуки, на которые необходимо сделать акценты. При объяснении о правильности акцентов я опять обращаюсь к математике: сколько звуков в октаве в хроматической гамме? Сколько звуков будет, если мы ее поделим пополам? Учащиеся понимают, что 7 звук – это просто вторая половина гаммы, а чтобы, не высчитывая, его правильно найти, я предлагаю играть ее в трехдольном размере, в котором 6 звуков соответствуют счету 1 и 2 и 3 и.

Также следует следить, чтобы учащиеся не поднимали высоко пальцы, при переходе третьего пальца с одной черной клавиши на другую использовать минимум движений.

Ломаные арпеджио хоть и очень похожи на короткие, но всегда вызывают особенную трудность при исполнении: в них сложно следить и за звуками и за пальцами одновременно. Поэтому я на нотном стане рисую ломаные арпеджио, после чего становится понятным то, что эти арпеджио постоянно играются на повторах двух последних звуков, необходимо только следить за правильными пальцами.

В коротких арпеджио рука рисует полукруг вверх от первого звука к последнему, совершая своего рода круговые объединительные движения. На последнем звуке ладонь раскрывается и делает замах на первый, при этом точно целясь, избегая шлепка по клавише. В ломаных арпеджио движения те же, за исключением того, что полукруг рука рисует через низ.

При работе над арпеджио необходимо обязательно следить, чтобы исполнение проводилось на legato, так как обычно из-за небольшой растяжки учащиеся играют их резко с грубыми толчками.


V. Практическая часть

-«Давай послушаем твою гамму»

Ученик исполняет.

Гамма исполнена в среднем темпе поверхностным звуком.

-«Мансур, давай попробуем исполнить гамму в медленном темпе и плотным звуком, а также обрати внимание на смену позиций. Как ты считаешь, какой палец может здесь тебя подвести?»

-«Смена позиции происходит благодаря подмене первого пальца, на него надо обратить особое внимание»

Выясняем, что смена позиций происходит благодаря подкладыванию первого пальца. Это составляет трудность, так как неудачно подложенный первый палец «рвёт» гамму на куски. Этот момент отрабатывается отдельно, и при хорошей шлифовке его в дальнейшей игре гамм он не мешает. Что же нужно делать, чтобы всё шло гладко и ровно? В первую очередь, следим за самой рукой. Локоть и плечевая часть руки не должны выворачиваться в сторону подкладывания пальца. Первый палец заранее подводится к клавише, которую ему нужно взять. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть, предслышать следующую ноту, способ её извлечения.

Чтобы гамма стала интересной и красочной, а не оставалась сугубо инструктивным упражнением, мы прибегаем к следующей хитрости – динамике. Ну, здесь все элементарно просто: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Здесь нужно добавить также охватывающее движение руки. Рука как бы отталкивается от первого звука и «летит» к верхушке, а потом обратно. Движение руки напоминает движение смычка. Впереди идёт рука, а пальцы за ней следом, наверху описываем поворот круговым движением, идём вниз – теперь пальцы впереди, а рука следом (смена смычка). Движение руки плавное, наклон руки в сторону движения.

Такими приёмами можно проработать гаммы в терцию, дециму, хроматическую гамму и сделать их немного интереснее и занимательнее чем просто упражнения.

В каких технических формулах руки не всегда звучат вместе? Особенно отчётливо этот недостаток слышен в хроматической гамме. Можно поучить эту гамму с акцентами по две ноты (сначала акцентируем первую ноту, а при повторном проигрывании делаем акцент на второй ноте), затем по три с акцентами на первую, вторую, третью ноты, по четыре ноты с акцентами на первую, вторую, третью и четвёртую ноты и т.д. При всей этой работе необходим слуховой контроль над качеством звука: не толкаться, а погружаться в дно клавиши, ощущая в кисти «пружинку».

Аккорды.

-«Мансур, как ты считаешь, сколько звуков должно быть в аккорде – три или четыре?»

-«Четыре, потому что трехзвучные аккорды играются в основном в школе, или учащимися с маленькой рукой»

-«Хорошо, приступим к работе»

Здесь для нас основным условием является одновременность взятия нот. Ученик справляется с этим неплохо. Предлагаю ученику представить этот интервал как нечто небольшое и округлое. И этот небольшой и округлый предмет нужно взять в ладонь, перенести и вложить в клавиатуру. Во время переноса следим за тем, чтобы рука была мягкой, дышащей, пальцы собраны. Пальцы раскрываются непосредственно перед погружением в клавиатуру. После погружения проверяем состояние рук – первый и пятый пальцы держат друг друга, в кисти ощущаем «пружинку». Следим, чтобы кончики пальцев не распускались, а подтягивались в ладонь. Одновременно с этой работой ставлю задачу проследить глазами следующий аккорд – игра с подготовкой.

Арпеджио.

