СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Развитие интереса к музыке у детей в семье"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка является одним из факторов, способных повысить уровень творческого восприятия литературы, изобразительного искусства, театра и кино.

Музыкальное воспитание в семье имеет исторические корни. Возникнув в эпоху Петра I, во второй половине XVIII века, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становилось обязательным. Домашнее музицирование начиналось еще до поступления в школу и продолжалось параллельно школьным занятиям.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Развитие интереса к музыке у детей в семье"»



















Методическое сообщение

Развитие интереса к музыке у детей в семье

Докладчик: Урываева Л. Н.

преподаватель фортепиано

высшей квалификации





















2022 г.

Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания

невозможно полноценное

умственное развитие ребенка.

В. Сухомлинский.



Развитие интереса к музыке у детей в семье.

Методическое сообщение.



Детские годы – это период интенсивного развития, когда накопление различных впечатлений способствуют формированию личности ребенка.

Именно в семье закладываются нравственные ценности, формируется физическое и психическое здоровье.

Семья, окружающая ребенка и ежесекундно влияющая на него, воздействует на него всем: укладом быта, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, отношением к окружающему. Семья давала ребенку первые познания в литературе – сказки, которые непременно рассказывались, книжки с картинками, которые надо научить рассматривать. Испокон веков семья считалась первым воспитателем. А теперь эти функции переданы детскому саду, школе. А сегодня у матери нет времени уделить своему ребенку столько внимания, сколько нужно: работа, магазины, домашние дела.

Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей, как это доступно искусству.

Музыка является одним из факторов, способных повысить уровень творческого восприятия литературы, изобразительного искусства, театра и кино. Работа над координацией движения, выразительность исполнения помогают избавиться от внутренних комплексов и приобрести уверенность в себе. Музыка достает из самых потаенных уголков нашей души то лучшее, что в нас есть, заставляет быть добрее, отзывчивее. Хорошо, когда формирование этих качеств начинается с раннего детства. Основные задачи при этом: обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Желательно, чтобы маленького человека окружала атмосфера музыки с пеленок. Это должна быть негромкая мелодичная музыка, не мешающая и не раздражающая: произведения Баха, Моцарта, Чайковского и др.

Когда малыш становится старше, поставьте ему диск со сказкой, сопровождаемой хорошей музыкой. Пойте с ребенком песенки, сочиняйте их сами. У детей формирование вокальных мышц начинается только к 7-8 годам, а заканчивается лишь в 12-13 лет. Младшие школьники поют за счет натяжения голосовых связок, поэтому родителям важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик, хорошо, если взрослые будут петь вместе с ребенком.

Если слух ребенка воспитан на хорошей музыке, к 5-6 годам у него совершенно естественно возникает желание начинать учиться самому играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Целесообразно организовывать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание , игру на детских музыкальных инструментах, движения под музыку), домашние концерты, семейные праздники. Домашнее музицирование не только объединяло людей, но и воспитывало. Сегодня такие встречи – редкость. Уткнувшись в свой телефон, слушают только свою музыку, а это не заменит общения, этого духовного соединения людей.

Семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Необходимо подготовить почву для воспитания музыкального интереса своим вниманием к музыкальным занятиям и успехам детей, полезными советами и соответственным участием в этих занятиях. Не менее важно создание дома благоприятного музыкального микроклимата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные произведения доставляют им радость, улучшают настроение.

Не следует навязывать свои впечатления ребенку. После прослушивания или просмотра поделиться впечатлениями с детьми о том, понравилось ли исполнение, что больше всего произвело впечатление.

На восприимчивую психику ребенка могут оказать большое влияние яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг и рассказов о жизни музыкантов, их творчестве, отдельных музыкальных произведениях помогут углубить интерес у детей к музыкальному искусству.

Особенно действенным музыкальное воспитание будет тогда, когда ребенок станет играть на музыкальном инструменте, так как в процессе учебы будут формироваться правильные музыкальные взгляды. Ребенок, начинающий учиться в музыкальной школе, первое время выглядит беспомощным, а родители бывают нетерпеливы и ждут быстрых успехов.

Не следует спешить, подгонять ребенка, пусть он дома больше выдумывает, импровизирует. Если станете интересоваться тем, что нового он узнал на уроке, радоваться этому вместе с ребенком, если начнете слушать настоящую музыку и приучите к этому ребенка, положительный результат очень скоро увидите, так как заинтересованность, участие в деле всегда объединяют людей.

Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский и другие. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.

Музыкальное воспитание в семье имеет исторические корни. Возникнув в эпоху Петра I, во второй половине XVIII века, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом становилось обязательным. Домашнее музицирование начиналось еще до поступления в школу и продолжалось параллельно школьным занятиям.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Никогда еще музыка не была столь доступна буквально каждому, имеющему сотовый телефон. И часто превалируют произведения развлекательного жанра. Радио, телевидение, кино, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей.

А родителям всегда хочется видеть своего ребенка культурным, образованным человеком с доброй, чуткой душой. Этого можно добиться постоянным общением с искусством. Счастлив бывает тот, кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся ее через всю свою жизнь.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кременштейн Б. – Постскриптум. Записки педагога – М: Классика – XXI, 2009.

  2. Юдовина Т. – Гальперина – Музыка и вся жизнь – СПб, 2007.

  3. Смирнова Т. И. – Воспитание искусством или Искусство воспитания – М, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!