СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение " Венская классическая школа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Венские классики создали высокий тип инструментального цикла, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение " Венская классическая школа"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»







Методическое сообщение

«Венская классическая школа»

преподаватель М.В. Зрянина



























г. Ивангород

2023 год



Венская классическая школа тесно связана с идеями просветительства как совокупностью мировоззренческих и стилевых особенностей, так и демократической направленности. Идеи Просвещения, охватившие европейское искусство 18 века, нашли своеобразное отражение в деятельности передовых людей различных стран. В Австрии они (помимо естественного и закономерного влияния французского просветительства)получили толчок к интенсивному развитию в период так называемого «просвещенного абсолютизма» Иосифа II. Под влиянием вспыхивавших в разных областях многонациональной страны крестьянских волнений австрийское правительство вынуждено было пойти на некоторые либеральные уступки, вплоть до освобождения крестьян от кабальной зависимости. Но это казалось лишь видимостью, так как подобная мера явилось средством оградить дворян-помещиков от угрозы большой крестьянской войны и сохранить дворянскую монархию.

Деятели австрийского Просвещения сочувствовали положению народа. Они выдвигали идею всеобщей справедливости, мечтали о светлом будущем, находились в оппозиции к официальным догматам церкви. Их взгляды оказали существенное воздействие на формирование мировоззрения композиторов венской классической школы.

Вынужденные находиться на придворной службе у аристократической знати или служить в церквах, удовлетворяя по необходимости часто отсталые вкусы коронованных и титулованных властителей, передовые музыканты-художники правдиво отражали в своей музыке окружающую действительность в типических, обобщенных образах.

Кипучая и многообразная жизнь, полная радостей и печалей, и душевный мир человека, драматические коллизии и сценки из народного быта, скорбные раздумья и картинки природы – все это нашло своеобразное воплощение в произведениях венских классиков. Присущий им высокий гуманизм определяет жизнеутверждающую эмоциональную и идейную направленность их искусства. Венским классикам свойственна глубокая и искренняя вера в торжество разума и справедливости, в светлое будущее. Оптимизм творчества Гайдна и Моцарта заключается в ясном, гармоническом взгляде на мир.

Веские классики создали тот высокий тип инструментального цикла , в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В гайдновских и моцартовских симфониях, концертах, квартетах, сонатах, написанных в традиционных, исторически уже сложившихся формах, определяющим началом всегда было содержание. Форма же при сохранении всех структурных закономерностей, оказывалась достаточно гибкой и каждый раз как бы заново творилась в полном соответствии с образным содержанием, с теми жизненными процессами, которые находили отражение в музыке.

Форма и содержание в произведениях венских классиков составляли высокое эстетическое единство. При этом тематический материал никогда не был абстрактным, нейтрально-безразличным, напротив, он отличался образной рельефностью, выразительностью, индивидуальной характерностью, а потому резко запечатлевается в сознании слушателя и запоминается.

Но индивидуальная характерность тематизма венских классиков всегда органически сочетается с его обобщенностью. У них нет натуралистической передачи единичного, случайного явления жизни, а достигнуто обобщенное художественное воплощение явлений типических, существенных, близких пониманию многих людей. Поэтому до сих пор музыка венских классиков пользуется популярностью в самых широких слушательских кругах.

Гармонический язык венских классиков, базирующийся на принципе функциональности тонико-доминантово-субдоминантовых соотношений, обнаруживает большие богатства в области тематических и ладовых контрастов, тональных и модуляционных планов, непосредственных сопоставлений далеких тональностей и т.п. И хотя для них характерно в основном гомофонно-гармоническое мышление, все же полифония служила им важным средством выразительности (особенно в крупных формах).

Полифоническое мастерство В.А. Моцарта является одним из высших достижений в этой области.













Используемая литература:

Б. Левик – «История зарубежной музыки» издательство «Музыка» 1966 г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!