Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымский колледж общественного питания и торговли»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР
___________ Н.И. Шестопалова
«___» __________ 20___
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Симферополь, 2017
Разработчики: Матвиенко Ольга Вячеславовна – преподаватель высшей квалификационной категории «Крымский колледж общественного питания и торговли»
Рецензент:
Рассмотрен на заседании ПЦК «Земельно-имущественные отношения» рекомендован к утверждению Председатель ПЦК ___________ «____» ________________20__ г
Пояснительная записка
Одной из задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2018 годах, стала разработка особого документа – «Бюджет для граждан», с помощью которого каждый гражданин сможет разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы.
Надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния.
Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Обучающимся оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.
Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.
Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.
Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.
Программа направлена на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
равных возможностей получения качественного образования;
реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностной и общественно- значимой деятельности;
создание условий для развития и самореализации обучающихся.
Цель реализации программы:
Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.
Задачами реализации программы являются:
1. Обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися
2. Создание условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,
3. Самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
3. Обеспечение условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
4. Создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
5. Создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
6. Создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Бюджетная грамотность» состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;
Раздел 3. Выбор финансового посредника. Депозит и кредит
Раздел 4. Государственный бюджет. Страхование
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:
1. Приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
2. Описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
3. Описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
4. Объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
5. Анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
7. Находить и оценивать экономическую информацию;
8. Рационально планировать семейный бюджет;
9. Оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина;
10. Осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и
государства;
11. Осваивать различные способы решения экономических задач;
12. Рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам.
13.Обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:
1. О формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
2. Об экономической деятельности фирм и государства;
3. О формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
2 Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
3. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
Т.к курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметами «Основы экономической теории», «Экономика организации», «Деньги финансы и кредит», «Осовы экономики, менеджмента и маркетинга», «Страхование», студентами получены базовые знания по дисциплинам экономического и финансового цикла. Курс проводится на классных часах с целью получения более глубокой и детальной информации по вопросам финансовой грамотности не входящих в рабочие программы учебных дисциплин с помощью интерактивных методик обучения: деловые игры, треннинг, моделирование ситуаций и т.д.
На проведение курса отводится 10 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
4.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
4.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно -познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
1. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу. М.: Вита-Пресс, 20102
2. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2013.
3. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2012.
4. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. – М.: Юристъ, 2014.
5. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. Изд. - М.: Теис, 2015.
6. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2013.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
8. Федоров Б.Ф.. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд.: Питер, 2014.
9. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От 31.01.2012 "Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование и дидактические пособия:
- слайдовые презентации по отдельным темам;
- тестовые задания по разделам;
- индивидуальные карточки по отдельным темам.
Информационно-образовательные ресурсы:
1.http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial-literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf – А. Горячев, В. Чумаченко, Финансовая грамота, М., 2009 г.
2. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
3. http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
4. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой процентной ставке? ЦБ РФ, М.
5. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
6. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».
7. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
8. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство Президента России.
9. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.
10. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.
11. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
12. www.cbr.ru – сайт Банка России.
13. www.fcsm.ru – сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.
14. http://www.eeg.ru/ – сайт МФ РФ статистика.
15. Сайт Городского методического центра Департамента образования города Москвы (http://mosmetod.ru) .
Раздел программы Материал на сайте http://mosmetod.ru/
Бюджет частного домохозяйства
Урок "Рациональный потребитель"
Деньги и основы денежной политики
Урок "Деньги, происхождение денег, функции денег"
Урок "Банки. Банковская система"
Государственный бюджет
Урок «Государственный бюджет»
Предпринимательство для всех
Урок «Создание своего бизнеса»
Компьютерная техника и интерактивное оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- системы электронного голосования;
- мультимедийная техника;
- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и
фотооборудование и т.д.).
Планируемые результаты изучения курса.
1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного курса: развитие общей культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;
4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации семейного бюджета, расширению горизонта планирования;
5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;
6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовойбезопасности обучающихся;
7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.
Формирование компетенций:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию,
в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
13