СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение интерактивного курса «финансовая грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2018 годах, стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.

Надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния.

Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Обучающимся оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.

Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку  наличных денежных  средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.

Программа разработана на основе  Конституции Российской Федерации,  Конвенции  ООН о правах  ребенка,  Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом  региональных, национальных  потребностей  народов Российской Федерации.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение интерактивного курса «финансовая грамотность»»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымский колледж общественного питания и торговли»




УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

___________ Н.И. Шестопалова

«___» __________ 20___






МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


























Симферополь, 2017



Разработчики: Матвиенко Ольга Вячеславовна – преподаватель высшей квалификационной категории «Крымский колледж общественного питания и торговли»


Рецензент:


Рассмотрен на заседании ПЦК «Земельно-имущественные отношения» рекомендован к утверждению Председатель ПЦК ___________ «____» ________________20__ г
































Пояснительная записка


Одной из задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2018 годах, стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.

Надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния.

Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Обучающимся оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.

Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.

Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.


Программа направлена на обеспечение:


 формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

 равных возможностей получения качественного образования;

 реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности

 воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно- значимой деятельности;

 создание условий для развития и самореализации обучающихся.





Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.


Задачами реализации программы являются:


1. Обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися

2. Создание условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,

3. Самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;

3. Обеспечение условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;

4. Создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

5. Создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;

6. Создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.


  1. Общая характеристика учебного курса


Учебный курс «Бюджетная грамотность» состоит из следующих разделов:


Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;

Раздел 3. Выбор финансового посредника. Депозит и кредит

Раздел 4. Государственный бюджет. Страхование


В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:

1. Приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;

2. Описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;

3. Описывать ключевые статьи государственного бюджета России;

4. Объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;

5. Анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;

6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

7. Находить и оценивать экономическую информацию;

8. Рационально планировать семейный бюджет;

9. Оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя,

члена семьи и гражданина;

10. Осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической

деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и

государства;

11. Осваивать различные способы решения экономических задач;

12. Рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам.

13.Обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.


В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:

1. О формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;

2. Об экономической деятельности фирм и государства;

3. О формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.


В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

 в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

 в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

 в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;

 в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.


Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных

особенностей характера, мышления, темперамента;

2 Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих

тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

3. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,

частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности;


Т.к курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметами «Основы экономической теории», «Экономика организации», «Деньги финансы и кредит», «Осовы экономики, менеджмента и маркетинга», «Страхование», студентами получены базовые знания по дисциплинам экономического и финансового цикла. Курс проводится на классных часах с целью получения более глубокой и детальной информации по вопросам финансовой грамотности не входящих в рабочие программы учебных дисциплин с помощью интерактивных методик обучения: деловые игры, треннинг, моделирование ситуаций и т.д.

На проведение курса отводится 10 часов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


4.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

4.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно -познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты:


Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

1. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу. М.: Вита-Пресс, 20102

2. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2013.

3. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2012.

4. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. – М.: Юристъ, 2014.

5. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. Изд. - М.: Теис, 2015.

6. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2013.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

8. Федоров Б.Ф.. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд.: Питер, 2014.

9. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От 31.01.2012 "Об утверждении федерального компонента государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.


Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование и дидактические пособия:

- слайдовые презентации по отдельным темам;

- тестовые задания по разделам;

- индивидуальные карточки по отдельным темам.


Информационно-образовательные ресурсы:

1.http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf – А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.

2. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.

3. http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

4. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.

5. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.

6. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».

7. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.

8. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство Президента России.

9. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.

10. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.

11. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

12. www.cbr.ru – сайт Банка России.

13. www.fcsm.ru – сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.

14. http://www.eeg.ru/ – сайт МФ РФ статистика.

15. Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы (http://mosmetod.ru) .


Раздел программы Материал на сайте http://mosmetod.ru/

Бюджет частного домохозяйства

Урок "Рациональный потребитель"

Деньги и основы денежной политики

Урок "Деньги, происхождение денег, функции денег"

Урок "Банки. Банковская система"

Государственный бюджет

Урок «Государственный бюджет»

Предпринимательство для всех

Урок «Создание своего бизнеса»

Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

- компьютер;

- проектор;

- системы электронного голосования;

- мультимедийная техника;

- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и

фотооборудование и т.д.).


Планируемые результаты изучения курса.

1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;

2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;

3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;

4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования;

5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;

6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовойбезопасности обучающихся;

7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.


Формирование компетенций:

 в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

 в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

 в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию,

 в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.


13





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!