-«Мансур, как ты считаешь, что самое главное в коротких арпеджио?»

-«Очень важно следить за 4-ми пальцами и гибкостью руки»

- «Как ты думаешь, какой аккорд может представить сложность в правой руке?»

-«Квартсекстаккорд»

-«Почему?»

-«Очень часто учащиеся берут на 3 ступень третий палец, и за этим необходимо тщательно следить»

В коротком арпеджио продолжаем работать над кистевым движением. Работая в медленном темпе, следим, чтобы палец, отыграв свой звук, вовремя покидал клавишу, переводить руку в позицию, максимально удобную для работы следующего пальца. Играя вверх, останавливаемся на пятом пальце, играя вниз – на первом пальце. В таком положении проверяем, чтобы рука была совершенно свободной. Не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки. Длинное арпеджио необходимо исполнять как ровную, непрерывную мелодическую линию. И здесь опять возникает вопрос о подкладывании и перекладывании первого пальца. От первого пальца потребуется ещё большая гибкость и ловкость, чем при исполнении гамм. После того, как первый палец произвёл подкладывание, нужно сразу же перенести ладонь через первый палец, чтобы рука заняла своё место над следующей позицией. Прошу ученика исполнить длинное арпеджио в медленном тепе, обращая внимание на работу первых пальцев. Пробуем прибавить темп. Выясняем, что здесь игра с тщательным подкладыванием первого пальца сменяется позиционной игрой. Предлагаю поучить длинное арпеджио «пробежками» (игра с остановками). Делим арпеджио на группы по четыре звука. Сначала играем с остановкой на первых звуках каждой группы. На «остановках» проверяем состояние рук и внутренним слухом пытаемся услышать следующую «пробежку». Далее совершаем такие же «остановки» на вторых, третьих и четвёртых звуках групп.








VI. Закрепление полученных навыков и рефлексия


Краткое повторение пройденного на уроке материала



Рефлексия содержания материала:

-«Мансур, какие чувства и эмоции ты испытывал на уроке? Было ди тебе интересно?»

-«Да, мне было очень интересно, я ни на минуту не отвлекался и был во внимании на протяжении всего урока»

-«Расскажи пожалуйста, какие сложности ты испытал на уроке?»

-«В целом, на уроке мне не было сложно за исключением аккордов короткого арпеджио»

-«А что именно в арпеджио тебе было дискомфортно?»

-«Одновременное внимание на четвертых пальцах и на гибкости руки»

-«Как ты считаешь, какие методы работы можно использовать для отработки этих приемов?»

-«Я думаю нужно крепко выучить аппликатуру, и после этого уже следить за гибкостью кисти»



Самоанализ (критерии самооценки)


- «Мансур, я предлагаю тебе вспомнить все, чему ты научился на уроке, проанализировать свою работу и самостоятельно поставить себе оценку, основываясь на общеизвестных традиционных критериях оценки (технического зачета). Как ты считаешь, какому уровню соответствует твоя сегодняшняя работа на уроке?»

-«Я хорошо знаю текст и аппликатуру, при исполнении гаммы у меня не было остановок и скорость исполнения гамм и упражнений была достаточно высокая. Исходя из этого я могу рассчитывать на отличную оценку»


«Мансур, расскажи чему ты научился на уроке? Понравился ли тебе урок?»

1.Да, урок мне очень понравился. Сегодня я узнал о важном навыке позиционной игры

2. Я научился правильной постановке руки в коротких арпеджио

3.Я смог понять, какие важные движения выполняет рука, кисть, пальцы при игре гамм

4. Я научился играть технические упражнения более ловко и гибко



VII. Домашнее задание


Закрепить теоретическую часть темы, отработать аппликатуру, следить за положением кисти, локтя, мягким и глубоким звуком, активностью кончиков пальцев. Отработать освоенные приемы на новой гамме.



VIII. Заключение


Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу. Чем больше освоено различных приемов в работе с учеником, тем лучше будет техника исполнительства. Главное условие: темп с медленного до быстрого увеличиваем постепенно, а если в быстром постигает неудача, обязательно возвращаемся к медленному и среднему. Технический материал не должен терять музыкального содержания. Игра этюдов, тренировка технических элементов должна проводиться хорошим звуком, с осмысленной фразировкой каждого мотива. Так как всякая техническая тренировка построена на многократном повторении упражнения, нужно освежать слуховой контроль. Полезно играть в разных регистрах, менять динамические оттенки, штрихи, оживляя таким разнообразием классную и домашнюю работу.



IX. Список методической литературы:


1. Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”,

2. И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” Советский композитор, 1992 г;

3. Л.Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г.,

4. И. Мухина, С.Яблокова “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

5. Е.М.Тимакин "Воспитание пианиста"

6. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

7. Г.М. Цыпин "Обучение игре на фортепиано»

8. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!